Abstract: The article describes the features of the use of blockchain technology in education. Describes various scenarios for using the blockchain in the school.
Keywords: education, blockchain, information technologies, management technologies, blockchain certificates.
Сфера применения, цели и задачи технологии Blockchain
Blockchain, это выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, в которых содержится информация. На сегодняшний день, blockchain является растущей технологией, представляющей интерес для многих сфер и областей применения. Как относительно недавняя инновация в области компьютерных наук, Blockchain это глобальная, межотраслевая и перспективная технология, которая, по прогнозам, будет стимулировать рост мировой экономики на ближайшие несколько десятилетий.
Особое внимание уделяется потенциалу технологии Blockchain как инструменту для цифровой аккредитации учащихся, что привлекает заинтересованные стороны в секторе образования [1]. Данная технология позволит решить многие существующие проблемы в сфере образования, оценить риски и преимущества [2].
Целью работы является формирование возможных сценариев использования технологии Blockchain в сфере образования.
По мнению многих экспертов в области данной технологии, наиболее эффективным будет ее применение для решения следующих задач []:
- непрерывное профессиональное развитие и переподготовка рабочей силы;
- признание неформального обучения, основанного на портфолио;
- стандартизация и расширение процесса выдачи удостоверений и их признание;
- доступ к удостоверениям об образовании заинтересованных сторон, таких как работодатели, чтобы самостоятельно и в частном порядке проверять подлинность записей;
- управление интеллектуальной собственностью (в частности, открытые образовательные ресурсы);
- управление образовательными грантами, а также усиление контроля учащихся и их личных данных.
Blockcerts сертификаты: открытый стандарт для образовательных blockchain сертификатов
Краеугольным камнем открытого стандарта Blockcerts является убеждение, что люди должны быть способны владеть цифровыми записями и доказывать их принадлежность. В этом контексте Blockchain считается технологией, которая позволяет отдельным лицам владеть официальными документами и делиться ими с любой третьей стороной для мгновенной проверки и исключать любые попытки изменить или отредактировать записи [3].
Лаборатория MIT Media, поставщик корпоративного программного обеспечения, разработала открытый стандарт Blockcerts для выдачи и проверки учетных данных на Bitcoin blockchain (MIT Media Lab 2015, Schmidt 2016). В настоящее время Blockcerts является единственным открытым стандартом для выдачи и проверки записей в цепочке blockchain. Сообщество Blockcerts будет способствовать его принятию в качестве основного глобального стандарта на выдачу записи в blockchain. Стандарт позволяет любому пользователю, включая учебные заведения и правительства, использовать базовый код и разрабатывать собственное программное обеспечение для выдачи и верификации документов [4].
Цель создания Blockcerts с открытым исходным кодом заключалась в том, чтобы избежать войны со стандартами и блокировками, которые воспринималось разработчиками, как два основных препятствия в обеспечении интероперабельности. Широкое принятие данной технологии является предпосылкой для установления права собственности получателей на официальные записи.
Сценарии использования Blockchain в образовании
В этой работе выделены восемь сценариев применения Blockchain в сфере образования, основанных на современном состоянии развития технологий [5].
- Использование Blockchain для постоянной защиты сертификатов.
В этом сценарии образовательные организации, выдающие цифровые сертификаты будет использовать публичный Blockchain для хранения цифровых подписей, связанных с цифровой сертификацией. Уникально подписанные цифровые аттестаты даются сразу потребителям. Проверка подлинности сертификата требует только сравнения с цифровой подписью, которая хранится на Blockchain.
- Использование Blockchain для проверки многоступенчатой аккредитации.
В этом сценарии не только образовательные организации будут использовать цифровые сертификаты в порядке, описанном в сценарии 1, но и сами организации, которые получают аккредитацию, также поместят свои собственные цифровые подписи в Blockchain. Это позволит проверить не только то, что студент X действительно получил сертификат от учреждения Y, но и то, что это учреждение Y было аккредитовано организацией Z [6]. Такая система может быть использована для обеспечения системы государственной аккредитации, или проверки наличия у образовательной организации конкретных сертификатов качества, например, сертификата MBA-провайдера.
- Использование Blockchain для учета и передачи кредитов.
В соответствии с этим сценарием образовательные организации, которые используют систему кредитов для контроля процесса обучения, будут присуждать и передавать кредиты на специально созданном Blockchain.
- Использование Blockchain в качестве паспорта непрерывного обучения.
Согласно этому сценарию, учащиеся будут хранить свои свидетельства об обучении полученные из любого источника — будь то формальные или неформальные и тогда они будут использоваться Blockchain для мгновенной проверки подлинности этих документов.
- Blockchain для отслеживания интеллектуальной собственности и поощрения ее повторного использования.
В соответствии с этим сценарием преподаватели будут использовать блок-цепочку для объявления публикаций открытых образовательных ресурсов и запись ссылок, которые они использовали. Это позволит нотариально засвидетельствовать дату публикации и авторское право, а также позволит отследить уровень повторного использования любого конкретного ресурса [7]. Та же система может использоваться для отслеживания и повторного использования интеллектуальной собственности, созданной учреждением. При этом имеется возможность связать повторное использование с франчайзинговым договором, который будет регулировать платежи авторам материала на основе учета объема использования их интеллектуальной собственности.
- Прием платежей от студентов через Blockchain.
В соответствии с этим сценарием студенты будут предоставлять платежи за обучение через Blockchain криптовалютой.
- Предоставление студенческого финансирования через Blockchain, в виде ваучеров.
В соответствии с этим сценарием государственное (или спонсорское) финансирование обучения будет выдаваться студентам в виде «ваучеров» через Blockchain. Ваучеры могут быть запрограммированы на выделение траншей финансирования учащемуся или образовательной организации на основе определенных критериев эффективности, таких как оценки или результаты тестов [8].
- Использование проверенных суверенных удостоверений личности для идентификации учащихся в образовательных организациях.
После того, как студенты поделятся своими личными данными с приемной комиссией в офисе образовательной организации, они получат удостоверение их личности из того же офиса. Использование биометрической идентификации на смартфонах, в сочетании с этими удостоверениями позволит идентифицировать обучающегося в любой части организации, такой, как библиотека, спортзал, буфет, студенческое общежитие и др. Каждая из этих служб сможет определять учеников, не запрашивая и не храня ненужные персональные данные.
Библиографический список
1. Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. Многомерная модель тестирования для измерения уровня формируемых компетенций // Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики. Материалы 2-й научно-практической internet-конференции. отв. ред. Ю.C. Нагорнов. 2013. С. 34-40.2. Гусятников В.Н., Безруков А.И., Каюкова И.В. Количественные методы оценки уровня компетенций для систем управления качеством образования // Современные технологии управления. 2015. № 3 (51). С. 30-35.
3. Aglietti A. Proof-of-Knowledge: same Blockchain, different story. Режим доступа: https://tail.aqquadro.it/proof-of-knowledge-efc138f2a17c (Дата обращения: 29.05.2018).
4. How Estonia Brought Blockchain Closer to Citizens: GovTech Case Studies. Режим доступа: https://cointelegraph.com/news/how-estonia-brought-blockchain-closer-to-citizens-govtech-case-studies (Дата обращения: 29.05.2018).
5. How to cite this report: Grech, A. and Camilleri, A. F. (2017) Blockchain in Education. Inamorato dos Santos, A. (ed.) EUR 28778 EN; Режим доступа: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC108255/jrc108255_blockchain_in_education(1).pdf (Дата обращения: 29.05.2018).
6. O’Byrne W.I. What is the Blockchain? Режим доступа: https://medium.com/badgechain/what-is-Blockchain-5e4498f05c20 (Дата обращения: 29.05.2018).
7. Schmidt J.P. Credentials, Reputation, and the Blockchain. Режим доступа: http://er.educause.edu/articles/2017/4/credentials-reputation-and-the-Blockchain (Дата обращения: 29.05.2018).
8. Watters A. The Blockchain for Education: An Introduction. Режим доступа: http://hackeducation.com/2016/04/07/blockchain-education-guide (Дата обращения: 29.05.2018).