Abstract: The article discusses the importance of consumer cooperation of the Arkhangelsk region in the sustainable development of rural areas. Defines the types of transaction costs that may arise as a result of activity of the enterprises of consumer cooperation, the possibility of reducing them
Keywords: transaction costs, opportunistic behavior, consumer cooperation, rural areas, sustainable development
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий является одним из приоритетных направлений государственной социально-экономической политики РФ. В числе активных участников социально-экономических преобразований на селе находится потребительская кооперация. Это — многоотраслевая система, включающая производство, заготовительную деятельность, торговлю и общественное питание, оказание бытовых и других социальных услуг населению. Потребительская кооперация Архангельской области в настоящее время объединяет в своих рядах свыше 24 тысяч членов-пайщиков. В систему входят около 120 юридических лиц, которые снабжают товарами и услугами почти две тысячи населенных пунктов региона, в которых проживают более 200 тысяч человек.
В современных условиях, когда в России остро стоит проблема импортозамещения, главной задачей предприятий потребительской кооперации Архангельской области является не только увеличение объема, но и обновление ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции. Поэтому есть реальные возможности увеличения масштабов заготовительной деятельности, роста объёмов собственного производства товаров и услуг, создания единой цепочки: производство сельхозпродукции – переработка – торговля [3].
Функционирование потребкооперации в рыночных условиях характеризуется увеличением информационной асимметрии, ростом общей неопределенности, характерной для современного рынка, расширением круга партнеров, посредников и потребителей. Это приводит к росту трансакционных издержек.
Понятие «трансакционные издержки» ввел Рональд Коуз в работе «Природа фирмы», где он определил их как «затраты использования рыночного механизма». Р. Коуз отмечал, что при совершении любой сделки (или трансакции) необходимо проводить переговоры с контрагентами, осуществлять надзор за процессом, устанавливать взаимосвязи, устранять возникающие разногласия [1].
В настоящее время данное понятие трансформировалось и приобрело более широкий смысл. Трансакционными издержками называют любые виды затрат, которые сопровождают взаимодействие экономических агентов независимо от того, какое это взаимодействие — рыночное или внутрифирменное.
Используются различные классификации трансакционных издержек. Наибольшее распространение получила следующая:
1. Издержки поиска информации. Для потребительской кооперации — это затраты на поиск информации о потенциальных партнерах, о ситуации на потребительском рынке, так как сырье для будущей продукции в основном закупается у населения и крестьянских фермерских хозяйств. Также сюда включаются потери, связанные с ограничением информации, информационной асимметрией.
2. Издержки ведения переговоров, заключения контрактов. Это затраты, связанные с ведением переговоров об условиях и форме сделок по поставкам продукции, с составлением договоров. Потери могут возникнуть из-за неудачно или недостаточно полно составленных контрактов.
3. Издержки измерения. Это затраты, необходимые для измерения количества и качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка.
4. Издержки спецификации и защиты прав собственности. К данным видам затрат относятся расходы на юридические консультации, взаимодействие с государственными органами по вопросам прав собственности, затраты, необходимые для восстановления нарушенных прав в ходе выполнения контракта.
5. Издержки оппортунистического поведения — затраты, связанные с недобросовестным поведением, нарушающим осуществление сделки.
Понятие «оппортунистическое поведение» было введено Оливером Уильямсоном. Оппортунистическое поведение возникает в результате несовпадения интересов экономических субъектов, неопределенности, связанной с ограниченностью или недостоверностью информации [4].
Уильямсон выделял две формы такого поведения:
1. Предконтрактное оппортунистическое поведение (ex ante) — до заключения сделки. Формой такого поведения является «неблагоприятный отбор», который ухудшает условия выбора партнеров (поставщиков или покупателей).
2. Постконтрактное оппортунистическое поведение (ex post) — после заключения сделки. Оно возникает в случаях неполноты контракта, то есть в тех случаях, когда нельзя предусмотреть все возможные действия участников или сложно их проконтролировать. Это поведение может проявляться в двух формах.
Первая — «моральный риск» — возникает в тех случаях, когда в договоре приходится полагаться на партнера, так как получение достоверной информации связано с большими издержками или вообще невозможно.
Вторая — вымогательство — возможно в тех случаях, когда один из участников, обладающий специфичными или даже уникальными ресурсами получает возможность для шантажа партнеров [2].
Издержки, связанные с мониторингом и предупреждением оппортунизма представляют собой затраты на контроль за четким выполнением условий контракта и предотвращение уклонения от соблюдения этих условий контрагентами.
Таким образом, при оценке эффективности результатов деятельности предприятий потребительской кооперации необходимо рассматривать снижение всех затрат в комплексе, учитывая и трансакционные издержки. Снижения трансакционных издержек можно добиться, выполняя следующие рекомендации:
четкое соблюдение правовых нормативных актов, определяющих порядок подготовки и юридического оформления рыночных отношений в потребительской кооперации;
активный и эффективный сбор и анализ информации для изучения потенциальных партнеров;
предотвращение излишних издержек, связанных с выполнением контрактов.
Развитие потребительской кооперации и повышение эффективности деятельности ее предприятий возможны только при совместных усилиях всех участников этого рынка (заготовители, обрабатывающие предприятия, торговые организации, предприятия бытового обслуживания, население и т. д.), а также государственных и региональных органов управления и регулирования.
Библиографический список
1. Coase, Ronald. The Nature of the Firm // Economica, Vol. 4, No. 16, November 1937, С. 3892. Коновалова Л.В. Трансакционные издержки в аутсорсинге / Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции и инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции, 26-27 марта 2015г., г. Архангельск. В 2 ч. Ч 1: Секции 1-4. - Институт управления, 2015. - 288 с. С. 66-69.
3. Коновалова Л.В., Андрианова Е.В. Роль потребительской кооперации в обеспечении системы устойчивого развития сельских территорий Архангельской области / Сборник материалов X Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития науки и технологий» (г. Белгород, 31 января 2016 г.). 2016 № 1-10. с.85-88
4. Уильямсон О. Экономические институты капитализма. Фирмы, рынки и отношенческая контрактация. СПб.: Лениздат, 1996. С. 55-59.