Индекс УДК 334
Дата публикации: 30.09.2019

Корпоративная социальная ответственность как элемент стратегии организации

Corporate social responsibility as an element of the organization's strategy

Шолин Юрий Алексеевич
Скаделова Кристина Михайловна
1. старший преподаватель
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар)
2. студентка
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (г. Краснодар)

Sholin Yurij Alekseevich
Skadelova Kristina Mihajlovna
1. senior lecturer
Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin (Krasnodar)
2. student
Kuban state agrarian University named after I. T. Trubilin (Krasnodar)
Аннотация: в статье рассматривается корпоративная социальная ответственность (КСО) как элемент стратегии устойчивого развития организации. Дается определение КСО, приводятся ее основные принципы, описываются стадии по ее внедрению, а также объясняется ее необходимость для компаний.

Abstract: the article deals with corporate social responsibility (CSR) as an element of the sustainable development strategy of the organization. The definition of CSR is given, its basic principles are given, the stages of its implementation are described, and its necessity for companies is explained.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, принципы, устойчивое развитие, стратегия, компании

Keywords: corporate social responsibility, principles, sustainable development, strategy, companies.


Для успешного функционирования бизнеса, учитывая нынешний уровень развития рыночных отношений, необходимо знать об определенных факторах, которые выходят за пределы классического понимания экономической теории. Эффективное управление организацией зависит от благополучного построения рациональных взаимосвязей со всеми субъектами бизнес-процессов, которые основываются на взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и взаимозависимости.

В настоящее время на финансовый успех организации оказывают влияние успешное взаимодействие со стейкхолдерами, способность построить конструктивный диалог, а также умение найти взаимовыгодные решения и эффективно их внедрять. Проводя анализ деятельности организации, необходимо также учитывать и риски, которые обуславливаются экономическим и социальным влиянием данной организации на ее окружение. В подобных макроэкономических условиях корпоративная социальная ответственность стала одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики.

К основным принципам корпоративной социальной ответственности относятся открытость, значимость, системность и недопущение конфликтов. Если в основу стратегии организации заложены данные принципы, то данная компания занимается не только собственным развитием, но и поддерживает баланс интересов в обществе. Корпоративная социальная ответственность должна быть в основе генеральной стратегии организации как стратегии устойчивого развития, которая, в свою очередь, должна быть направлена на минимизацию возникновения кризисов в компании.

В мире не имеется единого определения корпоративной социальной ответственности. Однако мнения большинства ученых сходятся на том, что корпоративная социальная ответственность является ответственностью бизнеса перед всем обществом [1]. Данное понимание включает себя ответственность организации в отношении потребителей, партнеров, работников, а также имеется в виду экологическая ответственность и содействие в устойчивом развитии общества.

На современном этапе развития данному элементу стратегии организации свойственны следующие характеристики: учет ожиданий заинтересованных сторон; соответствие существующему законодательству и согласование с международными нормами поведения; обеспечение роста как коммерческого успеха организации, так и общего благосостояния общества, который приводит устойчивому социальному, экологического и экономическому развитию окружающей среды.

В Российской Федерации под корпоративной социальной ответственностью понимается определенная философия поведения компаний, деятельность которых осуществляется по ряду направлений:

а) производство качественной продукции и услуг для потребителей;

б) соблюдение существующего законодательства (налогового, трудового, экологического и т.д.);

в) предоставление привлекательных рабочих мест, обеспечение легальной выплаты заработной платы, инвестирование в развитие человеческого потенциала;

г) учет общепризнанных этических норм и ожиданий общества от реализации деятельности компании [2].

Также корпоративная социальная ответственность является неотъемлемой составляющей стратегии организации в кризисных условиях, что обеспечивает компании устойчивое развитие. Функционируя на рынке, организация определенным образом связывает себя с потребителями, поставщиками, своими работниками и другими субъектами. Однако следует заметить, что если такая организация попадает в кризисную ситуацию, то большинство непрочных связей, как правило, разорвется. Именно поэтому данный вид ответственности необходимо внедрять в организации для  укрепления существующих связей с окружающей средой.

Такой процесс следует начинать с внедрения принципов корпоративной социальной ответственности в деятельность организаций на основе системного подхода. Существуют определенные стадии внедрения подобных принципов:

1 Стратегическая стадия: характеризуется тем, что организация интегрирует корпоративную социальную ответственность в стратегию собственного развития, при этом ориентируясь на долгосрочную перспективу;

2 Функциональная стадия: принятие компанией на себя определенные добровольные обязательства в области корпоративной социальной ответственности, что принесет в кратко- и среднесрочной перспективе положительный эффект;

3 Правовая стадия: деятельность организации осуществляется на основе ожиданий общества, которые были зафиксированы на законодательном уровне;

4 Гражданская стадия: компанией прилагаются определенные усилия в продвижении принципов корпоративной социальной ответственности в деловом сообществе (среди деловых партнеров, коллег по бизнесу, поставщиков и др.) [3].

Концепция корпоративной социальной ответственности также помогает сформировать положительный имидж компании в обществе, повысить заинтересованность со стороны потенциальных партнеров, а также увеличит инвестиционную привлекательность, тем самым, обеспечив себе возможность выхода на мировой рынок. К тому же, подобная деятельность организации повышает уровень лояльности персонала посредством создания благоприятных условий труда, обеспечения возможностей продвижения по карьерной лестнице и формирования организационной культуры.

Таким образом, вышесказанное показывает, что корпоративная социальная ответственность является неотъемлемым элементом стратегии эффективного и устойчивого развития организации в условиях рыночной экономики.  Придерживаясь концепции корпоративной социальной ответственности, компания сможет понизить количество производственных издержек за счет создания благоприятной деловой среды, что в дальнейшем приведет  к повышению уровня своей конкурентоспособности на рынке.

Библиографический список

1 Гареева А.Р. Корпоративная социальная ответственность как фактор устойчивого развития компании / Инновационная экономика: материалы Междунар. науч. конф. (Казань) – 2014. – С. 147-150.
2 Грибцова Т.Ю. Формирование стратегии предприятия на основе корпоративной социальной ответственности / Г.С. Мерзликина,
Т.Ю. Грибцова // Управленческие науки. – 2014. – С. 34-40.
3 Панарина А.А. К вопросу о повышении удовлетворенности трудом работников организации / Ю.А. Шолин, Д.А. Хорольцев, А.А. Панарина // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики. Материалы V международной научно-практической конференции: в 2-х томах. – 2016. –
С. 237-242