Индекс УДК 330.101
Дата публикации: 23.10.2016

Снижение трансакционных издержек в деятельности предприятий потребительской кооперации Архангельской области

Reducing transaction costs in the activity of enterprises of consumer's cooperation in Arkhangelsk region

Коновалова Людмила Владимировна
кандидат экономических наук, доцент
факультет экономики и управления
ФГБОУ ВО Северный государственный медицинский университет
г. Архангельск
Lyudmila Konovalova
andidate of Economic Sciences, Associate Professor
Faculty of Economics and Management
Northern State Medical University
Arkhangelsk
Аннотация: В статье рассматривается значение потребительской кооперации Архангельской области в обеспечении устой­чивого развития сельских территорий. Определяются виды трансакционных издержек, которые могут возникнуть в результате деятельности предприятий потребительской кооперации, возможности их снижения.

Abstract: The article discusses the importance of consumer cooperation of the Arkhangelsk region in the sustainable development of rural areas. Defines the types of transaction costs that may arise as a result of activity of the enterprises of consumer cooperation, the possibility of reducing them
Ключевые слова: трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, потребительская кооперация, сельские территории, устойчивое развитие

Keywords: transaction costs, opportunistic behavior, consumer cooperation, rural areas, sustainable development


Обеспечение устой­чивого развития сельских территорий является одним из приоритетных направлений государственной социаль­но-экономической политики РФ. В числе активных участников социально-экономических преобразований на селе находится потребительская кооперация. Это — многоотраслевая система, включающая производство, заготовительную деятельность, торговлю и общественное питание, оказание бытовых и других социальных услуг населению. Потребительская кооперация Архангельской области в настоящее время объединяет в своих рядах свыше 24 тысяч членов-пайщиков. В систему входят около 120 юридических лиц, которые снабжают товарами и услугами почти две тысячи населенных пунктов региона, в которых проживают более 200 тысяч человек.

В современных условиях, когда в России остро стоит проблема импортозамещения, главной задачей предприятий потребительской кооперации Архангельской области является не только увеличение объема, но и обновление ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции. Поэтому есть реальные возможности увеличения масштабов заготовительной деятельности, роста объёмов собственного производства товаров и услуг, создания единой цепочки: производство сельхозпродукции – переработка – торговля [3].

Функционирование потребкооперации в рыночных условиях характеризуется увеличением информационной асимметрии, ростом общей неопределенности, характерной для современного рынка, расширением круга партнеров, посредников и потребителей. Это приводит к росту трансакционных издержек.

Понятие «трансакционные издержки» ввел Рональд Коуз в работе «Природа фирмы», где он определил их как «затраты использования рыночного механизма». Р. Коуз отмечал, что при совершении любой сделки (или трансакции) необходимо проводить пере­говоры с контрагентами, осуществлять надзор за процессом, устанавли­вать взаимосвязи, устранять возникающие разногласия [1].

В настоящее время данное понятие трансформировалось и приобрело более широкий смысл. Трансакционными издержками называют любые виды за­трат, которые сопровождают взаимодействие экономических агентов не­зависимо от того, какое это взаимодействие — рыночное или внутрифирменное.

Используются различные классификации трансакционных издержек. Наибольшее распространение получила следующая:

1. Издержки поиска информации. Для потребительской кооперации — это затраты на поиск информации о потенциальных партнерах, о ситуации на потребительском рынке, так как сырье для будущей продукции в основном закупается у населения и крестьянских фермерских хозяйств. Также сюда включаются потери, свя­занные с ограничением информации, информационной асимметрией.

2. Издержки ведения переговоров, заключения контрактов. Это затраты, связанные с ведением переговоров об условиях и форме сделок по поставкам продукции, с составлением договоров. Потери могут возникнуть из-за неудачно или недостаточно полно составленных контрактов.

3. Издержки измерения. Это затраты, необходимые для измерения количества и каче­ства товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка.

4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. К дан­ным видам затрат относятся расходы на юридические консульта­ции, взаимодействие с государственными органами по вопросам прав собственности, затра­ты, необходимые для восстановления нарушенных прав в ходе выполнения кон­тракта.

5. Издержки оппортунистического поведения — затраты, связанные с недобросовестным поведением, нарушающим осуществление сделки.
Понятие «оппортунистическое поведение» было введено Оливером Уильямсоном. Оппортунистическое поведение возникает в результате несовпадения интересов экономических субъектов, неопределенности, связанной с ограниченностью или недостоверностью информации [4].

Уильямсон выделял две формы такого поведения:

1. Предконтрактное оппортунистическое поведение (ex ante) — до заключения сделки. Формой такого поведения является «неблагоприятный отбор», который ухудшает условия выбора партнеров (поставщиков или покупателей).

2. Постконтрактное оппортунистическое поведение (ex post) — после заключения сделки. Оно возникает в случаях неполноты контракта, то есть в тех случаях, когда нельзя предусмотреть все возможные действия участников или сложно их проконтролировать. Это поведение может проявляться в двух формах.

Первая — «моральный риск» — возникает в тех случаях, когда в договоре приходится полагаться на партнера, так как получение достоверной информации связано с большими издержками или вообще невозможно.

Вторая — вымогательство — возможно в тех случаях, когда один из участников, обладающий специфичными или даже уникальными ресурсами получает возможность для шантажа партнеров [2].

Издержки, связанные с мониторингом и предупре­ждением оппортунизма представляют собой затраты на контроль за четким выполнением условий контракта и предотвраще­ние уклонения от соблюдения этих условий контрагентами.

Таким образом, при оценке эффективности результатов деятельности предприятий потребительской кооперации необходимо рассматривать снижение всех затрат в комплексе, учитывая и трансакционные издержки. Снижения трансакционных издержек можно добиться, выполняя следующие рекомендации:

четкое соблюдение правовых нормативных актов, оп­ределяющих порядок подготовки и юридического оформления рыночных отношений в потребительской кооперации;

активный и эффективный сбор и анализ инфор­мации для изучения потенциальных партнеров;

предотвращение излишних издержек, связанных с выполнением контрактов.

Развитие потребительской кооперации и повышение эффективности деятельности ее предприятий возможны только при совместных усилиях всех участников этого рынка (заготовители, обрабатывающие предприятия, торговые организации, предприятия бытового обслуживания, население и т. д.), а также государственных и региональных органов управления и регулирования.

Библиографический список

1. Coase, Ronald. The Nature of the Firm // Economica, Vol. 4, No. 16, November 1937, С. 389
2. Коновалова Л.В. Трансакционные издержки в аутсорсинге / Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции и инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции, 26-27 марта 2015г., г. Архангельск. В 2 ч. Ч 1: Секции 1-4. - Институт управления, 2015. - 288 с. С. 66-69.
3. Коновалова Л.В., Андрианова Е.В. Роль потребительской кооперации в обеспечении системы устойчивого развития сельских территорий Архангельской области / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 31 января 2016 г.). 2016 № 1-10. с.85-88
4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 55-59.