Abstract: The article is devoted to organizational and economic mechanism of managing of innovative development of the region. The subsystems and the main elements of organizational and economic mechanisms of innovative development are revealed. Reserves and ways of improving of the mechanism of innovative development of Sevastopolare highlighted.
Keywords: innovations, innovative development of the region, organizational and economic mechanism, innovative infrastructure.
Инновационное развитие региона представляет собой социально-экономический процесс формирования эффективно действующей региональной инновационной системы, в рамках которой возрастает научно-технический и инновационный потенциал региона, увеличивается валовый региональный продукт за счет производства инновационных товаров и услуг. Целевой функцией управления инновационным развитием региона является активизация всех этапов инновационного процесса путем создания всех элементов организационно-экономического механизма и поддержания высокого уровня эффективности их взаимодействия. Низкая активность инновационной деятельности в регионах во многом связана именно с несовершенством организационно-экономического механизма освоения инноваций. Как результат: снижается эффективность производственно-хозяйственной деятельности, растет себестоимость производства, снижается конкурентоспособности выпускаемой продукции, что, в целом, значительно снижает качество жизни. Основными экономическими и внутренними факторами, сдерживающими инновации, по-прежнему, остаются высокая стоимость нововведений, нехватка собственных денежных средств, высокий экономический риск и слабое развитие инфраструктуры. В связи с этим, целью статьи является разработка и обоснование ключевых направлений активизации научно-технической и инновационной деятельности в городе федерального значения Севастополь на основании анализа и совершенствования механизма управления инновационным развитием региона.
Вопросам инноваций и инновационного развития посвящены труды значительного числа экономистов, таких как: Й. Шумпетер [1], Г. Менш [2], К. Фриман [3], Р. Нельсон [4], Б. Твисс [5], Дж. Бернал [6], С.Кузнец [7], Ю. В. Яковец [8] и др. Следует отметить, что многие вопросы, связанные с практикой инновационной активности, особенно на уровне регионов требуют дальнейшей доработки. Так, не решенным и требующим теоретического, методологического и практического уточнения является проблема системного подхода к активизации инновационной деятельности и механизма ее стимулирования на уровне региона. Проведенный в ранее опубликованных трудах [9] анализ инновационной деятельности в г. Севастополь показал низкую активность в сфере инноваций.
Теоретический анализ факторов инновационного развития позволяет сформировать организационно-экономический механизм управления инновационным развитием региона, который предусматривает использование целого ряда форм и методов стимулирования научно-технической и инновационной деятельности в регионе как государственными и муниципальными органами власти, так и со стороны частного, иностранного сектора и сектора некоммерческих организаций (рисунок 1).
УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА: − Федеральные и муниципальные органы власти; − Международные организации поддержки и развития инновационной деятельности; − Коммерческие и некоммерческие организации. | ||
ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОНОГО МЕХАНИЗМА: 1 Нормативно-правовые инструменты управления инновационным развитием региона. 2 Инфраструктурные инструменты управления инновационным развитием региона. |
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА | ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА: 3 Прямые инструменты управления инновационным развитием региона. 4 Косвенные инструменты управления инновационным развитием региона. |
УПРАВЛЯЕМАЯ ПОДСИСТЕМА:
− Фундаментальные исследования; −Прикладные исследования; − Производство инновационной продукции (коммерциализация научных исследований) |
Рисунок 1. Организационно-экономический механизм управления инновационным развитием региона
Данный организационно-экономический механизм активизации инновационной деятельности на уровне региона включает (таблица 1):
− во-первых, организационный механизм содействия научно-технической и инновационной деятельностина основании создания и поддержания соответствующих благоприятных условий, в частности: действенной нормативно-правовой базы (1) и эффективно действующей инновационной инфраструктуры (2);
− во-вторых, экономические механизмы активизации научно-технической и инновационной деятельности на основании активизации прямых (3) и косвенных инструментов (4).
Таблица 1
Элементы организационно-экономического механизма инновационного развития региона
ЭЛЕМЕНТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА | |
1 Нормативно-правовые инструменты управления инновационным развитием региона | 1.1 Региональные законы об инновационной деятельности 1.2 Стратегии инновационного развития региона 1.3 Прочие нормативно-правовые акты в инновационной сфере 1.4 Патентование, лицензирование и сертифицирование |
2 Инфраструктурные инструменты управления инновационным развитием региона | 2.1 Технологическая инфраструктура: 2.1.1 Наукоград 2.1.2 Технопарк 2.1.3 Бизнес-инкубатор 2.1.4 Центр коллективного пользования научным оборудованием 2.2 Информационная инфраструктура 2.2.1 Инжиниринговый центр 2.2.2 Центр трансфера технологий 2.2.3 Научно-технические библиотеки 2.2.4 Мониторинговый центр 2.3 Финансовая инфраструктура 2.3.1 Венчурные и инвестиционные фонды 2.3.2 Лизинговые кампании 2.3.3 Страховые компании 2.4 Кадровая инфраструктура 2.4.1 Образовательные программы в сфере инновационного менеджмента 2.4.2 Образовательные программы в сфере высоких технологий 2.4.3 Программы повышения квалификации в сфере инноваций |
ЭЛЕМЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА | |
3 Прямые инструменты управления инновационным развитием региона | 3.1 Государственные закупки 3.2 Федеральные целевые программы 3.3 Субсидии, гранты, премии, стипендии 3.4 Финансирование инновационных проектов |
4 Косвенные инструменты управления инновационным развитием региона | 4.1 Льготы по налогам и сборам 4.2 Применение пониженных тарифов страховых взносов 4.3 Упрощенный способ списания расходов на НИОКР 4.4 Ускоренная амортизация 4.5 Предоставление гарантийных обязательств 4.6 Льготное кредитование 4.7 Страхование инновационных рисков 4.8 Таможенные льготы |
Анализ элементов организационной-экономического механизма в г. Севастополь по предложенной схеме и в рамках рассмотренной структуры (см. рисунок 1, таблицу 1) позволяет сделать следующие выводы:
- В вопросе развития нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности на региональном уровне следует отметить отсутствие единой логики правового регулирования инновационной деятельности в регионах и на федеральном уровне. В частности, не четко формулируются цели, задачи и принципы инновационной политики, отсутствует единый подход к выбору приоритетов научно-технической и инновационной детальности, не доработаны правовые механизмы взаимодействия государства с предпринимательским сектором в сферах науки и инноваций. Также, стоит отметить низкую нормативно-правовую активность в сфере инноваций муниципальных органов местного самоуправления ввиду ограниченности их полномочий и объемов финансирования.
- Отсутствие отдельной (специальной) государственной программы г. Севастополь, связанной с научно-техническим и инновационным развитием, а также системности и взаимных связей между отдельными разделами государственных программ в вопросах инноваций.
- В г. Севастополь и Республике Крым практически не развита технологическая (производственная) инновационная инфраструктура, в частности отсутствуют технополисы, бизнес-инкубаторы и эффективно действующие технопарки. В г. Севастополь зарегистрировано три центра коллективного пользования оборудованием. В Севастопольском регионе не представлены ни головные офисы, ни филиалы крупных венчурных фондов. Международное сотрудничество, финансирование, проведение конференций и форумов ограничено санкционными неблагоприятными условиями региона, что может быть частично компенсировано лишь государственной поддержкой либо выходом за пределы санкционного давления, т.е. за территорию Крыма. Низкий уровень развития инновационной инфраструктуры связан во многом с условиями и слабой инвестиционной активностью, отсутствием системного подхода и инновационной стратегии региона, недостаточным финансированием (из-за малых объемов частного и практически полного отсутствия иностранного инвестирования), проблемами интеграции региона в институциональную систему Российской Федерации в целом.
Ряд вышеуказанных трудностей в работе организационно-экономического механизма управления инновационным развитием города Севастополь, по нашему мнению, определяют основные направления совершенствования данного механизма.
Выбор ключевых направлений совершенствования опираются на существующие в Российской Федерации инструменты управления инновационным развитием региона, поскольку они достаточно многообразны, могут влиять на все аспекты инновационной активности региона и могут формировать все виды инновационного потенциала региона. В краткосрочной перспективе главной задачей (направлением совершенствования) государственных органов будет обеспечение согласованности при использовании косвенных, прямых, инфраструктурных и нормативно-правовых инструментов управления инновационным развитием города Севастополь. Реализация данной задачи предполагает согласованное взаимодействие всех элементов организационно-экономического механизма управления инновационным развитием города Севастополь:
- Согласованное развитие нормативно-правовых и косвенных инструментов может быть реализовано путем:
1.1. Разработки в рамках программы «Инновационное развитие г.Севастополя» косвенных инструментов: льготное кредитование, гарантийные обязательства и страхование.
1.2. Разработки Положения об использовании косвенных инструментов управления инновационным развитием региона.
1.3. Установления льготных ставок местных налогов для предприятий, выпускающих инновационную продукцию и организаций, относящихся к инновационной инфраструктуре.
- Согласованное развитие нормативно-правовых и прямых инструментов предлагается реализовать на основании:
2.1. Разработки в рамках программы «Инновационное развитие г.Севастополя» прямых инструментов: субсидии, гранты, премии, стипендии.
2.2. Разработки Положения о субсидиях, грантах, премиях, стипендиях инноваторам.
2.3. Создания гражданского экспертного совета для проведения инновационной экспертизы.
- Согласование нормативно-правовых и инфраструктурных элементов организационно-экономического механизма управления инновационным развитием города Севастополь может быть реализовано путем:
3.1. Разработки Закона города Севастополя «Об инновационной инфраструктуре».
3.2.Создания реестра организаций инновационной инфраструктуры г.Севастополя.
3.3. Составления рейтинга и проведения конкурса «Инноватор Севастополя».
- Для согласования инфраструктурных элементов и прямых инструментов организационно-экономического механизма управления инновационным развитием города Севастополь предлагается применить прямую финансовую поддержку флагманов инновационной инфраструктуры города:
4.1. Технологической — Технопарку «Маяк».
4.2. Информационной — Центру трансфера технологий ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
4.3. Финансовой – Фонду микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в г.Севастополе.
4.4. Кадровой – ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
- Согласованное развитие инфраструктурных элементов и косвенных инструментов может быть реализовано за счет:
5.1. Использованиятехнопарком «Маяк» косвенных инструментов управления инновационным развитием города Севастополь.
5.2. Обучения сотрудников инновационных организаций на льготных условиях на базе ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
5.3. Учета в концепции «Умный город» потребностей инновационных предприятий.
Уже не раз отмечалось, что в городе Севастополь отсутствует целенаправленная программа инновационного развития, которая помимо формирования долгосрочных целевых показателей и показателей объема финансирования может решить проблемы с оптимизацией отраслевой структуры путем выбора приоритетов инновационного развития, формирования необходимой городу инновационной инфраструктуры и другими средствами.
Наиболее слабым местом в системе управления инновационным развитием региона остается инновационная инфраструктура, а точнее ее низкий уровень ее развития. Законодательство Российской федерации позволяет создавать и развивать различные элементы инновационной инфраструктуры, такие как технопарки, наукограды, центры трансферта технологий, кластеры, инжиниринговые центры, бизнес-инкубаторы, свободные экономические зоны и так далее. Однако по факту в городе Севастополь функционирует только свободная экономическая зона, которая создает условия для повышения инвестиционной активности хозяйствующий субъектов без привязки к росту инновационности производства.
Исследование выполнено при финансовой поддержке внутреннего гранта ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» в рамках научного проекта № 38/06 −31.
Библиографический список
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития: исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры: пер. с нем. В. С. Автономова и др.; общ. ред. А. Г. Милейковского. – Москва: Прогресс, 1982. – 455 с. [Shumpeter I. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya: issledovanie predprinimatel'skoi pribyli, kapitala, kredita, protsenta i tsikla kon"yunktury: per. s nem. V. S. Avtonomovai dr.; obshch. red. A. G. Mileikovskogo. – Moskva: Progress, 1982. – 455 s.]2. MenschG. Das Technologische Patt: Innovationen überwinden die depression / G. Mensch. Frankfurt am Main: Umschau, Verlag, 1975. 115 s.
3. Freeman С. Technology Policy and Economic Performance: Lessons from Japan / С. Freeman. London: Frances Printer Publishers, 1987. – 168 p.
4. Nelson R. National Innovation Systems: A Comparative Analysis / R. Nelson. – New York: Oxford University Press, 1993. – 560 р.
5. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / Б. Твисс; авт. предисл., науч. ред. К. Ф. Пузыня. – Москва: Экономика, 1989. – 217 с. [TvissB. Upravleniye nauchno-tekhnicheskimi novovvedeniyami / B. Tviss; avt. predisl. nauch. red. K. F. Puzynya. – Moskva: Ekonomika, 1989. – 217 s.]
6. Бернал Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. Москва: Изд-во иностранной литературы, 1956. – 735 с. [Bernal Dzh. Nauka v istorii obshchestva / Dzh. Bernal. – Moskva: Izd-vo inostrannoy literatury, 1956. – 735 s.]
7. Кузнец С. Современный экономический рост: результаты исследований и размышлений. Нобелевская лекция / С. Кузнец; под ред. Ю. В. Яковца. Санкт-Петербург:Гуманистика, 2003. – 548с. [KuznetsS. Sovremennyy ekonomicheskiy rost: rezultaty issledovaniy i razmyshleniy. Nobelevskaya lektsiya / S. Kuznets; podred. Yu. V. Yakovtsa. – Sankt-Peterburg: Gumanistika, 2003. – 548s.]
8. Яковец Ю. В. Эпохальные инновацииXXIвека / Ю. В. Яковец; Международный институт Питирима Сорокина Николая Кондратьева. – Москва: Экономика, 2004. – 444 с. [YakovetsYu. V. Epokhal'nye innovatsii XXIveka / Yu. V. Yakovets; Mezhdunarodnyi institut Pitirima Sorokina Nikolaya Kondrat'eva. – Moskva: Ekonomika, 2004. – 444 s.]
9. Гармашова Е.П., Дребот А.М., Баранов А.Г., Митус А.А. Анализ и определение ключевых проблем инновационного развития г. Севастополь // Вопросы инновационной экономики. − 2019. − Том 9. − № 3. – С.905-920. –doi: 10.18334/vinec.9.3.40984 [Garmashova E.P., Drebot A.M., Baranov A.G., Mitus A.A. Analiz i opredeleniye klyuchevykh problem innovatsionnogo razvitiya g. Sevastopol // Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. – 2019. – Tom 9. – № 3. – S.905-920. – doi: 10.18334/vinec.9.3.40984/]