Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.10.2019

Источники инвестирования экономики Российской Федерации

Sources of investment of the Russian Federation economy

Савяк Наталья Николаевна
кандидат экономических наук, доцент
Сибирский Федеральный Университет, Красноярск

Savyak Natalia Nikolaevna
PhD in Economics, Associate Professor
Siberian federal University, Krasnoyarsk
Аннотация: В статье отмечается актуальность исследований, связанных с анализом и оценкой инвестиционных источников Российской Федерации. Представлено определение понятия инвестиций. На сегодняшний момент инвестиционная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики и одним из основных показателей конкурентоспособности государства. В статье представлен сравнительный анализ инвестиционной активности России и зарубежных стран. На основе анализа выявлены сильные и слабые стороны инвестиционной деятельности России, определены основные проблемы, препятствующие развитию инвестиционной деятельности в России и предложены пути решения поставленных проблем.

Abstract: The article notes the relevance of research related to the analysis and assessment of the investment sources of the Russian Federation. The definition of investment is presented. Today investment activity is considered as one of the main conditions for the modernization of the economy and one of the main indicators of competitiveness of the state. The article presents the comparative analysis of investment activity of Russia and foreign countries. Based on the analysis, the strong and weak points of the investment system of Russia have been identified, the main problems hindering the development of investment activities in Russia have been revealed, and the solutions to the problems of the state have been proposed
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционные источники, иностранные инвестиции, эмиссионная деятельность, вывоз капитала.

Keywords: investment, investment sources, foreign investments, emission activities, outflow of capital


На сегодняшний день не существует единой точки зрения на вектор развития России, причем  возможности выбора ограничены внешними воздействиями на товарном и валютном рынках. Нивелирование влияния данных ограничений необходимо для достижения  темпами прироста валового внутреннего продукта страны положительной величины. Таких результатов можно достичь путем увеличения инвестиционной активности в России.

Существуют различные определения понятия «инвестиции», и большинство из них сущностью инвестиций выделяют получение инвестором прибыли. Инвестиции могут быть рассмотрены как материальные блага, от которых  нужно отказаться сейчас, чтобы получить дополнительную стоимость в будущем. При этом инвестиции — это не просто приобретение материальных благ, пусть даже долгосрочного характера (автомобиль, недвижимость, мебель и др.). В данном случае речь идет о долгосрочном потреблении, но не об инвестировании. Прирост стоимости, или прибыль (наряду с социальными результатами), — основная цель инвестирования. При этом в ряде современных учебников определение инвестиций как социально полезного явления не упоминается, остается лишь его часть про приращение капитала. Эта точка зрения берет свое начало из определения капитализма. Капитализм — способ хозяйственной деятельности, направленный на приращение капитала. Сущность частных инвестиций действительно направлена на приращение капитала. Отметим, что большинство существующих определений не раскрывает сути явления инвестиций, вследствие чего искажается восприятие этого важного понятия.

 По нашему мнению, следует различать определения инвестирования как процесса, осуществляемого частными инвесторами, от  инвестирования как важного направления государственной деятельности. И целью государственных инвестиций является, в первую очередь, социальная значимость. Сущность государственных инвестиций заключается не в приращении капитала, а в модернизации, выраженной через научно-технический прогресс, направленной на развитие экономики и, в свою очередь, на удовлетворение потребностей граждан данного государства.

Следует отметить, что далеко не все инвестиции полезны для национальной экономики. Например, большая часть инвестиций в экономику РФ в настоящее время служит цели получения прибыли, а не модернизации производства.

Все источники инвестирования можно разделить на внутренние и внешние. С девяностых годов прошлого века декларируется утверждение о необходимости иностранных инвестиций для развития экономики России. И уже почти 30 лет мы наблюдаем иллюзию инвестиционного процесса, т.к. в подавляющем большинстве приток иностранных инвестиций сопровождается еще более значимой утечкой капитала.

Иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации приходят в незначительном размере по объективным факторам. Во-первых, потому, что текущая политическая и экономическая ситуация такова, что иностранный капитал не может приходить в Россию. Коммерческим банкам РФ закрыт доступ на кредитный рынок, за исключением коротких кредитов, предназначенных для спекулятивных целей. Во-вторых, иностранный капитал не видит возможности вложить большие средства в экономику РФ из-за высоких издержек производства, связанных, в том числе, с суровым климатом России.

Очень важно, что экономические санкции не распространяются на краткосрочные кредиты, поэтому спекулянты могут занимать и внутри, и за рубежом в любых объемах на короткие цели, способствуя нестабильности рубля и фактически манипулируя рынком.

Одним из потенциальных источников инвестирования экономики РФ являются капиталы, переходящие из-под юрисдикции РФ в юрисдикцию других стран. К сожалению, речь не идет о репатриации прибыли – ввозимые (т.е.  ранее вывезенные)  ресурсы вновь покидают экономическую территорию страны, увеличенные на определенный процент. Таким образом,   РФ ежегодно теряет 50-60 млрд. долларов, которые уходят из экономики безвозвратно, а остальные 70-80 млрд. из 120-140, которые мы теряем каждый год, возвращаются в страну, проходя через оффшорный фильтр, фактически из иностранной юрисдикции, вызывая у нас иллюзию притока иностранных инвестиций (и получая отражение в статистике в качестве таковых).

В результате данного неэквивалентного обмена Россия уже давно финансирует развитые страны, и поток денег, которые уходят за границу в оплату на 85% псевдоиностранных инвестиций уже давно превышает приток денег извне. [12]

Текущая макроэкономическая ситуация фактически обрекает Россию на внешнюю зависимость, и вслед за уходом денег уходят и сами корпорации. Фактически половина экономики РФ сегодня работает уже не в российской юрисдикции, и пользуется иностранными источниками кредита, что и предопределяет очень серьезную уязвимость от внешних санкций.

Такое положение вещей, наряду с фактическим отсутствием ограничений на перелив капитала между странами, в полной мере соответствуют концепции глобального мира. При этом следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению ряда специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международного сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, а также социальное расслоение внутри отдельно взятой страны, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

Современная мировая экономика не решает проблем с неравенством между государствами. Кажущаяся свобода торговли на самом деле означает отмирание менее рентабельных, но нужных отраслей экономики, отсутствие конкурентоспособности стран с высокими издержками ввиду беспошлинной торговли, вытеснение меньших по масштабу производства предприятий крупными ТНК. Т.о., создать эффективную инвестиционную модель развития российской экономики, основанную на зарубежных инвестициях, не представляется возможным.

Если опираться на внутренние источники как основу инвестиционного процесса, то представляет интерес  экономическая модель,  реализуемая в США. Экономическая модель США основана на количественном смягчении – эмиссии доллара под финансирование дефицита бюджета США. ФРС США эмитирует столько долларов, сколько необходимо на покупку государственных облигаций Казначейства США. Таким образом, ФРС США кредитует экономику США, покрывая дефицит бюджета США. Государственный долг США в настоящее время более 20 трлн долл, соотношение между госдолгом и ВВП около 110%.  Это сумма, инвестированная в экономику США другими странами под незначительный — практически нулевой процент. Отметим, что внешний госдолг составляет 40% от всего объема, остальная сумма госдолга распределена внутри страны.

 Надо отметить, что в РФ и в большинстве развивающихся стран такая система финансирования дефицита бюджета законодательно запрещена. Это делает невозможным проведение денежной политики, направленной на выполнение государственных обязательств. Т.е. в экономике России просто нет ресурсов для проведения государственных программ. Законодательно ЦБ РФ не имеет права финансировать российскую экономику.

Кроме того, ЦБ РФ последовательно проводит политику сжатия денежной массы в обращении, поскольку это, наряду с удорожанием денег, по мнению регулятора должно привести к снижению инфляции. Если обратиться к официальной статистике, то можно увидеть, что развитые страны непрерывно  наращивают денежную базу. Инфляция при этом остается на низком уровне, потому что денежная эмиссия направлена на инвестиции, которые, в свою очередь, повышают уровень производства, заработной платы и уровня жизни граждан. Повышается совокупный спрос, и равновесная цена остается на том же уровне. Кроме того, эмитированную наличность после прохождения инвестиционного цикла можно изъять из обращения, что позволит не допустить инфляции благодаря временному лагу между увеличением денежного предложения и установлению новой равновесной цены. Это может произойти, если инфляция в стране носит монетарный характер. Таким образом, денежная эмиссия выполнит инвестиционную функцию, при этом инфляция не повышается (например, в США составляет 2 %).

Практически во всех развитых и развивающихся странах в настоящее время деньги дешевые, при этом увеличивается денежное предложение. Денежные же власти РФ проводят денежно-кредитную политику дорогих денег. Прирост денежного агрегата М0 в России за период с 2007г. по 2018г. составил чуть более 50%. При этом объем денежный базы в странах-эмитентах  свободно конвертируемых валют в среднем вырос почти в три раза, и этот рост продолжается в настоящее время. За период после начала глобального финансового кризиса объем резервных валютных вырос более чем на 5 трлн. долларов, то есть страны, валюта которых является резервной, проводят денежно-кредитную политику, направленную на лавинообразное увеличение денежной массы.

В ситуации, которая складывалась в РФ с 2000 года, Банк России фактически перевел денежную систему РФ на внешнее финансирование (которое, по сути, является финансированием спекулятивным и направлено на вывоз капитала из страны).  Вследствие высоких денежных ставок, которые уже длительное время на российском рынке намного выше мировых, подавляющее большинство  платежеспособных заемщиков кредитовались в других странах, в итоге 2/3 денежной базы сегодня сформированы под иностранные источники. При этом параллельно росту внешнего долга идет утечка капитала. То есть при взвешенной макроэкономической политике не было причин занимать деньги за рубежом. При условии, что  все деньги, накапливаемые в стране, направлялись в реальный сектор экономики, корпоративный сектор мог бы обойтись без внешних займов – для подержания деловой активности достаточно средств, зарабатываемых в России.

 При этом монетарные власти не ограничивают движение капитала через границу, и это влечет очень серьезные турбулентности и флуктуации на российском рынке, который составляет меньше 1% от мирового.

Небольшой размер российского финансового рынка на фоне денежной эмиссии развитых стран, превосходящей денежную базу РФ, фактически обрекает страну на хаос, потерю управляемости. В ситуации, когда в мире идет финансовая экспансия, и объем ежегодной денежной эмиссии резервных валют примерно в пять раз превышает объем денежной базы РФ, каждый год выплескивается в мировую экономику такая сумма только по резервным валютам, которая более чем в два раза превышает денежную массу России. Если не ограничить движение спекулятивного капитала через границу РФ, то ЦБ РФ не сможет ни управлять курсом рубля, ни проводить самостоятельно денежную политику. Какие бы способы выхода из кризиса не  разрабатывало Правительство РФ, в отсутствие ограничений по движению капитала спекулянты манипулируют рынком и могут отклонять курс национальной валюты сколь угодно далеко от равновесного уровня.

 Пример тому —  обвальное падение курса рубля в декабре 2014г. произошло, когда курс рубля уже был примерно в три раза ниже паритета покупательной способности. При этом не существует каких-то объективных факторов, обуславливающих падение рубля. Сегодня рубль оказался самой недооцененной валютой среди более-менее крупных стран, и огромная волатильность рубля, которая сегодня наблюдается, никак не связана с фундаментальными факторами. Это носит спекулятивный характер, что привело в хаотическое состояние финансовый рынок РФ, и наблюдаемые различия между целями по инфляции и фактической инфляции свидетельствует о том, что макроэкономическая ситуация не управляется ЦБ РФ, а манипулируют ей финансовые спекулянты, которые имеют неограниченный ресурсный рычаг со стороны мировых финансовых центров.

Таким образом, нестабильность экономической ситуации, волатильность рубля, непредсказуемость инфляционных процессов наряду с политическими факторами  делают экономику России непривлекательной не только для иностранных, но и для национальных инвесторов. Предотвратить утечку капитала можно только законодательно, поскольку объективных экономических предпосылок для того, чтобы капитал оставался в России, нет.

Таким образом, текущая денежно-кредитная политика ЦБ РФ не способствует увеличению инвестиционной активности путем привлечения потенциальных инвестиций в виде прекращения оттока капитала и увеличения прибыли предприятий, которую они направят на инвестиции в основные фонды, а не на финансовый рынок. Необходим комплексный подход, включающий в себя законодательное ограничение на движение капитала и доведение значения ключевой ставки до уровня, благоприятствующего развитию экономики РФ.

Т.е. для увеличения притока инвестиций в российскую экономику необходимо сочетание государственного регулирования и рыночного подхода. Примером такого успешного сочетания можно считать Китай, лидирующий по темпам роста инвестиций в экономику и темпам экономического роста последние 25 лет. Китайская экономическая модель становится все более популярной. Индонезия, Индия, Эфиопия, еще раньше Лаос берут на вооружение китайскую модель экономики. Она представляет собой сочетание централизованного долгосрочного планирования, формирование государственных приоритетов в целях обеспечения максимального роста народного благосостояния. Официально провозглашенным критерием экономической политики является не максимизация прибыли, не формальные показатели, такие, как инфляция, платежный баланс, а максимизация роста народного благосостояния.

Это социалистическая рыночная экономика, в которой рыночные механизмы через систему государственного регулирования направлены на рост производства с целью роста благосостояния граждан. Считается, что подобную модель экономики при СССР предлагал Косыгин.

При этом огромное влияние уделяется научно-техническому прогрессу. По темпам роста на НИОКР и численности ученых Китай лидирует, начиная с нового тысячелетия. Численность ученых в Китае приблизилась к американской. Китай ставит рыночные механизмы на службу роста национального благосостояния, не выполняет в ряде случаев инструкции МВФ: например, не отменяет валютные ограничения путем либерализации счета капитала. В Китае действует валютный контроль, отслеживаются целевые денежные потоки, которые эмитируются для финансирования инвестиций, в модернизацию и рост производства.

Объем денежной массы в Китае вырос более чем в 50 раз за последние 30 лет. По капитализации китайская экономика сравнялась с американской, по объемам производства превысила американскую экономику. Все эти показатели были достигнуты за счет управляемой денежной эмиссии.

Еще одним важным фактором успеха китайской экономической модели является долгосрочное планирование. Это позволяет снизить уровень недоверия инвесторов. Доля частного сектора в Китае на сегодняшний день больше, чем государственного, но денежные потоки идут под контролем государства для того, чтобы подпитывать частный бизнес.

Государственные банки Китая отвечают за рост кредита в целях роста производства. Банки авансируют рост производства через кредит в соответствии с общей идеологией экономического развития.

Идеология экономического развития Китая обязывает всех чиновников работать на рост инвестиций. Рост инвестиций – национальная экономическая идея. Норма накопления в Китае – 45%. Это более чем в два раза больше, чем в РФ (20%). С учетом объемов китайской экономики уровень инвестиций в экономику Китая на порядок больше, чем в экономику РФ. Все эти показатели – результат целенаправленного управления денежной эмиссией.

В начальной фазе экономических преобразований, когда экономика Китая была слабее экономики России, другого источника финансирования инвестиций и роста промышленного производства, кроме как управляемой денежной эмиссии, не было. Китайские экономисты грамотно выстроили планирование направления денежных потоков вслед за потребностью китайской экономики в финансировании инвестиций. Эта инвестиционная направленность денежной политики сохраняется и во внешней торговле. В этом принципиальное отличие китайского подхода от либерализации по типу вашингтонского консенсуса, которым занимается МВФ, и которому следует ЦБ РФ.

В настоящее время Китай призывает остальные страны подумать о совместном долгосрочном сотрудничестве в экономике. Главным звеном такого сотрудничество должно стать финансирование инфраструктурных проектов, таких, как пакистанская железная дорога, прямой транспортный коридор с Ираном. Китайская экономическая модель предполагает, что рынок идет вслед за планированием. Через механизмы рыночной самоорганизации обеспечивается экономически эффективная реализация с целью роста производства и благосостояния населения.

Китай кредитует развитие инфраструктуры стран не для получения сверхприбыли, а для обеспечения присутствия китайского бизнеса наряду с развитием экономики этого региона. Классический пример – Эфиопия. До сотрудничества с Китаем Эфиопия была одной из беднейших стран. Сегодня Эфиопия вышла на первое место в мире по темпам экономического роста – 13% в год.

Особенность китайской экономики состоит в том, что Китай раскрутил механизм наращивания инвестиций, приведший к резкому увеличению производства товаров, избытку производственных мощностей. Сейчас Китай сокращает производственные мощности, например, в угольной и металлургической промышленности, которые уже не соответствуют экологическим требованиям по энергобалансу Китая. В Китае избыток капитала, так как денежная эмиссия шла вместе с ростом производства товаров, но опережающими темпами. В отдельные годы объем денежной массы в Китае увеличивался на 40%. При этом не было роста инфляции, потому что эмиссионный доход направлялся в инвестиции, через инвестиции на рост производства и повышение эффективности производства через научно-технический прогресс.

Сегодня Китай предлагает многолетнюю стратегическую концепцию на основе совместных инвестиционных проектов. Целью этого сотрудничества является обустройство регионов и повышение уровня жизни населения.

Чем более развитыми будут регионы, тем больше будет спрос на китайские товары. Эта модель похожа на советскую модель помощи социалистическим странам. СССР финансировал строительство заводов не с целью получения прибыли. Итогом этой экономической политики стали 140 млрд  долларов активов на момент распада СССР. Китай усовершенствовал эту модель, что сделало китайские инвестиции в другие регионы более эффективными.

Следуя опыту стран, добившихся экономического роста на протяжении ряда лет, можно вывести из инвестиционного кризиса и укрепить экономику РФ. Для этого потребуется координация усилий всех уровней государства.

Далеко не все инвестиции являются фактором роста уровня экономического развития. На текущий момент большая часть инвестиций в страну служат цели получения прибыли, а не модернизации производства, что экономически выгодно иностранным инвесторам, при этом российская экономика терпит убытки. Поскольку  целесообразны лишь инвестиции в производственные фонды, а спекулятивные инвестиции несут негативный эффект для развития экономики РФ.  Чем больше в стране спекулятивных инвестиций, тем хуже, поскольку они расшатывают экономику страны посредством волатильности курса рубля и, как следствие, обесценением активов страны. Инвестиции в производственные фонды направлены на их модернизацию. Целью инвестиций в основные фонды является модернизация производства, повешение качества продукции, повышение конкурентоспособности предприятий. Следовательно, необходима максимизация инвестиций в основной капитал. При этом, несмотря на фактическое отсутствие валютных ограничений, прямые иностранные инвестиции в Россию привлечь очень сложно из-за высоких удельных издержек и политического фактора.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно утверждать, что в РФ складывается неблагоприятная экономическая ситуация: большая часть инвестиций в экономике РФ носят спекулятивный характер, подрывая тем самым устойчивость экономики страны. Инвестиции в основной капитал представляю собой переход права собственности без модернизации производства. Доля собственников-нерезидентов в основных отраслях, за счет которых формируется значительная часть доходной части бюджета, больше, чем наполовину принадлежит нерезидентам. Западный капитал имеет экономически более выгодные условия за счет возможности привлечения практически неограниченного капитала из зарубежных источников. ЦБ РФ, по факту, кредитует экономику США и Евросоюза, но не кредитует экономику РФ. Происходит утечка капитала из РФ. Экономический рост возможен исключительно за счет увеличения государственных инвестиций в совокупности с увеличением доли инвестиций в основной капитал.

Сегодняшняя система денежного обращения устроена таким образом, что  самый главный источник притока денег – заграничные кредиты – блокируется, нам остается небольшой сокращающийся поток денег из рефинансирования Центрального банка:  лишь 63 млрд рублей, которые выделяются под государственные инвестиционные приоритеты и 2,5 трлн рублей для реального сектора – расширение производства. Это и есть самое узкое место, которое мешает нам развиваться.

Инвестиционный процесс в РФ имеет 3 основные особенности: суровость климата, и, как следствие, увеличенные по сравнению с другими странами издержки на производство продукции и неэффективность иностранных инвестиций, отсутствие полного экономического суверенитета и спекулятивный характер инвестиций в российскую экономику при значительной доле иностранного капитала в наиболее рентабельных отраслях промышленности. Это свидетельствует о переходе ресурсов и наиболее значимых отраслей хозяйствования  из-под юрисдикции РФ в юрисдикцию других стран, что приводит к ухудшению экономической ситуации в РФ.

Ключевая ставка, являясь основным инструментом денежно-кредитной политики Центрального Банка Российской Федерации, находится на уровне, который не позволяет развиваться реальному сектору экономики. Текущая денежно-кредитная политика Центрального Банка разнонаправлена с экономикой. ЦБ РФ делает деньги дорогими путем поддержания ключевой ставки на высоком уровне, мотивируя это таргетированием инфляции. Снижение же ключевой ставки позволит влить финансовые ресурсы в экономику, что послужит толчком к развитию промышленного производства.

Текущая денежно-кредитная политика ЦБ РФ не способствует увеличению инвестиций путем привлечения потенциальных инвестиций в виде прекращения оттока капитала и увеличения прибыли предприятий, которую они направят на инвестиции в основные фонды, а не на финансовый рынок. Необходим комплексный подход, включающий в себя законодательное ограничение на движение капитала и доведение значения ключевой ставки до уровня, благоприятствующего развитию экономики РФ.

 К сожалению, в настоящее время деньги, которые ЦБ РФ через коммерческие банки пытается влить в экономику, уходят на финансовый рынок, еще более осложняя инвестиционную ситуацию. Чтобы экономика РФ начала расти, нужно скорректировать текущий курс и решиться на фундаментальное переустройство всей финансовой системы. Первоочередными задачами являются  законодательное ограничение движения капитала и ключевой ставки, мониторинг активов КБ и изменение порядка денежной эмиссии в стране, что позволит использовать как внутренние, так и внешние источники инвестирования в экономику России.

Библиографический список

1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):федер. закон: [утв. 10 июля 2002 г.] N 86-ФЗ.
2. Глазьев, Сергей Юрьевич. Рывок в будущее. Россия в новых технологическом и мирохозяйственном укладах / Сергей Глазьев. - Москва : Книжный мир, 2018 - 765 с.
3. Андрей Паршев «Особенности Российской экономики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://e-libra.ru/read/210614-pochemu-rossiya-ne-amerika.html
4. Семь мифов об иностранных инвестициях [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ruskline.ru/аnаlitikа/2011/06/03/sem_mifov_ob_inostrаnnyh_investiciyаh_ili_zаgrаnicа_nаm_pomozhet
5. Инвестиции: определение и сущность [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/473/23551.php
6. Динамика денежной массы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/finance/
7. Инвестиции в России. 2017: Стат.сб.// Росстат. - М., И58 - 2017. – 190 с.