Abstract: Attention to the topic of fraud is explained by the need to combat illegal actions by participants in public procurement in order to establish a competitive market environment. The work reveals the main types and essence of fraudulent actions in the field of public procurement.
Keywords: fraud, procurement for state and municipal needs, bidders, fraudulent schemes.
Закупки товаров, работ или услуг для нужд государства считают одним из основных способов расходования бюджета (около 30%). Однако в «реальных» условиях расходование бюджетных средств часто является не эффективным. К этому выводу приводит высокий уровень коррумпированности в рассматриваемой сфере, а так же частые факты злоупотреблений положением, хищений, мошенничеств разного рода. Следовательно, анализ вышеперечисленных деяний выступает одной из актуальных задач в сфере контроля и надзора в государственных органах. Большие объемы гос. закупок определяют необходимость создания эффективных механизмов, как для размещения государственного заказа, так и для контроля в этой сфере.
Основную часть государственных закупок занимают тендеры и торги, что можно увидеть на рисунке 1. Не смотря на положительные стороны данных механизмов, такие как увеличение конкурентоспособности, повышение качества продукции, они часто являются платформой для совершения мошеннических действий в рамках действия 44-ФЗ.
Рисунок 1. Распределение закупок в зависимости от способа осуществления.
Количество мошеннических действий активно возрастает именно по причине несовершенства законодательной базы. Это доказывается и тем, что махинации в этой области являются наиболее распространенными из экономических нарушений.
За 2020 год были обнаружены нарушения в сфере государственных закупок на сумму 302,7 млрд. рублей, что в 4,5 раз превысило сумму нарушений за 2018 год. Стоить отметить, что не смотря на активную работу в части совершенствования законодательства, злоумышленники меняют и изобретают различные схемы, при этом выбирая различные стадии для осуществления задуманного. Анализ нарушений показал, что мошеннические действия в сфере гос. закупок можно классифицировать по стадиям, на которых они осуществляются. На примере тендера наиболее проблемными являются выбор победителя(37%), подача заявки(31%).
Отметим, что Мошеннические действия также следует рассматривать также и с точки зрения того, кто является нарушителем, организатор или участник. Со стороны участников закупок выявлены основные виды: предложения-прикрытия; отзыв предложения; раздел рынка; «карусель предложений»; схема «таран» (таблица 1)
Таблица 1
Основные схемы мошенничества в сфере государственных закупок со стороны участников
Не менее разнообразны и изобретательны схемы заказчиков. Обычно пользуются следующими схемами: фиктивные сроки; детализация; укрупнение заказа (таблица 2).
Таблица 2
Основные схемы мошенничества в сфере государственных закупок со стороны заказчика
Большие объемы государственных и муниципальных закупок, в которых присутствуют факты мошенничества, несут значительный вред экономической безопасности страны. Ущерб заключается не только в значительных потерях бюджетных средств, но и нефинансовых потерях для участников закупок. Рассмотренные экономические махинации влекут за собой такие негативные последствия, как нарушение гармоничного психологического климата в коллективе, потеря партнеров по бизнесу, значительное ухудшение репутации и снижение значимости бренда компании, напряженные отношения с регулирующими органами и т.д.
Минимальные меры, принимаемые для борьбы с экономическими нарушениями такого вида, необходимо осуществлять как при подготовке торгов со стороны организаторов (например, тщательное планирование процесса торгов), так и внутри самой организации (построение системы внутреннего контроля, разработка антикоррупционной политики, мониторинг рынка)
Но все-таки основной мерой по противодействию мошенничества в сфере государственных закупок является совершенствование законодательной базы. Махинации в этой области необходимо выделить как отдельный вид преступления, так же, как уже выделены в УК РФ такие действия, как злоупотребление служебным положением в сфере государственных закупок, подкуп служебного лица.
Для того, чтобы меры по противодействию мошенничества в сфере гос. закупок были более плодотворными и результативными необходимо усиление контроля и надзора в проблемных моментах. Примером можно привести повышение качества проверки поставщиков или обеспечение независимости сотрудников, которые ведут контроль качества продукции, работ или услуг.
Эффективная борьба с мошенничеством в сфере закупок для нужд государства требует комплекса действий, которые будут выходить за рамки общепринятых средств контроля и предполагающие решения с разнообразных сторон.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ2. Ботарева Е.А. Уголовная ответственность за преступления, совершаемые в сфере государственных и муниципальных заказов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2019. – №6-1.
3. Бычков А.М., Победоносцева А. В. Преступления в сфере государственных закупок. Соотношение преступности и наказуемости // Государственная служба и кадры. – 2019. – №1.
4. Исачева К. М. Мошенничество в сфере государственных закупок// Государственная служба и кадры. – 2019. – №3.
5. Система государственных закупок в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://game.cpur.ru/pdf/policy-paper.pdf (дата обращения: 14.03.2021).