Индекс УДК 378.4
Дата публикации: 19.09.2018

Цифровое образование: опыт Омского ГАУ

Digital education: experience of Omsk GAU

Шумакова Оксана Викторовна
Мозжерина Татьяна Геннадьевна
Комарова Светлана Юриевна
1. д.э.н., профессор, ректор
2. к.э.н., доцент, начальник службы управления делами ректората
3. к.с.-х.н., доцент, проректор по образовательной деятельности
ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет
имени П.А. Столыпина»

Shumakova Oksana Viktorovna
Mozzherina Tatyana Gennadyevna
Komarova Svetlana Yuriyevna

1. Dr.Econ.Sci., professor, rector
2. сand.econ.sci., associate professor, chief of service of administration of administration
3. cand. of agricult. sci., vice rector for educational activity
FGBOOU WAUGH «Omsk state agricultural university of P. A. Stolypin»
Аннотация: ключевым элементом цифровой экономики является человек - уровень его компетентности для работы в новых условиях и с новыми технологиями («кадры будущего»). Отсюда, многократно возрастает роль образовательных организаций формирующих цифровую среду деятельности и так называемые цифровые компетенции, основа которых находится в информационной образовательной среде и возможностях ее развития в сетевой форме.

Abstract: a key element of digital economy is the person - the level of his competence for work of new conditions and with new technologies ("future shots"). From here, the role of the educational organizations forming the digital environment of activity and so-called digital competences which basis is in the information educational environment and opportunities of its development in a network form repeatedly increases.
Ключевые слова: цифровая экономика, цифровая информационная среда, модель цифровых компетенций, информационная образовательная среда

Keywords: digital economy, digital information environment, model of digital competences, information educational environment


Введение. Основой человеческого капитала в любой экономической системе и независимо от выбранных приоритетов развития безусловно является образование. В рамках совершенствования условий ведения научной и образовательной деятельности, а также в соответствии с национальными и международными трендами развития образовательной среды, обусловленными потребностями современного общества одной из главных задач в реализации стратегических целей и задач деятельности университета в настоящее время стало формирование электронного информационного пространства в целом и развитие онлайн-обучения в частности. Утверждение в 2017 году на федеральном уровне программы «Цифровая экономика Российской Федерации» дало новый серьезный толчок для работы в этом направлении как на уровне регионов (субъектов Федерации), так и отдельно взятых субъектов экономики. И не случайно в программе заявлено в качестве самостоятельного направление «Кадры и образование», предполагающее разработку новых форм ускоренного образования, направленное на удовлетворение потребности цифровой экономики в кадрах.  Им в том числе предусмотрены разработка перечня ключевых компетенций цифровой экономики, увеличение числа обучающихся по IT-направлениям. «Дорожная карта» направления предусматривает «развитие цифровой грамотности у широких слоев населения», поддержку технологических образовательных проектов. Так, согласно документу, к 2024 году не менее 800 тысяч выпускников системы профессионального образования должны обладать компетенциями в области информационных технологий «на среднемировом уровне», не менее 120 тысяч выпускников системы высшего образования будут готовиться по IT-специальностям. Доля населения, обладающего цифровыми навыками к 2021 году, должна, в соответствии с планом, составить не менее 40% [1]. Современный мир в широком смысле слова являете коммуникативным. В коммуникативном мире с помощью своего цифрового присутствия люди в состоянии искать и обмениваться информацией, свободно выражая идеи, находить и быть найденными, развивать и поддерживать взаимоотношения, находясь в любой точке планеты. Положительным эффектом является повышенный уровень прозрачности и более быстрое взаимодействие между людьми [2]. Отсюда, новая модель обучения современного специалиста  должна базироваться на элементах экономического воспитания, цифровых технологий и на концепции социальной включенности [3].

Объекты и методы исследования. Объектом исследования является процесс цифровизации системы высшего образования. Для проведения исследования были использованы методы изучения и теоретического анализа нормативно-правовой базы, научной литературы по соответствующей тематике, электронных образовательных ресурсов; экспертизы применяющихся на практике образовательных порталов, информационно-образовательных ресурсов.

Экспериментальная часть. Развитие электронного обучения и дистанционных технологий в Омском ГАУ осуществляется по четырем направлениям:

  1. Совершенствование системы управления обучением (LMS – LearningManagementSystem) как основного программного обеспечения для управления процессом освоения учащимися и студентами образовательной программы, распространения (с возможностью удаленного доступа), использования и хранения цифровых образовательных ресурсов.
  2. Обеспечение наличия в цифровой информационно-образовательной среде электронных учебно-методических комплексов по образовательным программам (ОП).
  3. Обеспечение ОП необходимой компьютерной техникой, отвечающей установленным требованиям и современному программному обеспечению.
  4. Обучение педагогического и технического персонала по вопросам организации учебных занятий с помощью информационно-коммуникационных технологий и современного электронного образовательного контента. Формирование необходимых компетенций научно-педагогических работников (НПР) и административного персонала в области современных методик «смешанного обучения», при котором образовательная деятельность осуществляется при помощи как традиционных, так и электронных технологий. Формирование модели цифровых компетенций.

Результаты. Показатели по цифровой образовательной среде университета приведены в таблице 1

 Таблица 1

 Общая характеристика цифровой образовательной среды университета

Наименование показателяХарактеристика показателя
Технологическая

основа ЭИОС

университета

Система управления веб-содержимым «1С-Битрикс: Управление сайтом» Платформа Google Apps для учебных заведений

Система управления обучением с открытым исходным кодом LMS Moodle 2.9

Программный продукт «1С: Предприятие»

АСУ 1С: Университет ПРОФ (управление приемной кампанией)

Доступ

пользователей

к ресурсам ЭИОС

Организован в локально-вычислительной сети университета; обеспечен доступ с любого совместимого устройства посредством сети Интернет

Общая пропускная способность каналов доступа в сеть Интернет составляет 100 Мбит/сек.

Санкционированный

доступ представителей

университета к

внешним ИС, ИАС

Оборудованы в соответствии с предъявляемыми требованиями АРМ; приказами определены лица, имеющие права доступа к ИС, АИС разных уровней из числа обязательных для вузов
Элементы ЭИОС университета
Корпоративный почтовый сервис с функциями электронного документооборота и централизованного файлового хранилища данных университета
Официальный сайт университета в сети Интернет:

— с хостингом для представления персональных страниц филиала, институтов, колледжа, факультетов, кафедр, преподавателей

— с информационным порталом для сотрудников, преподавателей, обучающихся, абитуриентов университета и др. пользователей
Электронная система учета контингента (1С: Университет, ИСПДН Студент, ГИС Контингент)
Автоматизированная система управления приемной кампанией университета ИСУ ОмГАУ
Автоматизированная система управления и планирования учебного процесса в университете
Образовательный портал на базе LMS Moodle 2.9 — ИОС ОмГАУ — Moodle:
— Система организации доступа в ИОС ОмГАУ
Для обучающихся:
«Личный кабинет»:

1) с формированием «портфолио» полученных заданий и архивным хранением выполненных обучающимся работ;

2) с системой индивидуального доступа, обучающегося к учебной и учебно-методической информации по изучаемым дисциплинам, в том числе реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;

3) с системой доступа обучающегося к информационным ресурсам, используемым для организационно-управленческой поддержки процессов (электронный деканат, практики и трудоустройство, профориентация, кураторство).

— Элементы системы обеспечения синхронного и асинхронного взаимодействия между участниками образовательного процесса:

1) форумы (новостной, консультационный) по дисциплинам ОП университета;

2) система внутренних сообщений

— Система электронного автоматизированного контроля остаточных знаний обучающихся
— Электронные журналы оценок по дисциплинам ОП университета
— Доступные обучающимся базы данных «Локальные нормативные правовые акты по вопросам образовательного процесса», «Открытые информационные источники» (онлайн-энциклопедии, официальные сайты ведомственных структур, справочники, статьи, статистика по отраслям сельского хозяйства и пр.)
Для педагогических работников:
«Личный кабинет» с системой персонализированного доступа преподавателей к электронным обучающим курсам по реализуемым дисциплинам, в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
— Доступные педагогическим работникам базы данных «Методический кабинет преподавателя», «Открытые информационные источники» (онлайн-энциклопедии, официальные сайты ведомственных структур, справочники, статьи, статистика по отраслям сельского хозяйства и пр.).
— ЭОР для преподавателей «Автор электронного обучающего курса»
— ЭОР для преподавателей (при освоении ими программ повышения квалификации, реализуемых с частичным применением электронного обучения и дистанционных технологий)
Система «G Suite for Education» используется для осуществления взаимодействия обучающихся и преподавателей посредством электронной почты и осуществления файлового обмена с помощью облачного хранилища данных.
«Электронная библиотека» — электронные информационные ресурсы НСХБ
Сайты НСХБ, других подразделений; индивидуальные сайты НПР университета в сети Интернет
«Университет, открытый региону» — образовательная онлайн-платформа агарного образования и науки
Охват пользователей ИОС ОмГАУ- Moodle7000 пользователей
Материально-

техническая база ЭИОС

52 специализированных аудиторий, 684 ПК в них, 541 — с выходом в Интернет**
Элементы системы

поддержки

реализации основных и дополнительных ОП университета с частичным применением

ЭО и ДОТ

Образовательный портал, построенный на LMS Moodle
Автор электронного обучающего курса (содержит методические и информационные материалы, освещающие различные аспекты использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, в т.ч. ЭО и ДОТ»
Отдел образовательных инноваций управления методической работы, образовательных инноваций, дополнительного образования и

профессионального обучения

Ответственные на факультетах по образовательным программам,

реализуемым с частичным применением электронного обучения и ДОТ

Отдел информационных технологий
НСХБ (электронная библиотека)
Объёмы пополнения ресурсов ЭИОС в 2017 г.
Разработан и размещён в ИОС (LMS Moodle):

— 291 электронный обучающий курс (с применением ДОТ)

— 184 электронных обучающих курса (для организации самостоятельной работы студентов, организации текущего контроля)

База тестовых заданий в ИОС (LMS Moodle) представлена заданиями по дисциплинам 19 направлений подготовки и по 2 специальностям головного вуза, Тарского филиала — по 4 направлениям подготовки, СПО – по 10-и специальностямУвеличены фонды электронной библиотеки университета

В университете активно эксплуатируется образовательный портал, построенный на LMS Moodle. Он используется для реализации основных и дополнительных образовательных программ с частичным применением дистанционных образовательных технологий; как дополнение к основному традиционному учебному процессу, для организации самостоятельной работы студентов, организации текущего контроля; в рамках внутривузовской системы контроля качества обучения и результативности организации учебного процесса; для формирования электронных кабинетов преподавателей и обучающихся (в т.ч. методических); для организационно-управленческой поддержки процессов (электронный деканат, практики и трудоустройство, профориентация, кураторство).

В 2017 году университет запустил процесс интеграции онлайн-курсов в образовательный процесс. МООК «Экспресс-курс: 2D+3D проектирование в AutoCAD» был использован как дополнительный образовательный ресурс (модель MOOK-поддержка) в рамках изучения дисциплины «Основы проектирования с применением автоматизированных программ».

В инфраструктуре волоконно-оптической локальной сети и локально вычислительной сети университета в последние годы произошли качественные изменения: обновлено сетевое оборудование, охват подразделений, оснащенных высокоскоростным доступом к сети интернет и внутренней сети университета, подходит к показателю 100%. В рамках обновления программных продуктов для учебного процесса были заключены партнерские соглашения с поставщиками, что позволит в 2018-2020 годах получать обновления программных продуктов Autodesk на безвозмездной основе. Запущен механизм внедрения систем электронного документооборота в основные организационные и функциональные процессы университета.

В условиях постоянной модернизации цифрового пространства и инфраструктуры университета идет активное формирование информационно-образовательной среды (ИОС) (рис.1); наращиваются темпы практического использования информационно-образовательной среды в организационно-управленческой, методической, научной, учебной работе персонала и обучающихся университета. Общее количество образовательных программ с частичным применением электронного обучения составляет в настоящее время 33 ед., запущено около 300 электронных курсов, вовлечено более 7,0 тысяч обучающихся.

Рисунок 1. Схема информационно-образовательной среды ФГБОУ ВО Омский ГАУ

Главным достижением в области развития информационно-коммуникационных технологий и совершенствования ИКТ-компетенций сотрудников университета является введение в эксплуатацию ИТ-центра коллективного пользования ФГБОУ ВО Омский ГАУ. В Центре оборудовано 7 специализированных аудиторий, в которых располагается парк из 165 автоматизированных рабочих мест различной конфигурации. Современные персональные компьютеры позволяют работать с различным программным обеспечением с повышенными техническими требованиями к аппаратной части ПК. Центр оснащен коворкинг-зоной для организации учебного процесса разной направленности в едином рабочем пространстве. Проводятся различные образовательные мероприятия для школьников с целью дальнейшей ориентации на обучение в университете. Активно реализуются дополнительные образовательные программы для студентов и школьников. Современная инфраструктура центра позволяет эффективно и качественно использовать информационные технологии в жизни университета.

Неотъемлемой частью цифровой среды деятельности научно-педагогических работников и обучающихся является цифровое портфолио (часть цифровой карьерной истории обучающегося) с формированием базы данных полученных заданий и архивным хранением выполненных обучающимся работ; системой индивидуального доступа обучающегося к учебной и учебно-методической информации по изучаемым дисциплинам, в том числе реализуемых с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; системой доступа обучающегося к информационным ресурсам, используемым для организационно-управленческой поддержки процессов (электронный деканат, практики и трудоустройство, профориентация, кураторство), системой электронного автоматизированного контроля остаточных знаний обучающихся, электронные журналы оценок по дисциплинам ОП университета, «Личный кабинет» с системой персонализированного доступа, специальные образовательные ресурсы, электронная библиотека и многое другое. Ключевым элементом в обеспечении данных характеристик образовательного процесса является сетевая информационная образовательная среда. В такой среде осуществляется учебная деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса, фиксируется весь ход и результаты образовательной деятельности [6].

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 предусмотрено «создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней». В университете с 2016 года началась реализация крупного проекта «Университет, открытый региону»: дистанционное обучение, электронное обучение, массовые открытые онлайн-кусы, охватывающего в рамках новой модели профориентационной работы все уровни образования, начиная с дошкольного. В результате чего была создана современная образовательная онлайн-платформа агарного образования и науки, на которой размещен банк   видео-лекций, мастер-классов, циклы статей, презентационные материалы многое другое. В рамках работы с агроклассами, открытыми в количестве 45 ед. на базе общеобразовательных организаций муниципальных районов Омской области, на портале размещаются конкурсные материалы, победители и призеры получают дополнительные баллы при приеме на обучение. Активными пользователями системы являются также представители производства, сельские жители, органы местного самоуправления. Что подтверждает тот факт, что непрерывное образование перестало быть периферией и представляет собой одну из опор всей сферы образования [5, с. 4].

Неотъемлемой частью данной платформы и одновременно с этим абсолютно самостоятельным направлением деятельности университета является информационно-консультационный центр, в рамках которого ведется разработка приоритетных инвестиционных проектов Омской области, проводятся исследования конъюнктуры  региональных отраслевых рынков, заключаются  договоры с крестьянско-фермерскими хозяйствами и индивидуальными предпринимателями, сельскохозяйственными организациями, систематически проводятся  выезды в районы Омской области.  Только в 2017 году информационно-консультационной службой проведено более 300 консультаций и практических рекомендаций производству и практически половина из них с использованием цифровой среды. С 2011 года ученые Омского ГАУ стали активно внедрять теоретические наработки в области геоинформационных систем в практику (рис.2).

Рисунок 2. Схема функционирования ситуационного центра на базе ФГБОУ ВО Омский ГАУ

Снимки для обработки поступают из различных источников, основная часть – это снимки NASA, находящиеся в открытом доступе, и Европейского космического агентства в рамках научного сотрудничества. На сегодняшний день в университете реализуется тема НИР «Разработка технологии выявления комплексности почвенного покрова с целью мониторинга плодородия почв» за счет средств федерального бюджета.

Среди перспективных разработок ученых Омского ГАУ запатентованные авторские технологии, в том числе:

  • технология светотеневой визуализации, которая позволяет дистанционно проводить мониторинг эрозионных процессов, в том числе прогнозировать резкие (катастрофические) изменения рельефа (прорывы дамб);
  • технология анализа спектральных облаков данных, которая позволяет в автоматизированном режиме находить на снимках любые объекты (например, лесные массивы или отдельно стоящие деревья определенной породы, возраста или пораженных определенным видом вредителей и т.д.);
  • технология создания электронных картограмм «точного земледелия» для загрузки в бортовые компьютеры тракторных агрегатов, которая позволяет в 2-3 раза снизить стоимость конечного продукта для потребителя по сравнению с существующими отечественными и зарубежными аналогами.

Заключение. Безусловно, цифровые технологии и онлайн-обучение не заменяют собой образования в широком смысле слова. При этом, они значительно повышают его доступность и эффективность. С этой точки зрения, задача современного университета – используя накопленный опыт и уникальное наследие в комбинации с новыми технологиями организовать процесс обучения и подготовку специалистов высокого качества. В перспективе Омский ГАУ планирует расширять практику применения цифровых образовательных технологий и виртуального обучения, в частности посредством создания цифровой экосистемы университета, распространения цифрового обучения на широкие слои населения, развития цифровой инфраструктуры. Образованию в целом и аграрному образованию, в частности, нужны новые цифровые технологии, применение которых позволит не только повысить качество научной и образовательной деятельности, но и укрепит связи с реальным производством на условиях взаимовыгодного партнерства. Новая модель обучения специалиста должна базироваться на элементах экономического воспитания, цифровых технологий и на концепции социальной включенности [4].

Библиографический список

1. Государственная программа РФ «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.
2. Клаус Шваб. Четвертая промышленная революция: перевод с английского/Клаус Шваб. -Москва: Издательство «Э», 2017. - 208 с.: - (Top Business Awards).
3. Преображенский Б.Г. Формирование инновационной вузовской модели развития в условиях цифровой экономики/Б. Г. Преображенский, Т. О. Толстых, Н. А. Серебрякова//Регион: системы, экономика, управление. -2016. -№ 4 (35). -С. 134-140.
4. Толстых Т.О. Управление инновациями в вузе при реализации принципов непрерывного профессионального образования/Т. О. Толстых//Организатор производства. -2004. -Т. 22. № 3. -С. 102-108.
5. Шмелькова Л.В., Кадры для цифровой экономики: взгляд в будущее // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2016. — № 8(30). — С. 1-4.
6. Шумакова О.В., Мозжерина Т.Г., Крюкова О.Н. Развитие аграрного образования в РФ: системный подход, основанный на современных трендах // Аккредитация в образовании - №6(98), 2017. – С.16-17.