Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 29.02.2020

Вектор компетентностной направленности образовательного процесса в сервисном бизнесе

Vector of competence orientation educational process in the service business

Дудкина О.В.,
Грекова Г.А.

1. кандидат социологических наук, доцент
доцент кафедры «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской Государственный Технический Университет
Россия, г. Ростов-на-Дону
2. кандидат биологических наук, доцент
заведующий кафедрой «Химия»
подготовительный факультет по обучению иностранных граждан Ростовский государственный
медицинский университет
Россия, г. Ростов-на-Дону

Dudkina O. V.,
Grekova G. A.

1. candidate of social Sciences, associate Professor
associate Professor of the Department " Service, tourism and hospitality industry»
Don State Technical University
Russia, Rostov-on-don
2. candidate of biological Sciences, associate Professor
head of the Department of Chemistry»
preparatory faculty for training foreign citizens Rostov-on-don medical University
Russia, Rostov-on-don
Аннотация: В статье рассматриваются проблемы подготовки кадров в высших учебных заведениях, которые сегодня не дают необходимый минимум применимого знания для выпускников, чтобы те уже при выпуске их ВУЗа стали ценными специалистами-практиками. Указывается основная проблема качества кадров в современном маркетинге  дистанцирование бизнеса от системы образования. Отмечены возможные способы решения проблемы.

Abstract: The article deals with the problems of personnel training in higher education institutions, which today do not provide the necessary minimum of applicable knowledge for graduates, so that they become valuable practitioners when they graduate from their University. The main problem of personnel quality in modern marketing is indicated: distancing business from the education system. Possible ways of solving the problem are noted.
Ключевые слова: система образования, дистанцирование бизнеса, конкурентоспособность выпускников, интернет-вовлеченность, самопрезентация.

Keywords: education system, business distancing, graduates ' competitiveness, Internet involvement, self-presentation.


Введение, объекты и методы исследования.

В настоящее время вызывает явное беспокойство качество кадров в маркетинге. На работу из вузов приходят слабо подготовленные кадры. Насущным становится вопрос: можно ли изменить ситуацию с привлечением компаний на этапе обучения в вузах? Что при этом выиграют бизнес и система образования?

Руководство бизнеса, те, кто сейчас стоит у руля управления брендами и другими активами компаний, с недоумением смотрят на молодых коллег, вчерашних выпускников. Между поколениями управленцев колоссальная  дистанция не только в скорости интернет-серфинга. Разница в ответственности и усилиях к получению нового опыта.

Пока их встречи больше напоминают диалог «что такое хорошо и что такое плохо». Вновь поступившие сотрудники ожидают от маркетинга ярких креативных проектов, интенсификации деятельности по организации мероприятий. Мало кто из них начинает работу с правильных вопросов о методах получения прибыли. Им не хватает понимания мотивов покупательского поведения и аргументации бизнесу на языке денег.

Вчерашние выпускники слишком много доверяют цифровому анализу, но искусственный интеллект, к сожалению, пока не способен рассчитать поведение людей. Декларируемое и реальное покупательское поведение — это сравнение дня и ночи. В качестве примера можно привести проигрыш на выборах Хилари Клинтон, которая большую часть предвыборных средств пустила на моделирование поведения электората [1].

Поэтому в маркетинге важна интуиция, выработанная исследованиями и годами анализа. Особо важно научить будущих маркетологов анализу причинно-следственных связей процессов. Основная проблема качества кадров в современном маркетинге — дистанцирование бизнеса от системы образования.

Кроме этого, есть ряд других аспектов.

Экспериментальная часть.

Чему учат современные вузы?

Университеты соревнуются рейтингами между собой, заигрывая со студентами простыми программами обучения в интересной форме и высокими оценками для красивых дипломов. Однако высшие учебные заведения сегодня не дают необходимый минимум применимого знания для выпускников, чтобы те стали ценными специалистами-практиками. Сегодня  после выпуска мало кто из вузов отслеживает профессиональный путь своих бывших студентов, что происходит дальше в жизни у выпускников с красивыми дипломами. Многие проблемы бывших студентов неизвестны вузам.

  1. Слабая база современной практики и устаревшая теория. Основное требование к преподавателю в вузе — наличие ученой степени. Но теория, по которой получали ученые степени нынешние преподаватели, основана на теории 70-80-х годов прошлого века [2]. Именно в то время писались основные труды, которые перевели потом на русский язык.

О чем была эта теория, о какой модели формирования источника прибыли, почему она неактуальна сейчас? Преимущество на рынке 70-х в Америке формировало телевидение. Высокая стоимость ТВ-рекламы, ведущего канала коммуникаций, была барьером входа в обойму лидерства. Чем сильнее становилась марка, тем больше она помогала крепнуть и ТВ-каналу своими бюджетами. Так они растили доли друга — телевидение и бренд-лидер. В ту пору было больше типичного семейного потребления. Поэтому роль маркетолога была более пассивна в предвидении покупательского поведения, чем сейчас.

А сейчас скорость развития заставляет маркетолога не только сутками на форумах изучать своих потребителей в поиске инсайтов, но и постоянно учиться. Все это не накладывается на теорию прежнего спокойного маркетинга. Поэтому проекция теории 70-х и диссертации на базе этой теории непригодны для нашей реальности бизнеса. Теория уважаемых преподавателей должна, как минимум, чередоваться с дозами успешной практики [3].

Решение следующее: необходима стыковка вуза и бизнеса. Именно бизнес должен делать заявку на квалификацию выпускников. Предоставлять практиков по специализации. Бизнес обязан давать заказ на качество студентов и обеспечивать вузы шаблонами и вопросами, которые будут решать их студенты [4]. Растить с первого курса свои кадры, делать это по отраслям, поскольку если не задумываться об этом сегодня, то можно остаться совсем без технологов по причине безучастности бизнеса в формировании запроса вузам.

  1. Студенты разучились добывать знания, после школы им нужно все разжевывать. В университете преподаватели жалуются, что уровень образования в школе снижается от года к году, система образования проигрывает интернет-вовлеченности детей. Студенты отторгают новую информацию, где нужно включать усилия, чтобы понять; принимают только то, что им нравится как процесс. Чтобы удержать аудиторию студентов вузам приходится прогибаться под требования «упрощения» сознания абитуриентов. Так уровень образования катится вниз с каждым годом все быстрее.

Решение данной проблемы опять связано с живым бизнесом. Из студентов можно «сколачивать» хорошие бригады для исследований, если нужно собрать идеи или факты без глубинных выводов. Молодежь также незаменима для новых идей в коммуникациях и совместных мозговых штурмов [5].

Сотрудничество при этом выгодно и для бизнеса, и для вуза. Для студентов это замечательная практика, возможность показать себя работодателю и понимание своей конкурентоспособности на рынке труда. Вот вам и эмпирический метод познания (через практику), наиболее успешный в обучении. Если учесть, что для нового поколения наиболее привлекательная постановка задачи без указания алгоритма решения, живая практика под крылом бизнеса может быть реально работающим выходом из ситуации [6]. Вместо того чтобы переучивать после вуза сырые кадры и тратить на это время своих экспертов, нужно проводить конкурсы с первого курса университета и расширять альтернативу выбора лучших. А для вуза сотрудничество с работодателем — огромное преимущество для привлечения думающих абитуриентов.

  1. Рейтинги вузов не гарантируют конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Методика оценки вузов должна измениться.

В качестве решения можно предложить следующее: вузы должны вводить не рейтинг формы обучения в виде игр или среднего балла выпускников. Они должны гарантировать качество современного образования, конкурентоспособность выпускников и их уровня заработной платы. Рейтинги вузов должны иметь эквиваленты заработной платы выпускников вуза после года и 3-х лет после выпуска. Будет ли это в рейтингах должности и крутизны самих компаний или другой метод. Это будет честно, прежде всего, по отношению к студентам и их родителям. В конце концов, инвестиции в образование — это и есть бизнес-проект, который должен окупаться [7].

Еще одна проблема: «Бизнес-гуру» повреждают голову будущих маркетологов.

На слово «гуру» у многих думающих педагогов стала появляться аллергия. Внушая молодежи, что они должны жить и работать только в удовольствие, они создают «касту» будущих безработных. Залетные «гуру» внушают особенность креативной касты. Молодые специалисты, следуя предлагаемым канонам, явно  профессионально повреждаются и на этих дрожжах создают дистанцию с другими отделами, постоянно ищут «легкого хлеба» [8].

Идея бизнес-гуру как продавать и ценить себя, ничего не стоя самому, глубоко укоренилась в головах молодых кадров. Умение сделать самопрезентацию и приступом взять предлагаемую работу не заменит видимой эффективности на практике потом.

Результаты.

Разрешить проблему можно следующим способом:

  1. Рекомендовать студентам конкретных экспертов с успешной реальной практикой.
  2. Анонсировать самим практикам из среды бизнеса-заказчика следующие постулаты труда в маркетинге:
  • желаете креативить — научитесь исследовать предпосылки, научитесь терпению. Бюджетов на то, чтобы агентство разжевало тебе суть исследований, уже нет у многих. Нужно, чтобы маркетологи сами начинали осваивать азы аналитики, работы с массивами данных;
  • хотите работающий инсайт — научитесь организовывать мозговой штурм и мотивировать людей на новые идеи;
  • хотите качество продукта — научитесь разговаривать с производством и учитывать, что поколение на производстве, как правило, старше управленца. Они не знают проектного управления, английского и т. д. Но они знают, как сделать продукт, если им объяснить цель на их языке без современного забугорного сленга;
  • хотите роста продаж, от которого зависит твоя заработная плата, — научитесь находить УТП и презентовать идею отделу продаж;
  • хотите роста карьеры — научитесь видеть ключевые факторы влияния на результаты прибыли. Научись понимать влияние отделов на каждом уровне бизнес-модели;
  • хотите стать маркетологом — готовьтесь к постоянному обучению.

Это честно, хоть и не столь привлекательно, как обещают «гуру».

Заключение.

Позитивный факт для современного управленца — онлайн-образование по конкретным маркетинговым специальностям, где можно подтянуть навыки самим, подсказать коллегам и сотрудникам. Это самые необходимые сейчас направления: навыки интернет-маркетолога, рекламиста, бренд-менеджера. Оценка эффективности и чувство рынка у них приходит быстрее. Если курс не интересен и не дает практической пользы, то он быстро закрывается. Студенты курсов — те ребята, кто попробовал на зуб рынок труда. Они понимают пробелы образования и понимают, что конкретно им нужно для роста карьеры или эффективности.

Если бизнес и дальше будет дистанцироваться от системы образования и выжидать, когда к нему «нахлынут» готовые специалисты, тогда ему придется много потеть с новоиспеченными маркетологами и рисковать своими бюджетами, пока они научатся отвечать за них на практике.

В форматах конкурсов, форумов, мозговых штурмов, проводимых на территории и в рамках ВУЗов с участием практического бизнеса, нужно выделять активистов у парты и делать из них своих соратников и партнеров. Бизнес должен понять, что он в одной связке с вузами. И его HR-брендинг все ближе продвигается к порогу современного ВУЗа.

Библиографический список

1. Шевченко Е.М. Характеристика рынка туристских услуг Ростовской области: современное состояние и направления развития // Ученые записки Института управления, бизнеса и права. Серия: Экономика.2017. № 5. С. 404-414.
2. Кедрова И.В., Шевченко Е.М., Бородай В.А. Экстраполяция тенденций в маркетинге в условиях неопределенности и высокой скорости изменений // Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 8-13.
3. Осипова Ю.В., Шевченко Е.М., Бородай В.А. Альтернативный взгляд на технологию антикризисных услуг в сервисе // Экономические исследования и разработки. 2019. № 8. С. 112-116.
4. Грекова Г.А., Дудкина О.В. Актуализация современной системы обучения в сервисных организациях // Экономические исследования и разработки. 2017. № 4. С. 134-146.
5. Грекова Г.А. Интерактивные методы обучения в системе высшего образования // В сборнике: Современная система интерактивного обучения в условиях модернизации высшего образования. Материалы научно-методической конференции. 2015. С. 9-22.
6. Петренко А.С., Провоторина В.В., Экиниль Г.Е. Сервисные технологии в деятельности гостиничного предприятия: учебное пособие. –
Ростов-на-Дону, ДГТУ-Принт, 2020. – 189 с.
7. Петренко А.С., Бородай В.А. Мутуализм в сценарии развития российской экономики // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 10 (116). С. 1.
8. Греков А.А., Грекова Г.А. Педагогическая миссия классических университетов России. Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2012. №2. С.233-236.