Индекс УДК 338.242
Дата публикации: 30.11.2019

Формирование механизма государственной поддержки малого бизнеса

Formation of the mechanism of state support of small business

Сандбукт А.М.
Научный руководитель: Милета Валентин Иванович

1. Магистрант 2-го курса по направлению «Международный бизнес»
2. канд. экон. наук, доцент
Кубанский государственный университет (ФГБОУ ВО «КубГУ»)
Sandbukt A.M.
Scientific adviser: Mileta Valentin Ivanovich

1. Undergraduate 2nd year in the direction of «International business»
2. PhD in Economics, Associate Professor
Kuban state University
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса. Сформировано авторское определение понятия «механизм государственной поддержки». Составлена схема механизма государственной поддержки
малого бизнеса. Был сделан вывод о том, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом исторических особенностей и современных потребностей бизнеса государства, а также, с учетом нацеленности на реализацию определенных задач.


Abstract: The article deals with the problems of formation of the mechanism of state support of small business. The author's definition of the concept «mechanism of state support» is formed. The scheme of the mechanism of state support is made small business. It was concluded that the mechanism of state support for small business should be created taking into account the historical features and modern needs of the state business, as well as, taking into account the focus on the implementation of certain tasks.
Ключевые слова: государственная поддержка, малый бизнес, централизованный экономический механизм, децентрализованный экономический механизм.

Keywords: state support, small business, centralized economic mechanism, decentralized economic mechanism.


Сегодня результативная государственная поддержка малого бизнеса не может осуществляться без формирования соответствующего механизма, позволяющего задействовать социальный и экономический потенциал субъектов предпринимательства и действенно расходовать ресурсы бюджета.

Исходя из принципов научного познания, прежде всего, следует определить, что же такое экономический механизм вообще и механизм государственной поддержки, в частности.

Известно, что с позиции теории управления практически любые процессы, протекающие в экономике, являются результатом функционирования определенного механизма.

Изначально, в экономическую науку понятие «механизм» пришло из технической сферы, где он определяется в качестве внутреннего устройства машины или прибора, приводящее их в действие [3]. Со второй половины ХХ века экономисты стали применять данное понятие для характеристики производственных и социальных процессов и их взаимодействия [5].

По мнению О.И. Стогула, экономический механизм является целостной системой экономических способов, методов, форм и рычагов, которые оказывают воздействие на экономические процессы и отношения посредством управленческих функций для экономического развития и действенного функционирования [4].

Г.И. Брялина классифицирует экономические механизмы поддержки развития малого бизнеса, выделяя централизованные и децентрализованные (рисунок 1) [2]. Полагаем, что данная классификация является целесообразной, поскольку позволяет выделить виды механизмов поддержки в зависимости от субъектов воздействия.

Рисунок 1. Характеристика централизованных и децентрализованных экономических механизмов поддержки развития малого бизнеса [2]

Исследование теоретических взглядов и практических подходов к понятию «механизм государственной поддержки» позволяет сделать вывод, что механизм государственной поддержки – это сложный комплекс региональных и федеральных мер, реализуемых с целью поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса.

Механизм в экономике – это не направление, а целенаправленно формируемая совокупность элементов (организационных структур, конкретных форм и методов управления, а также правовых норм), воздействующих на развитие объекта управления.

Необходимо отметить, что в каждом государстве формируется свой механизма государственной поддержки малого бизнеса, учитывающий исторические особенности и современные потребности бизнеса. При этом механизмы государственной поддержки различных государств имеют как сходные черты, так и принципиальные отличия [6].

Проведенное исследование теоретических концепций позволило выделить элементы механизма государственной поддержки малого бизнеса и составить общую его схему (рисунок 2).

Рисунок 2. Общая схема механизма государственной поддержки малого бизнеса (составлен авторами)

Отметим, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом нацеленности на выполнение ряда конкретных задач (социальное демпфирование, повышение занятости населения, формирование новых рабочих мест, увеличение доходов населения, инновационность, достижение высокого уровня конкурентоспособности).

Ниже представлена характеристика элементов, формирующих систему государственной поддержки малого бизнеса (рисунок 3).

Основными элементами такой системы, на наш взгляд, являются: объекты и субъекты управления, сам механизм (правовые нормы, формы, методы, ресурсы и др.), а также политика в области поддержки предпринимательства (цели, принципы, стратегия и т.п.)

Отметим, что под политикой следует понимать совокупность социальных практик и дискурсов (логических посылов, концептуальных подходов), в которых реализуются формы и методы управления обществом, общественными группами и их отношениями, связанные с осуществлением власти.

Рисунок 3. Характеристика элементов, формирующих систему государственной поддержки малого бизнеса [6]

Практика свидетельствует, что существует диалектическая связь – государство развивает малый бизнес, поддерживает его, а он, в свою очередь, способствует развитию экономики. Из этого следует, что государственное регулирование направлено на взаимопомощь с обеих сторон [1].

В результате проведенного исследования теоретических основ формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса можно заключить, что понятие «механизм государственной поддержки» охватывает сложный комплекс федеральных и региональных приоритетных направлений поддержки малого бизнеса.

Анализ международной практики поддержки малого предпринимательства свидетельствует, что, исходя из целей, потребностей и сложившихся традиций в странах с развитой экономикой сформирован свой специфический механизм государственной поддержки малого бизнеса. В тоже время существуют и общие черты. Опираясь на них и исходя из отечественных условий, нами предложена общая схема формирования механизма государственной поддержки малого бизнеса.

В заключение отметим, что механизм государственной поддержки малого бизнеса должен создаваться с учетом исторических особенностей и современных потребностей бизнеса государства, а также, с учетом нацеленности на реализацию следующих задач: социальное демпфирование, повышение занятости населения, формирование новых рабочих мест, увеличение доходов населения, инновационность, достижение высокого уровня конкурентоспособности. От действенности функционирования механизма государственной поддержки малого бизнеса напрямую зависит эффективность малых предприятий, от которых, в свою очередь, зависит экономическое положение самого государства.

Библиографический список

1. Андрианова Т.С. Механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2015. – № 1. – С. 140-144.
2. Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // ИВД. – 2011. – №1. – С. 89-93.
3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – URL: http://www.ozhegov.org (дата обращения: 03.11.2019).
4. Стогул О.И. Сущность понятия «экономический механизм развития предприятия» // Экономика транспортного комплекса. – 2013. – № 21. – С. 41-53.
5. Холодкова К.С. Анализ подходов к определению сущности организационно-экономического механизма управления // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 5 (61). – С. 213-221.
6. Юц А.Ю. Механизм государственной поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2010. – № 11-2. – С. 118-124.