Abstract: In article the tourism role in the system of the world economy through the system of economic indicators is allocated. Factors of development of the world market of tourist services are generalized, tendencies of development of the world tourist industry are allocated.
Keywords: the international tourism, world export of tourist services, world capital investments in the sphere of tourism, factors of development of the world market of tourist services.
На современном этапе международный туризм приобретает основные черты глобального феномена. Это явление касается практически всех регионов мира, существенно влияет на развитие мировой экономики. Туризм приобрел глобальный характер и все признаки отрасли мирового хозяйства, о чем свидетельствуют значительные объемы международной торговли данным видом услуг. Для индустрии туризма характерны одни из наиболее высоких и стабильных темпов развития в течение длительного периода времени.
Роль туризма в мировой экономике, основные проблемы, условия и факторы развития международного туризма рассмотрены в работах многих отечественных и зарубежных ученых: Алейникова Г.М. [1], Вавилова Е.В. [2], Волкова С.К. [3], Юрченко Е.Е. [4] и др.
По данным Всемирного совета по путешествиям и туризму [5], по объемам производства туристическая отрасль находится на третьем месте в мире, опережая по данному показателю автомобилестроение и химическую промышленность. В 2015 г. вклад туризма в создание мирового ВВП превысил 3% (табл. 1).
Таблица 1
Значение туризма в системе мирового хозяйства, 2011-2015 гг.
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Доля туризма в мировом ВВП,% | 2,92 | 2,93 | 2,97 | 3,03 | 3,07 |
Доля туризма и связанных отраслей в мировом ВВП,% | 9,49 | 9,54 | 9,68 | 9,8947 | 10,11 |
Доля туризма в занятости населения,% | 3,49 | 3,51 | 3,51 | 3,53 | 3,57 |
Доля туризма и связанных отраслей в занятости населения,% | 9,06 | 9,14 | 9,23 | 9,36 | 9,55 |
Доля туризма в мировом экспорте товаров и услуг,% | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 5,4 | 5,9 |
Доля туризма в мировом экспорте услуг,% | 24,3 | 24,5 | 24,8 | 25,2 | 25,5 |
Источник: составлено на основе [10]
Современный уровень туристических услуг можно обеспечить лишь при условии тесного взаимодействия международных и национальных финансовых учреждений, сектора связи и коммуникаций, банковских сетей. Высокий доход данных отраслей обусловлен, в частности, и постоянным ростом объемов реализованной туристической продукции.
В целом экономика туризма, т.е. вместе со связанными отраслями, обеспечивает около 10% мирового ВВП (см. табл. 1). По данному показателю туризм опережает химическую промышленность, сельское хозяйство, образование, автомобилестроение, сектор банковских услуг и приближается к добывающей промышленности [5, с. 3]. Это свидетельствует о тесном уровне хозяйственных связей туристической отрасли с другими отраслями национальных экономик на стадии промежуточного потребления, следовательно, кризисные или позитивные процессы будут оказывать сильный эффект на их совместную деятельность.
По объемам занятости туризм находится на четвертом месте в мире, обеспечивая около 107 млн. рабочих мест или 3,6% от общемирового показателя и уступая сектору образования, розничной торговли и сельскому хозяйству [5, с. 3]. Наряду со связанными отраслями экономика туризма обеспечивает трудоустройство 286 млн. человек [10].
В таблице 2. представлены страны, в которых доля занятых в отрасли и вклад туризма в ВВП превышает 10% в среднем за последние пять лет. В данном контексте следует отметить Арубу, Макао (Китай), Мальдивы, Сейшельские острова, где данные показатели превышают 20% (табл. 2).
Таблица 2
Страны с наиболее высокими показателями развития туристического сектора в среднем за период 2011-2015 гг.
Страна | Занятость в сфере туризма, % | Вклад туризма в ВВП, % |
Ангилья | 22,2 | 19,7 |
Антигуа и Барбуда | 16,9 | 16,4 |
Аруба | 30,0 | 26,8 |
Багамские острова | 27,9 | 19,9 |
Вануату | 14,7 | 18,8 |
Виргинские острова | 11,8 | 12,5 |
Кабо-Верде | 14,8 | 17,2 |
Макао (Китай) | 36,1 | 33,8 |
Мальдивы | 21,1 | 40,6 |
Сейшельские острова | 27,2 | 23,4 |
Источник: рассчитано автором на основе [10]
Туризм составляет около 6% мирового экспорта товаров и услуг и четверть мирового экспорта услуг. По данным Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) [6], в 2015 г. мировой экспорт туристических услуг составил 1230 млрд. долл. США, увеличившись за пятилетний период на 14,5% (рис. 1).
Рисунок 1. Объемы мирового экспорта туристических услуг в 2011-2015 гг., млрд. долл. США
Источник: составлено на основе [6]
Согласно данным Всемирной туристской организации, «как экспортная категория туризм занимает третье место, уступая добывающей и химической промышленности, и опережает производство продовольствия и автомобильной продукции» [9, с. 3]. Во многих странах мира туризм выступает основной статьей экспорта. В 2015 г. объемы мирового экспорта туристических услуг снизились по сравнению с предыдущим годом на 5%. Нисходящая динамика связана не столько со снижением спроса на международный туризм, сколько с колебаниями курсов валют.
Лидерами в международной торговле туристическими услугами являются развитые страны, несмотря на снижающиеся позиции на рынке. В 2015 г. они обеспечивали 53,2% мирового экспорта туристических услуг (табл. 3).
Таблица 3
Структура мирового экспорта туристических услуг по группам стран в 2011-2015 гг., %
Группы стран | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г.
|
Развитые страны | 59,2 | 57,3 | 57,0 | 54,8 | 53,2 |
Развивающиеся страны | 38,3 | 40,1 | 40,4 | 43,0 | 44,9 |
Страны с переходной экономикой | 2,5 | 2,6 | 2,6 | 2,2 | 1,9 |
Источник: рассчитано на основе [6]
Незначительно уступают, но стремительно наращивают объем экспорта развивающиеся страны, которые занимают около 45% мирового рынка. Страны с переходной экономикой обеспечивают менее 2% мирового экспорта туристических услуг. Развитию международного туризма в развивающихся странах способствовало создание благоприятного торгового режима, институциональной среды, укрепление потенциально перспективных секторов, совершенствование системы образования.
В течение последних лет рост объемов экспорта услуг в развивающихся странах был выше, чем в среднем в мире. Однако это достигнуто лишь за счет 25 стран, в то время как остальные развивающиеся страны демонстрировали темпы роста ниже среднемировых. В одних странах сектор услуг находится на этапе формирования, а в других уже достигнуты значительные успехи в данной сфере, им удалось стать основными экспортерами туристических услуг.
Капитальные инвестиции в международный туристический бизнес характеризуются высоким уровнем прибыльности, что объясняет положительную их динамику. Так, в 2011 г. темпы прироста капиталовложений в сфере туризма составляли 2,6%, а в 2015 г. – 5,4%, а объемы инвестиций достигли 768 млрд. долл. США (табл. 4).
Таблица 4
Мировые капитальные инвестиции в сфере туризма, 2011-2015 гг.
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. |
Объемы инвестиций, млрд. долл. США | 725,9 | 745,8 | 769,9 | 807,7 | 789,0 |
Темпы прироста инвестиций, % | 2,6 | 3,7 | 2,6 | 5,6 | 5,4 |
Доля инвестиций в экспорте, % | 4,2 | 4,2 | 4,1 | 4,2 | 4,3 |
Источник: составлено на основе [10]
Современная наука рассматривает туризм как сложную социально-экономическую систему. Неопровержимым является тот факт, что на современном этапе туристическая индустрия – это многоотраслевой производственный комплекс. Из этого следует, что такое социальное явление, как туризм является многогранным, имеет свои, свойственные только ему, функции и факторы (рис. 2).
Рисунок 2. Основные факторы развития мирового рынка туристических услуг
Источник: составлено на основе [1; 2]
Одним из основных факторов является интернационализация мировой экономики Во-первых, в условиях интернационализации мировой экономики происходит активное перемещение капиталов в туристической сфере, в результате отдельные национальные туристические рынки становятся интернациональными. Во-вторых, активно развивается такой вид международного туризма, как деловой, что обусловлено потребностями перемещения деловых туристов в международных масштабах. В-третьих, происходит формирования туристических ТНК, которые играют ключевую роль в развитии сферы международного туризма.
В целом, взаимодействие факторов формирует конъюнктуру рынка и создает среду бизнес-деятельности, влияет на спрос (его объем, структуру, который обеспечивается деятельностью национальной индустрии туризма по созданию соответствующей конъюнктуры турпродукта. Формирование туристической индустрии является следствием сложного взаимодействия социально-экономических процессов, которые вызывают потребность в туризме и формируют спрос на туристические услуги.
Специалисты Международной ассоциации научных экспертов в сфере туризма (AIEST) выделяют такие современные тенденции развития мировой туристической индустрии [7, с. 149-150]:
— распространение сферы интересов туристического бизнеса на другие продукты и услуги, которые раньше предоставлялись предприятиями других отраслей, например, организация питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и т.д.;
— растущая демократизация туристической индустрии, что в значительной мере способствует повышению доступности туристических услуг для массового потребителя;
— усиление специализации туристического бизнеса, что позволяет более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей;
— развитие новых видов туризма, например, экологического, приключенческого, экстремального, некоторых тематических направлений, что позволяет учесть интересы практически любых категорий потребителей и сделать туристический продукт более утонченным;
— глобализация и концентрация туристического бизнеса, которые проявляются в создании туристических корпораций и гостиничных цепей, а также создании туристических ассоциаций, союзов, международных правительственных и неправительственных организаций;
— глубокая персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях туристов;
— широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, что позволяет осуществлять глубокую и системную экономическую диагностику;
— внедрение новых технологий в деловую стратегию предприятий туристической индустрии, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения туристических продуктов и услуг.
Таким образом, на современном этапе международный туризм приобретает черты глобального феномена, затрагивая практически все регионы мира. Кроме этого, международный туризм развивается вместе с другими сторонами международной жизни, реагируя на общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию.
Библиографический список
1. Алейникова, Г.М. Организация и управление турбизнесом. – Донецк: ДИТБ, 2002. – 184 с.2. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма: учебное пособие / Е.В. Вавилова. – М.: Гардарики, 2005. – 160 с.
3. Волков, С.К. Факторы развития международного туризма в условиях глобализации / С.К. Волков, О.И. Трубачева // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. – 2014. – Т. 2. – № 3. – C. 314-317.
4. Юрченко, Е.Е. Международный рынок туристических услуг и его основные черты / Е.Е. Юрченко // Вестник Международного Славянского университета. Серия «Экономические науки». – 2012. – Том XV, № 2. – С. 59-66.
5. Benchmarking Travel and Tourism. How does Travel and Tourism compare to other sectors? / World Travel and Tourism Council. – London, 2015. – 7 p.
6. Data Center of the United Nations Conference on Trade and Development [Electronic resource]: site. – Mode of access: http://unctadstat.unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx?sCS_ChosenLang=en.
7. Tourism development after the crises: global imbalances-poverty alleviation / edited by Peter Keller, Thomas Bieger; [International Association of Scientific Experts in Tourism (AIEST)]. – Berlin: Erich Schmidt, 2011. – 248 p.
8. UNWTO Tourism Highlights, 2016 Edition / UNWTO. – 2016. – 15 p.
9. UNWTO World Tourism Barometer, Volume 14, May 2016 [Electronic resource]: site. – Mode of access: http://tourlib.net/wto/UNWTO_Barometer_2016_03.pdf.
10. World Travel and Tourism Council Data Gateway [Electronic resource]: site. – Mode of access: https://www.wttc.org/datagateway.