Индекс УДК 355
Дата публикации: 18.12.2019

Проблема формирования бюджета местного самоуправления и возможные пути их решения

The problem of the formation of the local government budget and possible ways of their solution

Лисота Дарья Сергеевна
Науч. Рук: Шарипова Эльмира Азгаровна

1. студентка 2 курса Института права
2. препод., к. ю. н., доцент
ФГБОУ ВО «Башкирский Государственный Университет»


Lisota Daria Sergeevna
Scientific Hand. Sharipova Elmira Azgarovna

1. 2nd year student of the Institute of Law
2. teacher., K. Yu. N., Associate Professor
FSBEI HE “Bashkir State University”
Аннотация: Проблема, связанная с созданием бюджета местного самоуправления, является очень важной для экономической, а в последствии и социальной и политической сферы Российской Федерации. В данной статье поднимается проблема собственной доходной базы местного самоуправления. Варианты решения данной проблемы способствует рост экономической составляющей не только на местном, но и на федеральном уровне.

Abstract: The problem associated with the formation of the budget of local self-government is very important for the economic, and later social and political sphere of the Russian Federation. This article raises the problem of the local government's own revenue base. The solutions to this problem contribute to the growth of the economic component, not only at the local but also at the federal level.
Ключевые слова: местное самоуправление, бюджет местного самоуправления, муниципальные долги, местные налоги, субсидии, субвенции.

Keywords: local government, local government budget, municipal debts, local taxes, subsidies, subventions.


Бюджетному основанию местного самоуправления посвящена целая глава в федеральном законе [1], в нашем же случае речь пойдёт о экономической составляющей местного самоуправления.

​   В современном мире основная проблема для органов местного самоуправления остаётся острая нехватка собственных средств для покрытия расходных полномочий. Так же исходя из бюджетной системы РФ можно увидеть, что полномочия органов местного самоуправления не подкреплены реальными финансовыми ресурсами. ​

​Как следствие из недостатка местного бюджета вытекают и другие проблемы, к примеру в том же коммунальном хозяйстве, где идёт постоянное повышение цен на коммунальные услуги. ​

Президент Российской Федерации заявил, что долгое время федеральная власть не уделяет должного внимания вопросам местного самоуправления. В результате, это напрямую влияет на благосостоянии населения муниципальных образований. Важнейшая проблема местного самоуправления отражается в несостоятельности собственной экономической составляющей. Однако, граждане муниципального образования требуют именно с органов местного исполнения законов, повышение уровня жизни, работу организаций (ЖКХ, например) и за очень многое другое. [2].​

​Львиную долю экономической составляющей местного самоуправления составляет материальная помощь из государства, которая выражается в различных формах. А это, в свою очередь отрицательно воздействует на общий уровень ответственности органов местного самоуправления в ходе решения вопросов местного значения и создают условия нерезультативного использования средств данные государством. Пропадает стимул органов местного самоуправления работы с собственной экономической составляющей, а напротив нарабатывается опыт для увеличения расходов, что приводит к недостатку бюджета. Данное явление подтверждает не только Российский, но и зарубежный бюджетный опыт.​

Очевидным и при этом самым действенным способом выхода из данной ситуации является увеличения собственных доходов местного самоуправления.​​

Так же одной из причин нехватки экономических средств местного самоуправления является несовершенная налоговая политика на уровне муниципалитета. Так как налог на доходы физических лиц в своём большинстве относится к федеральному налогу, он не является доходной частью местного бюджета. Поэтому основные налоговые доходы местное самоуправление получает от имущественных налогов. Отсюда логичным было бы улучшить систему сбора имущественных налогов. Чтобы осуществить стоило бы:​

​Необходимо увеличить контроль за неисполнением учета объектов имущества и земель, к которым относятся: земельные участки, которые были взяты без спроса; строения и сооружения, которые были построены без соответствующего разрешения; участки и имущество, имеющие несоответствие с заявленной площадью; реконструированные, перепланированные и утратившие свое изначальное назначение строения.​

​Далее, для наращивания потока прибыли в бюджет муниципального образования необходимо поднять осведомлённость населения в сфере налогообложения объектов недвижимости и увеличить связь меж регистрирующими, инвентаризирующими и фискальными органами. Сведения об учете и инвентаризации обязаны быть актуальными, постоянно проверяться с базами данных регистрирующих, инвентаризирующих и налоговых органов. ​

Вдобавок нужно дать органам местного самоуправления права контроля над местными налогами.
На этот момент данную функцию делаеттерриториальное подразделение ФНС, которое не очень заинтересовано в совершенствование контроля имущественных налогов, так как это сильно повысит затраты на эту работу.​

​Доходы в бюджет составляют не только налоговые доходы. К ним так же и относятся неналоговые доходы. Их основу составляют доходы от пользования имуществом муниципального образования, реализации материальных и нематериальных активов и предоставление услуг на платной основе. Но и тут же имеются свои проблемы, а именно сбор этих самых доходов. Так как большую часть неналоговых доходов составляет доход от пользования имуществом муниципального образования, рассмотрим способы увеличений поступлений с них. Для этого стоит провести инвентаризацию муниципального имущества с целью нахождения неиспользуемого и дальнейшего его использования. Так же стоит уделить внимание имуществу, сдаваемому в аренду с целью увеличения дохода за сдачу такого имущества во временное владение и пользование. ​

​К 2018 году долг муниципальных образований составил 350млрд. рублей. [3] В частности федеральный центр планирует уменьшать финансовую помощь, а это в свою очередь означает, что долги будут только расти. Так муниципальный долг столицы Башкортостана Уфы составляет 10,4 млрд. рублей. Из них 6,9 млрд. рублей – кредиты кредитных организаций, а 3,1 млрд. рублей — кредиты бюджетных организаций[4]. Столь огромные цифры говорят о том, что ситуация с бюджетом муниципальных образований находится в довольно плачевном состоянии. ​ ​

​В заключение хотелось бы отметить что муниципальные образования могут иметь собственный фонд для создания собственного бюджета. Однако, препятствием для этого выступает отсутствие интереса у государственных служащих органов местного самоуправления, так как это снизит финансовую помощь из государственного бюджета. ​

Библиографический список

1. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ
2. Аминов И.Р. Развитие законотворчества в России: вызовы современности // В сборнике: Юриспруденция как интегративный феномен современного российского общества и государства Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию Юридического института НИУ «БелГУ». 2018. С. 131-135.
3. Зарипов Ш.Р. К вопросу о делегирование полномочий местному самоуправлению // Вестник современных исследований. 2018. № 12.2 (27). С. 43-45.
4. Реунова Л.В. Проблемы местного налогообложения и пути их решения // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 2 (29). С. 4.
5. Шарипова Э.А. Актуальные проблемы становления правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Правовое государство: теория и практика. 2013. № 1. С. 41 – 49.