Индекс УДК 33.338
Дата публикации: 29.04.2019

Кастомизация взаимодействия в туриндустрии

Customization of interaction in the tourism industry

Бородай Владимир Александрович
Шевченко Елена Михайловна

1. д.с.н., профессор, Кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской государственный технический университет (ДГТУ)
2. к.г.н., доцент, Кафедра «Сервис, туризм и индустрия гостеприимства»
Донской государственный технический университет (ДГТУ)

Boroday Vladimir Alexandrovich
Shevchenko Elena Mikhailovna

1. Doctor of Sociology, Professor, Department "Service, tourism and hospitality industry"
Don State Technical University (DGTU)
2. Ph.D., Associate Professor
Department "Service, tourism and hospitality industry"
Don State Technical University (DGTU)
Аннотация: В статье рассматривается тенденция цифровизации в туриндустрии, которая приводит к структурным изменениям в логистике продвижения туров. Показано, что российский рынок туристских услуг начинает адаптироваться к технологиям онлайн-сервисов. Делается вывод о том, что преимуществом на рынке туристских услуг будут обладать компании, предлагающие максимально кастомизированный процесс взаимодействия с путешественником.

Abstract: The article discusses the trend of digitalization in the tourism industry, which leads to structural changes in the logistics of tour promotion. It is shown that the Russian market of tourist services is beginning to adapt to the technologies of online services. It is concluded that companies that offer the most customized process of interaction with the traveler will have an advantage in the market of tourist services.
Ключевые слова: Цифровизация, онлайн-сервис, электронные продажи, адаптация, гостиничный бизнес, коммуникация, туроператор.

Keywords: Digitalization, online service, electronic sales, adaptation, hotel business, communication, tour operator.


Средний российский путешественник пока еще дает туроператорам, закрывающим глаза на прогресс цифровизации, надежду на несколько лет процветания. По данным глобального опроса компании Travelport, 51% отдыхающих все еще предпочитают покупать туры у специализирующихся на этом виде услуг компаний вне зависимости от удобства их цифровой платформы. Однако мировая тенденция цифровизации трэвел-сферы свидетельствует о скором и глобальном изменении на этом рынке [1].

Начнем аналитические рассуждения с рассмотрения потребностей путешественника.

В Европе услугами туроператоров, совершая визиты в физические офисы компаний, пользуется не больше трети путешественников. Остальные планируют поездку самостоятельно с помощью онлайн-сервисов. В России рынок развивается с учетом мировых трендов, поэтому похожая ситуация не заставит себя ждать [2]. Онлайн продажи вырастут, причем в двух плоскостях – самостоятельного составления тура с помощью покупки в интернете отдельно билетов и отелей, а также покупки уже «собранных» поездок у туроператоров онлайн. Электронные продажи заменят собой офлайн-агентства, часть которых закроется, а другая переориентируется на цифровую среду.

По информации сайта Booking.com, треть туристов по всему миру предпочитают, чтобы искусственный интеллект планировал путешествие за них, принимая во внимание их предыдущие поисковые запросы, способы и суммы оплаты и другие предпочтения. Половина опрошенных не придает значение тому, кто обсуждает с ними поездку – чат-бот или живой человек, если пожелания учитываются в полной мере. Мотивация совершить бронирование также повышается, если предложенные искусственным интеллектом варианты соответствуют пожеланиям путешественника, о чем заявила половина респондентов [3].

Гостиницы так же заинтересованы как можно скорее предложить потенциальным клиентам диджитал-обслуживание, начиная с этапа выбора номера и заканчивая оплатой проживания на сайте или через специальное приложение. Сейчас тестируется ряд таких технологий. Одна из них – Hilton Honors – позволяет пользователям заказывать услуги отеля с помощью приложения и адаптировать пребывание на отдыхе под свои желания. Эту информацию гостиничный бизнес использует для автоматической разработки индивидуального плана для каждого гостя при последующих визитах.

На самом деле,  решение находится на поверхности. Что остается предпринять игрокам рынка туристских услуг, чтобы привлечь клиентов, и так избалованных дигитальной средой? Судя по известной статистике, сильно способствует лояльности покупателей омниканальность [4]. По информации национального агентства финансовых исследований (НАФИ), большая часть пользователей, искавших туристские услуги с мобильных устройств, для бронирования использует другое устройство: авиабилеты – 51%, гостиницы – 41%, ж/д-билеты – 24%. Путь пользователя выглядит при этом следующим образом: идея поехать в путешествие застигает потенциального туриста «на бегу», когда под рукой только смартфон. Поверхностный серфинг в интернете предоставляет возможные варианты поездки, но, чтобы забронировать и оплатить тур, необходима более спокойная обстановка, кредитная карта под рукой и возможность посоветоваться с возможными попутчиками. Поэтому завершается бронирование уже дома с помощью персонального компьютера. В этом случае пользователю важно, чтобы все найденные варианты не пришлось искать в браузере повторно и заново логиниться на сайтах поиска отелей и авиабилетов. Компания, которая обеспечила «бесшовный» переход с устройства на устройство – априори выигрывает у конкурентов борьбу за клиента [5].

Тенденция диджитализации трэвел-услуг заставляет игроков рынка приспосабливаться к новым реалиям. Так, правило mobile first предлагает при разработке сервисов бронирования ориентироваться уже не на версии для десктопов и планшетов, а на приложения для смартфонов. Уже статистика НАФИ за прошлый год свидетельствует, что произошел существенный рост запросов путешественников с мобильных устройств. Так, услуги карпулинга искали со смартфонов на 62% чаще, чем в 2016 году, туры – на 65% чаще, ж/д и авиабилеты – почти на 50% чаще. Всего доля запросов с мобильных устройств увеличилась до 40%. Около половины пользователей, осуществляющих поиски с мобильного телефона или планшета, совершают бронирование с этого устройства. Чтобы использовать эту тенденцию, необходимо обеспечить пользователю удобство не только искать, но и оплачивать услуги со смартфона [6].

Про адаптивность сайтов в этом контексте речь уже не идет – компании усвоили правило, которое гласит, что сайт должен одинаково отражаться на всех типах устройств. А вот адаптация платежной страницы под фирменный стиль сайта – тема, которая еще на стадии внедрения. Сейчас платежные страницы выглядят иначе, чем сайт, с которого идет платежный запрос. Это непонятно многим пользователям, в том числе, людям в возрасте, которые только начинают постигать азы цифровой грамотности, но уже активно бронируют туры через интернет. Кроме того, платежная страница – та часть сервиса, которая редко оказывается адаптивной, поэтому на экране смартфона часто выглядит нечитаемой. Решение этой проблемы в теории может дать игрокам рынка новый клиентский потенциал [7].

По оценкам специалистов, – блокчейн добрался до туризма. Компании, связанные с туризмом под воздействием новых трендов так или иначе пытаются собирать сведения о транзакциях своих клиентов, чтобы персонализировать рекламные предложения [8]. Логично, что внимание авиакомпаний, агрегаторов отелей и других туристских услуг привлекла технология блокчейн. Потенциально она способна полностью поменять сферу туристских услуг – запрос от путешественников на надежность при планировании поездок будет удовлетворен как раз с помощью блокчейна. Данные о покупке билетов, бронировании номеров в гостиницах и работе программ лояльности будут существовать в одном цифровом пространстве и помогут всем сторонам, задействованным в предоставлении услуг в рамках одной поездки, ориентироваться на фактические сведения о клиентах и предугадывать их желания.

Из игроков рынка, связанных с туризмом, наиболее гибкими оказываются авиакомпании. Они первыми видят выгоды внедрения инноваций в бизнесе. В первую очередь, платежных инноваций. Например, авиакомпания Lufthansa уже настроена на использование блокчейна в своей работе. Ее представители высказались на тему того, что информация о маршрутах путешественников и бронировании билетов поможет лучше выстроить маркетинговую политику. В прошлом году Lufthansa начала сотрудничество с блокчейн-стартапом Winding Tree для внедрения и исследования эффективности децентрализованных приложений для самостоятельных путешествий.

Еще один ее проект Aviation Blockchain Challange, который реализуется вместе с САП.

Организаторы конкурса уверены, что он поможет выявить скрытые пока возможности блокчейн-технологий и способы их применения в авиаиндустрии.

Пример авиакомпаний постепенно перенимают и другие заинтересованные в привлечении клиентов-путешественников игроки. Вероятнее всего, технология блокчейн получит широкое повсеместное распространение уже в ближайшее время [9].

Несколько слов о цифровом будущем туруслуг. Принимая во внимание новые тенденции, игроки рынка продажи туристских услуг планируют на 2019 год бороться за клиента в цифровом пространстве. Это не их выбор, а следствие глобальной дигитализации, которая ставит вопрос ребром: «Либо компании адаптируются, либо покинут рынок». Путей адаптации сейчас два. Первый доступен только для крупных туроператоров, которые могут сосредоточить в своих руках в качестве активов отели или авиакомпании, чтобы конкурировать, снижая собственные издержки. Второй менее масштабен. Он означает переход в онлайн и интеграцию в глобальные каналы продаж. В этом случае очевидное преимущество в том, что снижается зависимость поставщиков туристских услуг от партнеров, поскольку в формате онлайн они могут напрямую брать деньги со своих покупателей, не делясь прибылью ни с кем [10].

Уже ясно, что в следующем году продолжится вытеснение компаний старого типа метапоисковиками, которые пользуются моментом перемен и внедряют новые технологии, чтобы быть с клиентом со старта планирования путешествия до момента оплаты отелей и билетов [11]. Таким образом, они становятся не просто источником информации, а целым е-commerce бизнесом.

Имея в рукаве этот козырь, они должны лишь обеспечить соответствие уровня сервиса потребностям пользователей, а именно – проработать возможность бесшовной смены устройств для покупателя, адаптировать платежную систему и упростить пользование ею даже для неискушенной аудитории, а также использовать информацию о транзакциях пользователей, чтобы делать всю работу по конструированию туров за них.

Если сегодня сложно предсказать скорость повсеместной цифровизации рынка в России и за ее пределами, то один факт очевиден – большинство туроператоров, работающих в системе офлайн-офисов, попадают в группу риска и, возможно, в ближайшем будущем прекратят свою работу. Тысячи агентств уже закрываются ежегодно, но клиенты этого, по большей части, не замечают, поскольку им предлагается более удобная альтернатива [12].

Преимуществом на рынке туристских услуг будут обладать компании, предлагающие максимально кастомизированный процесс взаимодействия с путешественником. Только так сохранится лояльность покупателей и прибыль бизнеса, приумножится конверсия и повысится уровень безопасности.

Библиографический список

1. Минасян Л.А., Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Интенциональность потоков коллективной коммуникации в ивент-индустрии // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2018. № 6 (112). С. 34.
2. Бородай В.А. Рыночные императивы потребительского поведения в ХХI веке // В сборнике: ТУРИЗМ И ИНДУСТРИЯ ГОСТЕПРИИМСТВА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ Материалы III-й Международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Донской государственный технический университет, Министерство культуры Ростовской области, Национальная академия туризма. 2017. С. 214-224.
3. Казьмина Л.Н., Бородай В.А. Доминантные экспектации индустрии гостеприимства // Экономические исследования и разработки. 2017. № 5. С. 111-118.
4. Бородай В.А. Альтернатива долгосрочным прогнозам развития «когнитивно сложных систем» в российском обществе // Социально-экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Институт сервиса и туризма Донского государственного технического университета; Ростов-на-Дону, 2013. С. 30-32.
5. Казьмина Л.Н., Дудкина О.В., Бородай В.А. Дивергентное мышление в сервисной деятельности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2017. № 9 (103). С. 31.
6. Бородай В.А. Торговля в современном обществе: социально-институциональный анализ: моногр. – Ростов-на-Дону.: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. -332 с.
7. Kasyanov V.V., Minasyan L.A., Borodai V.A., Ponomarev I.E., Samygin P.S., Vorobyev G.A., Skvortsov D.V. Health management and the strategies to meet a healthy society // International Transaction Journal of Engineering, Management, & Applied Sciences & Technologies. 2018. № 9 (4). С. 357-368.
8. Бородай В.А. Социально-экономическое развитие туристских территорий – институциональные аспекты // Социально- экономические и технико-технологические проблемы развития сферы услуг. - Ростов-на-Дону: Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса. 2012. С. 11-15.
9. Архипов П.И., Бородай В.А. Архитектура управленческой модели - выбор альтернативы // Экономические исследования и разработки. 2018. № 1. С. 38-43.
10. Бондаренко О.В., Бородай В.А. Экономические и социокоммуникативные потребности // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 3. С. 120-124.
11. Минасян Л.А., Бородай В.А. Паллиативные проблемы синхронизации целей сервисной компании // Управление экономическими системами: электронный научный журнал, 2017. № 5 (99). С. 3.
12. Бородай В.А. Стратегические ловушки роста // Инновации социальные и экономические: вызовы и решения. – Ростов-на-Дону: Донской государственный технический университет. 2014. С. 103-105.