Индекс УДК 33
Дата публикации: 22.03.2017

Стратегия улучшения качества работы с клиентами в сети малых отелей

Strategy for improving the quality of work with clients in mini-hotels

Краслянская Анна Олеговна, Хаукка Анна Владимировна
1. магистрант, программа «Гостиничный бизнес». Санкт-Петербургский государственный экономический университет - СПБГЭУ, РФ, Санкт-Петербург
2. магистрант, программа «Гостиничный бизнес». Санкт-Петербургский государственный экономический университет - СПБГЭУ, РФ, Санкт-Петербург

Kraslyanskaya Anna, Khaukka Anna
1. Master student, Program “Hotel business”. Saint-Petersburg State University of Economics, Russia, Saint Petersburg
2. Master student, Program “Hotel business”. Saint-Petersburg State University of Economics, Russia, Saint Petersburg

Аннотация: Статья посвящена актуальным на сегодняшний день проблемам в гостиничной индустрии в сегменте малых отелей, а именно: большая текучесть кадров, слабая клиенториентированность. Основное содержание работы составляет анализ стратегии по улучшению качества работы с клиентами сети мини-отелей «АСМЕ». В заключении изложены предложения по разработке стратегии для данной сети малых отелей.

Abstract: The article is devoted to actual today problems in the hotel industry in the segment of small hotels, namely: high staff turnover, weak client orientation. The main content of the article is the analysis of the strategy for improving the quality of work with clients of the mini hotel chain "AСME". In conclusion, recommendations for a new strategy for the small hotel network is proposed.
Ключевые слова: малые гостиничные сети, персонал, качество сервиса, клиентоориентированность, повышение качества, стратегия улучшения качества.

Keywords: : mini-hotels, staff, quality of service, customer orientation, quality improvement, quality improvement strategy.


В настоящее время малый гостиничный бизнес развивается мощными темпами, вызывает все большую заинтересованность в слоях малого и среднего бизнеса. Это обусловлено сравнительно недолгим сроком окупаемости и меньшую затратность.  Хотя на самом деле в данной нише гостиничного бизнеса есть и свои проблемы, связанных с управлением персоналом и качеством работы с клиентами, как и в других отраслях. Давно признан тот факт, что конкурентное преимущество страны в мировой экономике, и, как следствие, ее экономическое процветание во многом зависит от уровня образования и квалификации рабочей силы. Это мысль также верна для туризма и отраслей, с ним связанных [1].

  Основная проблема малого сетевого отеля довольно часто связана с предоставлением некачественной гостиничной услугой, что напрямую связано с работой персонала и выполнению им внутренних распорядков отеля. На данный момент текучесть кадров достигает больших масштабов и имеет немалую долю по отраслям. Одним из главных минусов данной ситуация является отсутствие принципа «преемственности», и как следствие – каждый новый сотрудник интерпретирует правила предоставления услуг по-своему.  Линейный персонал, который реализует гостиничные услуги, выполняет инструкции и требования руководства, а так же ориентируется на  свои ожидания, которые они считают наиболее вероятными со стороны гостя. Владельцы гостиничного предприятия тоже имеют свое понимание в отношении ожиданий гостя, используя и учитывая внешние нормативные документы.

В условиях нынешней жесткой конкуренции качество сервиса определяет конкурентоспособность малой гостиницы и ее возможности развития и продвижения. Для того чтобы гостиница оставалась конкурентоспособной, все ее сотрудники без исключения должны постоянно заниматься повышением квалификации.

Корпоративные тренинги в гостиницах сейчас уже стали неотъемлемой частью работы всех сотрудников. Их цель – изучить этикет, стандарты обслуживания, получить навыки общения с клиентами. Работа линейного персонала, который имеет прямой контакт с посетителями гостиницы, требует определенного навыка общения с абсолютно разными типами клиентов, и не важно кто это может быть будь то обеспеченный постоялец или нет, не важен возраст, гендерная принадлежность, национальность, ко всем нужен свой подход.

  Говоря о предоставлении качественных услуг и сервисе, стоит так же рассмотреть такое понятие как «клиентоориентированность» гостиничного предприятия. Клиентоориентированность гостиничного предприятия — инструмент управления взаимоотношениями с клиентами – потребителями гостиничных услуг, нацеленный на получение устойчивой прибыли в долгосрочном периоде. [4, c.155] В условиях избыточности предложений на рынке гостиничных услуг предприятие должно следовать основным целям стратегического клиентоориентирования, таким как лояльность клиентов (то есть их удовлетворенность полученной услугой и желанием остановиться в отеле еще раз), формирование и продвижение продукта с добавленной потребительской ценностью, увеличение чистой прибыли с учетом переменных затрат.

Для решения вышеописанных проблем малым отелям следует разрабатывать нацеленную стратегию, которая в комплексе поможет разрешить поставленные для предприятия задачи, обусловленные спецификой рынка данной ниши гостиничного бизнеса, ее категорией, местоположением и другими параметрами.

Поэтому рассмотрим на примере сети малых отелей «ACME» стратегию по улучшению качества работы с клиентами. Данная сеть состоит из двух мини отелей, имеет постоянную загрузку за счет своего выгодного местоположения и сравнительно низкой стоимости за сутки. Но при всех плюсах имеет значительные проблемы в вопросах обслуживания гостей и организационной структуры управления предприятием.

Основной проблемой сети является отсутствие маркетинговой стратегии по всем сегментам и направлениям, в компании идет ориентация на получение краткосрочного результата. Следовательно, возникают внутриорганизационные проблемы и проблемы в работе с гостями:

  • отсутствие работы с гостями до заезда и после их выезда, в процессе проживания все сведено к минимуму, также нет никакого взаимодействия с постоянными гостями;
  • отсутствие аналитической работы с отзывами гостей, их оценкой с целью повысить привлекательность объектов размещения;
  • отсутствие финансирования на эксплуатационные расходы и обновление номерного фонда;
  • нет понимания рабочего процесса от руководителей компании. По факту руководство не понимает работы линейного персонала «изнутри»;
  • неграмотное и несистематическое обучение нового персонала;
  • отсутствие мотивационной программы для персонала;
  • оторванность руководства от объектов (офис отдельно, отели отдельно);
  • несоблюдение стандартов качества обслуживания, вызванное большой текучкой кадров и отсутствием контроля за их соблюдением.

Данные проблемы приводят к таким ситуациям как например эта:

В отеле проживала пожилая пара из Греции, которую, к сожалению, обокрали в общественном транспорте. В предпоследний день их пребывания, они подошли на ресепшен и сказали, что не могут оплатить ту сумму, которая у них была за дополнительную услугу, а именно была поставлена дополнительная кровать. После их отъезда, со стороны руководства был прессинг в сторону линейного персонала, часто звонило руководство и просило объяснить почему заранее не была взята оплата с гостей. Даже возраст гостей (а им было практически к 80 годам) не повлиял на закрытие долга. В итоге, гостям звонили в Грецию и напоминали, что они обязаны выплатить ту сумму, которая ранее была не оплачена ими. Гости наотрез отказались платить.

Ориентируясь на систему штрафов в этой сети отелей, виноват будет администратор, а наказание за это сумма за оказанные дополнительные услуги вычитается из заработной платы администратора или делится на весь коллектив отеля, то есть на всех администраторов.

И это не единственная ситуация, которая приводит к таким последствиям. Причина такого положения — это отсутствие строгих должностных инструкций и слабая клиентоориентированность самого персонала и сети отелей в целом.

  Для решения перечисленных проблем следует воспользоваться следующей, разработанной стратегией, конкретно для этой сети отелей.

  Стратегия состоит из следующих параллельных этапов, требуемых для решения ситуаций с неклиентоориентированным персоналом:

  • Требуется «чистка» персонала всех отделов. В рассматриваемой сети нужно произвести анализ полезности персонала, аттестовать его. Решить вопрос насколько полезен отдел бронирования в целом, если имеется возможность дополнительно обучить администраторов стойки ресепшен функции бронирования.
  • Разработка должностных инструкций для линейного персонала. Подобные инструкции нужны для правильного предоставления услуг персоналом, так же они защитят линейных сотрудников, которые выполняют четко инструкции.
  • Разработка мотивационной программы. Программа включает в себя несколько тренингов, связанных с мотивацией сотрудников, правильностью предоставления услуг, правильного поведения и соответственно предоставление хорошего сервиса.
  • Анализ поставщиков, для улучшения качества расходных материалов.

К выбору конкурентной стратегии нужно подходить индивидуально для каждого отдельного предприятия, соответственно произвести анализ ситуации на рынке, оценить ресурсы предприятия и соответственно определить цель и задачи, что позволит выявить достоинства и недостатки самого предприятия. В данном конкретном случае были представлены рекомендации по решению основных проблем, указанных выше.

Библиографический список

1. Кострюкова О.Н., Кущева Н.Б. Вызовы индустрии гостеприимства для профессионально-ориентированных программ подготовки кадров. В сборнике: Вестник индустрии гостеприимства международный научный сборник. Санкт-Петербург, 2016. С. 7-12.
2. Мусакин А.А. Малый отель: с чего начать и как преуспеть. Советы владельцам и управляющим. – Спб.: Питер, 2012. – 320 с.
3. Павлова М., Никольская Е.Ю. Особенности системы управления персоналом в индустрии гостеприимства // Инновационная наука. – Уфа, 2016. №3-1. - с.174-182.
4. Скачкова Ф.О. Клиентоориентированность гостиничного предприятия – сущность и основные цели // Современные наукоемкие технологии. – Пенза, 2014. №7-2. – c.155а.
5. Тетушкин В.А. Эффективность управления качеством в сервисе и маркетинге // Наука и бизнес: пути развития. - 2013.- №10(28). - с.142-145.
6. Филиппова С.И., Симонова М.М. Вопросы управления качеством образовательного процесса при подготовке квалифицированных специалистов в сфере туристико-гостиничного сервиса // Научный вестник МГИИТ. - 2012.-№4(18).- с. 79-82.