Индекс УДК 332.14
Дата публикации: 27.02.2019

Оценка сильных и слабых сторон инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности Калужской области и реализации региональной инновационной политики

Assessment of the strengths and weaknesses of infrastructure support for innovation Kaluga region and implementation of regional innovation policy

Емельянова Евгения Валерьевна
Харчикова Наталья Валентиновна
1. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента
Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Калужский филиал РАНХиГС)
2. кандидат экономических наук, доцент кафедры естественнонаучных и математических дисциплин
Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы (Калужский филиал РАНХиГС)

Yemelyanova Evgeniya Valerievna
Kharchikova Natalya Valentinovna
1. Candidate of Economical Sciences, Associate Professor Department of economy and management,
Kaluga branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
2. Сandidate of Economical Sciences, Associate Professor Department of scientific and mathematical disciplines
Kaluga branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
Аннотация: В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки, связанные с инфраструктурным обеспечением инновационной деятельности в Калужской области и реализацией инновационной политики. Обозначены основные проблемы инновационного развития региона и региональной инновационной политики, обусловленные, прежде всего, слабо развитой сетью перемещения технологий в регионе, а также высокой стоимостью нововведений, недостатком финансовой поддержки со стороны государства. Акцентируется внимание на качестве и эффективности управления, которое состоит в эволюционном развитии системы управления Калужской области, сочетающейся с происходящими на ее территории социально-экономическими изменениями.

Abstract: The article deals with the main advantages and disadvantages associated with the infrastructure support of innovation in the Kaluga region and the implementation of innovation policy. The main problems of innovative development of the region and regional innovation policy, due primarily to the poorly developed network of technology movement in the region, as well as the high cost of innovation, lack of financial support from the state. The attention is focused on the quality and efficiency of management, which consists in the evolutionary development of the Kaluga region management system, combined with the socio-economic changes taking place on its territory.
Ключевые слова: инновации, инновационная инфраструктура, инновационная политика, инновационный потенциал, инновационное развитие региона, нововведения, региональная политика.

Keywords: innovation, innovation infrastructure, innovation policy, innovation potential, innovative development of the region, innovation, regional policy.


Инновационное развитие регионов происходит под влиянием, как внешних вызовов, так внутренних проблем. Все больше и больше возникает необходимость обеспечения сбалансированного развития всей территории страны с экономической и социальной точки зрения. В России по-прежнему сохраняется и будет сохраняться высокая дифференцированность в социально-экономическом развитии ее субъектов, которая ежегодно приводит к потерям ВВП. По оценкам специалистов, такие потери составляют порядка 2-3% [6].

Важно понимать, что эффективность функционирования экономики страны в целом и ее отдельных регионов зависит от того насколько своевременно и эффективно осуществляются преобразования в региональной инновационной сфере. Одновременно с этим общая картина экономического развития страны обуславливается тем, насколько быстро и успешно инновационные преобразования происходят в региональных системах.

Целесообразно отметить, что в настоящее время инновационное развитие региона рассматривается как социально-экономический процесс, который непосредственно зависит от формирования региональной инновационной системы. Более того, такая система должна быть готова к наращиванию регионального инновационного потенциала и способна его реализовывать. организуя высокотехнологичные производства, основанные на применении, как интеллектуального труда, так и продуктов, которые создают достаточно высокую добавленную стоимость.

Что же касается инновационного потенциала, то он представляет ту совокупность условий и факторов, которые характеризуют способность каждого региона инновационно развиваться, а также изменяться, стремиться к улучшению и прогрессу. Вместе с тем любое инновационное развитие трудно представить без участия органов власти всех уровней и если характеризовать инновации с позиции модернизации экономики, то следует отметить важность усиления их ответственности и роли. Здесь важным представляется соблюдение баланса интересов всех субъектов инновационного развития в регионе и на первый план выдвигаются вопросы качества и действенности инновационной политики, реализуемой в субъектах Российской Федерации.

Для любого региона основной двигатель экономического роста — это активизация и мобилизация внутренних резервов, разностороннее развитие, как наукоемких технологий, так и инновационной деятельности в целом. Именно научно-исследовательские и инновационные разработки в различных областях формируют основу для развития наукоемких производств, производства с использованием новых технологий таких видов продукции, которые пользуются достаточно широким спросом.

Калужская область, являясь одним из субъектов Центрального федерального округа, специализируется на производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции. На долю этих видов продукции приходится 40% валового регионального продукта [4]. При этом на протяжении продолжительного времени регион демонстрировал очень быстрое экономическое развитие, чем привлекал международных инвесторов. Такая положительная динамика развития экономики Калужской области позволила нарастить научно-производственный потенциал и на этой основе реализовать свои социальные программы.

До 2006 года Калужская область была дотационной, по состоянию мало чем отличалась от любого другого региона центральной России. Большая часть производственных мощностей давно не модернизировалась, инфраструктуры для привлечения новых предприятий не было. Все это сопровождалось оттоком рабочей силы, в основном в Москву. Для выхода из этой ситуации была разработана Стратегия развития региона до 2030 года, где основным курсом была определена работа с инвесторами и обозначен ряд приоритетных отраслей. С 2006 года в Калужской области создано 108 новых предприятий и более 30 рабочих мест. В 2018 году было организовано 9 новых производств. При этом более 200 проектов со всего мира реализуются именно в калужском регионе. В переговорном портфеле, в настоящее время, находятся еще 150 проектов. Фактический объем инвестиций за период с 2006 года по сентябрь 2018 года составил порядка 374,8 млрд рублей [5].

Рассматривая показатель объема инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, отметим, что бесспорным лидерами в 2017 году по-прежнему являлись Московская область (14,7%) и Тульская область (12,4%). Также следует выделить Ярославскую и Белгородскую области. Причем в указанных областях данный показатель выше, чем в среднем по ЦФО. Что же касается непосредственно Калужской области, то у нее один из самых низких показателей, который в 2017 году составил 2,7% и был ниже среднего по Центральному федеральному округу. В тоже время инновационная активность организаций превышает и составляет 9,0%.

Следует отметить, что основной продукт, предлагаемый регионом инвесторам, включает размещение производств на двух площадках особой экономической зоны, находящихся в г. Людиново и г. Боровске и в 12 индустриальных парках региона. Каждый из представленных объектов представляет собой земельный участок, полностью подготовленный для производств, на котором располагается необходимая инфраструктура и коммуникации: электричество, газ, вода и очистные сооружения. В индустриальных парках калужского региона реализовали свои проекты такие компании, как Nestle, Lafarge, Fuyao Glass, L’Oreal, Continental, Samsung, General Electric и многие другие. Всего реализовано за период 110 инвестиционных проектов [6].

В Калужской области на протяжении нескольких лет создавалась устойчивая и многоуровневая система поддержки и развития инноваций. Лучшим механизмом поддержки инновационных проектов по праву считаются программы Фонда содействия инновациям, региональным представительством которого является центр кластерного развития Калужской области, а именно, Агентство инновационного развития (АИРКО). Именно Фонд и организует участие калужских инноваторов в его программах.

Согласно данным АИРКО, например, в 2018 году девять победителей программы УМНИК получили на реализацию своих идей гранты в размере 500 тысяч рублей. Семь инновационных компаний в рамках конкурсов «СТАРТ» и «Коммерциализация» привлекли более 53 млн. рублей грантов. Предприятие ООО «Обнинская термоэлектрическая компания» получило грант в размере 20 млн. рублей по программе «Развитие НТИ». Результатом проекта станет создание в Обнинске центра компетенций в области промышленной сенсорики для высокотемпературной контактной термометрии. Будущий центр объединит уникальные компетенции ведущих НИИ РФ в области метрологии, аэрокосмических технологий и ядерной безопасности, а также компаний — производителей высокотемпературных электроизоляционных материалов, оборудования и тугоплавких металлов [3].

Важно отметить, что в Калужской области различные государственные инициативы инвестиционной и инновационной политики в виде увеличения затрат на технологические инновации, предоставления гарантий компаниям, привлечения иностранных инвестиций способствовали развитию крупного частного бизнеса. Прирост основных показателей инвестиционной и инновационной активности коррелировал с действиями Правительства Калужской области до 2010 года [2], что, в свою очередь, говорит об эффективности выбранного курса развития региона. Однако дальнейшее развитие показателей имеет обратную тенденцию, а это свидетельствует о том, что результат мер поддержки все же носит краткосрочный характер.

В настоящее время в Калужской области сформированы и успешно функционируют структуры, которые составляют региональную инновационную систему. К таким структурам относятся инновационно-технологические центры и технопарки, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования оборудованием и приборами; сеть трансфера технологий, различные фонды поддержки и содействия бизнесу в научно-технической сфере и другие.

Однако, следует отметить, что элементы региональной инновационной инфраструктуры, которые созданы при государственной поддержке работают разрозненно. Каждый из них работает по своему направлению деятельности, а ряд технологий и опытных образцов разрабатывались при госзаказе. При этом реализация на рынке требует преобразования их в рыночный продукт и предусматривает оценку рыночных рисков и рыночной ситуации, создание бренда и продвижение его на рынке, решение иных производственно-управленческих задач.

В таблице 1 представлен анализ слабых и сильных сторон инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности Калужской области и реализации региональной инновационной политики.

Таблица 1

Анализ сильных и слабых сторон инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности Калужской области и реализации региональной инновационной политики

Сильные стороны (S)Слабые стороны (W)
12
Приняты различные региональные нормативно-правовые акты и целевые программы, которые направленны на поддержку инновационного предпринимательства.

Существует развитая технологическая составляющая инновационного развития, а именно, бизнес-инкубаторы, наукоград в г. Обнинске и центр коллективного пользования.

Функционирует координатор инфраструктурных компонентов — АО «Агентство инновационного развития — центр кластерного развития Калужской области» (АИРКО) созданный Правительством Калужской области в 2010 году.

Недостаточно развивается региональное венчурное финансирование.

Неэффективно функционирует сеть трансфера технологий.

Практически отсутствует в достаточном объеме необходимая и достоверная статистическая информация, характеризующая инновационное развитие.

Отсутствует развитая система мониторинга инноваций

Участие в различных программах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно – технической сфере, например, «СТАРТ» и «Умник».

Функционирование закрытого паевого инвестиционного фонда, управляющая компания «Сбережения и инвестиции».

Большая часть муниципальных образований региона не включена в инновационную деятельность.

Отсутствие достаточного объема денежных средств для реализации региональных программ предоставления субсидий, которые компенсируют часть затрат.

Отсутствуют конкретные направления субсидирования проектов НИОКР и коммерциализации инновационных разработок, субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам, субсидирования использования уникального и специализированного оборудования и т.д.

Создан венчурный фонд, управляемый органами государственной власти или государственной некоммерческой организацией.

Реализация проекта технопарка в г. Обнинске.

Открыт центр инновационного образования, ориентированный на подготовку авторов инновационных проектов к работе в рыночных условиях

Рост числа мероприятий, которые обеспечивают создание инновационной экосистемы в регионе. Например, Обнинский инновационный форум.

Недостаток региональной законодательной базы, регламентирующей создание и функционирование элементов системы инфраструктурного обеспечения.

Относительно низкий уровень оплаты труда в инновационной сфере

Кроме вышеизложенного следует подчеркнуть, что в Калужском регионе слабо развита сеть трансфера технологий, являющаяся поставщиком новых технологий для потенциальных пользователей и информации для научно-исследовательских институтов, передавая сведения о новых потребностях и запросах.

На наш взгляд ряд проблем, которые необходимо решать в первую очередь: недостаток собственных средств и недостаточный уровень налоговых льгот [8]. В Законе Калужской области установлено предоставление субсидий, налоговых льгот, бюджетных кредитов, займов фонда поддержки малого предпринимательства и гарантий Калужской области (ст. 5) [1]. При этом реально действует только льгота по налогу на имущество, а направления субсидирования не раскрыты.

В составе экономических факторов, препятствующих инновационной деятельности организаций, в качестве одного из основных, решающих и значительных факторов следует назвать высокую цену нововведений, а также недостаточный уровень государственного финансирования и высокое значение экономического риска. При этом, как было нами отмечено, одной из слабых сторон реализации региональной инновационной политики является ее слабое нормативно-правовое обеспечение, особенно в части расширения направлений субсидирования.

Исходя из изложенного, отметим, что качество и эффективность управления заключается в инновационном развитии системы управления Калужской области, которое четко синхронизируется с социально-экономическими изменениями, происходящими на ее территории.

Одно из основных направлений заключается в осуществлении деятельности по повышению качества системы государственного управления, связанного с развитием в регионе стратегического планирования деятельности исполнительных органов государственной власти. Другое направление, ориентированное на повышение качества государственного управления, заключается в росте качества бюджетной политики. Это предусматривает переход к управлению по результатам и на основе программно-целевого метода, включая формирование системы индикаторов и целевых показателей.

Третье основное направление заключается в подготовке профессиональной и управленческой элиты, а именно, высококвалифицированных специалистов в области гражданской службы и управления, территориального развития и которые способны обеспечить устойчивое развитие области. В рамках этого направления необходимо активизировать участие Калужской области в плане подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.

Одним из главных условий успешной реализации стратегических и инновационных приоритетов является эффективная оптимизация процесса управления областным и местными бюджетами. Данное направление позволит обеспечить уход от отраслевого принципа, который декларируется на всех уровнях государственного и муниципального управления.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, отметим, что эффективная региональная инновационная политика должна развиваться в комплексном взаимодействии трех основных составляющих: законодательной, финансовой и технологической поддержка инновационной деятельности.

Библиографический список

1. Закон Калужской области от 04.07.2002 № 134-ОЗ (ред. от 05.12.2014) «О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области» // «Весть». - 09.07.2002. - № 162-163.
2. Постановление Правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250 «О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года» (ред. 25.05.2017).
3. Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области подвело итоги 2018 года [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://airko.org/itogi_2018_airko.
4. Анохина Л.В. Развитие регионального промышленного комплекса: автореферат на соискание уч. степени к.э.н. – М.: 2010. – 26 с.
5. Индикаторы: официальная статистика. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калужской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kalugastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kalugastat/ru/statistics/indicators/.
6. Инвестиционные проекты Калужской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://investkaluga.com/investproekty/.
7. Куриленко А.А. Методы управления [Электронный ресурс] / А.А. Куриленко. – Режим доступа: http://www.ibl.ru/konf/031209/24.html.
8. Пресс-центр АИРКО [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.airko.org/pressroom.