Abstract: The article discusses state financial control, issues and problems affecting its implementation in Russia. The main directions in which it should be carried out are highlighted. elements and factors that should increase the efficiency and importance of GFK for the growth of the national economy are considered.
Keywords: state power, market economy, budget system, national security, sustainable development strategy, economic crisis, economic growth, state regulation.
Главным направлением государственной финансовой политики в РФ является создание отвечающей современным экономическим условиям системы управления, важным функциональным элементом которой является государственный финансовый контроль. Создание действенной системы государственного финансового контроля сегодня следует рассматривать как существенный фактор укрепления Российской экономики, стабильности финансовой системы в целом.
В настоящее время в России особо актуальным является вопрос, связанный с обеспечением финансовой стабильности экономики страны. Поскольку число финансовых правонарушений увеличивается, а значит ущерб, который наносится государству, растет с каждым годом, все более актуальной становится проблема обеспечения высокой эффективности функционирования системы государственного финансового контроля, что позволит добиться экономичного исполнения государственного бюджета, синхронизированности бюджетных потоков, оправданности, обоснованности и высокого качества использования финансовых ресурсов, в условиях рыночной экономики. Одним из основных вопросов при осуществлении обозначенной цели является необходимость соблюдения и исполнения государственных гарантий; а эффективность конкретных направлений государственного контроля зависит от состояния нормативно-правовой базы, регламентирующей осуществление обозначенной деятельности, ее соответствия современным реалиям.
По мнению Очаковского В.А., Наумовой И.И. и Эсмер М., государственный финансовый контроль (ГФК) – это система мер, которая направлена на обеспечение успешной реализации финансовой политики государства при помощи обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой организации, недопущения нецелевого применения бюджетных и внебюджетных доходов [3]. Согласно Барановой Ю.К., государственный финансовый контроль является инструментом финансовой политики и направлен на обеспечение соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [4]. Кудряшов В.С. подчеркивает, что государственный финансовый контроль формируется в различных направлениях, но реализация контроля происходит по поручению государства, а также выступает в интересах государства [5].
Система государственного (муниципального) финансового контроля, согласно ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, включает органы внешнего и внутреннего ГФК. К органам внешнего государственного финансового контроля относятся Счетная палата России и контрольно-счетные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Соответственно к органам внутреннего ГФК – Федеральное казначейство, органы государственного (муниципального) контроля, являющиеся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. Укрепление всей системы государственного финансового контроля началось еще в 2011 году, когда был принят Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований», поскольку до принятия данного закона на федеральном уровне оставались не урегулированными вопросы организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ. Данный закон стал основой формирования административно-правового механизма функционирования контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований.
Финансовый контроль не должен быть оторван от общего процесса управления финансами. Основная цель ГФК в создании такого инструментария бюджетных ресурсов, используя который, на как можно более ранних стадиях, можно было бы исключить в будущем негативные последствия. Так одним из таких инструментом можно назвать предоставление средств федерального бюджета непосредственно под имеющуюся потребность, то есть в тот момент, когда эти средства будут сразу же потрачены получателями средств бюджета. Новый механизм позволяет перечислять целевые средства из федерального бюджета и бюджета регионов в размере фактической потребности субъекта РФ или муниципального образования на дату совершения платежа, что по данным Минфина, позволяет повысить эффективность расходов региональных бюджетов; формирует возможность для своевременного направления финансов в реальный сектор экономики; сводит к минимуму неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах бюджетов субъектов РФ. [2]
Еще одним элементом в совершенствовании существующей системы ГФК стало казначейское сопровождение государственных контрактов, договоров (соглашений), предполагающее, что в казначействе открываются лицевые счета исполнителям по государственным контрактам. Таким образом, контроль осуществляется непосредственно за исполнителями обязательств, в том числе, получателями субсидий. В 2017 г. начал действовать контроль содержания информации, размещаемой заказчиками в ЕИС, предусмотренный в соответствии с частью 5 ст. 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Согласно п. 8 ст. 99 Закона, Федеральное казначейство контролирует соблюдение требований к обоснованию закупок, при формировании планов закупок и обоснованности закупок; нормирование в сфере закупок; формирование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, планы-графики. Наделение казначейства новыми функциями дает новые возможности текущего контроля в сфере бюджетных правоотношений, в том числе посредством мониторинга баз данных, информационных систем, на основе выбора наиболее рискованных направлений. [2]
Основными проблемами государственного финансового контроля в России остается отсутствие соответствующих стандартов и методологии при осуществлении контрольных мероприятий; отсутствие единого правового акта, который бы регламентировал именно процесс осуществления финансового контроля; отсутствие и единой концепции модернизации финансового контроля; дублирование полномочий органов, осуществляющих финансовый контроль; отсутствие единого подхода к оценке финансового контроля. Повышение результативности государственного финансового контроля также зависит и от того, насколько грамотно и эффективно осваиваются бюджетные средства, от уровня финансовой дисциплины распорядителей бюджетных средств. Мы подчеркиваем, что безусловно важным является внедрение и развитие контрольно-счетными органами такого типа ГФК, как целевой стратегический аудит, основной целью которого является комплексная оценка целедостижения в финансовой политике, анализ достижения в установленные сроки стратегических целей и приоритетов финансово-экономической политики государства. [8]
Несмотря на предпринимаемые законодательной властью попытки усовершенствования нормативной базы в этой сфере, показатели эффективности расходования бюджетных средств достаточно низки. Решение данной проблемы видится в том, что Счетной палатой РФ должен быть проведен всесторонний анализ подобного поведения субъектов финансовых правоотношений и должны быть разработаны предложения по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы. Помимо прочего, представляется, что Счётная палата должна дополнительно проанализировать разнообразные государственные программы, проекты, направления расходования бюджетных средств, выявить, насколько их показатели отвечают поставленным стратегическим целям, отыскать возможные резервы. Затрагивая вопрос работы контрольных органов в центре и на местах отметим, что некоторые исследователи всерьез озабочены проблемой подготовки кадров контрольных органов. Поскольку действующая нормативно-правовая база подвергается постоянным изменениям, эта проблема является наиболее актуальной сегодня. В продолжение указанной проблемы отметим, что другим заметным недостатком является недостаточная информационная открытость контрольных органов. В настоящий момент предоставление актуальной и своевременной информации играет важную роль в механизме осуществления финансового контроля. В ее достоверности заинтересованы все участники финансовых отношений, т. е. и контрольные органы, и хозяйствующие субъекты. В рамках современного правового государства открытое информационное пространство играет значительную роль в реализации прав и свобод граждан, в том числе и в финансовой сфере. Представляется, что все субъекты финансового контроля должны иметь доступ к информации, касающейся планирования и результатов проведения контрольных мероприятий, для чего необходимо внедрение новейших информационных технологий в работу контрольно-счетных органов и в центре, и на местах.
Эффективное функционирование государственного финансового контроля является непременным условием обеспечения непрерывного процесса формирования и использования фондов денежных средств. Значимость совершенствования системы государственного финансового контроля в современных условиях геополитических войн, экзогенных воздействий, макроэкономических кризисов, а также с учетом необходимости формирования правового государства и укрепления рыночных отношений обусловлена потребностью в достижении высоких темпов развития страны, в том числе посредством совершенствования бюджетно-налогового и социально-экономического федерализма; мониторинга качества использования государственных и муниципальных финансовых и материальных ресурсов; многообразием уровней и децентрализацией контрольных функций в системе единого государственного финансового контроля. Основными проблемами в организации эффективного финансового контроля являются: отсутствие в России четкой иерархичной системы органов, осуществляющих финансовый контроль, механизма их взаимодействия, существует множество пробелов в законодательном определении их компетенции. Для преодоления данных проблем в современной России происходит формирование и развитие единых концептуальных основ системы государственного финансового контроля через создание правовых основ развития системы государственного финансового контроля, оптимизацию организационной структуры государственного финансового контроля, общее развитие в направлениях стандартизации, оптимальности и сбалансированности.
Для усиления действенности государственного финансового контроля необходима реализация следующих основных задач:
1) Обеспечение системного подхода к организации государственного финансового контроля;
2) Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;
3) Создание условий для дальнейшего внедрения в деятельность контрольных органов аудита эффективности использования государственных средств;
4) Усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля;
5) Совершенствование организации деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования.
Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в единой системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред от 03.08.2018)2. Амелина Р.Н., Сафронова Ю.О. К вопросу о повышении эффективности финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления // Вестник современных исследований. – 2017. – № 3 (6).
3. Очаковский В.А., Наумова И.И., Эсмер М. Правовые особенности осуществления государственного финансового контроля // Законность и правопорядок в современном обществе. – 2016. – № 34.
4. Баранова Ю.К. Государственный финансовый (бюджетный) контроль сегодня // Социально-экономические явления и процессы. 2018. Т. 13. № 1.
5. Кудряшов В.С. Анализ процесса стандартизации государственного финансового контроля // Экономика, предпринимательство и право. 2016. – Т. 6. № 3.
6. Минитаева А.М. Организация и развитие современной системы государственного финансового контроля в России//Научное обозрение. Экономические науки. 2017. – № 2.
7. Сумская М.Ю., Эсханова А.С. К вопросу о понятии и сущности государственного финансового контроля // Аллея науки. 2018. – Т. 1. № 1 (17).
8. Агапцов, С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства./ С.А. Агапцов. - М.: Норма, 2011.