Индекс УДК 338.22
Дата публикации: 28.07.2022

Институциональный анализ теневой экономики в России

Institutional analysis of the shadow economy in Russia

Потапенко А.В.
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии
Potapenko A.V.
candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Customs Economics, St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy
Аннотация: В статье рассматривается категория «теневая экономика». Анализируется динамика теневой деятельности в России. Показан рейтинг крупнейших теневых экономик мира. Доказано, что рост масштабов теневой деятельности угрожает экономической безопасности страны. Обозначена потребность в борьбе с нелегальной деятельностью со стороны государства.

Abstract: The article deals with the category "shadow economy". The dynamics of shadow activity in Russia is analyzed. The rating of the largest shadow economies in the world is shown. It has been proven that the growth of the scale of shadow activity threatens the economic security of the country. The need for the fight against illegal activities on the part of the state is indicated.
Ключевые слова: теневая экономика, теневая деятельность, государство, налоги, бюрократизм

Keywords: shadow economy, shadow activity, state, taxes, bureaucracy


Экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта, называется теневой экономикой. Теневая деятельность препятствует эффективному использованию экономических ресурсов, тормозит экономический рост и снижает качество жизни общества. Правительства государств мира пытаются воздействовать на теневую экономику различными способами: начиная со сбора информации о масштабах и сферах незаконного сектора, количестве занятого в нем населения, объемах производства, и, заканчивая поиском причин ухода предприятий в тень.

 Сегодня теневые отношения приобрели устойчивые формы взаимодействия экономических агентов друг с другом, превратив теневую экономику в отдельный институт государства. Институциональный анализ теневой экономики вышел за пределы формальных «правил игры» и имеет как отрицательные стороны, так и положительные эффекты.

Исходя из того, что единого устоявшегося определения данный термин не имеет, под теневой экономикой понимают, в первую очередь преступную, криминальную и др. аналогичную деятельность. Связано это не с недостаточностью научного познания в данном вопросе, а в природе самой проблемы.

Обратимся к истории: в 1977 г. американский экономист П. Гутман в статье «Подпольная экономика» указал на необходимость оценки теневой экономики и борьбы с ней; в 1989 г. Эрнандо де Сото в работе «Иной путь» обратил внимание на проблему ухода предприятий в «тень», вызванную ростом налогового бремени; Джон Блэк определил теневую экономику как деятельность, скрытую от налоговых и прочих государственных учреждений;  К. Пасс, Б. Лоуз и Л. Дэвис доказывают, что теневая экономика – это незаконная деятельность, не учитываемая в валовом продукте страны;  Фридрих Шнайдер и Доминик Энст настаивают, что это скрытая от налогообложения деятельность [1, с. 128]. Подходы зарубежных экономистов сводятся, как видим, к тому, что теневая экономика – это деятельность, скрытая от прямого статистического учета и налогообложения.

Российские ученые Ф. Ф. Глисин и Ж. Е. Лукашина акцентируют внимание на  неконтролируемые и нерегулируемые как противоправные, так и законные виды экономической деятельности. Похожая точка зрения у В.М. Есипова, который также обращает внимание на недоступность экономической информации для ее получения открытыми контрольными методами [1, с. 129].

Представленные трактовки термина «теневая экономика» достаточно узкие и не описывают многоаспектность рассматриваемого понятия.

Обратимся к более емкому определению: теневая экономика – это нелегальная неконтролируемая государством деятельность хозяйствующих субъектов по получению прибыли, негативно сказывающаяся на экономике страны и благополучии общества в целом. Классификация видов теневой экономики представлена в табл. 1.

Таблица 1

Классификация видов теневой экономики [2, с. 54]

Теневая экономика
с точки зрения официальной отчетностис точки зрения правового государства
скрытая экономика – это деятельность по сокрытию статистической отчетностификтивная экономика – это несуществующая деятельность, но отраженная в отчетности«белые» рынки – деятельность по извлечению прибыль через узкие места в законодательстве, на суде может быть признана легальной«серые» рынки – это незаконная деятельность, пресекаемая административными и уголовными мерами«черные» рынки – это криминальная деятельность, которая несет опасность жизни людей
коррупция – это деятельность, заключающаяся в умышленном использовании должностными лицами доверенных им прав и властных полномочий для личного обогащения

Структура теневой экономики наглядно демонстрирует тот факт, что теневой сектор тесно переплетается с легальной деятельностью и является ее составной частью.

Теневая деятельность сопровождается множеством негативных последствий, среди которых, однако, можно выделить и положительные стороны (табл. 2).

Таблица 2

Положительные и отрицательные аспекты влияния теневой экономики

Положительные стороныОтрицательные стороны
·  эффективность теневого сектора выше, чем легально действующих предприятий;

·  уход в «тень» позволяет избежать банкротств;

·  создание дополнительных рабочих мест, способствующее росту занятости населения, снижению социальной напряженности в обществе;

·  инвестирование теневых доходов в другие отрасли экономики.

·    создает препятствия для воспроизводства рабочей силы и эффективной работы официальной экономики;

·    препятствует здоровой конкуренции и функционированию рыночного механизма, ущемляя интересы потребителей;

·    ухудшает финансовое положение страны, деформирует структуру государственного бюджета;

·    нарушает международные и внешнеэкономические связи государства;

·    снижает налоговые поступления в бюджет, искажая налоговую и кредитно-денежную системы страны;

·    отрицательно влияет на отраслевую структуру экономики, сдерживает экономический рост;

·    тормозит работу перспективных легальных предприятий;

·    создает барьеры для повышения рентабельности и продуктивности предприятий официальной экономики;

·    стимулирует коррупцию, бюрократизм и преступность в обществе, разрушая социально-психологическое здоровье нации.

Масштабы теневой экономики влияют на экономические последствия от нелегальной деятельности, положительный эффект снижается при параллельном росте отрицательного при значительном превышении оптимального уровня, который составляет около 15% [3, с. 6].

Объективной причиной стремительного роста теневой экономики является переход от бюрократической, командной системы управления к рыночной. Смена общественного строя сопровождается и сменой старой морали.

По данным за 2020 г. РФ заняла 49-е место (38,42% от ВВП) в рейтинге теневых экономик стран мира (рис. 1).

Рисунок 1 – Объем теневых экономик мира, % от ВВП страны [4]

Возглавляют рейтинг Грузия – 64,87% от ВВП, Боливия – 62,28% от ВВП, Зимбабве – 60,64% от ВВП. Хуже, чем в РФ ситуация обстоит на Украине – 44,80% от ВВП, Беларуси – 44,52% от ВВП, Казахстане – 38,88% от ВВП. На 141 месте разместился Китай (14,67% от ВВП). Лучшие показатели представлены в Германии – 11,97% от ВВП, Сингапуре – 11,90% от ВВП, Новой Зеландии – 11,70% от ВВП, Великобритании – 11,08% от ВВП, Нидерландах – 10,77% от ВВП, Люксембурге – 10,67% от ВВП, Японии – 10,41% от ВВП, Австрии – 8,93% от ВВП, США – 8,34% от ВВП, Швейцарии – 7,24% от ВВП.

Размер теневого сектора по отношению к ВВП России в 2020 г. превысил динамику предыдущих лет. В течение первых десятилетий XXI столетия объем теневой экономики нашей страны составлял в среднем 33% от ВВП [рассчитано автором по: 5], т.е. за указанный период размах теневой экономики не опускался ниже 30% от ВВП. Данная цифра значительно выше допустимого показателя (15%), т.е. положительный эффект работы в тени вытесняется множеством негативных для экономики страны последствий.

Среди факторов, определяющих масштабы теневой деятельности в России, выделяют:

  • высокие налоги;
  • неуверенность в завтрашнем дне, изменения в законодательстве;
  • низкие доходы в официальном секторе;
  • попытки избежать чрезмерного государственного регулирования;
  • излишний бюрократизм;
  • риск закрытия деятельности государством.

По данным Росстата занятость населения в теневом секторе увеличивается (рис. 2).

Рисунок 2 – Доля теневой экономики в общем числе занятого населения РФ, % от общего числа занятых [6]

В 2019 г. больше всего теневых операций совершалось в секторах:

  • операции с недвижимым имуществом 6,3% ВВП;
  • сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство 1,4% ВВП;
  • торговля, ремонт автотранспорта и мотоциклов 1,4% ВВП;
  • строительство 0,9% ВВП;
  • обрабатывающие производства 0,7% ВВП;
  • деятельность домашних хозяйств как работодателей, их производство для собственного потребления 0,5% ВВП;
  • административная деятельность 0,4% ВВП;
  • транспортировка и хранение 0,3% ВВП;
  • профессиональная, научная и техническая деятельность 0,2% ВВП;
  • добыча полезных ископаемых 0,1% ВВП [7].

Отраслевыми лидерами теневой экономики стали операции с недвижимостью, сельское хозяйство, торговля и строительство.

Усиление неформальных теневых отношений и институтов в различных секторах экономики может привести к социальной дифференциации населения, росту преступности и коррупционной составляющей в жизни общества, снижению конкурентоспособности на мировом рынке, торможению научно-технического прогресса, оттоку капитала из страны, ослаблению политической мощи власти, потери доверия населения к правительству, появлению внутренних офшор. Эти и многие другие негативные явления вместе угрожают экономической безопасности страны.

Пресечение теневой экономики требует принципиальных институциональных изменений, корректив законодательной базы, привлечения населения к социальной ответственности, повышения доверия к власти, влияния на массовое сознание, создания формальных институтов, проведения политики, направленной на рост благосостояния граждан, и др.

Основным инициатором борьбы с нелегальной деятельностью на сегодняшний день является государство, которое может обеспечить:

  • комплексную систему контроля над экономикой в целом;
  • благоприятные условия для функционирования легального предпринимательства;
  • усовершенствованную нормативно-правовую базу;
  • социальную политику, направленную на повышение жизненного уровня граждан;
  • оперативно-розыскные работы правоохранительных органов;
  • воспитательную деятельность, связанную с культурными изменениями, повышающими доверие населения к власти и препятствующими распространению теневой экономики.

Библиографический список

1. Минина Т.И., Останина А.Р. Новые подходы к определению понятия теневой экономики как угрозы экономической безопасности Российской Федерации // Хроноэкономика. – 2018. – №3 (11). – С. 128–131.
2. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Манохиной. М.: ИНФРА-М, 2014. – 240 с.
3. Комбаров М.А. Теневая экономика в России как одно из последствий ошибочных элементов экономической политики страны // Human Progress. – 2019. – Том 5. № 1. – 21 с. URL: http://progress-human.com/images/2019/Tom5_1/Kombarov.pdf (дата обращения: 27.08.2021).
4. Рейтинг стран по теневой экономике 2020. URL: https://gidnenuzen.ru/reyting-stran-po-tenevoy-ekonomike-2020/ (дата обращения: 27.08.2021).
5. Теневая экономика в России. URL: http://fincan.ru/articles/94_tenevaja-ekonomika-v-rossii/ (дата обращения: 28.08.2021).
6. Уровень жизни // Российский статистический ежегодник. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397 (дата обращения: 28.08.2021).
7. Старостина Ю. Росстат измерил «невидимую» экономику России. Какие отрасли глубже всего ушли в тень // РБК. 29.08.2019. URL: https://www.rbc.ru/economics/29/08/2019/5d651ed89a79474a0d725030 (дата обращения: 28.08.2021).