Abstract: The purpose of the article is to determine the potential capabilities of the social sphere system in Kazakhstan, to show the features of public administration of the social sphere and to identify ways of their development. The research methodology is based on scientific analysis and synthesis. The presented conclusions and recommendations can be used to improve the efficiency of government bodies, and can also be used as a theoretical basis for new scientific research on the problems of public administration in the social sphere.
Keywords: Public Sphere, public administration, social guarantees, education, healthcare, social standards.
Введение.
В настоящее время одним из приоритетов государственной политики является ее социальное направление. Приоритет направления обуславливается обязанностью государства обеспечить населению оптимальные условия жизни и удовлетворить экономические, социально-политические и социальные потребности путем предоставления социальных гарантий. Ускорение темпов развития социальной сферы в государстве находится в прямой зависимости от коренного пересмотра механизма государственного управления социальными процессами [1].
В обращение первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента» отмечено, что Казахстан готов сделать масштабный шаг по пути социальной модернизации [2]. Так как социальная сфера является составной частью политики государства по управлению общественными процессами и отношениями в социально-культурной сфере, направленная на обеспечение благополучия и всестороннее развитие граждан и общества в целом. Значение государственного управления в социально-культурной сфере состоит в регулировании с помощью правовых, экономических и административных рычагов социально значимых процессов, оказывающих влияние на жизненные ситуации людей.
Объекты и методы исследования.
Объектом исследования является система социальной сферы в Казахстане и государственное управление в этой области. Были использованы методы наблюдения, анализа причинно-следственных связей, системного и сравнительного анализа, индуктивный и дедуктивный методы научного познания.
Экспериментальная часть.
Основными инструментами государственного управления, используемые правительством Республики Казахстан являются: государственные гарантии; социальные стандарты; потребительские бюджеты и т.д. [4].
В Республике Казахстан основные социальные гарантии закреплены в Конституции и отражены в социальной политике. Гражданам Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, а также на социальную защиту от безработицы [3]. Минимальные социальные гарантии являются первым уровнем системы социальных стандартов и предназначены для удовлетворения потребностей за счет государственного бюджета. Таким образом, минимальные государственные стандарты — это взаимосвязанные минимальные социальные стандарты в области труда, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, культуры, социальных услуг и жилищно-коммунального хозяйства [5].
Важнейшим стандартом, обеспечивающим рациональное планирование и прогнозирование развития социальной сферы, является прожиточный минимум. Прожиточный минимум включает в себя стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Правительством Республики Казахстан ежеквартально на основании данных государственной статистики основных социально-демографических групп (трудоспособных, пенсионеров, детей), а также на основании стоимости потребительской корзины исчесляется величина прожиточного минимума на душу населения.
Таблица 1
Месячный расчетный показатель, минимальная заработная плата и прожиточный минимум с 2014 по 2019 годы в РК
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
Месячный расчетный показатель (МРП) в тенге | 1 852 | 1982 | 2121 | 2269 | 2405 | 2525 |
Минимальная заработная плата (МЗП) в тенге | 19966 | 21364 | 22859 | 24459 | 28284 | 42500 |
Прожиточный минимум (для исчисления размеров базовых социальных выплат) в тенге | 19966 | 21364 | 22859 | 24459 | 28284 | 29698 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Как видно из таблицы 1 каждый год увеличиваюся суммы месячного расчетного показателя, минимальной заработной платы и прожиточного минимума с учетом индексации инфляции. Наибольший рост зафиксирован по показателю минимальной заработной платы, так в 2018 году МЗП составляла 28 284 тысяч тенге, а в 2019 году уже 42 500 тысяч тенге. Рост непосредственно связан с поручениями первого президента РК, Лидера нации Н.А.Назарбаева.
Таблица 2
Потребительская корзина в январе 2019 года в РК
Категории | Величина прожиточного минимума (в тенге) | Продовольственные товары (в тенге) | Непродовольственные товары и услуги (в тенге) | |
В среднем на душу населения | 26915 | 14804 | 12111 | |
Дети, 0-13 лет | 21690 | 11929 | 9761 | |
Подростки 14-17 лет | юноши | 34050 | 18728 | 15322 |
девочки | 26092 | 14351 | 11741 | |
Трудоспособное население старше 18 лет | мужчины | 31970 | 17584 | 14386 |
женщины | 25384 | 13961 | 11423 | |
Пенсионеры и пожилые люди | 25241 | 13883 | 11358 | |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья человека и обеспечения его жизнидеятельности. Потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения по РК.
Таблица 3
Минимальные нормы потребления основных продуктов питания для населения Республики Казахстан (структура продовольственной корзины)
Продукты питания | Все население (кг/год) | Продукты питания | Все население |
Мука пшеничная обогащенная 1 сорт | 13 | Говядина | 15 |
Хлеб из муки пшеничной обогащенной 1сорт | 70.07 | Свинина | 9 |
Хлеб ржано-пшеничный | 31.0 | Баранина | 6.3 |
Хлеб ржаной | 4.8 | Мясо птицы | 5 |
Макаронные изделия | 4.4 | Конина | 3.2 |
Рис | 8.5 | Колбаса вареная | 3 |
Гречка | 2 | Субпродукты 1 категории (печень) | 0.4 |
Крупа овсяная | 2 | Судак свежий и/или свежемороженый | 8.4 |
Крупа манная | 2 | Молоко, литр | 84.5 |
Горох | 2 | Сметана, 20% жирности | 3.2 |
Картофель | 95 | Творог полужирный | 4.9 |
Капуста белокочанная | 25 | Сыр сычужный | 2.3 |
Морковь | 20 | Масло сливочное | 4.4 |
Лук | 20 | Яйца, шт. | 142 |
Томаты | 5 | Масло подсолнечное | 7 |
Огурцы | 5 | Маргарин | 1.5 |
Свекла | 5 | Майонез | 0.5 |
Бахчевые культуры (арбуз) | 10 | Чай | 0.67 |
Фрукты свежие (яблоки) | 25 | Соль пищевая | 2.19 |
Ягоды (виноград) | 4.5 | Дрожжи | 0.05 |
Сухофрукты (курага) | 0.5 | Специи | 0.02 |
Сахар | 18 | ||
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Анализируя таблицу 3 можно отметить что струкрура потребительской корзины не соответствует реальной действительности. Данная структура не пересматривалась уже несколько лет и не учитывала стремительный рост инфляции в последние годы. Многочисленные эксперементы проводимые казахстанскими журналистами фиксировали неутишительные факты, месячная норма продуктов продовольственной корзины заканчивалась уже через 2 недели эксперементов.
Особенностью казахстанской модели социальной защиты является сочетание базового государственного социального обеспечения, обязательного социального страхования, накопительного пенсионного обеспечения и социальной помощи.
Система социальной защиты населения в Казахстане включает в себя:
— пенсионную систему;
— систему социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения (многодетные семьи, одинокие матери, нетрудоспособное население);
— систему обеспечения доступа к бесплатному образованию (общее и профессиональное образование);
— систему гарантирования обязательной медицинской помощи;
— систему обеспечения жильем для многодетных семей, военнослужащих, государственных служащих и т.д. [6].
По степени социальной защиты пенсионеры в Казахстане относятся к самым незащищенным слоям населения. Если, например, предусмотреть материальное обеспечение, то одним из критериев его достаточности является сравнение уровня жизни пенсионеров с уровнем жизни работающих. По расчетам специалистов, у пенсионеров по возрасту возникают равные условия, когда доходы составляют около 75% доходов работающих групп населения.
В 2018 году в Казахстане началось поэтапное повышение пенсионного возраста у женщин. С 2019 года и по сегодняшний день пенсионный возраст для мужчин составляет 63 года, для женщин – 59 лет. Так согласно статье 11 закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» от 21 июня 2013 года № 105-V ежегодно в течение 10 лет, до 2027 года пенсионный возраст будет повышаться на 6 месяцев.
Поэтапный рост пенсионного возраста у женщин в РК:
— с 1 января 2018 года — по достижению 58,5 лет;
— с 1 января 2019 года — по достижению 59 лет;
— с 1 января 2020 года — по достижению 59,5 лет;
— с 1 января 2021 года — по достижению 60 лет;
— с 1 января 2022 года-по достижению 60,5 лет;
— с 1 января 2023 года — по достижению 61 года;
— с 1 января 2024 года — по достижению 61,5 лет;
— с 1 января 2025 года — по достижению 62 лет;
— с 1 января 2026 года-по достижению 62,5 лет;
— с 1 января 2027 года-по достижению 63 лет [6].
Таким образом, данная реформа затронет женщин родившихся с 1960 по 1964 годы.
Выход на пенсию раньше планированного срока предусмотрен для следующих лиц:
1) граждане, проживающие в зонах экологического бедствия с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет), пострадавшие вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне;
— мужчины по достижении 50 лет;
— женщины по достижении 45 лет.
2) женщины, родившие или усыновившие 5 и более детей и воспитавшие их до 8 лет, по достижении 53 лет.
3) граждане, обладающие пенсионным аннуитетом, по состоянию на 2019 год: мужчины – 55 лет (10 102 585 тенге), женщины 51 год (13 833 372).
В настоящее время в Казахстане действует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.
— первый уровень (базовый) — государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);
— второй уровень (обязательный) — пенсии из солидарной системы (республиканского бюджета) и Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов и обязательных профессиональных пенсионных взносов;
— третий уровень (добровольный) – выплаты за счет добровольных пенсионных взносов.
Базовая пенсионная выплата, назначаемая гражданам при достижении пенсионного возраста на базовом уровне, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, и выплачивается независимо от получения солидарной или накопительной пенсии, предусмотрена на базовом уровне [7].
По состоянию на 1 января 2019 года размер базовой пенсионной выплаты для всех получателей одинаковый и составляет 16 037 тенге. Количество получателей государственной базовой пенсионной выплаты составляет около 2 миллионов человек.
Динамика пенсионного обеспечения и социальной защиты за 2014-2018 годы представлена в таблице 4.
Таблица 4
Динамика пенсионного обеспечения и социальной защиты
Показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Численность пенсионеров, человек | 1.918516 | 1.980847 | 2.061660 | 2.147942 | 2.140117 |
Средний размер пенсии, тенге | 36068 | 38933 | 42476 | 50850 | 71 333 |
Количество получателей государственных соц. пособий, человек | 774149 | 767458 | 785353 | 781692 | 780116 |
Среднемесячный размер государственного соц. пособия, тенге | 19918 | 21674 | 28650 | 30686 | 31183 |
Минимальный размер пенсии, тенге | 21736 | 23692 | 25824 | 31245 | 49 019 |
Количество домов-интернатов для престарелых и инвалидов (взрослых), единиц | 89 | 93 | 94 | 99 | 99 |
Количество проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов (взрослых), человек | 18766 | 19205 | 18821 | 19230 | 19748 |
Количество домов-интернатов для детей-инвалидов, единиц | 25 | 25 | 25 | 22 | 23 |
Количество проживающих в домах-интернатах для детей-инвалидов, человек | 2764 | 2732 | 2582 | 2077 | 2110 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Как видно из таблицы 4, численность пенсионеров в 2014 году составила 1 млн. 918 516 тысяч человек, а в 2018 году — 2 млн. 140 117тысяч человек. По данным показателям разница за 5 лет составляет 221 601 человек. Средний размер пенсии увеличивается с каждым годом и на 2018 год составил 71 333 тысячи тенге, также увеличивается и минимальная пенсия, в 2018 года она составила 49 019 тысяч тенге. Количество домов-интернатов для престарелых, инвалидов и детей инвалидов, количество проживающих в них за 2014-2018 годы не претерпели больших изменений. Так, с 1 января 2016 года размеры солидарных пенсионных выплат увеличены на 9%, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту на 7%
С 1 января 2019 года пенсионные выплаты увеличены на 7%. Максимальный доход для расчета пенсионных выплат в 46 раз превышает месячный расчетный показатель. В связи с этим по состоянию на 1 января 2019 года максимальный доход пенсионных пособий составляет 116 150 тысяч тенге.
Рисунок 1. Средний размер и минимальный размер пенсии (в тенге)[12]
Если проанализировать данный рисунок, то можно увидеть что за перечисленные годы численность пенсионеров увеличилась на 1572,0 тыс. человек, средний размер пенсии увеличился почти в 11 раз. Кроме того, базовая пенсионная выплата установлена в 2018 году Законом РК «О республиканском бюджете на 2016-2018 годы» в размере 16037 тенге, минимальный размер пенсии – 49 019 тенге.
Реформы пенсионной системы в Казахстане являются важной частью стратегического плана по формированию «общества всеобщего труда», способного создать эффективную и инновационную экономику, которая сможет обеспечить достойный уровень жизни населения. Это одна из центральных идей, заложенных в Послании первого Президента, Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Исходя из этой стратегии, можно достичь цели вхождения в 30-ку развитых стран мира.
В проекте Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы», сформированном на основе базового прогноза макроэкономических показателей на 2019-2023 годы, одобренном в парламенте, с 1 января 2019 года установлены следующие показатели:
— прожиточный минимум (ПМ) — 29 698 тенге;
— месячный расчетный показатель — 2 525 тенге;
— минимальный месячный доход — 42 500 тенге.
Минимальный размер пенсии за полный трудовой стаж (с 2019 года) — 36 108 тенге. Минимальный размер базовой пенсионной выплаты -16 037 тенге.
Что касается социальных выплат из государственного фонда социального страхования на случай утраты трудоспособности и потери кормильца будут увеличены на 5% в 2019 году. После завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства, социальная помощь в виде ежемесячных выплат гражданам Республики Казахстан также увеличат на 5%.
Также, с 1 января 2019 года в соответствии с изменением прожиточного минимума и месячного расчетного показателя будут увеличены размеры государственных базовых социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту, государственных специальных пособий по спискам №1 и №2, государственных пособий семьям, имеющих детей.
Также с 1 января 2019 года размер пособия родителям (опекунам,попечителям) и гражданам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами с детства 1 группы, будет увеличен в связи с ростом прожиточного минимума.
Таблица 5
Государственные социальные пособия по инвалидности
Категория инвалидности | Группы | Размер пособия с ПМ | 01.01.18 г. размер пособия (ПМ-28284 тенге) | 01.01.19 г. размер пособия (ПМ — 28284 тенге) | Разница |
Дети-инвалиды до 16 лет | Все группы | 1,40 | 39598 | 41578 | 1980 |
Инвалиды общих заболеваний, а также военнослужащие и сотрудники МВД при несчастном случае | 1-группа
| 1,92 | 54306 | 57021 | 2715 |
2-группа | 1,53 | 43275 | 45438 | 2163 | |
3-группа | 1,04 | 29416 | 30886 | 1470 | |
Инвалиды с детства, дети-инвалиды с 16 до 18 лет | 1-группа | 1,92 | 54306 | 57021 | 2715 |
2-группа | 1,59 | 44972 | 47220 | 2248 | |
3-группа | 1,20 | 33941 | 35638 | 1697 | |
Военнослужащие срочной службы, ликвидаторы ядерных аварий, инвалиды вследствие экологических ситуаций | 1-группа
| 2,81 | 79479 | 83452 | 3973 |
2-группа
| 2,40 | 67882 | 71276 | 3394 | |
3-группа | 2,01 | 56851 | 59693 | 2842 | |
Военнослужащие, и сотрудники МВД получившие инвалидность связанную с исполнением проф.обязанностей | 1-группа
| 3,44 | 97297 | 102162 | 4865 |
2-группа
| 2,65 | 74953 | 78700 | 3747 | |
3-группа | 2,01 | 56851 | 59693 | 2842 | |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Согласно данным приведеным в таблице 5, мы можем наблюдать рост госудаврственных расходов на социальные пособия по инвалидности среди детей-инвалидов до 16 лет, инвалидов с детства и детей-инвалидов с 16 до 18 лет, инвалидов общих заболеваний, военнослужащих и сотрудников МВД получившие инвалидность связанную с исполнением проф.обязанностей, в также военнослужащие срочной службы, ликвидаторы ядерных аварий, инвалиды вследствие экологических ситуаций.
Повышение среднего размера государственных социальных пособий было осуществлено исходя из увеличения потребительских цен в стране, а также за счет принимаемых государством мер. В связи с этим в таблице 6 можно проследить увеличение количества получателей государственных социальных пособий.
Таблица 6
Количество получателей государственных социальных пособий
Регионы | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Республика Казахстан | 791631 | 774149 | 767458 | 785353 | 781692 |
Акмолинская область | 34739 | 33509 | 32861 | 32857 | 32477 |
Актюбинская область | 33334 | 32526 | 32257 | 33463 | 33977 |
Алматинская область | 95102 | 88735 | 86682 | 87213 | 86190 |
Атырауская область | 26141 | 25896 | 25862 | 26690 | 26620 |
ЗКО | 30306 | 28931 | 27404 | 27299 | 26588 |
Жамбыльская область | 54896 | 54110 | 53568 | 55329 | 55051 |
Карагандинская область | 72421 | 70767 | 70330 | 71458 | 70749 |
Костанайская область | 36670 | 35679 | 34933 | 35069 | 34077 |
Кызылординская область | 37340 | 36925 | 37187 | 37849 | 37157 |
Мангыстауская область | 145247 | 144563 | 146227 | 27862 | 28874 |
Туркестанская область | 25104 | 25476 | 26125 | 152001 | 152839 |
Павлодарская область | 33175 | 31654 | 30770 | 30771 | 30106 |
СКО | 31859 | 30379 | 29095 | 28620 | 27319 |
ВКО | 70332 | 67597 | 66181 | 66152 | 64256 |
Нур-Султан | 23056 | 23824 | 24794 | 27004 | 28448 |
Алматы | 41909 | 43578 | 43182 | 45716 | 46964 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
За 2014-2018 годы количество получателей государственных социальных пособий снизилось с 791631 до 781692 человек. А в Карагандинской области снизилось с 72421 до 70749 человек.
В Казахстане создана комплексная модель поддержки детей с ограниченными возможностями. Включая общественные пособия, социальные пособия, трудоустройство и налоговые льготы.
Сегодня социальную помощь оказывают 5 категорий семей:
- матери и семьи, имеющие детей в возрасте до 1 года;
- малообеспеченные семьи;
- семьи с ребенком-инвалидом;
- нуждающиеся семьи;
- семьям, потерявшим кормильца или усыновившим детей [8].
Казахстанская система поддерживает жизнь гражданина на всем этапе жизнидеятельности. Система имеет широкий спектр социальных предпосылок и реалий. Все социальные выплаты устанавливаются ежегодно с учетом индексации инфляции. При рождении ребенка предусмотрено единовременное пособие, его объем установливается в зависимости от количества рожденных детей. В 2019 году размер пособия на рождение первого, второго и третьего ребенка составило 95 тысяч 950 тенге, а при рождении четвертого и более детей – 159 тысяч 75 тенге.
За последние три года размеры пособий выросли на 38%. По итогам 2018 года на поддержку многодетных семей выделено 40,7 млрд. тенге. Всего пособие получили 395 тысяч человек. Кроме того, в нашей стране предусмотрена социальная поддержка по уходу за ребенком до 1 года. Такую поддержку получают как работающие, так и неработающие матери. Если мать ребенка неработающая, то ей выдается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1 года после рождения ребенка. Пособие выдается ежемесячно в течение года. Размер ежемесячного пособия составляет от 14 544 тенге до 22 473 тенге. В 2018 году эти пособия получили около 125 тысяч человек. На общую сумму 30 млрд. тенге. За последние 3 года размер данного пособия увеличился на 19%.
Таблица 7
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до одного года
Наименование пособия | Размер пособия в МРП | 2018 г. размер пособия (МРП-2405 тенге) | 2019 г. размер пособия (МРП-2525 тенге) | Разница |
по уходу за 1 ребенком | 5,76 | 13853 | 14544 | 691 |
по уходу за вторым ребенком | 6,81 | 16379 | 17196 | 817 |
по уходу за третьим ребенком | 7,85 | 18880 | 19822 | 942 |
по уходу за четвертым ребенком и более | 8,9 | 21405 | 22473 | 1068 |
Разовое государственное пособие в связи с рождением 1-го, 2-го, 3-го ребенка | 38 | 91390 | 95950 | 4560 |
Единовременное государственное пособие в связи с рождением 4-го ребенка и более | 63 | 151515 | 159075 | 7560 |
Матери награжденные золотыми и серебряными подвесками. | 6,4 | 15392 | 16160 | 760 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком-инвалидом. | 1.05 Минимальный ежемесячный доход | 29699 | 31183 | 1484 |
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 1-й группы инвалидности с детства. | 1.05 Минимальный ежемесячный доход | 29699 | 31183 | 1484 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Если мать ребенка работает, то ей также будут предоставлены социальные пособия, из государственного фонда социального страхования.
Во-первых это выплаты по беременности и родам. Его размер основан на среднемесячном доходе женщины за последние 12 месяцев. В прошлом году средняя сумма таких платежей составила 391 170 тенге.
Во-вторых пособие по уходу за ребенком на срок до 1 года составляет 40% от среднемесячного дохода за последние 2 года. В 2018 году средний размер данного пособия составил 32 тысячи 361 тенге. Всего в 2018 году около 400 тысяч родителей получили из государственного фонда социального страхования пособия на общую сумму 165 млрд. тенге.
Кроме того, государство субсидирует обязательные пенсионные взносы в размере 10% от среднемесячного дохода беременных женщин в декретном отпуске. Это делается для того, чтобы пенсионные накопления женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, не остановились. Права и гарантии работающих женщин защищены трудовым законодательством.
Например, при сокращении штата по экономическим причинам или при снижении объема работ трудовой договор не расторгается:
— с беременными женщинами при наличии справки о беременности;
— с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3-х лет;
— одиноким матерям, воспитывающим детей до 14 лет (имеющим детей-инвалидов до 18 лет) [8].
Для женщин, желающих открыть свой бизнес, в нашей стране предусмотрены различные программы поддержки женского предпринимательства. В 2018 году по программе продуктивной занятости и развития массового предпринимательства 3033 женщин получили микрокредиты и 1243 женщин получили гранты в размере 100 МРП на развитие новых бизнес-идей. Государство уделяет особое внимание многодетным матерям, для которых предусмотрен ряд льгот.
Каждой многодетной матери, награжденным подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа» или ранее награжденными орденами «Мать-героиня», «Материнская слава» 1 и 2 степени выплачивается ежемесячное государственное пособие. Это пособие выплачивается пожизненно и не прирывается в случае выхода матери на пенсию, а также предоставляется вне зависимости от ее дохода. Размер пособия составляет 16 160 тенге (6,4 МРП) и ежегодно устанавливается с учетом индексации инфляции. Это пособие выдается многодетным матерям, удостоенным почетного звания. Поэтому пособие не привязано к уровню прожиточного минимума. По состоянию на 2019 год в Казахстане почетные звания присвоены 237 тысячам матерям. Ежегодно на эти выплаты из бюджета выделяется 45 млрд тенге. Многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа», освобожденны от отдельных видов налогов и государственных пошлин:
— налог на транспортные средства и земельный налог;
— государственная пошлина за услуги, имеющие нотариальное и юридическое значение при регистрации места жительства, при получении паспорта и удостоверения личности;
— многодетным семьям, имеющим 4 и более несовершеннолетних детей, предоставляется специальное государственное пособие.
В прошлом году такие пособия получили 271 тысяч семей. На общую сумму 32,8 млрд. тенге. Как говорилось ранее, матери имеюшщие 5 и более детей имеют право выйти на пенсию в 53 года. Также предусмотрены отдельные меры государственной поддержки малообеспеченных семей. С 1 января 2018 года введен новый порядок оказания адресной социальной помощи малообеспеченным семьям. Для ее назначения размер черты бедности был увеличен с 40% до 50% от прожиточного минимума.
Таблица 8
Государственное специальное пособие (по списку№1 и №2)
Наименование пособия | Размер пособия в МРП | 2018 г. размер пособия (МРП-2405 тенге) | 2019 г. размер пособия (МРП-2525 тенге) | Разница |
Государственное специальное пособие по Списку № 1 | 9,42 | 22656 | 23786 | 1130 |
Государственное специальное пособие по Списку № 2 | 8,38 | 20154 | 21160 | 1006 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Таким образом, по сравнению с 2017 годом средний объем адресной социальной помощи увеличился в 2 раза. АСП предоставляется в новом формате и предоставляются не только денежные выплаты, но и социальные услуги. В том числе содействие в трудоустройстве, обучение, микрокредитование и т.д. Также в нашей стране предусмотрены отдельные социальные меры для поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, семей, потерявших кормильца.
Размер ежемесячной социальной помощи детям с ограниченными возможностями до 16 лет составляет 41 578 тенге. Лицам с 16 до 18 лет в зависимости от группы инвалидности: детям – инвалидам первой группы — 57 021 тенге, второй группы – 47 220 тенге, третьей группы — 35 638 тенге. Кроме того, к этой выплате предоставляются пособия лицам, воспитывающим детей-инвалидов до достижения ими совершеннолетия. По итогам 2018 года такие пособия получили 80,6 тыс. человек.
В 2019 году размер данного пособия составил 31 183 тенге. С 1 июля 2018 года по поручению главы государства введено пособие по уходу за ребенком до 18 лет инвалидам первой группы, в прошлом году его получили 11,5 тыс. человек. В 2019 году размер пособия составил 31 183 тенге. Также дети, нуждающиеся в обеспечении техническими средствами (искусственно-ортопедическая помощь, сурдо, тифло-средства), обеспечиваются необходимыми средствами для передвижения (колясками), санаторно-курортным лечением и обязательными гигиеническими средствами.
Таблица 9
Государственное базовое социальное пособие по случаю утери кормильца
Количество нетрудоспособных членов семьи | Размер пособия на члена семьи из ПМ | 2018 г. размер пособия (ПМ-28284 тенге) | с 01.01.2019 г. размер пособия (ПМ -29698 тенге) | Разница |
1 нетрудоспособный член семьи | 0,86 | 24325 | 25541 | 1216 |
2 нетрудоспособных членов семьи | 1,49 | 42144 | 44251 | 2107 |
3 нетрудоспособных членов семьи | 1,85 | 52326 | 54942 | 2616 |
4 нетрудоспособных членов семьи | 1,96 | 55437 | 58209 | 2792 |
5 нетрудоспособных членов семьи | 2,03 | 57417 | 60287 | 2870 |
6 и более нетрудоспособных членов семьи | 2,11 | 59680 | 62663 | 2983 |
Детям-сиротам (на каждого ребенка) | 1,18 | 33376 | 35044 | 1668 |
Другим членам семьи | 0,54 но не более 2,56 ПМ | 15274 | 16037 | 763 |
Членам семей военнослужащих | Размер пособия увеличивается в размере 0,25 ПМ на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более 2,56 ПМ на всех членов семьи | Размер пособия увеличивается в размере 0,25 ПМ на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более 2,56 ПМ на всех членов семьи | ||
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Семьям, потерявшим кормильца, из бюджета предусмотрено государственное пособие в размере 25 541 тенге для одного ребенка находящегося на иждивении, а при наличии на иждивении шести и более детей выплаты составляют 62 663 тенге. В целях обеспечения доступности государственных услуг для населения с прошлого года введен проактивный режим по 4 видам услуг. Это означает, что граждане могут получить услугу, не приезжая в государственные органы. Регистрация новорожденного ребенка, постановка на очередь в детский сад, оформление пособия на рождение ребенка и выплаты по уходу за ребенком до 1 года предоставляются в одном проактивном режиме.
Государственые стандарты активно применяются в одной из составляющих социальной политики сфере здравоохранения. Согласно расчету Глобального индекса конкурентоспособности (ГИК) в 2017-2018 годах Казахстан остался на том же месте по сравнению с результатами рейтинга прошлого года, заняв 59 место среди 140 стран. По индикатору «здоровье» Казахстан занял 97 место, а по показателю начальное образование» 57 место из 140 стран. В 2018 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 58 место из 187 стран по индексу человеческого развития. Из таблицы 10 можно увидеть темпы изменения основных показателей здравоохранения.
Таблица 10
Основные показатели сферы здравоохранения
Основные показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Число врачей всех специальностей, тыс.человек | 66 038 | 68 864 | 69 722 | 74 611 |
Число больничных организаций, единиц | 995 | 911 | 901 | 877 |
Количество больничных коек, единиц | 107491 | 105219 | 102489 | 100 079 |
Число умерших от несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью | 266 | 263 | 229 | 225 |
Материальные последствия несчастных случаев, тыс. тенге | 1596916,9 | 1960325,30 | 1457943,80 | 1278543,8 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Если проанализировать основные показатели здравоохранения за 2015-2018 годы, то число врачей увеличилось, а число врачебных организаций, число койко-мест и число умерших от несчастных случаев сократилось.
Однако, несмотря на сокращение коечного фонда, показатели охвата больничными койками в Республике Казахстан выше на 20%, чем в странах ОЭСР. В Казахстане более длительная средняя продолжительность пребывания в стационаре (9,5 койко-дней в 2018 году), недостаточная дифференциация коечного фонда по уровню интенсивности лечения, что конечно же накладывает финансовую нагрузку на бюджет здравоохранения, так более 60% бюджета системы здравоохранения приходится на долю стационаров. Доля врачей, имеющих квалификационную категорию в структуре врачебных кадров, составила 46,5 %, при этом доля врачей категории среди городского персонала выше, чем в сельской местности (город – 48,0%, село – 39,3%).
Доля врачей предпенсионного возраста и пенсионного возраста составляет 22,7 %, что наиболее явно прослеживается в сельской местности. Вместе с тем, в Казахстане наблюдается дисбаланс в кадровом обеспечении между уровнями оказания медицинской помощи (на уровне ПМСП и села – дефицит, на уровне стационара – профицит). В среднем 1 врач ПМСП обслуживает около 2200 прикрепленного населения, а в странах ОЭСР у врачей нагрузка значительно ниже – менее 1500 человек. На уровне ПМСП имеется недостаток средних медицинских работников (при оптимальном соотношении 2-3 медсестры, на 1 участкового врача приходиться 1,1 медсестра).
За период реализации государственной программы «Денсаулық» проведена планомерная работа по повышению потенциала медицинских и научных кадров: внедрены принципы накопительной системы непрерывного профессионального развития (ППН), созданы симуляционные образовательные центры, внедрена система независимой оценки квалификации специалистов.
В целях обеспечения качества медицинского образования в Республике Казахстан с 2012 года внедряются процедуры аккредитации организаций образования (институциональная аккредитация) и образовательных программ (специализированная аккредитация). До настоящего времени проведена институциональная аккредитация 6 медицинских вузов, начата процедура аккредитации медицинских колледжей.
Однако, остается низкой практическая направленность подготовки кадров, не совершенствуются образовательные программы, особенно по направлениям клиническая фармакология, менеджмент, экономика.
В целом в период реализации государственной программы «Денсаулық» (2016-2020 годы) проводится определенная работа по формированию единой национальной политики по вопросам охраны здоровья путем усиления межсекторального и межведомственного взаимодействия.
Что касается структуры заболеваемости населения, то в 2018 году среди больных лидирующие места (43,6%) занимают болезни органов дыхания, болезни мочеполовых органов и болезни органов пищеварения. Вследствие недостаточного финансирования здравоохранения в Казахстане сохраняется высокий уровень индивидуальных расходов на получение медицинской помощи (Например в РК – 35,4 %, в ОЭСР – 19,6 %, в ЕС – 16,3 %). По данным ВОЗ, превышение уровня расходов населения на 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения. Данный факт повышает риск заболеваемости для населения, так как черта бедности способствует этому. Повышение заболеваемости затрагивают все сферы экономики (способность к образованию, экономическая производительность, снижение спроса на медицинские услуги), а также приводит к ухудшению демографических показателей.
Несмотря на значительное снижение заболеваемости туберкулезом и смертности от него (снижение заболеваемости более чем на 9% ежегодно, смертности-более чем в 2 раза за 5 лет), Казахстан по данным 2018 года занимает 7 место из 18 стран с высоким уровнем распространенности туберкулеза в Европейском регионе, 2 место по уровню устойчевого туберкулеза, 107-е место по уровню влияния туберкулеза на бизнес.
В целом, подушевые расходы на здравоохранение в РК в 9 раз ниже чем странах ОЭСР (РК – 268; страны ОЭСР – 2414 долларов США). Это говорит о том, что эффективность действующих механизмов финансирования низкая, в вопросах тарифной политики и финансировании модернизации основных средств также имеются ряд минусов.
Образование является важной частью социальной политики. В глобальном индексе конкурентоспособности Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2017-2018 годы Казахстан занял 57 место среди 140 стран мира по показателю «Образование». Из 12 индикаторов в сфере образования и науки повысились значения 8 индикаторов по качеству системы образования и научно-исследовательских организаций, доступу к интернету в школах, доступу к исследовательским и образовательным услугам.
ЮНЕСКО отмечает прогресс страны в достижении целей развития тысячелетия. Казахстан входит в десятку стран-лидеров по индексу развития образования [9].
Дошкольное воспитание и обучение имеет большое значение в развитии ребенка и с каждым годом данное обучение возрастает как основа дальнейшей успешной подготовки к образовательной деятельности. В системе образования 40 стран мира уровень дошкольного образования является обязательным. В Казахстане в этом секторе активно развивается государственно-частное партнерство (ГЧП). Только в 2014-2016 годах государственный образовательный заказ размещен в 655 частных детских садах (в 2014 году – 898, в 2015 году – 1261, в 2016 году – 1553). Основные показатели системы дошкольного образования приведены в таблице 11.
Таблица 11
Основные показатели системы дошкольного образования
Основные показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Количество дошкольных организаций, единиц | 8 467 | 8 834 | 9 410 | 9 828 |
Количество детей в дошкольных организациях, человек | 727478 | 758772 | 807170 | 862 305 |
Количество преподавателей в дошкольных организациях, человек | 74212 | 80 857 | 84 796 | 90 671 |
Обеспеченность местами детей, входящих в дошкольную организацию (Сколько детей приходятся на 100 мест) | 109,5 | 105,0 | 106,1 | 96,1 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Охват детей от 3 до 6 лет дошкольным воспитанием и обучением увеличился с 73,4% (в 2014 году) до 81,6% (в 2018 году). Развитие сети дошкольных организаций способствовало росту числа педагогических кадров. По сравнению с 2015 годом число специалистов дошкольного образования увеличилось на 13,9 тыс. человек и составило 90,6 тыс. человек.
Особое внимание было уделено развитию содержательных аспектов дошкольного образования. Обновлен государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (ГОСО). Разработана типовая общеобразовательная программа дошкольного воспитания и обучения и образовательная программа предшкольной подготовки. Апробация программ, направленных на творческое и познавательное развитие ребенка, началась на базе 77 детских садов и 30 пилотных школ страны. Таким образом, сделан серьезный шаг вперед в развитии дошкольного образования в стране. Кроме того, существуют задачи, требующие особого внимания и принятия, соответствующих мер.
Вопросы, связанные с этой областью, включают в себя:
1) существующая сеть дошкольного воспитания и обучения в Казахстане и темпы его инфраструктурной модернизации не успевают за ростом рождаемости. В 2017 году очередь в детские сады составила 545,4 тыс. детей, в том числе детей 3-6 лет-185,6 тыс;
2) охват детей в возрасте от 1 до 3 лет в Казахстане дошкольным воспитанием и обучением ниже средних показателей стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (в республике – 16 %, ОЭСР – 32 %);
3) в течение всех этапов дошкольного развития государство уделяет меньшее внимание детям от 0 до 3 лет;
4) актуальным является включение в образовательную среду детей дошкольного возраста с образовательными потребностями. Доля организаций, создавших условия для их воспитания и обучения, составляет всего 9,1%. Наблюдается дефицит квалифицированных специалистов дефектологов, логопедов и психологов;
5) несмотря на высокий количественный показатель охвата детей, качество услуг, предоставляемых дошкольными организациями, до сих пор остается на недостаточном уровне. Это связано с низкий зарплатой и социальным статусом профессии воспитателя;
6) ежемесячная заработная плата воспитателя (она в среднем составляет 62,4 тыс. тенге) значительно ниже средней заработной платы по стране. По сравнению со странами ОЭСР, наполняемость групп в дошкольных организациях не сопоставима. В Казахстане в среднем на одного педагога приходится 30-35 детей, в странах ОЭСР – 14 детей;
7) не разработан единый подход к мониторингу достижений детей в дошкольных организациях;
8) актуальность данных проблем обусловливает необходимость, прогрессивных действий в обеспечении равных возможностей для всех детей раннего возраста с учетом мировых трендов [9].
Ввод в эксплуатацию 521 школ в течение пяти лет позволило сократить количество аварийных школ на 1%, трехсменных школ на 1,2%. В 2015 году за счет Национального фонда начато строительство еще 34 школ. Проблема трехсменного обучения все еще актуальна в Казахстане. Темпы изменения основных показателей системы общего среднего образования можно наблюдать в таблице 12.
Таблица 12
Основные показатели системы общего среднего образования
Основные показатели | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Количество дневных общеобразовательных школ, ед. | 7 484 | 7 432 | 7 373 | 7 339 |
Численность учащихся в дневных общеобразовательных школах, тыс. человек | 2 668,2 | 2 785,3 | 2 917,8 | 3 039,1 |
Количество преподавателей в дневных общеобразовательных школах, тыс. человек | 305 191 | 325 184 | 318 197 | 296 035 |
Количество вечерних общеобразовательных школ, ед. | 79 | 79 | 77 | 75 |
Численность учащихся в вечерних общеобразовательных школах, тыс. человек | 16,9 | 14,3 | 12,8 | 11,7 |
Общий коэффициент охвата средним образованием, % | 103,47 | 103,55 | 103,78 | 105,76 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
Из таблицы 12 видно, что всего образовательную деятельность в 2018 году осуществляли 7 339 школ (в 2016 году — 7432, в 2017 году — 7373). Количество школ, расположенных в сельской местности, в 3,3 раза больше городских школ. При этом школьников городских школ больше по сравнению с сельскими учащимися (город — 1 412 503, село — 1 311 624). В целом контингент дневных общеобразовательных школ составил 3,0 млн. человек.
Малокомплектные школы (МКШ) составляют 44% от общего количества организаций среднего общего образования. Наблюдается низкий уровень материально-технической оснащенности МКШ. Школы, не имеющие учебных кабинетов новой модификации: 33,7 % школ не имеют кабинетов физики, 39% школ- кабинетов химии, 39,3% школ- кабинетов биологии, 29,3% школ-кабинетов математики и 49% школ-лингафонных кабинетов. По итогам Единого национального тестирования (ЕНТ) 2018 года показатели выпускников МКШ ниже республиканского показателя на 4,45 баллов (83 баллов).
В целом, на сегодняшний день разработана и реализуется дорожная карта на 2015-2020 годы для проведения широкомасштабных действий по развитию трехязычного образования в данной сфере.
Создаются условия для дополнительного образования и организации деятельности детей во внеурочное время. Доля охвата детей во внешкольных организациях и школьных кружках составляет 60,8%.
Новые подходы к формированию подрастающего поколения, которые несут ответственность за судьбу своей страны и ее решения, основаны в Концепции государственной молодежной политики в Республике Казахстан до 2020 года.
Вопросы связанные в этой области включают в себя:
1) развитие школьной инфраструктуры не в полном объеме удовлетворяет имеющиеся потребности. В стране функционируют аварийные школы, опасные для детей. На сегодняшний день количество таких школ составляет 69 единиц;
2) из-за отсутствия школ в населенных пунктах 3825 учащихся не имеют возможности обучаться по месту жительства;
3) недостаточная эффективность процедуры экспертизы учебной литературы. 88% учебников, поступивших от издательств, направляются на переработку;
4) инновационные технологии обучения не применяются в полном объеме. Доступ учащихся к информационным технологиям ограничен. Остаются низкими показатели доступа школ к мировым образовательным интернет-ресурсам. В систему электронного обучения задействовано только 1075 школ;
5) потребность учителей-предметников со знанием английского языка остается высокой;
6) низкий уровень охвата сельских учителей курсами повышения квалификации;
7) сдерживающим фактором показателей качества школьного образования все еще остается низкий статус профессии учителя;
8) разница между лучшими и отстающими школами по итогам ежегодного ЕНТ составляет 60% [10].
Эффективным показателем инновационной экономики является тренд развития науки вузов. Усиливается интеграция университетов и бизнес-структур.
В рейтинге IMD в группу ведущих стран, отвечающих потребностям экономики, входят Швеция, Сингапур, Дания, Канада, Финляндия. Казахстан занимает 38 место среди 63 стран мира. Основные показатели системы высшего и послевузовского образования приведены в таблице 13.
Таблица 13
Основные показатели системы высшего и послевузовского образования
Основные показатели | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
Количество вузов, единиц | 126 | 127 | 125 | 122 | 128 |
Количество студентов в высших учебных заведениях, тысяч человек | 477 387 | 459 369 | 477 074 | 496 209 | 542458 |
Численность профессорско — преподавательского состава в высших учебных заведениях, тысяч человек | 40 320 | 38 087 | 38 241 | 38 212 | 38 275 |
Общий коэффициент охвата высшим образованием | 50,90 | 48,37 | 48,44 | 51,14 | 52,24 |
Количество докторантов, тысяч человек | 2 063 | 2 288 | 2 710 | 3 603 | 2379 |
Примечание – Данные составлены автором, на основе официальных источников Комитета по статистике МНЭ РК [12] |
В 2018 году в Казахстана было 128 высших учебных заведений (в 2016 году – 125, в 2017 году-122), из них 45 государственных, 79 частных, 4-иностранное участие. Контингент обучающихся в вузах в 2018 году составил 542 458 человек (в 2017 году 496 209 тыс. человек). Численность профессорско-преподавательского состава (ППС) составляет 38275 человек (38212 в 2017 году).
Обеспечена преемственность образовательных программ трехуровневой модели высшего и послевузовского образования. Академическая свобода вузов в определении содержания образовательных программ увеличена в бакалавриате до 55%, магистратуре до 70%, докторантуре до 90%. Вузы могут предлогать широкий спектр образовательных программ, способствующих усилению их конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.
В сфере высшего и послевузовского образования существуют следующие проблемы:
1) наблюдается низкий уровень выпускников, окончивших высшие учебные заведения по техническим специальностям. Выпусники закончившие ВУЗы имеют низкий показатель трудоустройства, особенно выпусники с сельской местности(71%).
2) отсутствие престижа профессии педагога приводит к приему абитуриентов набравших минимальное количество баллов на ЕНТ;
3) участие сельской молодежи в социальных проектах остается низким [11].
Имеются значительные различия в условиях проведения досуга среди молодежи городской и сельской местности. Волонтерское движение не полностью распространено. Только 9% молодежи занимаются спортом (в городе – 6,7 %, на селе – 11,8 %).
Учитывая достигнутые результаты и все еще имеющиеся проблемы, наиболее важным является рост качественных показателей системы высшего и послевузовского образования Казахстана.
Результаты.
Таким образом, инструментами социальной политики являются государственные гарантии и социальные стандарты. Минимальные стандарты играют важную роль в жизни каждого гражданина РК и включают в себя такие показатели как прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата, минимальные размеры различных пособий. Государственная система минимальных стандартов включает в себя государственные минимальные социальные стандарты в области здравоохранения, культуры, социальных услуг, заработной платы, пенсий, образования и ЖКХ.
Социальная модернизация и реализация новой социальной политики страны возможны в тесной взаимосвязи и на основе обеспечения модернизации экономики. Обновление экономики на новой качественной основе с применением новейших технологий, активизация человеческого капитала как важного ресурса национального богатства общества являются главными факторами экономической модернизации в посткризисных условиях. Модернизация экономики на основе диверсификации производства, инновационной индустриализации с новейшей технологией означает переоценку имеющихся и ожидаемых факторов и ресурсов. Для перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, творческом труде и интеллекте необходимо формирование и развитие конкурентоспособного человеческого капитала, востребованного на внутреннем и внешнем рынках труда. Создание собственного человеческого капитала в каждой стране, как показывает зарубежная практика, отвечает ее национальным экономическим интересам.
Развитие социального государства, обеспечение равенства и справедливости в решении конкретных социальных задач должно стать целью развития общества в Казахстане. Человеческое развитие является первичнои целью по отношению к экономическому развитию. Это должно находить отражение в стратегических планах и задачах, решаемых всеми уровнями власти. В этом основа процветания общества и укрепления его международных позиций.
Заключение.
Подводя итоги, можно с увереностью сказать что все реформы, реализуемые в различных отраслях экономики страны, направлены на улучшение качества жизни и повышение благосостояния граждан. В ходе участия в очередном XVIII съезде партии «Нұр Отан» первый президент, Лидер нации Н.А.Назарбаев отметил, что подерживает такую политику и рассказал о новых инициативах по ее дальнейшей реализации. Главной линией съезда стало обсуждение приоритетов новой партийной программы «Общество благополучия: 10 целей десятилетия», принятой до 2030 года. В программе активно затрагиваются вопросы по усилению мер социальной поддержки граждан.
Библиографический список
1. Послание первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции», от 10 января 2018 года.2. Обращение первого Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева к народу «Пять социальных инициатив Президента», от 5 марта 2018 года.
3. Конституция Республики Казахстан (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.03.2019 г.).
4. Статьи из журналов и сборников. Тхориков Б.А. Государственное управление социальной сферой: вопросы постановки целей//Научные ведомости, Серия Экономика. Информатика. – 2016, № 9 (230), Выпуск 38, с.90-94.
5. Статьи из журналов и сборников. Баймуратов У. Новая социальная экономика: парадигма и перспективы // Инновационное образование и экономика. – 2015, № 6, с.66-70.
6. Статьи из журналов и сборников. Клюев А.В. Приоритеты управления в социальной сфере в условиях трансформации общественных процессов// Управленческое консультирование. - 2017, № 6, с.103-110.
7. Статьи из журналов и сборников. Ерменбаева Г. Социальный контекст доктрины национального единства: развитие человеческого капитала // Қазақ тарихы. – 2016, № 6, с.44-45.
8. Статьи из журналов и сборников. Бакирланова А. Евразийская идея Президента Нурсултана Назарбаева и ее развитие // Әл-Фараби атындағы Қазақ Ұлттық университетінің хабаршысы=Вестник Казахского Национального университета им. Аль-Фараби. Серия Историческая. – 2017, №2, с.100-104.
9. Статьи из журналов и сборников. Аймагамбетов Е. Социальные приоритеты государства // Индустриальная Караганда. – 2015, 8 декабря, с.2.
10. Жарылкасынова А.К. Практикум по социально-экономической статистике: учебное пособие для студентов и магистрантов по дисциплине «Социально-экономическая статистика», «Система национальных счетов», «Макроэкономическая статистика» / А. К. Жарылкасынова; М-во образования и науки РК, Карагандинский государственный технический университет, Кафедра «Экономика и менеджмент предприятия». - Караганда: КарГТУ, 2018.
11. Статьи из журналов и сборников. Тыныштыкбаев А.Д, Абдимомынова А.Ш. Социальная политика Республики Казахстан: теоретический аспект // Молодой ученый. - 2017, №3, с.404-406.
12. Электронный ресурс удалённого доступа. Комитет по статистике Министерства национальной экономики РК.- Режим доступа: http://stat.gov.kz/