Индекс УДК 336
Дата публикации: 20.01.2017

Процедуры антикризисного управления, как помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям

Crisis management procedures, as an aid to agricultural producers

Зубарев Илья Сергеевич
к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и экономического анализа ФГБОУ ВО Пермская ГСХА, г. Пермь

Zubarev Ilya Sergeevich
Ph.D., associate professor of the department of finance, credit and economic analysis FGBOU IN Perm State Agricultural Academy, Perm
Аннотация: в представленном материале автором рассматривается анализ антикризисным мер, как мероприятий, способствующих решению финансовых проблем сельскохозяйственных товаропроизводителей. Приведены факторы, по средствам которых оценивается несостоятельность предприятий, раскрыты их детальные составляющие и сделан вывод о том, что за счет внешних факторов, в большей степени, зависит дальнейшее финансовое состояние анализируемых сельскохозяйственных предприятий. Кроме этого, автор привел те факторы финансового оздоровления, которые будут способствовать выходу большинства сельскохозяйственных предприятий из состояния неплатежеспособности. Так, к ним будут относиться факторы, отвечающие за государственный аппарат, точнее за формирование законов о помощи сельскохозяйственным организациям. Однако, рассмотрев такие методы, можно отметить не совершенство законодательного регулирования, подзаконных и нормативных документов несостоятельности сельскохозяйственных организаций. Автор пришел к выводу, что для улучшения и подъема финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий необходимо реализовать внутренние резервы, и прежде всего разработать оптимальную модель внутрихозяйственного экономического механизма для каждой группы участвующих в их формировании финансово-экономических факторов. Особое внимание следует уделить привлечению реальных инвестиций, который будет являться одним из способов финансового оздоровления предприятий сельскохозяйственной сферы.

Abstract: the submission by the author examines the analysis of anti-crisis measures, such as activities that contribute to solving the financial problems of agricultural producers. Presents the factors within your means is estimated failure of enterprises, detailed disclosure of their constituents, and concluded that due to external factors, to a greater extent depends on future financial condition of the analyzed agricultural enterprises. In addition, the author cited those financial recovery factors that will contribute to the output of the majority of agricultural enterprises of the state of insolvency. So, they will be treated the factors responsible for the state apparatus, more specifically for the creation of means of agricultural organizations laws. However, such methods are considered, it may be noted not perfection of legal regulation, by-laws and regulations of insolvency of agricultural organizations. The author came to the conclusion that in order to improve and lift the financial recovery of agricultural enterprises need to implement internal reserves, and above all to develop an optimal model-farm economic mechanism for each group involved in their formation of financial and economic factors. Particular attention should be paid to attract real investment, which will be one of the ways of financial recovery of agricultural sector
Ключевые слова: банкротство, несостоятельность, антикризисное управление, ликвидация, конкурсное производство, финансовое оздоровление, неплатежеспособность, оздоровительные процедуры.

Keywords: bankruptcy, insolvency, crisis management, liquidation, receivership, financial restructuring, insolvency, wellness treatments.


Финансовое оздоровление нестабильного в финансовом плане  предприятия требует изменения подхода к управлению этим предприятием, принципы его деятельности, которая должна быть направлена на повышение качества управления, повышение эффективности производства и финансовой деятельности, конкурентоспособность продукции (работ, услуг), производительность труда, увеличение производства и снижение расходов по продаже продукции, увеличению финансовых показателей, за счет разработки и реализации плана финансового оздоровления, найти возможности для привлечения нестабильным предприятиям инвестиционных ресурсов в настоящее время, антикризисных компаний и реабилитационных процедур поддержки (страхование, лизинг, использование мер государственной поддержки).

Основная цель осуществления финансового оздоровления является необходимость приведения производства и технологической структуры предприятия в соответствии с рыночной покупательной способностью, при условии учета рентабельности деятельности.

Финансовое оздоровление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности [1].

Официальная статистическая отчетность направлена в основном на предоставление необходимой информации государственными органами. Спрос предприятия на маркетинговую информацию остается практически не удовлетворенным. Недостаточное количество маркетинговой и экономической информации затрудняет принятие производительных управленческих решений на уровне предприятий, а также оценку риска контрагентов при заключении контрактов. Из-за того, что бухгалтерский учет преследует цели налоговой системы иногда трудно получить реальную картину финансово-экономического состояния предприятия. Действующая система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия. Компания теряет право на самоидентификацию затрат, разделив их на капитальные и текущие, затраты будущих периодов.

Для предотвращения и информирования действующих организаций считаем необходимым провести анализ факторов и элементов, обуславливающих первичные причины банкротства организаций (табл. 1) [2].

Таблица 1

Классификация причин банкротства

Внешние факторыСостояние экономики

—          нарушение хозяйственных связей

—          спад спроса

—          резкие трудно прогнозируемые изменения экономической политики правительства

—          гиперинфляция

—          политическая нестабильность

—          разбалансированность финансового рынка

Демография
Культура
Развитие науки
Внутренние факторыНеумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем
Снижение объема производства
Приближение цен на некоторые виды продукции и ценам на аналогичные, но более высокого качества
Неоправданно высокие затраты
Низкая рентабельность продукции
Взаимные неплатежи
Деловая активность
Качество и уровень использования маркетинга

 

В значительной степени кризисная ситуация в агропромышленном комплексе определяется внешними факторами. Поэтому, говорить о преодолении кризиса не приходит без кардинальных изменений в агропромышленной политике государства.

Из-за специфики сельского хозяйства, о характере деятельности, сезонности сельскохозяйственного производства и влияния природных факторов на результат деятельности, выделяют ряд особенностей в механизме банкротства сельхозпроизводителей.

Осуществление мер по восстановлению платежеспособности должника, может привести к заключению мирового соглашения. Компания будет продолжать свою финансово-хозяйственную деятельность по согласованию с кредиторами. Организация должника будет продолжать работать, и, таким образом, сохранять рабочие места, люди будут получать заработную плату, социальные гарантии. Все это, в сегодняшних условиях, является важной и актуальной для сельскохозяйственного сектора задачей.

Но есть и другая версия завершения процедуры внешнего управления – это открытие по решению арбитражного суда конкурсного производства, в течение которого продажа имущества предприятия будет осуществляться с целью пропорциональных расчетов со всеми кредиторами должника.

Если в конце сроков внешнего управления имущества предприятия не достаточно, чтобы полностью удовлетворить требования кредиторов и мировое соглашение не было подписано, арбитражный суд принимает решение об открытии конкурсного производства по делу о банкротстве должника.

Под антикризисным управлением понимается устранение финансовых затруднений и разработка организационно-экономических мероприятий, позволяющих предотвратить банкротство предприятия. Безусловно, в деле предотвращения банкротства и создания благоприятных финансовых, экономических, организационных и юридических условий, способствующих укреплению финансового состояния сельскохозяйственных организаций, немаловажная роль принадлежит государству. В данном случае государство обеспечивает благоприятные внешние условия деятельности путем создания соответствующей законодательной базы и применения косвенных рыночных рычагов воздействия на хозяйствующие субъекты. Необходимо отметить, что определенные антикризисные государственные меры в настоящее время в России действуют [3].

Основными мерами государственного регулирования целях предотвращения массового банкротства сельскохозяйственных организаций стали:

  • принятие Федерального закона от 09.07.2002 г. № 83-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»;
  • принятие Федерального закона № 127-ФЗ (с измен.и доп. вступ. в силу с 01.01.2017) «О несостоятельности (банкротстве)», где учитываются особенности сельскохозяйственного производства при введении процедур арбитражного управления;
  • введение специального налогового режима для сельскохозяйственных организаций;
  • развитие системы финансово-кредитного обеспечения АПК;
  • принятие Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. № 264-ФЗ (действующая редакция, 2016).

Тем не менее, тенденция ухудшения финансового состояния сельскохозяйственных организаций не может считаться преодоленной. В связи с этим, внимание следует уделять повышению эффективности различных механизмов финансового оздоровления несостоятельных, финансово неустойчивых предприятий агропромышленного сектора

Необходимо подвести итог, что законодательство требует тщательного пересмотра правил и нормативных документов несостоятельности сельскохозяйственных организаций. На региональном уровне, в целях повышения эффективности финансового оздоровления, необходимо подключение внутренних резервов, и прежде всего разработать оптимальную модель внутрихозяйственного, экономического механизма для каждой группы их финансовых и экономических факторов. Особое внимание следует уделить привлечению реальных инвестиций в качестве одного из путей финансового оздоровления предприятий.

Библиографический список

1. Сергиенко, О.В. Угроза вероятности банкротства: прогнозы финансового будущего коммерческой организации [Текст] / О.В. Сергиенко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2. С. 84-89.
2. Сабельфельд, Т.В. Методическое обеспечение диагностики финансовой несостоятельности предприятия [Текст] / Т.В. Сабельфельд // Финансовый вестник. 2010. № 5. С. 31-37.
3. Варлачева Т.Б., Давлетгареева Н.Р. Развитие инноваций на основе венчурного инвестирования // Вестн.Томского гос.пед.ун-та. 2011. Вып. 12 (114). С. 133-138.