Индекс УДК 338.48(470.41)
Дата публикации: 31.08.2022

Экскурсионный проект для Казанского метрополитена

Excursion project for the Kazan metro

Сапожников Эдуард Александрович
Кусерова Анна Ивановна

1. магистрант 1 года обучения
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск
2. старший преподаватель кафедры туризма
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва,
г. Саранск

Sapozhnikov Eduard Alexandrovich
Kuserova Anna Ivanovna

1. Master's student of 1 year of study
National Research Ogarev Mordovia State University,
Saransk
2. senior lecturer of the department of tourism
National Research Ogarev Mordovia State University,
Saransk
Аннотация: В статье дается краткая характеристика Казанского метрополитена. Указаны возможности использования метрополитена в туризме. Разработан проект экскурсии по станциям Казанского метрополитена. Представлены особенности каждой станции, которые являются привлекательными для туристов. Также произведен расчет себестоимости экскурсии.

Abstract: The article gives a brief description of the Kazan metro. The possibilities of using the metro in tourism are indicated. A project of an excursion to the stations of the Kazan metro has been developed. The features of each station that are attractive to tourists are presented. The cost of the excursion was also calculated.
Ключевые слова: туризм, Казанский метрополитен, проект, экскурсия, станции метро.

Keywords: tourism, Kazan metro, project, excursion, metro stations.


В настоящее время особую актуальность приобретают различные проекты, направленные на развитие въездного и внутреннего российского туризма [3]. При этом в проекты включаются самые разные объекты, от традиционных природных и культурно-исторических до промышленных и инновационных. К подобным объектам, на базе которых можно развивать туризм в той или иной дестинации, относятся и метрополитены.

В России крупнейшие метрополитены расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Также система внеуличного транспорта имеется еще в пяти городах: по две линии в Нижнем Новгороде и Новосибирске, по одной линии в Казани, Екатеринбурге и Самаре. Среди подобных систем городского транспорта выделяется метрополитен г. Казани.

Казанский метрополитен был открыт в 2005 г. Сегодня он является самым последним (седьмым) по счету метрополитеном, действующим в России. По состоянию на 2021 г. система имеет одну линию («Центральная»), состоящую из 11 станций (рисунок 1), которая проходит из северной части города через центр к юго-восточным районам. Ее длина составляет 16,9 км, что делает ее четвертой веткой в стране по протяженности за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Ежедневно услугами метро пользуются 75–90 тыс. чел., а в год метрополитен перевозит 29 млн. чел. [1].

Рисунок 1 – Схема Казанского метрополитена [1]

Как другие городские объекты, а также как элемент транспортной инфраструктуры, Казанский метрополитен может служить туристским объектом:

  • в качестве трансферного транспорта;
  • как объект экскурсионного показа;
  • в роли площадки для событийных мероприятий (выставок, концертов, акций).

В настоящее время Казанский метрополитен уже участвует в различных проектах, направленных на его улучшение и продвижение [4]. Однако отмечается недостаточность именно туристских проектов. В связи с этим предлагается разработка проекта экскурсии. Цель проекта – создание новой экскурсии по Казанскому метрополитену.

Задачи:

– исследование экскурсионных объектов;

– проектирование экскурсии.

Экскурсия будет начинаться на станции «Авиастроительная» и заканчиваться на станции «Дубравная» (с севера на юг). Возможны индивидуальные и групповые экскурсии. Тематика маршрута: культурно-историческая, познавательная. По форме организации маршрут является организованным. Форма организации по категории туристов – смешанный. Период функционирования маршрута – круглогодично. Размер группы экскурсии должен составлять 25 человек. Протяженность маршрута 16,9 км. Продолжительность экскурсионного маршрута будет составлять 2 часа. Объекты показа на маршруте (названия объектов): «Авиастроительная» – «Северный вокзал» – «Яшьлек» – «Козья слобода» – «Кремлевская» – «Площадь Тукая» – «Суконная слобода» – «Аметьево» – «Горки» – «Проспект Победы» – «Дубравная». Экскурсия является пешеходной. Примерная стоимость будет составлять 750 руб./чел. Подробнее с программой экскурсии можно ознакомиться с помощью паспорта экскурсионного маршрута (таблица 1).

Таблица 1

 Паспорт экскурсионного маршрута «Казанский метрополитен: история, факты, секреты»

Субъект РФг. Казань, Республика Татарстан
Муниципальное образование, по которому проходит маршрутМУП «Метроэлектротранс»
Название маршрутаКазанский метрополитен: история, факты, секреты
Год начала функционирования маршрута2022
Тематика маршрута (познавательный, деловой, экологический, религиозный, спортивный, событийный и т.д.)Культурно-историческая, познавательная
Форма организации (организованный, самодеятельный)Организованный
Форма организации по категории туристов (детский, молодежный, взрослый, для людей с ограниченными возможностями, смешанный)Молодежный, взрослый
Период функционированияКруглогодично
Размер группыОт 5 до 25 чел.
Протяженность маршрута (км)16,8
Продолжительность маршрута (ч)2
Пункт начала маршрутаСтанция «Авиастроительная»
Пункт окончания маршрутаСтанция «Дубравная»
Объекты показа на маршруте (название объектов)«Авиастроительная» – «Северный вокзал» – «Яшьлек» – «Козья слобода» – «Кремлевская» – «Площадь Тукая» – «Суконная слобода» – «Аметьево» – «Горки» – «Проспект Победы» – «Дубравная»
РазмещениеБез размещения
ПитаниеБез питания
Вид транспорта на маршрутеПешеходная экскурсия
Базовая стоимость (руб.)750 за чел.

Расчет себестоимости экскурсии указан в таблице 2.

Таблица 2

 Расчет себестоимости экскурсии

Калькуляция себестоимостиСтруктурирование затрат
«Казанский метрополитен: история, факты, секреты»Затраты, %Затраты, руб.
Услуги экскурсовода55%412,5
Затраты на рекламу25%187,5
Прибыль20%150
Итог:750

Каждая станция обладает отличительными особенностями, которые заинтересуют туристов. Станция метро «Авиастроительная» обеспечивает доступ к стадиону «Рубин», парку «Крылья Советов», по оформлению напоминает фюзеляж самолета. Это одна из самых светлых станций. Станция «Северный вокзал» обеспечивает пригородное и междугородное сообщение: со станции ведет переход к мультимодальному транспортно-пересадочному узлу «Казань-2», который объединяет железнодорожный вокзал Восстание-Пассажирская и автовокзал. Станция «Яшьлек» – единственная, которая имеет татарское название и не переводится на русский. В переводе с татарского слово «яшьлек» означает «юность», «молодость». В северном вестибюле станции расположен выход к Московскому рынку – одной из крупнейших торговых точек на карте Казани. Станция метро «Козья слобода» находится в историческом районе Казани, поблизости от крупного торгово-развлекательного комплекса «Тандем» и Центра семьи «Казан». Названа в честь исторической местности, которая упоминается в городской истории и легендах.

Станция «Кремлёвская» обеспечивает доступ к центральным достопримечательностям города – Казанскому кремлю, мечети Кул Шариф, башне Сююмбике, Дворцу земледельцев, Кремлёвской набережной и др. Тематически станция отсылает к эпохе Казанского ханства: фрески-мозаики на сводчатом потолке, стилизованные башни с минаретами, азиатские мотивы прослеживаются во всем декоре. На путевых стенах – мозаичные панно, изображающие сцены из жизни Булгарского и Казанского ханств (рисунок 2).

Рисунок 2 – Станция «Кремлёвская» в Казанском метро [2]

Станция «Площадь Тукая» названа в честь Габдуллы Тукая – татарского народного поэта, литературоведа, переводчика. Оформлена в национальном татарском стиле. Основным элементом декора являются мозаичные панно на путевых стенах, на которых изображены герои произведений Тукая, деревня, из которой он родом, и портрет самого автора. При этом на левой стене панно демонстрируют сюжеты из городских сказок, на правой – из сельских (рисунок 3).

Рисунок 3 – Оформление станции «Площадь Тукая» [2]

Станция «Суконная слобода» находится в одноименном историческом микрорайоне и ведет к выходу к тематическому парку «Туган Авылым» и театру кукол «Экият». Станция метро «Аметьево» – единственная в Казани надземная станция на метромосте. Она оформлена в стиле хай-тек. Станция «Горки», находящаяся в современном спальном районе, – самая простая по оформлению станция Казанского метрополитена. Название станции русское и не переводится на татарский. Станция «Проспект Победы» является самой загруженной. Тематика ее оформления – Победа СССР в Великой Отечественной войне (рисунок 4).

Рисунок 4 – Станция «Проспект Победы» [2]

Станция «Дубравная» (русское название, не переводится на татарский) – конечная станция первой ветки. Оформление станции отсылает к ее названию: четыре полуколонны с зелеными вставками символизируют дубы, путевые стены облицованы профилем «под дерево» и декорированы растительными панно.

Архитектурная составляющая станции «Кремлевская» заинтересует большинство туристов, ведь она является самой красивой. Главная тематика станции переносит туристов в эпоху Булгарского и Казанского ханств. Станция «Авиастроительная» может заинтересовать футбольных фанатов, так как имеет выход к стадиону «Рубин», а парк «Крылья Советов» заинтересует туристов-рекреантов. Станция «Проспект Победы» понравится истинным патриотам, оформление которой посвящено Победе СССР в Великой Отечественной войне. Станция «Площадь Тукая» с изображениями героев произведений Габдуллы Тукая будет интересна детям.

Данная экскурсия понравится молодежи 16–24 лет и людям активного возраста 25–54 лет, так как им свойственно разнообразное и активное проведение свободного времени, что произведет приятное впечатление от пребывания в Казанском метро. Проведение экскурсий по Казанскому метрополитену в дальнейшем будет способствовать росту туристской привлекательности в городе. Маршрут позволит увидеть 11 действующих станций метро. Туристы смогут заказать экскурсию по Казанскому метро в любое время года.

Библиографический список

1. Казанский метрополитен / МУП «Метроэлектротранс». – Режим доступа: http://kazanmetro.ru/kazanskii-metropoliten.html (дата обращения: 04.07.2022).
2. Казанский метрополитен. История развития / Мир метро. – Режим доступа: https://mirmetro.net/kazan/history (дата обращения: 02.07.2022).
3. Калабкина И. М., Кицис В. М. Динамика и региональная структура въездного и выездного российского туризма // Туризм и региональное развитие: материалы VII Межд. науч.-практ. конф., Смоленск, 03–04 октября 2014 г. Смоленск: Универсум, 2014. С. 111-117.
4. Кусерова А. И., Сапожников Э. А. Туристские проекты в российских метрополитенах // Экономические исследования и разработки. 2022. № 7. С. 6-15.