Индекс УДК 330.341.2
Дата публикации: 27.03.2018

Опыт развития социального партнёрства в странах Европейского Союза

Experience in the development of social partnership in the European Union

Бикеева Марина Викторовна

доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск

Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: В странах Европейского Союза существуют глубокие традиции в сфере социального партнерства. Трехстороннее сотрудничество охватывает взаимоотношения представителей бизнеса, трудящихся и государства. Участниками реализации социального партнерства в сфере профессионального образования являются учебные заведения. Результаты исследования показали наличие специфических особенностей в странах ЕС по согласованию многочисленных интересов трехстороннего сотрудничества. Материалы исследования апробированы при проведении круглого стола «Политика взаимоотношений бизнеса, общества и власти в Европейском Союзе» и включены в цикл статей, посвященных распространению опыта стран Европейского Союза в области корпоративной социальной ответственности.

Abstract: In the European Union there are deep traditions in the field of social partnership. Trilateral cooperation covers relations between business, workers and the state. The participants of the social partnership in the field of vocational education are educational institutions. The results of the study showed the presence of specific features in the EU countries to coordinate the multiple interests of trilateral cooperation. The research materials were tested during the round table «Policy of relations between business, society and government in the European Union» and included in the series of articles devoted to the dissemination of the experience of the European Union in the field of corporate social responsibility.
Ключевые слова: Европейский Союз, корпоративная социальная ответственность, социальное партнерство, профсоюзы, коллективные договоры, ассоциации предпринимателей, сфера профессионального образования, учебные заведения, государственный контроль

Keywords: European Union, corporate social responsibility, social partnership, trade unions, collective agreements, business associations, professional education, educational institution, state control.


Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда ERASMUS+: Programme – Jean Monnet Modules (проект № 575358-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Policy for Corporate Social Responsibility: the EU experience»

Страны Европейского Союза (ЕС) являются лидерами в использовании социально ответственной практики ведения бизнеса. Об этом свидетельствуют сформировавшиеся в них модели корпоративной социальной ответственности (КСО) [2, с. 34]. При этом каждая модель КСО отражает исторически сложившийся в той или иной стране ЕС общественно-экономический уклад, а также систему государственного регулирования и функционирующие гражданские институты [6, с. 20]. В этой связи изучение опыта Европейского Союза в реализации социально ответственной практики является интересным и актуальным.

Целью исследования является анализ опыта и специфики развития социального партнерства в странах ЕС.

При проведении исследования использованы следующие общенаучные методы: сравнительный анализ, диалектической логики, монографический метод.

Для начала определимся с понятием социального партнерства, под которым подразумевается трехстороннее сотрудничество по вопросам регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Указанное трехстороннее сотрудничество охватывает представителей бизнеса (предпринимателей), трудящихся и государство (органы власти).

Правовое регулирование трехстороннего сотрудничества нашло отражение в следующих документах:

  1. Конвенция Международной организации труда (МОТ), содействующая применению международных трудовых норм.
  2. Конституции и законодательные акты стран Европейского Союза (Бельгия – 1948 г., ФРГ – 1952 г., Австрия – 1957 г., Франция – 1958 г., страны Северной Европы – 1970-е гг.).

Результаты исследования показали наличие специфики по согласованию интересов трехстороннего сотрудничества в разных странах Европейского Союза. Рассмотрим их более подробно.

Представителями интересов трудящихся являются профсоюзы. Однако отношение к самим профсоюзам в странах ЕС складывается по-разному. В таких странах, как Германия, Швеция или Финляндия профсоюзы имеют значительный авторитет и влияние. Во Франции велика роль профсоюзного движения в решении вопросов трудового характера путем разжигания трудовых конфликтов. Профсоюзы часто являются инициатором локаутов на территории Франции, о чем свидетельствуют многочисленные репортажи СМИ о забастовках работников транспортных организаций, многочисленных столкновениях с полицией, погромах на улицах Парижа и т.п. В ряде стран, например, в Великобритании, Дании, Норвегии, отсутствует авторитет и влияния профсоюзного движения.

Наибольший интерес представляет опыт социального партнерства в Германии, характерной чертой которого является стремление и достижение компромисса взаимоприемлемых условий между заинтересованными сторонами. Профсоюзы, при отстаивании интересов трудящихся идут на значительные уступки, осознавая необходимость и модернизации производства, и крупных структурных преобразований, приводящих в итоге к сокращению персонала. Предприниматели, со своей стороны, стремятся не преступать известных границ. Баланс в партнерских отношениях не нарушается даже при смене правящей коалиции [4].

Коллективные договоры являются формой проявления социального партнерства. Между предприятиями и профсоюзами заключаются коллективные договоры сроком на 1–2 года. Они обеспечивают непосредственное участие трудящихся в производственных процессах, предотвращающих, как правило, возникновение трудовых конфликтов. При этом уровни заключения коллективных договоров: национальный – отраслевой – фирменный.

В тех странах ЕС, где авторитет и влияние профсоюзов отсутствует, распространена форма участия трудящихся в управлении бизнеса через не профсоюзные организации. Эта форма подразумевает:

— соучастие трудящихся в советах директоров компаний;

— «прямое» участие трудящихся в делах предприятия на уровне рабочего места;

— участие трудящихся в прибылях, доходах и в акционерной собственности предприятий.

Основной мотив использования данного опыта социального партнерства заключается в повышении производительности труда.

Другой стороной трехстороннего сотрудничества являются представители предпринимателей (бизнеса). Они, в свою очередь, также объединяются между собой в различного рода ассоциации, конфедерации предпринимателей или общенациональные объединения. Существует два типа объединений предпринимателей:

1) объединения предпринимателей с экономическими функциями (торговые палаты, экономические ассоциации);

2) объединения предпринимателей с социально-трудовыми функциями.

Опыт Великобритании, Франции, Италии и Бельгии свидетельствует о слиянии этих типов организаций предпринимателей (например, Национальный совет французских патронов (1936 г.)) [1].

Результаты исследования показали, что опыт стран Европейского Союза в развитии социального партнерства находит широкое распространение в США и Канаде (преимущественно через механизм коллективных договоров), а также в Японии (через прямое вовлечение наемных работников в дела предприятия).

Остановимся подробнее на опыте стран ЕС в сфере профессионального образования. Это связано с тем, что в современных условиях возрастает роль непрерывного обучения в течение всей жизни. Современные реалии таковы, что 80% используемых технологий и оборудования устаревают через каждые 10 лет [3]. Социальное партнерство в сфере профессионального образования является в этой ситуации весьма актуальным.

Главными участниками реализации социального партнерства в сфере профессионального образования являются учебные заведения и бизнес. При этом ключевая роль в развитии социального партнерства принадлежит бизнесу как потенциальному работодателю.

Роль бизнеса в развитии социального партнёрства в сфере профессионального образования заключается в следующем:

  • участие в разработке квалификационных требований;
  • участие в разработке стандартов профессионального образования;
  • участие в разработке образовательных программ;
  • определение требований к содержанию обучения, итоговой аттестации;
  • формирование приоритетов обучения на рабочем месте;
  • мобилизация финансовых ресурсов и контроль за их исполнением.

Различают следующие основные модели социального партнёрства в сфере профессионального образования в странах ЕС:

  1. Существенная роль государства в планировании и реализации профессионального образования и обучения (Франция). Данная модель характеризуется значительными контрольными функциями сферы профессионального образования со стороны государства. При этом ответственность за полученные результаты также лежит на государстве. Социальные партнеры участвуют в принятии решений через соответствующие трехсторонние консультативные органы, включающие представителей бизнеса, профсоюзов, учебных заведений. Принятие всех нормативно-правовых актов осуществляется по результатам взаимных консультаций.
  2. Частичная роль государства в развитии профессионального образования (Германия, Дания, Нидерланды). Характеристикой данной модели является преобладающая активность в социальном партнерстве ассоциаций работодателей и профсоюзов. Государство лишь придает законность решениям, принятым по результатам группового консенсуса. Специфическая особенность социального партнерства в Германии заключается в государственном финансировании профессионального образования и обучения.
  3. Незначительная роль государства в развитии профессионального образования (Великобритания). Особенностью данной модели социального партнерства является доминирующая роль бизнеса (работодателей), имеющего полную свободу в установлении объема и качества профессионального образования. Роль государства сводится к разработке квалификационных стандартов для выпускников, финансирования их обучения и жесткий контроль за качеством полученного профессионального образования по утвержденным критериям [5].

Таким образом, среди особенностей социального партнёрства в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза можно назвать следующие:

  • создание органов социального партнёрства на национальном, региональном, отраслевом, местном уровнях и на уровне учебных заведений для разработки:
  • квалификационных требований к специалистам;
  • национальных стандартов профессионального образования;
  • учебных программ;
  • содержания и форм организации практики на предприятии;
  • мониторинг развития региональных рынков труда, выявление необходимости введения новых специальностей обучения.

2) расширение участия учебных заведений в повышении квалификации работников предприятий;

3) участие социальных партнеров в системах обеспечения качества профессионального образования;

4) создание мотивационных механизмов социального диалога (налоговые льготы, фонды на развитие обучения и др.).

Российское восприятие, как практики корпоративной социальной ответственности, так и социального партнёрства, во многом отличается от западного. Современному уровню социальной активности отечественного бизнеса присущи специфические особенности, конкретизация которых будет являться объектом последующих исследований автора.

Библиографический список

1. Кибальникова А.М., Сажнева С.В. Зарубежный опыт: социальные инвестиции в социальные программы. Материалы III (VIII) Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом». ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2014. – С. 41-44.
2. Корпоративная социальная ответственность: учебник / коллектив авторов; под ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2016. – 320 с.
3. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионального образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. – 2006. - №6. – С.111-129.
4. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие: опыт ЕС, специфика Германии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2013. – №2. – С. 30-48.
5. Плотникова Е.Б., Германов И.А., Плотникова Е.В. Корпоративная социальная ответственность: становление практик и концептуализация понятия (западный и российский опыт) // Вестник Пермского университета. Серии: История и Политология. – 2009. – №2. – С. 13-19.
6. Савина Т.Н. Критерии оценки социально ответственного поведения бизнеса (теория, методология, практика): монография / Т.Н. Савина. – Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2017. – 168 с.