Abstract: This article is devoted to the study of the potential of the museum as a generator of the bases of tourist destinations. The author considers the factors of the external and internal environment of the museum. As a result of the research, the author suggests the theoretical possibility of the museum carrying out a new type of activity – the formulation of the bases of tourist destinations (brands).
Keywords: museum, bases, tourist destination, brand
Введение, объекты и методы исследования
Знакомство с ассортиментом туристских услуг, предлагаемых отечественными курортами и сравнительными описаниями их качества, позволяет предположить необходимость поиска оснований для формулирования новых концепций эффективных туристских дестинаций и повышения уровня их аттрактивности. [1,2,3,4,5,6,7] Автором выдвинуто предположение, что музей может быть источником подобных оснований. Поиск аргументов для подтверждения этой гипотезы и является целью данного исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выявление организационного потенциала музея по поиску и формулированию этих оснований. Для этого автор использует метод SWOT анализа внешней и внутренней среды музея.
Экспериментальная часть, результаты,
Обзор материалов по теме исследования позволяет выделить основные, наиболее часто встречающиеся, по мнению экспертов, факторы внутренней и внешней среды музейной организации. [8,9,10]
Обозначим буквами латинского алфавита факторы внутренней и внешней среды музейной организации.
Факторы внешней среды:
Возможности:
A – импортозамещение;
B – развитие внутреннего туризма;
C – ориентация на патриотизм;
Опасности:
D – политические;
E – экономические;
F – демографические;
Факторы внутренней среды
Сильные стороны музея:
а – разносторонность профессиональной подготовки персонала;
b – наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;
c – наличие фондов, библиотек, архивов;
Слабые стороны музея:
d – недостаточность и квалификация персонала;
e – изношенность материальной базы;
f – недостаточное финансирование;
Используя классическую матрицу бинарных оппозиций, составим таблицу SWOT-анализа и применив мнемонический прием цветовой группировки комбинаций факторов по принципу «светофора», получим:
Таблица 1
SWOT-анализ и группировка комбинаций по цветовому признаку.
Факторы внешней среды | ||||||||
Возможности | Опасности | |||||||
A | B | C | D | E | F | |||
Факторы внутренней среды | Сильные стороны музея | a | Aa | Ba | Ca | Da | Ea | Fa |
b | Ab | Bb | Cb | Db | Eb | Fb | ||
c | Ac | Bc | Cc | Dc | Ec | Fc | ||
Слабые стороны музея | d | Ad | Bd | Cd | Dd | Ed | Fd | |
e | Ae | Be | Ce | De | Ee | Fe | ||
f | Af | Bf | Cf | Df | Ef | Ff |
Рассмотрим полученные группы комбинаций – обратим особое внимание на группу, где не требуется дополнительных затрат:
- группа с положительным прогнозом (комбинации факторов, не влекущих дополнительных издержек для своей реализации – зеленый цвет):
Aa – сочетание импортозамещения, с разносторонней профессиональной подготовкой персонала музейной организации позволяет рассматривать диверсификацию деятельности музейной организации как важнейший элемент обеспечения её экономической безопасности. Это в свою очередь определяет возможность появления у музея новых, ранее не реализованных видов деятельности;
Ab – сочетание политики импортозамещения и наличия в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы представляет собой прямую организационную возможность – наличие всех факторов производства) для реализации новых видов экономической деятельности;
Ac – импортозамещение может найти точку опоры – аксиологическое основание в информационных ресурсах: фондах, библиотеках и архивах музейных организаций;
Ba – развитие внутреннего туризма формирует потенциальный спрос на новые туристские дестинации и требует повышения аттрактивности существующих. Наличие разносторонне подготовленного персонала раскрывает возможность освоения новых форм музейной деятельности, а также освоение музеем новых видов деятельности;
Bb – развитие внутреннего туризма и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы позволяет верифицировать или сформировать спрос на определенные туристские дестинации;
Bc – развитие внутреннего туризма и наличие фондов, библиотек, архивов в музейной организации позволяет как сделать сами эти структуры музея основанием туристской дестинации, так и найти в них с помощью научных подразделений музея эти основания;
Ca – ориентация на патриотизм и разносторонность профессиональной подготовки персонала. Подобное сочетание позволяет разнообразить содержание оснований туристских дестинаций, что может позволить охватить большую рыночную нишу представителей туриндустрии;
Cb – ориентация на патриотизм и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы позволяет в полной мере определить предпочтения заказчиков, рассчитать экономический эффект от реализации научно обоснованных концепций туристской дестинации;
Cc – ориентация на патриотизм и наличие фондов, библиотек, архивов. В фондах, архивах и библиотеках музейных организаций собраны и сохранены документальные подтверждения реализации патриотических концепций прошлых лет, которые могут быть использованы в качестве оснований для туристских дестинаций в будущем.
Остальные группы комбинаций требуют для своей реализации затрат всего спектра возможных ресурсов и поэтому здесь будут обозначены для сведения:
- группа с сомнительным прогнозом (комбинации факторов, требующих дополнительных затрат для реализации – желтый цвет):
Ad – импортозамещение в сочетании с низкой квалификацией персонала
Ae – импортозамещение и изношенность, устаревание материально-технической базы музейной организации;
Af – импортозамещение на фоне недостаточного финансирования музейной организации;
Bd – развитие внутреннего туризма и недостаточность и квалификация персонала;
Be – развитие внутреннего туризма и изношенность материальной базы музейной организации;
Bf – развитие внутреннего туризма и недостаточное финансирование;
Cd – ориентация на патриотизм и недостаточность и квалификация персонала;
Ce – ориентация на патриотизм и изношенность материальной базы;
Cf – ориентация на патриотизм и недостаточное финансирование;
Da – политические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонала;
Db – политические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;
Dc – политические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов;
Ea – экономические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонал;
Eb – экономические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;
Ec – экономические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов;
Fa – демографические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонала;
Fb – демографические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;
Fc – демографические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов.
- Группа с отрицательным прогнозом (комбинации факторов, требующих дополнительных издержек для компенсации возможных рисков – красный цвет):
Dd – политические опасности и недостаточность, квалификация персонала;
De – политические опасности и изношенность материальной базы;
Df – политические опасности и недостаточное финансирование;
Ed – экономические опасности и недостаточность, квалификация персонала;
Ee – экономические опасности и изношенность материальной базы;
Ef – экономические опасности и недостаточное финансирование;
Fd – демографические опасности и недостаточность и квалификация персонала;
Fe – демографические опасности и изношенность материальной базы;
Ff – демографические опасности и недостаточное финансирование могут привести к кадровому голоду и расхищению объектов культурного наследия.
Заключение
Сложившиеся сегодня обстоятельства внешней среды во многом способствуют реализации музеем новой функции по генерации оснований туристских дестинаций.
Этому же способствует и наличие внутренних ресурсов музейной организации:
- маркетинговой службы в музее позволяет произвести сегментирование рынка потенциальных заказчиков новых туристских дестинаций, а также сформулировать их характеристики;
- научные подразделения музея способны произвести научный поиск, обосновать и сформулировать основания будущей дестинации, используя информационные ресурсы, имеющиеся фонды, архивы и библиотеки;
- экономическая служба музея способна представить потенциальному заказчику модель новой дестинации, а также спрогнозировать её финансовую эффективность.
Синергия в работе этих подразделений музея может быть осуществлена на основании проектного подхода путем создания рабочих групп (проектных команд из представителей этих подразделений).
Таким образом, музей как организация отбирающая, накапливающая, сохраняющая, изучающая и репрезентирующая материальные объекты, являющиеся воплощением истории, теоретически обладает организационными, материальными, кадровыми и информационными ресурсами позволяющими освоить новый вид хозяйственной деятельности по генерации оснований новых туристских дестинаций.
Библиографический список
1. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство курортов и туризма Республики Крым. — Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения – 07.10.2022);2. Электронный ресурс удалённого доступа. «Мрия-резорт». — Режим доступа: https://mriyaresort.com/ (дата обращения – 08.10.2022);
3. Электронный ресурс удалённого доступа. «Отель Ялта-Интурист». — Режим доступа: http://www.yaltaintourist.ru/ (дата обращения – 09.10.2022);
4. Электронный ресурс удалённого доступа. «Курорт Днепр». — Режим доступа: http://www.dnepryalta.com/ (дата обращения – 08.10.2022);
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Санаторий «Южный». — Режим доступа: https://yuzhny.minfin.ru/ (дата обращения – 06.10.2022);
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Санаторий «Нижняя Ореанда». — Режим доступа: https://oreanda-resort.ru/ (дата обращения – 07.10.2022);
7. Электронный ресурс удалённого доступа. «Санаторий Гурзуфский». — Режим доступа: https://xn--c1aided8ainck.xn--p1ai. (дата обращения – 09.10.2022);
8. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство культуры России. — Режим доступа: https://culture.gov.ru/ (дата обращения – 07.10.2022);
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство культуры Крыма. — Режим доступа: https://mkult.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения – 08.10.2022);
10. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы союза/Союз музеев России. — Режим доступа: http://www.souzmuseum.ru/ (дата обращения – 09.10.2022);