Abstract: Transformation of the financial system as well as an increasing the multifunctionality of financial intermediaries leads to increased competition in the banking sector. Due to the partial substitution of banking and other financial products and services, fintech companies actively occupy traditional niches. The authors generalize the practice of integration and universalization of financial products and services by the commercial bank. The article shows that the spread and accessibility of information technologies contribute to changing business models of commercial banks, including the accelerated adaptation of advanced products and service technologies.
Keywords: banking competition, banking, digitalization, financial marketplace, financial system of Russia
Конкуренция является ключевой компонентом устойчивого развития рыночной среды и эффективного использования экономических ресурсов. Содействие развитию конкуренции традиционно относится к стратегической задаче государственного регулирования экономики, важным элементом которой является банковский сектор. Значимость финансового сектора в развитии экономики определяется сокращением информационных и транзакционных издержек при осуществлении финансовых операций. Финансовые посредники наиболее эффективным способом собирают информацию о потенциальных участниках сделки и организуют мониторинг рыночной ситуации, берут на себя полномочия по подготовке, заключению и контролю над исполнением контрактов [1]. Таким образом, финансовые посредники удовлетворяют потребности экономических агентов оптимальным с точки зрения возникающих издержек способом, заключающемся в создании финансовых продуктов и услуг. Это позволяет повысить благосостояние всех сторон сделки на более выгодных условиях (доходность, длительность, управление рисками).
В соответствии с классификацией финансовой деятельности в рамках построения системы национальных счетов, финансовые операции обобщены в трех группах: финансовое посредничество, вспомогательные финансовые услуги и иные финансовые услуги [2]. Финансовые посредники проводят широкие перечень операций с денежными средствами клиентов, включая принятие обязательств в сделках с финансовыми активами. Сектор финансовых корпораций включает все организации, основной функцией которых является оказание услуг финансового посредничества или вспомогательная финансовая деятельность. Традиционно, ключевое место в секторе занимают коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды и участники рынка ценных бумаг.
Анализ развития рынка финансовых услуг дает основания говорить о его трансформации в части повышения многофункциональности финансовых посредников [3]. Если еще несколько десятилетий назад многие исследователи указывали о наличии положительного экономического эффекта при концентрации на определенном сегменте рынка, а государственное регулирование устанавливало запрет на работу в различных сегментах, обосновывая это снижением рисков наступления несостоятельности. Например, в соответствии с федеральным законодательством о банках и банковской деятельности кредитным институтам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. В настоящее время исследователями указывается на наличие объективных оснований для интеграции и универсализации финансовых продуктов и услуг на базе одного финансового посредника.
Якорным видом деятельности в процессе универсализации финансового посредничества выступает банковский бизнес [4]. Это объясняется более широким спектром предлагаемых коммерческими банками финансовых услуг, наличием широкой филиальной сети, специфическими компетенциями в части управления финансовым рисками. Интеграция позволяет получить синергетический результат в части управления ликвидностью, оптимального распределения финансовых ресурсов, сокращения издержек по привлечению и обслуживанию клиентов. Фактически, в настоящее время большинство интегрированных финансовых структур в России используют инфраструктуру коммерческих банков для продвижения иных услуг. Благодаря позитивному восприятию бренда коммерческого банка, а также своего позиционирования как финансовых организаций, находящихся под надзором государственных институтов (участие в системе страхования вкладов, соблюдение нормативов обязательной деятельности), у потребителей формируется положительное восприятие качества и условий по предлагаемым небанковским финансовым продуктам и услугам. При этом, учитывая наличие общего собственника, законодательные ограничения на предложение финансовых услуг и продуктов от имени одного юридического лица, представляют серьёзное препятствие для снижения их стоимости, а значит и не способствуют повышению общественного благосостояния.
Наиболее глубокая финансовая интеграция наблюдается на базе крупных универсальных коммерческих банков. Например, в группу Сбербанка России входят страховая компания, брокерская компания, негосударственный пенсионный фонд, лизинговая компания, а также множество компаний, оказывающих вспомогательные услуги (например, кредитный брокер, консультационный центр). Создаются новые финансовые продукты, объединяющие элементы разных видов финансового посредничества. Например, комплексный продукт по ипотечному кредитованию предполагает страхование жизни или имущества заемщика. Сформированные портфели ипотечных кредитов трансформируются коммерческими банками в обеспечение обращаемых на рынке долговых ценных бумаг.
В целом можно говорить о том, что что фундаментальные изменения в институциональной структуре финансовой системы предопределяются изменениями в экономической жизни общества. Широкое распространение и доступность информационных технологий способствуют сокращению издержек на поиск информации для потребителей и сокращению издержек на распространение информации для финансовых посредников. В странах с развитой институционально-правовой средой такие тенденции способствуют прямому контакту клиентов без участия посредника, что выражается в активном развитии площадок взаимного кредитования [5]. Благодаря интернационализации финансовой отрасли, наблюдается активизация международного движения капитала в рамках международных финансовых групп. Долгосрочный тренд развития рынка ценных бумаг стимулирует снижение барьеров входа на рынок посреднических услуг, а также услуг по управлению индивидуальным благосостоянием [6].
С развитием каналов дистанционного обслуживания и появления финансовых маркетплейсов, финансовые посредники в рамках конкурентной борьбы стараются придать своим продуктам уникальные характеристики. Таким образом, финансовые институты стараются не допустить перехода к прямой ценовой конкуренции, а также сформировать высокую клиентскую лояльность. В ряде случаев финансовые продукты из различных сегментов рынка являются близкими субститутами, что также стимулирует организацию продаж в одном месте. В частности, срочные банковские вклады могут быть рассмотрены клиентом в одной группе с такими продуктами как структурированные ценные бумаги, страхование жизни, участие в паевых инвестиционных фондах.
Выводы
В современных условиях при формировании стратегии развития коммерческими банками и иными финансовыми посредниками решаются взаимосвязанные задачи по удержанию конкурентных позиций и сохранению лояльной клиентской базы. При этом ключевым критерием эффективности по-прежнему остается максимизация финансового результата при сохранении устойчивости. Таким образом, проблема выбора инструментов конкурентной борьбы в условиях конвергенции рынка финансовых услуг выходит на первоочередное место. Для её решения коммерческим банкам необходимо использовать все преимущества цифровизации, включая сокращение операционных издержек и укрепление доверия клиентов за счет использования каналов дистанционного обслуживания.
Библиографический список
1. Бурлачков В. К., Иволгина Н. В., Никитина С. А. Факторы и тенденции развития финансового посредничества //Российское предпринимательство. – 2018. – Т. 19. – №. 4. – С. 1123-1135.2. Завгородняя В. В. Методологические подходы к определению стабильности финансовой системы //Евразийское научное объединение. – 2015. – Т. 2. – №. 10. – С. 115-117.
3. Багаутдинова И. В., Токарева Г. Ф., Шалина О. И. Современные тенденции развития финансового посредничества в России //Экономика. Налоги. Право. – 2016. – №. 5. – С. 90-98.
4. Wheelock D. C., Wilson P. W. The evolution of scale economies in US banking //Journal of Applied Econometrics. – 2018. – Т. 33. – №. 1. – С. 16-28.
5. Луняков О. В., Лунякова Н. А. Развитие каналов кредитования в условиях перехода к цифровой экономике: моделирование спроса //Финансы: Теория и Практика. – 2018. – Т. 22. – №. 5. – С.76-89.
6. Никонец О. Е., Севрюкова С. В. Динамика институционального развития финансового рынка в системе трансформации инвестиционных и кредитных ресурсов //Вестник НГИЭИ. – 2018. – №. 1 (80). – С. 226-234.