Abstract: The article examines the activities of the regional organization of the Arab Maghreb Union (AMU). This is an integration association, the main purpose of which is to create a customs union and further transition to the free movement of factors of production. The economic justification of the insufficient level of integration of the economies of the countries of this bloc is presented, the problems and conflicts that complicate the economic integration of the bloc are analyzed. It is concluded that it is extremely difficult to predict the prospects for the development of the AMU at the present time. However the transition to a multipolar world order gives a significant chance to the Maghreb countries to strengthen their positions not only at the regional, but also at the global level.
Keywords: Arab Maghreb Union (AMU), integration, economic and political sovereignty, European Union (EU).
Введение
В настоящее время в Магриб входит пять стран Северной Африки: Ливия, Тунис, Марокко, Алжир, Мавритания, а также частично признанная Западная Сахара. Слово «Эль-Магриб» в арабском языке означает «запад», то есть место «где садится солнце» и в восточной географии к нему относят территории, которые расположены к западу от Египта. [1] Сейчас в Магрибе проживает около 100 млн. чел., большинство из которых имеют арабское, берберское или смешанное арабско-берберское происхождение.
Идея объединения стран Северной Африки возникла довольно давно, но реально ее начали осуществлять после окончания Второй мировой войны и распада западных колониальных империй. В 1948 г. в Каире (Египет) был создан Комитет по освобождению Магриба, а в 1950-х гг. Марокко, Тунис и Алжир объявили о своем желании создать альянс, который помог бы им избавиться от колониальной зависимости. Для этого существовали благоприятные условия: страны Магриба объединяла общая история, культура, религия (ислам) и арабский язык. Но только в 1989 г. пять стран данного региона (кроме Западной Сахары) приняли декларацию о создании Союза арабского Магриба (САМ), органы управления которой в настоящее время расположены в столице Марокко в г. Рабате.
Методологическая основа исследования
Использовались общенаучные методы исследования, такие, как методы системного анализа и исследования операций, метод сравнений и аналогий, а также методы формально-логические, перехода от общего к частному.
Цель создания и современное состояние интеграции регионального блока Союз Арабского Магриба (САМ)
Сейчас САМ – это интеграционная организация, которая ставит своей целью создание Таможенного союза стран-членов, чтобы в последующем добиться свободного передвижения товаров, услуг и рабочей силы в рамках создания единого экономического пространства Магриба.[2] Стремление к экономической интеграции обосновано тем, что на территории данного региона имеются значительные запасы полезных ископаемых (природный газ, фосфаты, нефть и некоторые другие ресурсы). При этом значительным преимуществом является «близость региона к Европе», страны которой являются основными внешнеторговыми партнерами САМ. [3]
Тем не менее, сразу после своего создания, приоритетным направлением в деятельности САМ стало укрепление связей с арабскими странами и межарабскими объединениями, а также и со странами Евросоюза, в первую очередь с Францией, Италией, Испанией. С ними страны Магриба в силу исторически сложившихся условий на протяжении длительного времени имели тесные экономические и политические связи. При этом в перспективе предусматривалось поднять контакты на качественно новый уровень: «сообщество – сообщество». Для этого были созданы руководящие органы САМ, и постепенно совершенствовалась его организационная структура.
Вместе с тем, хотя нормативно-правовая основа для реального объединения стран североафриканского региона была создана, интеграционные процессы так и остались большей частью декларативными. Поэтому, невзирая на выгоды создания такого объединения, сейчас САМ фактически не работает, он «находится в аморфном состоянии» и не играет сколь-нибудь значимой роли в мировой экономике и политике. Его организационные структуры неэффективны, а Магрибский банк инвестиций и внешней торговли «существует только на бумаге». [4]
Многие российские и зарубежные ученые причинами такой ситуации называют значительные противоречия между членами Союза и рост региональной нестабильности. Следует отметить, что такому положению дел во многом способствует внешняя политика ЕС, ведущие страны которого не заинтересованы в обретении государствами Магриба подлинного экономического и политического суверенитета. Для этого в регионе они проводят политику «разделяй и властвуй» и отсюда различия в политической и экономической ситуации во всех пяти странах Магриба: недостаточный для интеграции уровень экономических отношений, территориальные претензии, различная внешнеполитическая и внешнеэкономическая ориентация и другие факторы, которые не позволяют этому Союзу превратиться в полноценное интеграционное объединение. [5]
В результате к 2020 г. только 6 из более чем 30 многосторонних договоренностей были ратифицированы всеми государствами-членами САМ. Принятые соглашения ставили целями создание Банка инвестиций и внешней торговли Магриба, увеличения объемов торговли сельскохозяйственной продукцией, поощрения и гарантирования инвестиций, увеличения наземных перевозок пассажиров и товаров и т. д. Но вследствие указанных выше причин добиться этих целей не удалось. Наоборот, произошло свертывание взаимных экономических отношений, которое ощутимо выразилось в снижении уровня трансграничной торговли и повышении таможенных тарифов между странами Магриба. В результате САМ уступает другим африканским интеграционным группировкам, таким, как Восточноафриканское сообщество, Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС), Сообщество развития Юга Африки, которые имеют более высокий уровень внутрирегиональной торговой интеграции. [6] Поэтому в настоящее время САМ остается наименее интегрированным на африканском континенте, так как доля внутрирегиональной торговли составляет менее 5 % от общего объема торгового оборота стран Магриба, что значительно ниже, чем в других интеграционных группировках. [7] В докладе Всемирного банка об экономической ситуации в САМ 2017 г. указывалось, что развитие интеграционных процессов привело бы к увеличению реального ВВП на душу населения (в период с 2005 по 2015 год) на 34 % в Алжире, на 27 % – в Марокко и на 24 % – в Тунисе. [8]
Препятствия и перспективы интеграции Союза Арабского Магриба
Серьезным вызовом для развития САМ является конфликт между Алжиром и Марокко по поводу территориальной принадлежности Западной Сахары. Испания покинула территорию современной Западной Сахары в 1976 г., после чего Марокко заявило о суверенитете над ней. Это требование было отвергнуто жителями анклава, что привело к их вооруженному сопротивлению марокканской армии. Невзирая на провозглашение независимости Западной Сахары в качестве Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР) и ее признание ООН, королевство Марокко до настоящего времени не отказалось от своих территориальных претензий. Конфликт на этой территории остается нерешенным до настоящего времени, [9] но такая ситуация выгодна Франции, которая имеет традиционно сильные позиции в Северной Африке, подкрепленные тем фактом, что основным языком в значительной его части является французский. [10]
Кроме того, политическая нестабильность в Ливии еще больше парализовала деятельность САМ. Стремление ее прежнего лидера М. Каддафи проводить независимую внешнюю политику привело к тому, что в 2011 г. США и ЕС спровоцировали гражданскую войну в стране, после чего она фактически прекратила свое существование. В настоящее время официальные власти Ливии контролируют не более 10 % своей территории, и в ней работают два правительства: на востоке страны, которое поддерживает парламент, и правительство национального единства в Триполи. Для преодоления многолетней гражданской войны достигнуто соглашение о проведении всеобщих выборов, которые пройдут в августе-сентябре 2023 г. [11]
Вместе с тем, учитывая растущую глобальную нестабильность, организационные структуры САМ, в частности его Генеральный секретариат, принимают меры по улучшению политического и экономического взаимодействия не только в регионе Магриба, но и в целом на африканском континенте. Так, на консультативном совещании в ЮАР с 28 марта по 01 апреля 2022 г., организованном Агентством развития Африканского союза, Генеральный секретариат САМ представил свою стратегию по совместной мобилизации ресурсов на период 2021-2024 гг. [12]
В рамках так называемой политики «сообщество-сообщество» САМ значительное внимание уделяет укреплению связей с международной организацией франкоязычных стран (Франкофония). Его представители принимают активное участие в мероприятиях, организуемых структурами данной организации. В будущем это взаимодействие планируется расширять. [13]
Вместе с тем у руководителей САМ есть ясное представление, что Франция, как и другие страны-члены ЕС, не заинтересована в налаживании равноправного и взаимовыгодного диалога. Так, генеральный секретарь САМ Т. Баккушу отметил, что «европейцы часто разговаривают только между собой, игнорируя Магриб и генеральный секретариат САМ». Он справедливо отмечает, что европейские лидеры должны помнить, что Средиземноморье и Северная Африка это те области, которые должны «сотрудничать в стимулировании совместного развития, что оправдано как историей, так и будущим». Баккушу также указал, что ситуация в Магрибе тесно связана с изменениями, происходящими на Ближнем Востоке, в Африке и Средиземноморском регионе. По его мнению, процессы в любом из этих регионов неизбежно затрагивают интересы ведущих государств мира, и поэтому США неизбежно будут вовлечены в конфликты в Северной Африке. Он справедливо указал, что Магриб является мостом между Африкой и Евросоюзом, а появление новых держав обусловлено тем, что «геополитика, как и природа, не терпит вакуума». Но в любом случае, подчеркнул Баккушу, «интерес САМ заключается в том, чтобы быть другом для всех, и организация хочет преследовать свои интересы, продвигая логику взаимовыгодных отношений со всеми. [14]
Но такая политика САМ не встречает одобрения в странах коллективного Запада. Следует отметить, что новая стратегическая концепция НАТО включила Северную Африку в зону своих стратегических интересов на южных границах альянса. Поэтому наряду с Францией важную роль в Магрибе начинает играть Испания. Как выразился ее премьер-министр П. Санчес: «Мы позаботились о том, чтобы южное крыло НАТО не было забыто», и поэтому возрастающая роль Испании является одним из факторов, определяющих текущую ситуацию в Северной Африке и перспективы ее изменения.
В этой связи генеральный секретарь НАТО Й. Столтенберг считает, что территории Северной Африки являются либо источником, либо ареной конфликта и влияния внешних сил. Он указал, что терроризм, нелегальная миграция, угроза использования газа и нефти в качестве оружия в так называемых гибридных войнах усиливают нестабильность в данном регионе. При этом он заявил, что государства-члены НАТО «обеспокоены стремлением России и Китая к политической, экономической и военной экспансии на южных границах блока». Но реально США и ЕС трудно противостоять экономическому влиянию Китая, «хотя формального и неформального военного присутствия» в данном регионе эта страна не имеет. Пекин поддерживает прочные отношения с союзником НАТО и ЕС – королевством Марокко, которое с 2016 г. начало укреплять свои отношения с КНР. Мавритания и Алжир также не отказываются развивать экономическое сотрудничество с Пекином. [15] Вместе с тем, в данном направлении другие африканские группировки опережают САМ. Так, страны Магриба поставляют в Китай примерно 3 % от общего объема его импорта, в то время как Африка в целом – до 10 %.
Из азиатских государств в настоящее время Турция с интересом следит за деятельностью САМ. Но, как подчеркивает МИД этой страны, «у этой организации нет какой-либо программы по связям с третьими странами». [16] По мнению Баккушу, вмешательство Турции может не только осложнить ситуацию в Ливии, но и оказать серьезное влияние на региональные экономические и политические процессы. [17]
Заключение
Стремление руководства САМ диверсифицировать свои внешнеэкономические связи и, тем самым, отойти от односторонней зависимости от ЕС особенно показательно отражается на торговле его стран-членов с РФ. Как известно, после начала специальной военной операции (СВО) России на Украине в отношении нашей страны были введены беспрецендентные экономические санкции. Тем не менее, по сообщениям западных СМИ, все больше российских нефтепродуктов, невзирая на эмбарго ЕС, ввозится в Северную Африку. Так, например, Марокко в январе 2023 г. импортировало 2 млн баррелей российского дизельного топлива, тогда как за весь 2021 г. эта страна закупила только 600 тыс. баррелей этого топлива. В Тунисе также наблюдается резкий рост импорта российских нефтепродуктов: в январе 2023 г. страна импортировала 2,8 млн. баррелей и ожидается, что это цифра будет расти. До начала СВО это государство импортировало из России лишь незначительные объемы нефтепродуктов. По мнению западных экспертов, эти страны не будут самостоятельно потреблять закупаемые ими российские нефтепродукты. «Таким образом, остается всего одно правдоподобное объяснение резкого роста импорта российского топлива – реэкспорт в другие страны, в том числе в Европу, после смешивания с продукцией нероссийского происхождения». [18]
Неоднозначность и противоречивость ситуации в САМ определяется также и тем, что в ЕС, особенно во Франции, очень много пишут об «арабизации» Европы, [19] поскольку наблюдается постоянный рост количества мигрантов из стран Северной Африки. Эта ситуация в настоящее время стала серьезной внутриполитической проблемой в Евросоюзе.
Учитывая усиление противоречий в глобальных и региональных процессах, и, следовательно, рост неопределенности, прогнозировать перспективы развитие САМ в настоящее время крайне затруднительно. Вместе с тем следует отметить, что переход к многополярному мироустройству дает весомый шанс странам Магриба укрепить свои позиции не только на региональном, но и на глобальном уровнях.
Библиографический список
1. Magrib. – Режим доступа: https://www.etymonline.com/word/magrib (дата обращения: 11.04.2023).2. Arab Maghreb Union (AMU). – Режим доступа: https://www.hauniversity.org/en/UMA.shtml (дата обращения: 29.04.2023).
3. What Is The Arab Maghreb Union? – Режим доступа: https://www.worldatlas.com/articles/ (дата обращения: 19.04.2023).
4. Саламова Р.В. К 20-летию Союза арабского Магриба. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 12.03.2023).
5. The Arab Maghreb Union: Regionalization without integration. – Режим доступа: https://www.ifpri.org/publication/ (дата обращения: 12.05.2023).
6. Asmita Parshotam. Regional Integration for the Arab Maghreb Union: Looking Beyond the Horizon. – Режим доступа: https://www.kas.de/documents/ (дата обращения: 29.03.2023).
7. Boaz Nandwa аnd others. Economic Integration in the Maghreb: An Untapped Source of Growth. – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/ (дата обращения 22.04.2023).
8. The Maghreb Union is one of the world's worst-performing trading blocs. Here are five ways to change that. – Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2017/06// (дата обращения: 14.05.2023).
9. Maghreb, Africa. – Режим доступа: https://www.worldatlas.com.html (дата обращения: 11.05.2023).
10. Neocolonialism in Africa. – Режим доступа: http://mun.mcsoxford.org/briefings/2019/ (дата обращения: 12.01.2023).
11. Кеффер Л. В Ливии надеются провести выборы в августе или сентябре. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5758924 (дата обращения: 14.05.2023).
12. Le Secrétariat Général de l’Union du Maghreb Arabe participe à la réunion de consultation sur la mobilisation des ressources conjointes. – Режим доступа: https://maghrebarabe.org/fr/1983-2/(дата обращения: 19.05.2023).
13. Concrétisation d’un protocole d’entente entre l’UMA et l’AIMF. – Режим доступа: https://maghrebarabe.org/fr/(дата обращения: 10.05.2023).
14. Three Questions with Taieb Baccouche, Secretary General of the Arab Maghreb Union. – Режим доступа: https://maghrebarabe.org/fr/(дата обращения: 15.05.2023).
15. Абдель Хамид Иджмахири. Северная Африка становится новой ареной противостояния НАТО с Россией и Китаем. – Режим доступа: https://inosmi.ru/20220706 (дата обращения: 17.05.2023).
16. Türkiye’s relations with the Arab Maghreb Union (AMU). – Режим доступа: https://www.mfa.gov.tr/(дата обращения: 17.05.2023).
17. Three Questions with Taieb Baccouche, Secretary General of the Arab Maghreb Union. – Режим доступа: https://maghrebarabe.org/fr/(дата обращения: 15.05.2023).
18. Tsvetana Paraskova. North Africa Is Buying Up Russian Diesel After EU Ban. – Режим доступа: https://oilprice.com/(дата обращения: 17.05.2023).
19. Анис аль-Аркуби. Франция и ислам: история взаимоотношений и движущие силы кризиса (NoonPost, Египет). – Режим доступа: https://inosmi.ru/20201103/248449637.html /(дата обращения: 17.05.2023).