Индекс УДК 338.48
Дата публикации: 31.10.2022

Туристские дестинации и музей – в поисках оснований

Tourist Destinations and the Museum – in Search of Foundations

Штельцер М.С.,
младший научный сотрудник,
ГБУК РК «Крымский литературно-художественный
мемориальный музей заповедник»,
г. Ялта

Shtelzer M.S.,
junior researcher,
GBUK RK "Crimean Literary and Artistic
memorial museum reserve,
Yalta
Аннотация: Статья посвящена изучению потенциала музея как источника оснований туристских дестинаций. Автором рассмотрены факторы внешней и внутренней среды музея. В результате исследования автор выдвигает предположение о теоретической возможности осуществления музеем нового вида деятельности – формулировании оснований туристских дестинаций (брендов).

Abstract: This article is devoted to the study of the potential of the museum as a generator of the bases of tourist destinations. The author considers the factors of the external and internal environment of the museum. As a result of the research, the author suggests the theoretical possibility of the museum carrying out a new type of activity – the formulation of the bases of tourist destinations (brands).
Ключевые слова: музей, основания, туристская дестинация, бренд

Keywords: museum, bases, tourist destination, brand


Введение, объекты и методы исследования

Знакомство с ассортиментом туристских услуг, предлагаемых отечественными курортами и сравнительными описаниями их качества, позволяет предположить необходимость поиска оснований для формулирования новых концепций эффективных туристских дестинаций и повышения уровня их аттрактивности. [1,2,3,4,5,6,7] Автором выдвинуто предположение, что музей может быть источником подобных оснований. Поиск аргументов для подтверждения этой гипотезы и является целью данного исследования. Для достижения поставленной цели необходимо выявление организационного потенциала музея по поиску и формулированию этих оснований. Для этого автор использует метод SWOT анализа внешней и внутренней среды музея.

Экспериментальная часть, результаты,

Обзор материалов по теме исследования позволяет выделить основные, наиболее часто встречающиеся, по мнению экспертов, факторы внутренней и внешней среды музейной организации. [8,9,10]

Обозначим буквами латинского алфавита факторы внутренней и внешней среды музейной организации.

Факторы внешней среды:

Возможности:

A – импортозамещение;

B – развитие внутреннего туризма;

C – ориентация на патриотизм;

Опасности:

D – политические;

E – экономические;

F – демографические;

Факторы внутренней среды

Сильные стороны музея:

а – разносторонность профессиональной подготовки персонала;

b – наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;

c – наличие фондов, библиотек, архивов;

Слабые стороны музея:

d – недостаточность и квалификация персонала;

e – изношенность материальной базы;

f – недостаточное финансирование;

Используя классическую матрицу бинарных оппозиций, составим таблицу SWOT-анализа и применив мнемонический прием цветовой группировки комбинаций факторов по принципу «светофора», получим:

Таблица 1

 SWOT-анализ и группировка комбинаций по цветовому признаку.

Факторы внешней среды
ВозможностиОпасности
ABCDEF
Факторы

внутренней

среды

Сильные

стороны

музея

aAaBaCaDaEaFa
bAbBbCbDbEbFb
cAcBcCcDcEcFc
Слабые

стороны

музея

dAdBdCdDdEdFd
eAeBeCeDeEeFe
fAfBfCfDfEfFf

 

Рассмотрим полученные группы комбинаций – обратим особое внимание на группу, где не требуется дополнительных затрат:

  • группа с положительным прогнозом (комбинации факторов, не влекущих дополнительных издержек для своей реализации – зеленый цвет):

Aa – сочетание импортозамещения, с разносторонней профессиональной подготовкой персонала музейной организации позволяет рассматривать диверсификацию деятельности музейной организации как важнейший элемент обеспечения её экономической безопасности. Это в свою очередь определяет возможность появления у музея новых, ранее не реализованных видов деятельности;

Ab – сочетание политики импортозамещения и наличия в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы представляет собой прямую организационную возможность – наличие всех факторов производства) для реализации новых видов экономической деятельности;

Ac – импортозамещение может найти точку опоры – аксиологическое основание в информационных ресурсах: фондах, библиотеках и архивах музейных организаций;

Ba – развитие внутреннего туризма формирует потенциальный спрос на новые туристские дестинации и требует повышения аттрактивности существующих. Наличие разносторонне подготовленного персонала раскрывает возможность освоения новых форм музейной деятельности, а также освоение музеем новых видов деятельности;

Bb – развитие внутреннего туризма и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы позволяет верифицировать или сформировать спрос на определенные туристские дестинации;

Bc – развитие внутреннего туризма и наличие фондов, библиотек, архивов в музейной организации позволяет как сделать сами эти структуры музея основанием туристской дестинации, так и найти в них с помощью научных подразделений музея эти основания;

Ca – ориентация на патриотизм и разносторонность профессиональной подготовки персонала. Подобное сочетание позволяет разнообразить содержание оснований туристских дестинаций, что может позволить охватить большую рыночную нишу представителей туриндустрии;

Cb – ориентация на патриотизм и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы позволяет в полной мере определить предпочтения заказчиков, рассчитать экономический эффект от реализации научно обоснованных концепций туристской дестинации;

Cc – ориентация на патриотизм и наличие фондов, библиотек, архивов. В фондах, архивах и библиотеках музейных организаций собраны и сохранены документальные подтверждения реализации патриотических концепций прошлых лет, которые могут быть использованы в качестве оснований для туристских дестинаций в будущем.

Остальные группы комбинаций требуют для своей реализации затрат всего спектра возможных ресурсов и поэтому здесь будут обозначены для сведения:

  • группа с сомнительным прогнозом (комбинации факторов, требующих дополнительных затрат для реализации – желтый цвет):

Ad – импортозамещение в сочетании с низкой квалификацией персонала

Ae – импортозамещение и изношенность, устаревание материально-технической базы музейной организации;

Af – импортозамещение на фоне недостаточного финансирования музейной организации;

Bd – развитие внутреннего туризма и недостаточность и квалификация персонала;

Be – развитие внутреннего туризма и изношенность материальной базы музейной организации;

Bf – развитие внутреннего туризма и недостаточное финансирование;

Cd – ориентация на патриотизм и недостаточность и квалификация персонала;

Ce – ориентация на патриотизм и изношенность материальной базы;

Cf – ориентация на патриотизм и недостаточное финансирование;

Da – политические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонала;

Db – политические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;

Dc – политические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов;

Ea – экономические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонал;

Eb – экономические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;

Ec – экономические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов;

Fa – демографические опасности и разносторонность профессиональной подготовки персонала;

Fb – демографические опасности и наличие в структуре музея подразделений экономической, информационной, научной и маркетинговой службы;

Fc – демографические опасности и наличие фондов, библиотек, архивов.

  • Группа с отрицательным прогнозом (комбинации факторов, требующих дополнительных издержек для компенсации возможных рисков – красный цвет):

Dd – политические опасности и недостаточность, квалификация персонала;

De – политические опасности и изношенность материальной базы;

Df – политические опасности и недостаточное финансирование;

Ed – экономические опасности и недостаточность, квалификация персонала;

Ee – экономические опасности и изношенность материальной базы;

Ef – экономические опасности и недостаточное финансирование;

Fd – демографические опасности и недостаточность и квалификация персонала;

Fe – демографические опасности и изношенность материальной базы;

Ff – демографические опасности и недостаточное финансирование могут привести к кадровому голоду и расхищению объектов культурного наследия.

Заключение

Сложившиеся сегодня обстоятельства внешней среды во многом способствуют реализации музеем новой функции по генерации оснований туристских дестинаций.

Этому же способствует и наличие внутренних ресурсов музейной организации:

  1. маркетинговой службы в музее позволяет произвести сегментирование рынка потенциальных заказчиков новых туристских дестинаций, а также сформулировать их характеристики;
  2. научные подразделения музея способны произвести научный поиск, обосновать и сформулировать основания будущей дестинации, используя информационные ресурсы, имеющиеся фонды, архивы и библиотеки;
  3. экономическая служба музея способна представить потенциальному заказчику модель новой дестинации, а также спрогнозировать её финансовую эффективность.

Синергия в работе этих подразделений музея может быть осуществлена на основании проектного подхода путем создания рабочих групп (проектных команд из представителей этих подразделений).

Таким образом, музей как организация отбирающая, накапливающая, сохраняющая, изучающая и репрезентирующая материальные объекты, являющиеся воплощением истории, теоретически обладает организационными, материальными, кадровыми и информационными ресурсами позволяющими освоить новый вид хозяйственной деятельности по генерации оснований новых туристских дестинаций.

Библиографический список

1. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство курортов и туризма Республики Крым. — Режим доступа: https://mtur.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения – 07.10.2022);
2. Электронный ресурс удалённого доступа. «Мрия-резорт». — Режим доступа: https://mriyaresort.com/ (дата обращения – 08.10.2022);
3. Электронный ресурс удалённого доступа. «Отель Ялта-Интурист». — Режим доступа: http://www.yaltaintourist.ru/ (дата обращения – 09.10.2022);
4. Электронный ресурс удалённого доступа. «Курорт Днепр». — Режим доступа: http://www.dnepryalta.com/ (дата обращения – 08.10.2022);
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Санаторий «Южный». — Режим доступа: https://yuzhny.minfin.ru/ (дата обращения – 06.10.2022);
6. Электронный ресурс удалённого доступа. Санаторий «Нижняя Ореанда». — Режим доступа: https://oreanda-resort.ru/ (дата обращения – 07.10.2022);
7. Электронный ресурс удалённого доступа. «Санаторий Гурзуфский». — Режим доступа: https://xn--c1aided8ainck.xn--p1ai. (дата обращения – 09.10.2022);
8. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство культуры России. — Режим доступа: https://culture.gov.ru/ (дата обращения – 07.10.2022);
9. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы/Министерство культуры Крыма. — Режим доступа: https://mkult.rk.gov.ru/ru/index (дата обращения – 08.10.2022);
10. Электронный ресурс удалённого доступа. Документы союза/Союз музеев России. — Режим доступа: http://www.souzmuseum.ru/ (дата обращения – 09.10.2022);