Abstract: The article discusses immigration processes that have affected Europe in the context of globalization. An assessment of the problem of immigration has been carried out, which at the present stage is becoming critical for European states. It is noted that with each passing year, the immigration policy of the overwhelming majority of the countries of the European Union will be steadily tightened. On the one hand, the author of the article describes the immigration process through the prism of globalization processes, on the other hand, it describes the immigration processes themselves. The advantages and disadvantages of immigration to Europe are presented, the immigration flows of migrants that are sent to European countries are considered. The possible consequences of the migration crisis are described. Identified problems of migration processes, suggested ways to solve them.
Keywords: immigration processes, immigration, economic situation, economic policy, globalization, migration, immigrant, European Union, refugees.
В настоящее время глобализация в экономической сфере характеризуется не только либерализацией торговли, капитала и инвестиций, но также транснациональными потоками людей, перемещающихся в поисках работы и лучшей жизни из страны в страну, с континента на континент.
Глобализация – явление в своей основе объективное. Вместе с тем немалую роль в этом процессе играют её участники – субъекты, важнейшим из которых являются государства. Именно они во многом определяют уровень (масштабы) распространения глобализационных процессов и направление (усиление или торможение) их развития. Важной частью глобализационного проекта представляется современная миграция, которая как социальный феномен претерпела фундаментальные изменения [1].
Иммиграция – это въезд в страну, выбранную иностранцем или лицом без гражданства для своего постоянного проживания.
При иммиграции в Европу наиболее реальные способы следующие [4]:
— Бизнес иммиграция в Европу.
— Иммиграция в Европу для финансово независимых иностранцев.
— Иммиграция в Европу на основании покупки недвижимости.
— Иммиграция в Европу через учебу.
— Иммиграция в Европу через трудоустройство.
— Иммиграция в Европу через замужество.
Со второй половины XX века человечество является свидетелем резкой интенсификации миграционных потоков, охватившей весь мир и, в частности, страны Европейского Союза, что является следствием множества факторов, а именно: бурного роста населения, особенно в «странах третьего мира», войн, гражданских восстаний и, как следствие, падения политических режимов в странах Северной Африки и Ближнего Востока, нарушения прав человека. Эти обстоятельства привели к изменениям характера миграционных потоков: от миграции по экономическим причинам к вынужденной миграции [5].
В современных экономических условиях и в период кризиса международная иммиграция приобрела поистине глобальные масштабы, международные потоки значительно возросли. Безусловно, иммиграционный процесс во многом индивидуален. Каждый из потенциальных иммигрантов находит в нём что-то своё. Для одних новая жизнь в Европе станет раем, другие же будут стремиться как можно быстрее вернуться на родину.
Началом возникновения основного европейского миграционного кризиса считается весна 2015 года. В этот период поток вынужденных мигрантов в страны Европейского Союза из североафриканских, ближневосточных государств внезапно многократно увеличился. К вынужденным мигрантам из этих регионов добавились и их собратья из Южной Азии. По своим масштабам современный миграционный кризис считается самым крупным на европейском континенте после окончания Второй мировой войны. Понимание размеров миграции характеризует следующая статистика: если в 2014-м году в странах Евросоюза были зарегистрированы 270 тыс. чел. вынужденных мигрантов, то уже за первое полугодие 2015 года их число достигло 1,8 млн. чел., в 2016 году прибыло 1,3 млн. мигрантов, в 2017-м — около 900 тысяч. С января по сентябрь 2018 года, количество иммигрантов сократилось и составило только 380 тыс. человек [5].
К преимуществам иммиграции можно отнести [2]:
— переезд в европейское государство даст возможность законно трудоустроиться, получать заработную плату европейского уровня, иметь социальные гарантии;
— работа в Европе даст неоценимый опыт и послужит серьёзным преимуществом при трудоустройстве в других странах мира;
— для иммигранта открыта возможность учиться в европейских высших учебных заведениях, пользоваться услугами качественной медицины;
— иммигрант и его семья имеют право на получение социальных гарантий от принявшего их государства;
— иммиграционный статус даёт возможность облегчённого оформления въездных разрешений в Соединённые Штаты Америки, Канаду, Австралию и другие, привлекательные для иммигрантов, экономически высокоразвитые страны мира;
— иммигрант имеет право регистрировать и развивать собственный бизнес в Европе, взаимодействуя с государственными и коммерческими организациями;
— иммигранты могут пригласить к себе ближайших родственников для совместного проживания в европейской стране;
— жизнь в Европейском государстве — это уверенность в завтрашнем дне, а также возможность дать своим детям «путёвку в жизнь»;
— продукты в Европе высокого качества, что обусловлено не только нормами Евросоюза, но и самим подходом европейцев к своему питанию;
Рассматривая преимущества иммиграции в Европу следует также упомянуть и о недостатках:
— дороговизна жизни в европейских странах;
— сложности иммиграционного процесса;
— ментальная разница;
— в связи с кризисом мигрантов конкуренция на рынке труда стран Евросоюза постоянно повышается;
— в некоторых европейских государствах, являющихся основными центрами притяжения для вынужденных мигрантов повышается уровень преступности, особенно в крупных городах;
— европейский кризис мигрантов вынуждает власти стран Европейского Союза принимать непопулярные среди иммигрантов законы, направленные на ужесточение иммиграционного законодательства. В связи с чем иммигрировать в Европу становится всё сложнее.
В настоящее время число вынужденных мигрантов, разными путями попадающих в Европу, постепенно падает, но они есть. Основной поток вынужденных мигрантов направляется транзитом через территорию Турции из ближневосточных стран. Часть из них оседает в Греции, балканских странах, но основной целью являются развитые в экономическом плане страны Европы: Германия, Франция, Великобритания, Италия, Бельгия, скандинавские государства. Возникновение напряжённого миграционного трафика из ближневосточного региона вызвано непрекращающимися вооружёнными конфликтами в этом регионе мира.
Второй поток вынужденных мигрантов направляется в Европу из африканских стран. Причиной этому является голод, вооружённые конфликты, а также демографический взрыв, который констатируется сегодня в странах Северной и Западной Африки.
Третий поток мигрантов направляется в европейские страны из Индии, Шри-Ланки и стран Индокитая. Эту категорию можно смело отнести к мигрантам экономическим, которые стремятся найти в Европе высокооплачиваемую работу и легализоваться в странах Евросоюза.
Эксперты прогнозируют, что к 2020 году количество вынужденных мигрантов на территории Европейского Союза может достигнуть 40 млн. человек.
Чтобы сократить количество иммигрантов можно предположить, что с каждым годом иммиграционная политика подавляющего большинства стран Европейского Союза будет неуклонно ужесточаться. Это означает, что и россиянам, и жителям других стран иммигрировать в любую из европейских стран будет всё сложнее. Уровень жизни иммигранта во многом зависит от того, какой квалификацией он обладает и, соответственно, какую имеет заработную плату. В большинстве европейских стран, за исключением Скандинавии, заработная плата низкоквалифицированного персонала и высококвалифицированных специалистов отличается в десятки раз [1].
Одним из возможных последствий миграционного кризиса может стать закрытие границ между странами, являющимися участниками Шенгенского соглашения.
На начальном этапе своего проживания в европейском государстве иммигранты стараются прикладывать максимальные усилия в направлении профессиональной самореализации, а также изучении языка принимающего государства и интеграции в его общество. Без сдачи тестирования на знание государственного языка и интеграции в социум невозможно дальнейшее продвижение, получение вида на жительство и, в итоге, гражданства.
Способов иммиграции в Европу существует множество, но для получения иммиграционного статуса необходимо иметь достаточные основания. Для иммиграции в европейскую страну способом трудоустройства иммигранту потребуется иметь на руках контракт с одной из её компаний, а также получить от своего будущего работодателя приглашение на работу. Россиянин, у которого есть указанные документы, может смело обращаться в дипломатическую миссию принимающей страны в Российской Федерации или в специализированный визовый центр (если он выдаёт соответствующую категорию виз) за получением рабочей визы. С рабочей визой российской трудовой мигрант приезжает в Европу, где уже на месте занимается оформлением вида на жительство. Законодательство Европейского Союза обязывает работодателей возложить на свои плечи все заботы и затраты по оформлению иммиграционного статуса для своих зарубежных работников.
В приоритетном порядке будут приняты на работу в Европе специалисты высокого уровня квалификации, имеющие подтверждённые документы о полученном образовании, профильный стаж работы, а также рекомендации от предыдущих европейских работодателей. В большинстве стран Евросоюза рабочий вид на жительство выдаётся сроком на год. Исключение будет сделано для обладателей Голубой карты Евросоюза, которым статус присваивается сразу на два года.
Развитие экономики многих государств напрямую зависит от иностранных инвестиций, некоторые же не испытывают в них особой потребности. Поэтому и условия иммиграции для представителей бизнеса, а также инвесторов в разных европейских странах заметно отличаются.
Чаще всего зарубежные предприниматели имеют право регистрировать предприятия любой формы собственности. В определённых случаях требуется, чтобы в составе учредителей был гражданин принимающей стороны. Также в каждой из стран существуют различные требования в отношении уставного фонда регистрируемого предприятия. При регистрации возможно использование фирм-посредников, но собственник бизнеса должен присутствовать при открытии счёта в банке-резиденте принимающей страны.
Существующие иммиграционные программы для зарубежных инвесторов предполагают различный минимальный порог участия. Как правило, он не ниже 250 тысяч евро. В Швейцарии, например, отсчёт начинается от миллиона евро, в Германии — от полумиллиона, а в Болгарии — от 250 тыс. евро. Бизнесмены подают на рассмотрение профильного министерства принимающей страны бизнес-проект, инвесторы — заявки на инвестирование. Регистрируемый бизнес, как и инвестиции, должен быть не просто эффективным и рентабельным, но и приносить пользу для экономики государства. В случае одобрения чиновниками инвесторам и бизнесменам выдаётся соответствующее приглашение, на основании которого они получают визу. Уже на территории европейской страны оформляется вид на жительство. Для инвесторов существуют определённые особенности. В некоторых странах получаемый иммиграционный статус будет зависеть от объёма инвестируемого капитала. Например, при вложении от полумиллиона евро инвестор получает вид на жительство, при инвестировании от 2 млн. евро — сразу постоянное место жительства. Для более крупных инвесторов (как правило, отсчёт начинается с 10 млн. евро) возможно даже получение гражданства без прохождения всех предварительных иммиграционных этапов. Но особые условия иммиграции возможны только на основании отдельных правительственных решений [9].
О вынужденных мигрантах в Европе было сказано выше. Официальный статус беженца выдаётся далеко не всем. Для этого необходимо иметь неопровержимые доказательства того, что для мигрантов существует реальная угроза на родине. Статус подразумевает получение социальной помощи от государства, а также льготные условия иммиграции. Он присваивается на срок от трёх до пяти лет (в разных странах), после чего властями проводится оценка ситуации в той стране, из которой был вынужден уехать беженец. Если она нормализовалась, то беженцу предложат вернуться домой, если же нет — выдадут ПМЖ. Для беженцев, как правило, нет необходимости прохождения языковых и иммиграционных тестов.
Получить вид на жительство при приобретении недвижимости можно далеко не в каждой европейской стране. В этом отношении иммиграционное законодательство в каждой из них заметно отличается. Расскажем о данном способе иммиграции на примере Греции. Иностранец приобретает недвижимость любого целевого назначения, стоимость которой, по оценкам государственного реестра недвижимости, должна составлять не менее 300 тысяч евро. Он получает вид на жительство и, кроме того, может пригласить для совместного проживания родственников. В дальнейшем для переехавших открыт путь полноценной натурализации.
Таким образом, иммиграционный кризис в Европе (подобно процессам глобализации, которыми он и был порождён) имеет как объективные, так и субъективные основания. В первом случае иммиграция выступает естественным следствием «размывания» государственных границ, во втором – «запрограммированным» результатом деятельности «внешних сил». Международная миграция представляет серьёзную опасность, как национальному образу жизни, так и национальной идентичности. В условиях глобализации способность государств контролировать свои национальные границы остаётся едва ли не последним признаком их суверенитета, возрастающее давление на который оказывают как объективные реалии трансграничного взаимодействия, так и глобальная либеральная экономика, требующая свободы перемещения рабочей силы, капиталов, информации [8]. Сокращение препятствий к трансграничной мобильности обусловлено, в том числе, нормами и правилами единой социальной политики Европейских стран [10].
Иммиграция в Европу — сложный и многоступенчатый процесс в условиях глобализации. Успешная реализация иммиграционной политики во многом будет зависить от подготовки потенциального иммигранта, от его компетентности в иммиграционном законодательстве принимающей страны, а также от понимания общеевропейской ситуации в отношении мигрантов из третьих стран. Регулирование иммиграционных процессов в течение последних десятилетий постепенно становилось все более значимым направлением деятельности Европейского союза, приоритетным пунктом экономической и политической повестки дня современной Европы.
Библиографический список
1. Большова Н.Н. "Пегида" как пример массовых протестных движений, возникших в Европе под влиянием миграционного кризиса // Полис. Политические исследования. – 2016. - № 3. - С. 123-137. DOI: 10.17976/jpps/2016.03.10 (дата обращения 20.12.2018)2. Гранин Ю. Глобализация: «вестернизация» и альтернативные формы глобальных стратегий // Россия и мир: анатомия современных процессов: сборник статей / под ред. Е. А. Нарочницкой. - М.: Международные отношения, 2014. - С. 8-27.
3. Зиновьев А.А. Глобализация есть новая мировая война [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.anti-glob.narod.ru/ sbornik/zin1.htm (дата обращения: 20.12.2018).
4. Иммиграционные процессы в Европе в условиях глобализации: автореферат дис. ... кандидата политических наук : 23.00.04 / Шишмарева Мария Владимировна; [Место защиты: Дипломат. акад. МИД РФ]. - Москва, 2012. - 22 с.
5. Морозова В.Н. Германский опыт интеграции мигрантов в принимающее общество / В. Н. Морозова, Д.П. Золотарев // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. серия: социально-гуманитарные науки. - 2018. - № 2 (6). - С. 87-92.
6. Манойло А.В., Журавель В.П. Европейский Союз перед угрозой новой волны террористических актов и цветных революций // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. - № 3. - С. 55-62.
7. Пасякина Л.С. ЕС: Иммигранты как необходимость и как проблема // Современная Европа - 2016. - № 4 (52). - С. 34-43.
8. Слинько А.А. Политические процессы в России и в мире в условиях глобального кризиса: монография / А.А. Слинько, В.И. Сальников, Ю.И. Лаптева, Е.А. Слинько. – Воронеж: Издательскополиграфический центр «Научная книга», 2013. – 127с.
9. Трофимова О. Миграционный кризис в странах ЕС: основные причины и тенденции. Год планеты: ежегодник. Вып. 2015 г. [Электронный ресурс] // Экономика, политика, безопасность. Барановский В.Г., гл. ред. Москва, Идея-Пресс, 2015, С. 141-151 (дата обращения 22.12.2018)
10. Шутаєва О.О., Побірченко В.В. Модели соціальної політики ЄС: основні напрями трансформації // Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Экономика и управление. - 2013. - Т. 26(65). -№ 1. - С. 174-182.