Abstract: This article discusses the implementation of automation processes, and then digitalization in the activities of customs authorities in export-import transactions. In modern conditions, electronic declaration of goods is carried out with the help of special centers, as well as the remote release of goods and payment of payments for customs services and other mechanisms in the activities of customs authorities, discussed in the article. The advantages of customs clearance procedures in electronic declaration centers are shown
Keywords: Customs procedures, customs control, digitalization, electronic declaration, EAC.
На всех этапах таможенного контроля в 2000-ые годы Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС РФ) планомерно внедряла процессы автоматизации, а затем и цифровизации. В современных условиях электронное декларирование товаров осуществляется с помощью специальных центров, а также удаленный выпуск товаров и оплата платежей за таможенные услуги и другие механизмы в деятельности таможенных органов сегодня четко отлажены и бесперебойно функционируют в разных областях Российской Федерации.
Таможенное ведомство осуществляет специфическую деятельность, требующую скорости принятия важных решений для обеспечения качественного и своевременного выпуска продукции. Поэтому основная часть таможенных услуг в настоящее время оказывается в режиме онлайн.
Задействование цифровых технологий является приоритетным направлением в программе развития структуры ФТС России, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»[1], а также в недавно принятом Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.[2] В соответствии с этим документами, одной из главных направлений в деятельности ФТС России стало внедрение таможенных технологий применения практики удаленного выпуска товаров и концентрации основного объема работ, по данной технологии в Центрах электронного декларирования (ЦЭД).
Преимуществом оформления в ЦЭД является то, что при декларировании товаров стороны (декларант и инспектор) могут находиться на любом расстоянии друг от друга, а товары при этом могут размещаться на любых приграничных терминалах. В случае необходимости таможенного досмотра, по поручению инспектора ЦЭД принявшего декларацию назначенные досмотры проводятся на тех терминалах, где размещены в данный момент товары. При этом, взаимодействие между внутренним и приграничным таможенными постами происходит также и в электронном виде.
Развитие Центров электронного декларирования существенно сокращает потребность личного контакта таможенников с представителями компаний и организаций, что позволяет исключить человеческий фактор, и как результат, сократить коррупционную составляющую.
В настоящее время таможенная служба работает над объединением большого числа отдельно существующих счетов на разных таможенных постах в единый счет и формированием общего платежного пространства для внешней экономической деятельности.
Внедряются всевозможные онлайн-сервисы для организаций и частных лиц, например, удаленный таможенный платеж. Как отметил генеральный директор платежной системы «Таможенная карта» Андрей Баринов:[3] «Цифровизация, электронное декларирование, единые лицевые счета (ЕЛС) обязаны упрощать внешнеэкономическую деятельность, делать процедуру таможенного оформления комфортной и доступной для малого и среднего бизнеса».
Вместе с положительными достижениями и хорошими перспективами цифровизации таможенной службы есть и трудности на пути построения единого пространства доверия с другими службами контроля такими как, Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Федеральной налоговой службой РФ, с которыми существует взаимодействие и сотрудничество. Например, ФТС России ориентируется на партии товаров, а Налоговая служба делает акцент на финансовые потоки. Технический директор оператора таможенных платежей компании «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко [4] об этом сказал: «Ряд таможенных документов невозможно использовать в электронном виде из-за отсутствия единого пространства доверия и единого оператора, который мог бы этот вопрос курировать. К таким бумагам относятся, например, документы Евросоюза, которые отличаются от российских криптографией и электронной подписью. Таким образом, без соответствующих механизмов проверки невозможно убедиться в их достоверности в электронном виде».
С апреля 2019 года ФТС России, в порядке эксперимента в отдельных таможенных органах осуществляется внедрение технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций. [5]Новшество заключается в том, что регистрация декларации, направленной в таможенный орган через информационную сеть «Интернет», совершается без участия должностного лица таможенного органа. Преимущества внедрения технологии автоматической регистрации электронных транзитных деклараций заключается в сокращении временных и финансовых затрат участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Кроме того, оно исключает субъективный фактор, поскольку процесс анализа сведений максимально автоматизирован.
В настоящее время порядка 99% деклараций подаются в электронном виде. Доля автоматически зарегистрированных электронных деклараций по итогам 2017 г. составляла 22% от общего количества деклараций, и в 2018 году уже выросла до 35%.[6]
Под влиянием новых технологических возможностей меняется и финансовая архитектура ФТС России. Например, новшества по успешному внедрению электронных банковских гарантий и Единых лицевых счетов (ЕЛС) значительно сокращают временные и финансовые издержки участников ВЭД.
[1] Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
[2] Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
[3] Электронный ресурс удалённого доступа. CUSTOMSFORUM Таможенная карта – Режим доступа: https://customsforum.ru/
[4] Электронный ресурс удалённого доступа. Мультисервисная платежная система – Режим доступа: https://www.payhd.ru/
[5] Приказ Минфина России от 30.08.2016 N 144н «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме»
[6] Электронный ресурс удалённого доступа. Федеральная таможенная служба – Режим доступа: http://www.customs.ru/.
Библиографический список
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2. Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012 № 2575-р «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
3. Приказ Минфина России от 30.08.2016 N 144н "Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, в электронной форме"
4. Электронный ресурс удалённого доступа. Федеральная таможенная служба – Режим доступа: http://www.customs.ru/
5. Электронный ресурс удалённого доступа. Мультисервисная платежная система – Режим доступа: https://www.payhd.ru/
6. Электронный ресурс удалённого доступа. CUSTOMSFORUM Таможенная карта – Режим доступа: https://customsforum.ru/