Индекс УДК 33
Дата публикации: 18.12.2019

Взаимосвязь муниципальной и государственной службы

The relationship of municipal and public service

Хисамова Эльнара Салаватовна
Научный руководитель – Э. А. Шарипова
1. студент Башкирского государственного университета
2. к. филос. н., доцент кафедры государственного права
Института права БашГУ

Khisamova Elnara Salavatovna
Scientific adviser - E. A. Sharipova
1. student Bashkir State University
2. Ph.D. n., Associate Professor, Department of Public Law
Institute of Law, BashSU
Аннотация: В статье рассматривается соотношение государственной и муниципальной службы на современном этапе. Государственная и муниципальная служба представляет с собой сложные комплексные социально-политические и организационно-правовые институты, которые характеризуются многообразием связей, элементов, закономерностей и особенностей. Важнейшим в исполнении государственной гражданской должности и муниципальной должности является высокий профессионализм служащего, его личностные качества, гражданская позиция, высокая нравственность и умение служить своему Отечеству.

Abstract: The article considers the relationship between state and municipal services at the present stage. The state and municipal service is a complex integrated socio-political and legal institutions, which are characterized by a variety of relationships, elements, patterns and characteristics. The most important in the performance of a state civil position and a municipal position is the high professionalism of the employee, his personal qualities, civic position, high morality and ability to serve his homeland.
Ключевые слова: государственная служба, муниципальная служба

Keywords: public service, municipal service


Государственная гражданская служба РФ — вид государственной службы, которая представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Муниципальная служба – это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.[1]Формирование сильного института местного самоуправления представляется в данное время, очень важным направлением для нашего государства.[2] Целью данной работы является установление общих черт и различий государственной и муниципальной службы, а также анализ деятельности государственного органа и органа местного самоуправления.

     Взаимосвязь вышеназванных служб регулируется статьей 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».[3] В данной статье изложены те критерии, при помощи которых гарантируется взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной служб.

     Важным является то, что государственная и муниципальная служба относятся к институтам публичного права. С.Е. Чаннов отмечает, что «как государственная, так и муниципальная служба относятся к институтам публичного права, и в силу этого имеют много общего, так как основной целью функционирования государственной гражданской и муниципальной службы является обеспечение прав и свобод человека и гражданина.[4]  Два эти вида публичной службы, обеспечивают властные полномочия и управленческие функции, которые осуществляются на профессиональной основе кадровым корпусом государственных и муниципальных служащих, имеющих по своей природе немало общего и особенного. Публичность муниципальной службы проявляется в том, что муниципальные служащие активно взаимодействуют в процессе своей деятельности с населением и средствами массовой информации. Функционально-деятельностный подход к муниципальной службе позволяет характеризовать ее как административно — процессуальную форму государственного управления.[5] Кроме этого, можно добавить, что и в государственной службе взаимодействие с населением является необходимой основой благополучного развития государства в целом. Данную взаимосвязь призвано реализовать как цели государства, так и цели самого общества. Законодательство предусматривает для муниципальных служащих возможность перехода на государственную службу с включением в стаж срока муниципальной службы.

     Соотношение муниципальной и государственной службы   характеризуется и единством основных квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы; единством ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; единством требований к подготовке кадров для муниципальной и гражданской службы и дополнительному профессиональному образованию; cоотношения основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских и муниципальных служащих, соотношения основных условий пенсионного обеспечения граждан, которые проходили государственную службу, а также граждан, проходивших муниципальную службу, в случае потери кормильца.[6]

      Ограничения и обязательства муниципальных служащих схожи с государственными служащими. И муниципальные, и государственные служащие обязаны соблюдать Конституцию РФ.  Но для нормативно-правовой основой муниципальной службы в РФ, помимо основных законов, таких как Конституция РФ, является и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления». В котором исполнение должностных обязанностей, должно быть, соблюдено в соответствии с должностной инструкцией.[7]  Единые ограничения состоят в том, что служащим двух видов служб запрещается заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации; а также прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

     Единство основных квалификационных требований состоит в том, что как для должностей гражданской службы, так и для должностей муниципальной службы требуются необходимые профессиональные знания и навыки.

     Характерными чертами для гражданских и муниципальных служащих является общий порядок подготовки, переподготовки, повышения квалификации, наличие у гражданских и муниципальных служащих правомочий выступать в пределах своей компетенции от имени государственного или муниципального органа, представляя в первом случае государственный интерес, а во втором интересы муниципальных образований, принадлежность к особой профессионально статусной группе.

      Установленные требования к процедурам замещения должностей, проведения аттестации, обязанности государственных гражданских и муниципальных служащих поддерживать необходимый уровень квалификации предусмотрены Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».[8] Стоит заметить, что разделение должностей муниципальной службы повторяет классификацию должностей государственной гражданской службы. Так же, как в государственной службе, должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы: 1) высшие; 2) главные; 3) ведущие; 4) старшие; 5) младшие.

      Исходя из всего вышесказанного в данной статье можно сделать вывод, что муниципальная служба характеризуется настолько же властным содержанием, насколько таковым обладает и государственная служба в Российской Федерации в целом.

[1] Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений /  Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106. С. 101.

[2]  Аминов И.Р., Рафикова Г.Х. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // В сборнике: Политика и право в социально-экономической системе общества материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». 2015. С. 35 — 40.

[3] Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ  «О муниципальной службе в Российской Федерации» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.

[4] Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007. С. 56.

[5] Аминов И.Р., Кузнецова Т.И. Муниципальная служба в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития// В сборнике: Юриспруденция, история, социология, политология и философия Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 127-131.

[6] Клейменова Л.В. Отличия и взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы / Л.В. Клейменова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. — 2017. — № 14. — С. 104-107.

[7] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.

[8] Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ  «О государственной гражданской службе Российской Федерации» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.

Библиографический список

1. Аминов И.Р., Рафикова Г.Х. Местное самоуправление в Российской Федерации: пути становления и развития // В сборнике: Политика и право в социально-экономической системе общества материалы XIV Международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2015. С. 35 - 40.
2. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.
3. Комментарий к Федеральному закону «О муниципальной службе в Российской Федерации» / Под ред. С.Е. Чаннова. М., 2007. С. 56.
4. Аминов И.Р., Кузнецова Т.И. Муниципальная служба в Российской Федерации: текущее состояние и перспективы развития// В сборнике: Юриспруденция, история, социология, политология и философия Сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. 2017. С. 127-131.
5. Клейменова Л.В. Отличия и взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы / Л.В. Клейменова // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2017. - № 14. - С. 104-107.
6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.
7. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации » : [Электронный ресурс] // Режим доступа: : http://www.consultant.ru.