Индекс УДК 33
Дата публикации: 29.09.2022

Специфика управления современной сельской школой

Specific management of a modern rural school

Бюллер Елена Александровна
Кондратьев Алексей Николаевич
Научный руководитель: Хуажева Аминет Шумафовна

1. доцент, к.э.н., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет, кафедра менеджмента,
2. магистрант, ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», магистерская программа «Управление в сфере образования»
3. профессор, д.э.н., ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет, кафедра экономики и финансов

Byuller Elena Alexandrovna
Kondratiev Alexey Nikolaevich
Scientific adviser: Khuazeva Aminet Shumafovna

1. Associate Professor, Ph.D., «Adyghe State University», department of management,
2. undergraduate, «Adyghe State University», master's program «Management in the field of education»
3. Professor, Doctor of Economics, Adyghe State University, Department of Economics and Finance
Аннотация: Сегодня, чтобы сохранить село, необходимо сделать так, чтобы общее образование в сельской местности соответствовало социальным ожиданиям людей, заказу сельского общества, каждой семьи и каждого человека. Для выполнения этого надо вносить изменения в систему управления сельской школы с учетом требований как государства, так и рядовых жителей сел. Управление сельской школой это система, которая должна быть высоко адаптивной к самому объекту управления, она должна помогать добиваться изменений и возможностей обновления.

Abstract: Today, in order to save the village, it is necessary to make sure that general education in the countryside meets the social expectations of people, the order of the rural society, every family and every person. To accomplish this, it is necessary to make changes to the management system of a rural school, taking into account the requirements of both the state and ordinary villagers. Rural school management is a system that must be highly adaptive to the object of management itself, it must help to achieve change and renewal opportunities.
Ключевые слова: управление, управленческая практика, стратегия управления инновационным процессом, образовательная организация, руководитель

Keywords: management, management practice, innovation process management strategy, educational organization, manager


В состав единой системы образования Российской Федерации входит неотъемлемой частью сельская общеобразовательная школа. Она выполняет, конечно же, общие задачи обучения и воспитания личности в интересах этой самой личности, всего общества и государства. Помимо этого сельская школа выполняет и ряд специфических задач и функций. Которые способствуют развитию культуры и социально-бытовых условий жизни современных жителей сельской местности. Поэтому вполне представляется возможным проводить отдельные педагогические исследования, выбрав в качестве предмета исследования именно сельскую школу.

Фактически управление сельской школой – это управление в условиях дефицита ресурсов. Данный дефицит появляется в недостаточном финансировании сельских школ, в их информационной изолированности, а также в слабом притоке новых педагогических кадров.

Что такое управление? Это, прежде всего, деятельность, которая направлена на разработку управленческих решений, которые базируются на основных управленческих функциях: планирование, организация, мотивация и контроль. Руководитель должен уметь регулировать объект управления в соответствии с заданной целью, и на основе анализа достоверной информации подводить итоги своей деятельности [5].

Социальные системы могут также быть объектами управления. Образование, являясь разновидностью социальных систем, функционирует в масштабе страны, региона, города, района.

Историческая справка показывает, что развитие системы образования сельского населения и представлений о том, что оно  возможно, произошло в Росси уже в конце XIX века. В то время считалось, что село обладает даже большим и значительным потенциалом в плане воспитания будущего поколения, нежели город. Простота души, близость к природе, доступность крестьянского труда, а также традиции в сельской местности именно народной педагогики, все это обуславливало такой мощный педагогический потенциал сельского населения.

Управленческая педагогическая практика конца XIX и начала XX веков демонстрирует нам, что успех ее во многом определялся уже в то время следующими парадигмами:

  • Руководитель образовательной организации должен заботиться о своем кадровом составе – учителях;
  • Руководитель обязан верить в кадровый потенциал своих подчиненных;
  • Руководитель должен поддерживать любые творческие инициативы своего персонала;
  • Руководитель обеспечивает методическое руководство всех педагогических инноваций

Сегодня, чтобы сохранить село, необходимо сделать так, чтобы общее образование в сельской местности соответствовало социальным ожиданиям людей, заказу сельского общества, каждой семьи и каждого человека. Для выполнения этого надо вносить изменения в систему управления сельской школы именно с учетом требований как государства, так и рядовых жителей сел.

Значительная часть населения нашей республики проживает на территории аграрно-сельского сектора. В сельском социуме, как правило, складываются свои особые условия, которые в дальнейшем и определяют специфику его влияния на социальное развитие детей. Для сельской школы характерна неравномерность наполняемости не только классов, но и самих школ, что отражается и на специфике управления такой школой.

Огромна связь сельской школы с жизнью села, района. Основные формы взаимодействия в процентном отношении школы и села представлены таблицей 1. Статус сельской школы всегда определяется следующими факторами: экономическими, социальными, образовательными, культурными, нравственными

Таблица 1

Спортивные мероприятия, ЗОЖ68
Досуг, художественная самодеятельность62
Помощь отдельным слабозащищенным социальным группам населения62
Реализация социальных проектов60
Образовательные услуги населению52
Консалтинг30
Использование школьного оборудования для оказания услуг населению20

Что можно сказать об особенностях современных сельских школ? Это прежде всего их видовое разнообразие, затем малокомплектность, то есть малочисленность учащихся. Эти школы и их жизнедеятельность весьма существенно зависят от места расположения, а также от социально-экономического потенциала их окружения.

Нельзя забывать про безальтернативность выбора у сельских учеников и их родителей при выборе школы в данном социальном пространстве. Следует отметить и тот факт, что школьный сельский учитель очень сильно полифункционален в своей деятельности, но при этом относится к категории малооплачиваемых работников села.

В стране сегодня происходит масштабная реструктуризация сети всех образовательных учреждений и это обязательно приходится учитывать в рамках управления сельской школой. Как и в основе управления любой организацией, в том числе образовательной, в основе управления сельской школой лежит развитие, поддержание стабильности и адаптация. Именно эти направления предполагают реализацию перспективы развития как отдельной личности в школе, будь это педагог-учитель или ученик, так и развитее всего воспитательно-образовательного процесса.

Выделим основные социально-педагогические противоречия, возникающие на пути развития современной ситуации в общем образовании в условиях именно сельской школы. А именно:

  • противоречие между тем, что изменились потребности сельского школьника и тех, кто его окружает и реальными условиями работы сельской школы; то есть реальные условия в школе не соответствуют реалиям современного сельского общества;
  • противоречие между тем, что растут требования современной жизни к уровню и качеству подготовки выпускника сельской школы и ограниченностью сельской школы в ее образовательных возможностях; то есть на выходе мы получаем неконкурентоспособного ученика-выпускника.

К основным принципам современного управления сельской школой можно отнести:

  • реализация программы целевого подхода к управлению школой, то есть сельская школа должна выполнять свое основное предназначение, управлять так, чтобы оно выполнялось;
  • управление школой, как управление любой другой организацией должно представлять собой определенный цикл, который включает в себя постановку цели, выдвижение задач, практикование их решения, осуществление педагогического контроля, анализ полученных результатов и выдвижение новых целей и задач по их достижению.
  • в управлении сельской школой должна соблюдаться педагогически целесообразная логика, направленность которой должна быть на то, чтобы реализовать общую модель функционирования педагогических систем с учетом особенностей именно данной сельской школы.

Конечно же, к особенностям управления современной сельской общеобразовательной организацией можно отнести, прежде всего, это инновационное управление образовательными процессами, это предпрофильное и профильное обучение, это развитие проектной и исследовательской деятельности, как учителей, так и учащихся сельских школ, это использование современных информационных технологий, как в обучении, так и в управлении сельской школой [4].

К основным трудностям в управлении сельской школой помимо всего прочего можно отнести недостаточное финансирование, которое сегодня становится основной причиной медленного технического переоснащения сельских школ. Материально-техническая база настолько становится слаба, что сельская школа просто не располагает оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни не только в других местах, но и даже в том же селе, дети просто не готовы проявлять самостоятельность  в решении хозяйственных  и бытовых проблем.

Надо отметить, что управлять сельской школой сегодня сложно, так как это достаточно многофакторный процесс, а тем более, когда речь идет о совершенствовании такого рода управления. Именно поэтому мы говорим об управлении, которое потребует научно-обоснованного подхода, который имеет разные аспекты, в том числе социальный, экономический и психолого-педагогический. Для того, чтобы эффективно управлять сельской школой, то есть решать задачи и достигать целей, стоящих перед ней, необходимо иметь четкое представление о том как она функционирует, какие факторы определяют ее дальнейшее развитие. Исходя из этого, можно сказать, что для того, чтобы познать закономерности функционирования именно сельской школы, необходимо подоить системно к самому объекту исследования, то есть к сельской школе. И делать это надо с позиций и точек зрения разных наук, в том числе социологии, педагогики, гигиены, экономики и так далее.

Конечно же, нельзя забывать, что сельская школа, будучи общероссийской, все же связана с особенностями региона, в том числе, социальными, экономическими, национально-демографическими, которые напрямую накладывают свой отпечаток на развитие сельской школы.

Сельская школа сегодня выполняет функции социального просвещения, социального воспитания, она формирует социальную культуру личности.  Сегодня, когда мы наблюдаем радикальные изменения общества, изменение социальной структуры, кризис социально-гуманитарного знания, эта задача становится чрезвычайно актуальной.

Особо пристальное внимание сегодня уделяется системе оценки качества образования. Эта система сегодня отражает серьезные противоречия межу тем, чего хочет общество и тем, на каком уровне развития находится общее и профессиональное образование.

Естественно, что сегодня можно говорить о проблемах развития образования в сельской местности. И именно эти проблемы способствовали активизации инновационной деятельности в современных сельских школах. А это в свою очередь требует нового подхода, инновационного подхода, к управлению современной сельской школой. На этом этапе снова возникают проблемы управленческой деятельности в школе, так как все инновации в сельских школах не дают устойчивого развития образовательной системы. А все потому, что чаще всего такие новшества носят сугубо выборочный, несистемный и эпизодичный характер, что в итоге не реализует все особенности современных сельских школ. Поэтому на этом этапе управления сельской школы необходимо обеспечить целостное и устойчивое развитие школы на основе инновационных процессов[6].

Проблемой является то, что сегодня многие сельские школы работают в инновационном режиме, а управление ими по прежнему осуществляется на основе устаревших механизмов, что значительно снижает эффективность   и  результативность их функционирования.

Для того чтобы достичь долгосрочного устойчивого развития на основе инноваций, потребуется разработать определённую стратегию управления инновационным процессом, который обязательно должен быть ориентирован именно на развитие сельской школы [2].            В систему управления, как известно, входят человеческие, материальные, информационные и другие компоненты, а стратегия управления должна переводить эти компоненты в то новое состояние, которое было задумано изначально, то есть должна обеспечивать их динамику.

Сегодня управление сводится именно к управлению развитием школы, которое включает в себя три группы стратегий развития, в том числе:

  1. Локальнее изменения
  2. Модульные изменения
  3. Системные изменения

Локальные изменения в инновациях предусматривают, как правило, небольшие обновления и улучшения отдельных участков жизнедеятельности сельского образовательного учреждения, либо это может быть достижение педагогами школы отдельных частных положительных результатов. Так, например педагогом могут быть освоены новые методики преподавания той или иной дисциплины. Итак, данная стратегия довольно таки проста в использовании, управлении и реализации. Ресурсная обеспеченность вышеупомянутой стратегии также невысока. Этим ограничиваются положительные характеристики локальной стратегии управления сельской школой. К недостаткам модно отнести прежде всего то, что в процесс инновационного развития не может быть включён весь преподавательский состав школы, а это отражается на общем целостном развитии сельской школы. Конечно, если есть необходимость решить какие-то отдельные задачи, разрешить противоречия и усовершенствовать отдельные аспекты, то данную стратегию очень даже рекомендовано использовать в управленческой педагогической практике. Либо, как еще один вариант использования, это просто начать с локальных изменений весь процесс по управлению обновлением сельской школы.

Когда же речь заходит о модульном типе стратегий, то можно говорить сразу о нескольких комплексных изменениях в жизнедеятельности образовательного учреждения. Иначе говоря, речь идет о том, что несколько изменений объединяют в отдельный модуль, решением задач которого занимаются сразу несколько исполнителей, действия которых координирует руководитель школы.

Модуль всегда охватывает сразу несколько участков работы школы, так как включает в себя совокупность изменений. Но это сразу же усложняет сам процесс управления школой, так как в него уже включается значительная часть педагогического коллектива школы. Руководитель должен уметь  на данном этапе умело скоординировать деятельность сразу нескольких исполнителей. В качестве примера можно привести введение новых предметов, которые по сути относятся к разным областям образовательной деятельности. Директору и завучам необходимо скоординировать учебную нагрузку учителей и  учеников, обеспечить методическую работу в школе по этой части и так далее. При использовании этой стратегии возникает необходимость уже в более массивной кадровой, материальной и информационной ресурсообеспеченности. Положительным моментом этой стратегии можно считать целостное развитие сельской школы.        Что касается стратегии системных изменений, то это, как правило, полная реконструкция сельской школы, то есть изменение всех компонентов деятельности. То есть это должно затронуть и цели, и задачи, и организация работы, и технологии и все участки работы. Данную стратегию чаще всего используют при изменении статуса школы или при радикальном обновлении школы, когда она находится в глубоком кризисе, стагнации. Положительными моментами использования данной стратегии является возможность того, что жизнедеятельность школы подвергается глубоким изменениям, инновационным изменениям подвергается вся школа. Весь педагогический коллектив вовлекается в реализацию данной стратегии развития сельской школы. В качестве недостатка следует упомянуть сложность процесса управления, потребность в больших кадровых, информационных  и материальных ресурсах. То есть потребуется обновление всей системы внутришкольного управления.

На сегодняшний день главным в управленческой деятельности, в том числе в педагогической управленческой деятельности, является системный подход. Любой процесс развития представляет собой определённую совокупность взаимосвязанных между собой изменений.  А эти взаимосвязанные изменения и должны привести школу к качественно новому состоянию.

То есть процесс развития – это система, организаций – в данном случае сельская школа – это тоже система. Поэтому и управлять ею необходимо системно, когда каждый элемент этой системы будет функционировать эффективно, а значит и сама система (школа) будет развиваться в положительном направлении. Системный подход базируется на идее целостного развития. Системно управлять сельской школой, это означает видеть ее будущее в перспективе, а значит определять необходимые для этого нового образа школы изменения и обновления, определять их последовательность [3].

На этом этапе важным остается такой момент как нее нарушить стабильного функционирования нашей школы, но при этом добиться качественно нового ее состояния, причем того, которого все желают.

Любое нововведение должно давать улучшение результатов деятельности в целом организации (школы), а не отдельных ее участков – в этом и есть суть системного подхода в управленческой деятельности. Управление, ориентированное на результат – есть системное управление образовательной организацией [5].

Руководить, используя системный поход, означает функционировать на демократических началах. Власть силы не работает, она исключена и может быть использована только в случаях авторитета, примера, вознаграждения, не более того. В этом заключаются существенные особенности системного управления, в том числе школой[5].

Поэтому реализовать системное управление развитием сельской школы возможно только в тех школах, где существуют зрелые педагогические коллективы с хорошим морально-психологическим климатом. Задача руководителя на всех этапах управления школой привлечь всех учителей к управлению. Но для этого, прежде всего, надо создать соответствующую мотивационную среду, которая должна будет отличаться от повседневной мотивационной среды. Конечно, человека можно заставить работать, если у тебя есть власть, но заставить его работать на развитие только с помощью власти н получится. Нельзя заставить человека творить! Управление развитием школы, в том числе сельской может столкнуться и как правило обязательно сталкивается с сопротивлением отдельным нововведениям в управлении. Директору школы в том случае придется решать специфическую задачу – преодоление сопротивления. Но не подавлять сопротивление, а достигать понимания и принятия нового[3].

Руководитель образовательной организации должен уметь решать еще одну очень важную и специфическую задачу – обучение педагогов групповым методам работы при решении проблем. Часто отличные педагоги не владеют методами выявления и решения проблем, они просто не способны совместно выполнять такую работу

Итак, основными приоритетами управления сельской школой являются:

  • особенности сельской образовательной среды и специфики самой сельской школы;
  • личностно-ориентированный подход в управлении образовательным процессом;
  • управленческая вертикаль при горизонтальном распределении управленческих функций;
  • все участники управления выполняют определенные функции в инновационном процессе;
  • самоуправление на всех этапах управленческой функции;
  • гуманизация управления.

Таким образом, управление сельской школой это система. Система, которая должна быть высоко адаптивной к самому объекту управления, она должна помогать добиваться изменений и возможностей обновления.

По нашему мнению, к устойчивому развитию сельских школ приведут только лишь системные изменения инновационного характера. Именно они должны учитывать местные условия и позволять реализовывать уникальность каждой сельской школы[6].

Нельзя забывать, что сельский тип поселения, этот образ жизни, а значит, и сельские школы будут существовать и продолжать развиваться еще долгий период времени. Причем развиваться в рамках единой национальной российской образовательной культуры, единого образовательного пространства, но сохраняя при этом свои специфические черты.

Следует отметить, что сегодня проблемы сельских школ  это не просто проблема их сохранения, это общенациональная проблема, так как сельская школа на современном этапе должна стать носителем инноваций. Она должна уметь вооружать ребенка идеологией качественной жизни именно на селе, но не только идеологией, но также  видением и способами такой жизни. Только школа сегодня может воспитать сельского труженика нового типа, совершенствовать культуру и социально-бытовые условия современного села.

Библиографический список

1. Бурганова, Л.А. Теория управления. Учебное пособие. М.:НИЦ ИНФРА-М,2019.160с.
2. Ковальчук, О.В. Модернизация и проблемы инновационного управления развитием образовательных систем//Человек и образование.-2018.-№3(36).-с.92-97
3. Сидоров, С.В. Статегия управления инновационным процессом в сельской средней школе// Наука о человеке: гуманитарные исследования.-2011.-с.69-77
4. Харисова,Л.А. Инновационные процессы в общем образовании//Проблемы современного образования.-2018.-№1.-с.82-87
5. Бюллер Е.А., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Чиназирова С.К., Ахунова И.Б. Трудовая адаптация персонала: подходы, этапы, проблемы // Управленческий учет, выпуск № 11, 2021, стр. 121-133.
6. Бюллер, Е.А., Тлехурай-Берзегова, Л.Т., Даурова, Н.З., Хотова, И.Р. Современные информационные и коммуникационные технологии в образовании // Периодический научный журнал «The scientific heritage». – Венгрия. - №53, 2020, С. 60-62.