Индекс УДК 33
Дата публикации: 16.05.2017

Анализ взаимодействия мотивов, стимулов и потребностей

The analysis of the interaction between motives, incentives and requirements

Константинова Ирина Викторовна, Костикова Вероника Олеговна
1. кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансового менеджмента
2. магистрант, инженерно – экономический факультет
Рязанский государственный радиотехнический университет


Konstantinova Irina Viktorovna, Kostikova Veronika Olegovna
1. PhD in Economics, Associate Professor, department of economics and financial, management,
2. undergraduate, engineering – economic faculty,
Ryazan state radio engineering university, Ryazan

Аннотация: В статье описаны основные аспекты теории мотивации. Представлены различные взгляды и подходы к трактовке понятия «мотивация». Изложены источники активности трудовой деятельности. Раскрыта сущность и функции мотивации. Рассмотрена взаимосвязь понятий потребность, мотив, стимул. Подробно рассмотрена причинно-следственная зависимость мотива и стимула. Представлены принципы стимулирования, а также механизм действия мотивации персонала, путем влияния внешних стимулов на внутренний мотив деятельности человека.

Abstract: The article describes the main aspects of the theory of motivation. The different views and approaches to the interpretation of the concept "motivation". Set out the sources of labour activity.The essence and features of motivation. Examined the relationship of the concepts of need, motive, stimulus. Considered in detail the causal dependence of motive and incentive. The principles of stimulation and the mechanism of action of motivation, by the influence of external stimuli on the internal motive of human activity
Ключевые слова: потребность, стимул, мотив, сущность и функции мотивации, механизм мотивации персонала, принципы стимулирования.

Keywords: need, incentive, motive, essence of motivation, features of motivation, mechanism of motivation, principles of stimulation.


Особенностью управления персоналом в условиях конкурентного рынка является возрастающая роль личности работника. От того насколько правильно мотивированы сотрудники, зависит их четкая ориентация на цели организации, желание их достигать и обеспечивать необходимый результат трудовой деятельности.  Поэтому, соотношение стимул-мотив-потребность должны быть максимально гибкими и мобильными, для того, чтобы лечь в основу эффективной системы стимулирования. Умение эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, поможет компании достичь намеченных целевых ориентиров, а также умело использовать деятельность персонала в интересах как самих сотрудников, так и организации в целом — данные аспекты отражают актуальность и целесообразность рассмотрения данной проблемы.

Стимулы, мотивы и потребности личности лежат в основе мотивации персонала.

Мотивация позволяет обеспечить процесс сопряжения целей компании и целей работника для максимально полного удовлетворения потребностей обоих сторон, посредством побуждения себя и/или других к результативной деятельности для достижения единой цели. Персонал фирмы должен четко выполнять работу в соответствии с делегированными ему полномочиями, сооб­разуясь с принятыми ранее управленческими решениями. [4,c.11]

Рассмотрим вопрос источников активности трудовой деятельности более подробно.

Рис. 1. «Истоки активности в трудовой деятельности»

 

Таким образом, функция мотивации заключается в том, что она оказывает прямое влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективно­му труду, виде показателей премирования и индивидуально поощ­рительных мер. [3, c.213]

С психологической точки зрения потребность индивида — это острое осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к более активным действиям, для полного удовлетворения возникших нужд и желаний. Учеными выделяется три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши.

При осознании потребностей, у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, пробуждается интерес к тому, что позволит максимально удовлетворить возникшую потребность.

В теории существует еще один, не менее значимый, источник активности деятельности человека в трудовой деятельности —  мотивационная установка. Понятие «установка» было введено впервые Л.Ланге в экспериментальной психологии для обозначения готовности к действию, обусловленной прошлым опытом, в 1888 г. [5, c. 11]

В ходе исследования в начале 20 в. данный термин был введен для обозначения отношений индивида как члена группы к ценностям этой группы. При этом в практике управления установлено, что если ценности компании и ценности персонала совпадают на 50%, то это повышает и удерживает высокий уровень производительности труда и является показателем эффективности в управлении компанией.  В зарубежной науке установку принято называть аттетюдом. [1, c.110]

Мотивационная установка, в российской и зарубежной практике представляет  собой латентную готовность индивида к удовлетворению всякого рода возникающих ранее  потребностей.

Поэтому, мотив личности — это осознанное индивидуумом побуждение к активной трудовой деятельности.

Также в теории принято различать такие понятия как мотив труда и трудовой мотив.

Мотив труда — это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, пони­маемое индивидом как его личностная необходимость.

Трудовой мотив — это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с полным или частичным удовлетворением его потреб­ностей

Раздражение мотивов происходит под влиянием внешней действующей силы – стимулов.

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей факторов «раздражения», которые активизируют действие частных мотивов, оказывая внешние побуждение к эффективной и ориентированно-направленной деятельности.

Стимулирование, как процесс выполняет 3 основные функции: экономическую, социальную и нравственную.

Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности трудовой деятельности, которое выражается в по­вышении производительности, качества продукции и услуг.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структу­ры общества через различный уровень доходов и поощрений, который в значительной степе­ни зависит от результата воздействия стимулов на различных людей.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют высоконравственный общественный климат, а также активную жизненную позицию в обществе, повышая уровень коллективизма и силы духа трудящихся. [3, c. 143]

Существуют некоторые требования к организации стимулирования тру­да:

1.Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом.

  1. Дифференцированность или разбиение  означает индивидуальный подход к стимулированию разных групп, рабочих слоев и личности в целом.
  2. Оперативность и гибкость проявляются в постоянном пересмотре стиму­лов в зависимости от структурных рыночных и общественных изменений. [4, c. 127]

Оперативность и гибкость проявляются в постоянном пересмотре стиму­лов в зависимости от структурных  рыночных, а также общественных изменений.

Стимулирование базируется на следующих принципах.

  1. Доступность — характеризуется прозрачностью и реальностью исполнения.
  2. Постепенность- стимулирование должно носить плавный характер и медленный переход из одного качественного состояния в другое.
  3. Ощутимость- стимуляция должна четко проявляться за достижение каких-либо показателей и быть заметно ощутимой, порождая еще большее желание в достижении цели.
  4. Минимизация разрыва между результатом труда и его поощрением

5.Сочетание как позитивных, так и негативных стимулов.

  1. Сочетание материальных, нематериальных и моральных стимулов

Успех стимулирующей деятельности в решающей степени зависит от правильности определения мотива трудовой деятельности. Для верной идентификации мотива необходимо опираться на изучение и анализ потребностей работника, а также придерживаться создания четко выстроенной комбинации соотношения мотива и стимула, по целенаправленному включению каждого работника в производственную деятельность коллектива и формированию сильной корпоративной культуры компании.

На практике необходимо проводить комбинацию и сочетание ме­ханизмов стимуляции труда, направленного на побуждение внутреннего мотива. Влияние и взаимосвязь стимулов и мотивов, были подробно рассмотрены авторами Е.О Куроедовым и И.Б Стояновской в работе «Мотивация трудовой деятельности». Взяв за основу разработки авторов, рассмотрим, каким образом эффективное использование стимулов приводят в действие мотивационные установки личности.

Рис.2 «Взаимосвязь мотива и стимула в управлении персоналом»

 

Таким образом, сложность мотивационной работы заключается в том, что один и тот же стимул может иметь совершенно различный мотивационный эффект для различных категорий работников в зависимости от их возраста, жизненных целей, должностного положения и т.п. Поэтому данный процесс требует высокой точности установления причинно-следственной связи в увязке стимула и мотива, в противном случае мотивация будет воздействовать на трудовой персонал искаженно, формируя негативное трудовое поле для деятельности.

 Стоит отметить, что в настоящее время нет единого подхода к управлению  механизма мотивации.  Мотивационный механизм представляет собой совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих факторов. В основе содержания мотивационного механизма лежит представление о сущности мотивации и закономерностях поведения людей в организации, под воздействием движущей стимулирующей силы.

Изучив суть и принципы процесса мотивации, ссылаясь при этом на разработки авторов Е.О Куроедова и И.Б Стояновской, рассмотрим более подробно действие механизма мотивации персонала с точки зрения прямого воздействия внешних сил, направленных на достижение конкретных целевых установок компании (рис. 3).

Рис. 3 «Механизм мотивации персонала»

 

Мотивационный механизм должен основываться на особенностях персонала, работающего в организации, включающих в себя потребности, интересы, установки и ценностные ориентиры работников. Механизм мотивации должен полностью соответствовать существующей структуре управления персоналом, внутренним и внешним факторам, оказывающих ключевое воздействие на деятельность компании. Важным этапом является правильное установление причинно-следственной связи мотивов стимулов и потребностей. Из этого следует, что правильно выстроенная система  мотивации, основанная на ценностных ориентирах рабочих в тесной привязке к целям организации, поможет обеспечить компании полное и эффективное использование трудового потенциала и скорейшее достижение заложенных целевых показателей.

Таким образом, система мотивации персонала представляет из себя комплексную систему применяемых инструментов и способов воздействия на трудовой персонал для обеспечения достижения долгосрочных и краткосрочных целей, лежащие в основе жизнедеятельности компании. Необходимым условием эффективной работы механизма мотивации является правильное установление причинно-следственной связи мотивов стимулов и потребностей работника. Это  поможет компании не только эффективно активизировать и направлять деятельность трудового персонала, но и успешно достигать намеченные горизонты деятельности, повышая лояльность и приверженность персонала к организации.

Библиографический список

1. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. Учеб. пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 110 с.
2. Ильин. Е. /Мотивация и мотивы - СПб., 2003. - 143-203.
3. Кувшинов А. И. Теоретические основы мотивации труда работников А. И. Кувшинов // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2012. № 6 (38). С. 213–216
4. Куроедова Е.О., Стояновская И.Б. Мотивация трудовой деятельности: Интернет-курс / Московская финансово-промышленная академия. - М., 2011. – с.125-133
5. Музыченко В.В. “Управление персоналом”. – М: Издательский центр «Академия», 2003. c. 364-366
6. Савченко Е. Мотивация труда / Е. Савченко // АПК: Эко-номика, управление. 2008. № 1. С. 11.
7. Шапиро С.А. “Мотивация и стимулирование персонала”. – М.: ГроссМедиа, 2005. c. 14.