Abstract: The article describes the necessity of studying innovative leadership phenomenon. Approaches to forming the concepts of innovative leadership under the conditions of digital technologies implementation. The authors consider possibility of applying the model of innovative leadership to the implementation of digital technologies in Russian enterprises. The paper investigates the main features of the Russian innovative leaders necessary for adaptation of the enterprise personnel to new innovative operations. The conditions for the development of innovative leadership in the implementation of digital technologies in the enterprise are justified.
Keywords: innovative leadership, digital economy, modeling, innovative technologies, digital technologies.
На современном этапе развития имеется множество теорий инновационного лидерства, но ни одна из них не отражает полностью содержание этого понятия [1]. В эпоху полномасштабной информатизации и цифровизации экономики большое значение уделяется инновациям, способным создать эффективные и конкурентоспособные бизнес-структуры. Внедрение цифровых технологий становится обычным делом, однако требует особых навыков и компетенций, способных оказать положительное влияние на адаптацию персонала к современным условиям.
Одним из направлений развития России, согласно Указу Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», является направление «Цифровая экономика» [2]. Прослеживается острая нехватка инновационных лидеров и подготовленных специалистов для высокотехнологичных отраслей народного хозяйства, что крайне негативно влияет на экономический рост и научно – технический прогресс, а отставание в цифровом развитии прямо сказывается на конкурентоспособности государства и достижении национальных перспектив[3]. Следует заострить внимание на необходимости сориентировать профессиональное образование на запросы современного рынка труда, сменить приоритеты в подготовке специалистов. В современном мире все больше возрастает спрос на квалицированные кадры ориентационные на цифровые технологии, как способ организации инновационной среды, обеспечивающей развитие инфраструктуры, и многого другого. Возникает проблема формирования новой специальности — инновационного лидера.
Рассмотрена возможность применения модели инновационного лидерства к реализации цифровых технологий на российских предприятиях. Первый научно-исследовательский труд о феномене инновационного лидера, базировался на данных о карьерных ценностях более чем 100 000 сотрудников офисов компании IBM в сорока странах мира [4]. Исследователи обнаружили, что цифровая экономика предприятий различались по четырем основным показателям: отчужденность власти, избежание сомнений, индивидуализм лидеров и коллективизм. В последующих исследованиях предполагалось наличие пятого показателя, названного «устремленность в будущее». Представления об этих показателях были пересмотрены и усовершенствованы исследовательским проектом под названием GLOBE, существующим на протяжении последних десятилетий. Термин «Global Leadership and Organizational Effectiveness» переводится как глобальная эффективность организационного управления. Исследовательская программа GLOBE распространила изучение инновационного лидерства в различных странах.
По мнению ученых, степень авторитета и влиятельности в бизнесе лидеров информационных технологий (IT) постоянно меняется и соответствует развитию научно-технического прогресса и цифровизации экономики.
Целесообразно выделить несколько важных направлений формирования инновационного лидера, связанного с развитием цифровых технологий [5].
- Внедрение компьютерных технологий в бизнес. Задачей именно лидеров отделов IT было убедить руководителей в том, что компьютерные технологии действительно являются исключительно полезным инструментом для бизнеса. Это потребовало большого количества времени, терпения и мудрого руководства со стороны лидеров отделов IT, но как только компьютеры получили более широкое распространение, лидеры IT потеряли свою актуальность и были переведены в рядовых сотрудников.
- Инновации в области технологий. Фокус на качества лидера в условиях цифровизации резко меняется, сосредоточиваясь на профессиональных знаниях и умениях с точки зрения инновационных решений. Инновационные проекты рассредоточиваются по разным подразделениям, а лидеры IT рассматриваются как средство достижения цели.
- Глобализация цифровой экономики. Формирования инновационных лидеров современных типов, которые могут управлять организационными изменениями рыночных процессов вне зависимости от его профессиональной принадлежности, обеспечивая становление электронного бизнеса.
Учеными выявлены особые черты и признаки, которыми в современном обществе должен обладать инновационный лидер. Одной из концепций утверждается, что инновационные лидеры должны быть охарактеризованы по своему отношению к цифровым технологиям, умением разрабатывать и внедрять цифровые технологии, обеспечивать работу электронного бизнеса, а не по своим индивидуальным чертам характера и манере общения с подчиненными.
Другая концепция, получившая широкое распространение в науке, полагалась на поведенческий подход [6]. В результате сформировалась модель лидерства, связанная с типами поведения в определенных обстоятельствах, ориентированного на решение цифровых задач и ориентированного на построение отношений, форсирование цифрового процесса, инспирирование единой точки зрения и моделирование путей выполнения цифровых технологий для подчиненных. Этот подход основан на личных убеждениях работника о необходимости развития цифровых технологий и уважении к личностным правам человека как элементам корпоративной культуры в отличие от культур других предприятий.
Исследовательская программа GLOBE, целенаправленно изучая проблему изучения феномена инновационного лидера в различных странах, обобщила опыт многих современных исследователей и разработала перечень основных характеристик современного инновационного лидера, действующего в условиях глобальной цифровой экономики[4]. Используя данный перечень авторами исследованы основные черты российских инновационных лидеров, необходимые для адаптации персонала предприятия к новым инновационным операциям. Инновационный лидер на предприятии становится вдохновителем внедрения цифровых технологий, он не навязывает своего мнения, а дает возможность своей проектной группе выработать оптимальное решение по поводу трансформации имеющихся технологий.
Инновационное лидерство опирается на использовании полномочий для признания достижений и получения оптимальных результатов своих коллег [7]. Инновационное лидерство базируется на осознании своей миссии, знании целевых национальных программ развития и цифровых технологиях предприятия. Весьма скромное исследование авторов, нескольких российских предприятий, позволило составить портрет инновационного лидера. Однако характеристики людей, считающихся инновационными лидерами, в разных социально-экономических системах существенно различаются. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные характеристики инновационного лидера современных предприятий
№/п | Характеристики | Инновационные лидеры | ||
Российские | Европейские | Японские | ||
1 | Умение видеть будущее компании в масштабах цифровизации страны, % | 100 | 80 | 70 |
2 | Стойкое желание зажигать и вести за собой подчиненных, % | 100 | 80 | 50 |
3 | Отсутствие сомнений в успехе передовых технологий и внедряемых на предприятии инноваций, % | 90 | 100 | 100 |
4 | Высочайший уровень квалификации и владение цифровыми технологиями, % | 65 | 100 | 100 |
5 | Обладание навыками формирования проектной инновационной команды, % | 56 | 100 | 100 |
6 | Обладание знаниями, умениями и компетенциями для эффективного и своевременного внедрения инноваций на предприятии, % | 30 | 100 | 100 |
Основные характеристики инновационных лидеров российских предприятий сильно проигрывают в вопросах организации процессов внедрения и реализации инновационных технологий в рамках цифровой экономики, но выигрывают в вопросах видения будущего и лидерских качествах в принципе. В некоторых странах, таких как США, в качестве мотивации сотрудников и активизации их инновационной деятельности разработана специальная система индивидуальных поощрений инновационных лидеров. В Японии использование цифровых технологий считается нормой, широко применяются принципы коллективной работы внутри проектной группы, и индивидуальные поощрения не приняты [9]. Индивидуальные награды и поощрения скорее послужат причиной отрицательных эмоций, означая, что, он настолько возвысился на фоне других членов группы, что усилия других участников оказались незамеченными.
Авторами обоснованы условия развития инновационного лидерства при внедрении цифровых технологий на предприятии, которые представлены на рисунке 1.
Обозначенные условия помогают разобраться в особенностях системы цифровизации предприятия, а также могут быть использованы для определения вызовов, с которыми может столкнуться инновационный лидер [8]. По отношению к феномену инновационного лидерства данные условия дают представление о готовности предприятий и организаций к инновационным изменениям, а также дают возможность идентифицировать проблемы их внедрения.
Каждое инновационное изменение и все его преимущества при практическом использовании являются результатом не технологии как таковой, а результатом его продвижения и использования. Здесь на лицо лидерские качества персонала и возможность получить дополнительный доход. Существуют многие факторы, способствовавшие этому цифровому процессу. Аналогично обстоит дело и с цифровыми технологиями. Каждое предприятие не можем быть успешными только потому, что у него имеется цифровая технология. Дополнительный доход является результатом того, как она используется на практике. Цифровая технология представляет собой всего лишь инструмент повышения качества и сокращения сроков выполнения управленческих операций. Инновационный лидер рассматривает ее в совокупности с механизмом получения дополнительного дохода и будущего развития предприятия. Чем быстрее персонал предприятия доверится лидеру и освоит свои выполняемые операции в цифровом режиме, тем скорее они сфокусируют свое внимание на том, как использовать инновационные изменения для получения количественного и качественного результата своей работы.
Реализация цифровых технологий на современных предприятиях предусматривает наличие интеллектуального кадрового потенциала и способностей лидеров для того, чтобы представить себе и применить использование цифровых операций, которые работали бы в течение длительного времени. Руководители должны прогнозировать необходимость инновационных изменений и для этого отдельные предприятия создают внутри своей организации новую структуру, которая должна заниматься внедрением цифровых технологий. Основной задачей инновационных лидеров становится определение потенциальных клиентов, которые готовы удовлетворять свои потребности с использованием современных технологий. Они должны разработать способ, чтобы деньги работали на привлечение новых клиентов.
Рисунок 1. Условия развития инновационного лидерства при внедрении цифровых технологий на предприятии
Следовательно, для повышения инновационности деятельности предприятия и ее эффективности, требуется умение рассчитывать не только конечные показатели инновационных изменений и их вероятностные риски при отклонении от планируемых показателей, но и рассматривать личностный фактор персонала, т. е. заинтересовывать лидеров, которые смогут осуществить организационные изменения с оптимальными результатами [10].
Новая цифровая экономика ставит перед инновационными лидерами предприятий широкий диапазон задач, которые имеют разнонаправленное действие. Эти действия могут быть направлены как на крупные организации и предприятия корпоративного типа управления с целью повышения их эффективности и конкурентоспособности в цифровой экономике, так и на малые предпринимательские структуры, превращая их в жизнеспособные организации с долгосрочными перспективами роста и стабильности. Судя по современным тенденциям, изучению инновационного лидерства уделяется все больше внимания и ресурсов, к сожалению, научно обоснованные модели инновационного лидерства, эффективно действующие на практике, не опубликованы для обсуждения.
Библиографический список
1. Информационное общество и глобальная информационная телекоммуникационная инфраструктура [Электронный ресурс]: монография. – Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 135 с.). - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018. – Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographIT.pdf.2. Указ Президента от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Борисов С. А., Захарова С. Г. Феномен цифровой экономики и информационного общества и его значение для повышения качества жизни населения / Экономика и общество: международный научно-практический журнал. 2018. № 3(6). С.11-21. Режим доступа: http://scipress.ru/economy/articles/fenomen-tsifrovoj-ekonomiki-i-informatsionnogo-obshhestva-i-ego-znachenie-dlya-povysheniya-kachestva-zhizni-naseleniya.html
4. Ашканази Н., Трэвор-Робертс И. и Эрншоу Л. Английская группа: наследие Британской империи. Журнал мирового бизнеса, 2002. № 37, с. 28-39.
5. Бакасци Г., Сандор Т., Андрас К. и Виктор И. Восточно-европейская группа: традиционное и переходное. Журнал мирового бизнеса, 2002. № 37, с. 69-80.
6. Sukhodoeva L.F., Coe J. Innovations in training leaders of an organization//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2-1. С. 278-282.
7. Суходоева Л.Ф., Рачинский А.В., Суходоев Д.В. Инвестирование ресурсов в конкурентной среде// Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2017. № 8-1 (55). С. 117-121
8. Суходоева Л.Ф., Роганова С.Ю., Огородова М.В., Зенова Е.Н., Суходоев Д.В., Ясенев О.В. Ресурсное обеспечение инновационных технологий//Экономика и предпринимательство. 2018. № 10 (99). С. 1113-1116.
9.Хофстед Г. Культурное влияние, второе издание: Сравнительный анализ ценностей, типов поведения, учреждений и организаций в разных нациях, Саузенд Оукс: издательство Sage Publications. 2001 .
10. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В., Захарова Ю.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебник. – В 2 т. – Т.2: Финансовое обеспечение. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского университета. – 2016. – 709 с.