Abstract: This article shows the importance of supporting small and medium-sized enterprises on the brink of a major economic crisis. The aim of the study is to analyze the current financial investments of the Russian government in support of business, as well as to identify how this funding correlates with the national project "Small and Medium Enterprises and Support for Individual Entrepreneurship" in the context of the economic crisis of 2020. The amounts allocated to support small and medium-sized businesses during the current crisis account for more than 60% of the amounts prescribed in the national project, and more than 1/5 of the funds of the national project are urgently redirected to solving the crisis situation. The authors of the work recommended a number of effective mechanisms for maintaining business, which are associated with informatization and redistribution of budget funds.
Keywords: small and medium enterprises, economic crisis, national project, economic security, business support
Введение: Проблема повышения уровня экономической безопасности государства, региона, отрасли или хозяйствующего субъекта в последнее время приобрела особую актуальность в рамках её исследования на территории нашей страны. Нет ещё и 30 лет, как в России экономическая система функционирует в рамках рыночной экономики. В связи с этим все риски, связанные с национальной экономикой, воспринимаются более остро, чем в развитых странах с устоявшимся стабильным капиталистическим укладом.
В самом начале 2020 года весь мир столкнулся с глобальной проблемой: эпидемия инфекции COVID-19 затормозила экономические отношения как внутри каждой страны, так и в международных связях. Уже на данном этапе и без оценок профессиональных экспертов можно сказать, что сложившаяся ситуация является серьёзнейшей угрозой экономической безопасности нашей страны и стабильности экономки в целом. Россия является одной из огромного количества стран, которой пандемия наносит колоссальный урон: Центральный банк Российской Федерации прогнозирует падение ВВП в 2020 году на 4-6%. Основу падения ВВП составит, по данным аналитиков, падение экспорта (10-15%). При этом Банк России также прогнозирует дефицит платежного баланса, который по предварительным оценкам составит порядка $35 млрд. К профициту платежный баланс вернется в лучшем случае в 2022 году [5]. Можно без преувеличения сделать вывод о том, что Российская Федерация стоит на пороге одного из крупнейших экономических кризисов в своей истории.
Объекты и методы исследования: Особое влияние в рамках внутренней экономики России пандемия коронавируса оказала на сектор малого и среднего предпринимательства: для предотвращения ускоренного распространения заболевания Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» в стране был введён режим самоизоляции. Данный режим оговаривает следующие аспекты:
- На предприятия возложены обязательства по сохранению заработной платы сотрудникам;
- Дни, предусмотренные режимом, объявляются нерабочими [2].
Согласно данному режиму, на предприятия возлагается очень серьёзное бремя, которое в особенности может надломить и поспособствовать закрытию большинства предприятий в секторах малого и среднего предпринимательства.
В Российской Федерации разработан и утверждён национальный проект с октября 2018 года по декабрь 2024 года, именуемый как «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Общий бюджет данного проекта составляет 481,5 млрд. рублей. Исходя из сложившейся ситуации возникает закономерный вопрос: насколько текущие меры по поддержанию малого и среднего бизнеса в условиях пандемии соответствуют и согласуются с рамками национального проекта? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо привести статистику ежегодного финансирования национального проекта. В Таблице 1 представлены данные, которые относятся не к общему объёмы выделенных средств на различные нужды малого и среднего предпринимательства, а финансирование, связанное непосредственно с материальной поддержкой субъектов на федеральном и региональном уровнях.
Таблица 1
Финансирование национального проекта по годам, 2019-2024 гг., млрд.руб.
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Объем лизингового портфеля в рамках поддержки субъектов МСП | 8,56 | 12,93 | 17,23 | 21,86 | 26,89 | 32,93 |
Субсидия на финансовое обеспечение исполнения обязательств по гарантиям субъектам МСП | 0 | 1,588 | 2,743 | 3,041 | 3,329 | 3,617 |
Объем лизинговых сделок для субъектов МСП с применением механизма субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета | 0 | 0 | 0 | 23,98 | 38,68 | 44,946 |
Консолидированный объем финансовой поддержки, оказанной субъектам МСП | 1,12 | 1,38 | 1,57 | 1,77 | 1,97 | 2,17 |
Трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах РФ | 7,373 | 1,836 | 4,608 | 5,914 | 8,514 | 9,123 |
ИТОГО: | 17,053 | 17,734 | 26,151 | 56,565 | 79,383 | 92,786 |
289,672 |
Источник: составлено авторами на основании данных сайта правительства России.
Согласно представленным данным, необходимо отметить, что большая часть средств ориентирована на лизинговые сделки и формирование лизингового портфеля в рамках финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Суммарный объём реальной финансовой поддержки составляет 289,672 млрд. рублей, что в свою очередь составляет 60,2% от общего объёма бюджетных средств, выделенных на реализацию национального проекта.
Анализируя комплекс мероприятий в процессе реализации национального проекта и действий, проводимых Правительством РФ в рамках поддержки бизнеса в условиях самоизоляции, можно отметить их разнонаправленность, так как механизмы поддержки направлены на количественное расширение предприятий малого и среднего бизнеса, а методы обеспечения, в условиях пандемии, на абсолютную минимизацию потерь, как трудовых, так финансовых и социальных (Таблица 2).Однако, в сформированных и реализуемых действиях, просматривается некоторое сходство рисков, к которому можно отнести значительное снижение финансовых ресурсов, а также риск существенного всплеска теневой составляющей экономической деятельности.
В свою очередь, Правительством РФ определен перечень так называемых «системообразующих предприятий» — тех, продукция или услуги которых важны для жизнеобеспечения в рамках конкретной отрасли на той или иной территории. Для таких предприятий Правительством РФ разработан особый список мер по поддержанию бизнеса. Например, в отрасли пищевой промышленности (продуктов питания) г. Москвы выделено 10 системообразующих предприятий (Таблица 3).
Таблица 2
Сравнительный анализ целей, задач и рисков направлений по поддержке МСП
Национальный проект | Условия пандемии |
Цели | |
· Увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства · Увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП · Увеличение доли экспорта субъектов малого и среднего предпринимательства | · Минимизация финансовых потерь МСП от эпидемии · Минимизация социального недовольства граждан
|
Задачи | |
· Увеличение количества центров по поддержанию МСП в 5 раз к 2024 году Расширение числа налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения на 35% · Увеличение количества субъектов МСП, выведенных на экспорт, в 5 раз · и прочее | · Сохранение максимального количества рабочих мест сотрудников предприятий МСП (от 80%) Обеспечение страховых социальных гарантий · Финансовая поддержка самозанятых |
Риски | |
· Риск нехватки финансовых ресурсов для обеспечения всех целей и задач · Коррупционная составляющая · Нехватка времени, выделенного на реализацию проекта | · Закрытие большого количества бизнесов МСП · Резкий рост социального недовольства · Коррупционная составляющая · Финансовые потери, снижение уровня ВВП (на 4-6%) |
Источник: составлено авторами на основании данных сайта Правительства России.
Особенно важными в данном списке являются АО «ОМПК» и, ООО «Царицыно» и АПК ОАО «Объединенные кондитеры», так как данные предприятия занимаются обработкой и производством хлебобулочных изделий и мяса, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой частью потребительской корзины у большинства населения.
Таблица 3
Системообразующие предприятия в отрасли производства пищевых продуктов и напитков, г. Москва
№ | Полное название организации | ФОИВ |
1 | ООО «Кока-кола эйчбиси Евразия» |
Минсельхоз России
|
2 | АО «ОМПК» | |
3 | ООО «Нестле Россия» | |
4 | ООО «Продимекс» | |
5 | АПК ОАО «Объединенные кондитеры» | |
6 | ООО «Пепсикохолдингс» | |
7 | АО «Данон Россия» | |
8 | ООО «Царицыно» | |
9 | ООО УК «Содружество» | |
10 | ГК Лакталис Восток: АО Лакталис Восток |
Источник: [3]
Анализ: Анализируя механизмы, предложенные Правительством для поддержания малого и среднего бизнеса в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (которых порядка 48 мероприятий) необходимо отметить наиболее значимые (Таблица4).
Таблица 4
Основные мероприятия, направленные на поддержание МСП в рамках национального проекта и в условиях пандемии
Национальный проект | Условия пандемии |
Финансовые мероприятия | |
· Освобождения от обязанности предоставления налоговой декларации до 1,2 млн. субъектов МСП · Реализация механизмов доступа субъектом МСП по фондовому рынку | · Кредитные каникулы для предприятий пострадавших секторов экономики; · Налоговые каникулы (срок зависит от коэффициента снижения выручки); · Кредиты, субсидируемые на ставку ЦБ; |
Социальные мероприятия | |
· Трансферты из федерального бюджета на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в субъектах · Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний | · Субсидии предпринимателям: безвозмездная помощь малому и среднему бизнесу (1 МРОТ на 1 человека); · Материальная поддержка семьям с детьми, родители которых уволены вследствие пандемии |
Правовые мероприятия | |
· Утверждение стратегии развития туризма до 2035 года · Закрепление переходного налогового режима для субъектов МСП | · Редактирование административного законодательства в сфере налогообложения и кредитования · Актуализация мер по защите работников от эпидемии |
Источник: составлено авторами на основании данных сайта Правительства России.
Одной из важнейших задач в рамках предложенных мероприятий является обучение молодых специалистов основам ведения бизнеса, повышению финансовой грамотности предпринимателей. Особое внимание уделяется защите прав на интеллектуальную собственность, создание новых организаций, развитие уникальных проектов на которые планируется направить все субсидии и льготы, предоставляемые предприятиям в рамках данного национального проекта. Также примечателен тот факт, что 2020 год, согласно национальному проекту, объявлен годом предпринимательства[4].
Таблица 5
Сравнение основных мер и механизмов по поддержанию МСП в рамках национального проекта и в условиях пандемии
Национальный проект | Условия пандемии | ||||
Как реализу-ется? | Кем реализуется? | Контроль-ный субъект | Как реализуется? | Кем реализуется? | Контроль-ный субъект |
Финансовые мероприятия | |||||
Освобождения от обязанности предоставления налоговой декларации до 1,2 млн. субъектов МСП | Кредитные каникулы для предприятий пострадавших секторов экономики
| ||||
– | Заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ | Департамент проектной деятельности Аппарата Правитель-ства РФ | – | – | Правитель-ство РФ |
Социальные мероприятия | |||||
Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям в целях создания (развития) производственных и инновационных компаний | Субсидии предпринимателям: безвозмездная помощь малому и среднему бизнесу (1 МРОТ на 1 человека)
| ||||
– | Управляющие компании производст-венных технопарков | Министерст-ваэкономичес-кого развития субъектов РФ | – | Правитель-ство РФ (ответствен-ное лицо отсутствует) | Президент РФ |
Правовые мероприятия | |||||
Закрепление переходного налогового режима для субъектов МСП | Редактирование административного законодательства в сфере налогообложения и кредитования
| ||||
– | Заместитель Руководителя Аппарата Правительства РФ Трунин И. В. | Департамент проектной деятельности Аппарата Правитель-ства РФ | Рассмотрение предложений на заседании, необходи-мость положитель-ного отзыва Правительства РФ | Государст-венная Дума РФ | Правитель-ство РФ |
Источник: составлено авторами.
Любая мера, предпринимаемая государством при выделении средств из бюджета, должна соответствовать существующим целям и задачам, а также иметь соответствующие механизмы с конкретным аппаратом реализации. Но каждая из этих мер должна отвечать на следующие вопросы:
- Каким образом мера реализуется?
- Кто ответственен за реализацию (кем реализуется)?
- Что является контролирующим органом реализации меры?
Ответы на поставленные вопросы формируют собой так называемый механизм реализации, без которого абсолютно любое предложенное мероприятие является не более чем формальной декларацией.
Безусловно, важнейшим вопросом, рассматриваемым в рамках формирования механизмов, является вопрос о том, как реализуется мероприятие: какие этапы реализуются, где они закреплены, т.е. максимальная конкретика в вопросе непосредственной реализации. Согласно предоставленным данным, становится очевидным, что и в случаях с реализацией национальных проектов, и в случаях реализации предотвращения последствий эпидемии коронавируса отсутствуют ответы на самый важный вопрос– как именно происходит реализация проекта (Таблица 5)?То есть можно сделать вывод о том, что у многих (в том числе самых основных) продекларированных мер существуют острые проблемы с условиями их реализации, отсутствует конкретика в реальных практических действиях, которые должны осуществляться для того, чтобы механизм был рабочим и действенным. При этом явно обозначены ответственные лица и контролирующие субъекты, но непосредственный поэтапный перечень предпринимаемых условий реализации отсутствует.
На основе этого возникает вопрос: каким образом будут реализованы все предложенные и обозначенные меры, если механизм реализации в основе своей отсутствует и не актуализируется со временем? Контролирующие органы не дают на него ответ.
Результаты: сегодня государство выделяет колоссальные средства на то, чтобы бизнес смог выйти из этого кризиса с минимальными потерями. 11 мая 2020 года на совещании с главами субъектов в прямой трансляции заявил, что часть средств (а именно – 12 млрд. рублей), изначально выделенных на национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», будет перенаправлено на поддержку малого и среднего бизнеса в условиях сложившейся санитарно-эпидемиологической обстановки. Также на сайте Правительства России имеется информация о более чем 450 млрд. рублей на поддержание малого и среднего бизнеса в условиях сложившейся пандемии.
Очевидно, что средства, выделенные на борьбу с коронавирусной инфекцией, не имеют никакого отношения к реализации национального проекта. Это, прежде всего, необходимые меры, направленные на поддержание жизнеспособности мероприятий. Национальный проект, разработанный к 2018 году, никак не мог предусмотреть эпидемию и столь тяжелые экономические последствия для малого и среднего бизнеса, для страны и мира в целом.
Особое внимание необходимо уделить конкретным отраслям экономической деятельности, на которые выделяются средства из резервов государственного бюджета. Например, на такие крупные отрасли, как автопроизводство и авиаперевозки государство выделило суммарно 48,4 млрд. рублей, что составляет 1/5 часть всех выделяемых средств по поддержке бизнеса в России. Безусловно, это те отрасли, которые весьма серьёзно пострадали от сложившейся ситуации (спрос на авиаперевозки в стране упал на 90%), но всё же данные отрасли являются крупными и способны защититься в условиях кризиса гораздо качественнее, чем такие отрасли малого и среднего бизнеса, как, например, розничная торговля и ресторанный бизнес. Таким образом одной из важнейших проблем является не в полной мере рациональная система поддержки, согласно которой данные отрасли могут получить помощь от государства. Данная система ввиду высокого уровня бюрократизации и наличия огромного количества предприятий, нуждающихся в поддержке, работает очень медленно, и практически треть всех существующих мелких структур, не дождавшихся включения в список поддержки таких организаций, вынуждены закрываться насовсем.
В связи с этим, на основании приведённых данных, можно предложить следующий комплекс рекомендаций, который бы способствовал оптимизации поддержки малого и среднего бизнеса, а также сократил потери:
- Рассмотреть возможность привлечения крупнейших ITкомпаний на взаимовыгодных условиях, для усовершенствования технологических процессов в различных сферах жизнедеятельности и особенно для поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, таких, как ПАО «Ростелеком» (компания на сегодняшний день выступает исполнителем различных государственных программ). Это поспособствует более быстрому функционированию всех государственных сайтов (например, Госуслуги, Мос.ру), благодаря которым граждане могут следить за актуальной информацией своевременно и без сбоев, а также оптимизировать бизнес-процессы по управлению малыми и средними предпринимательскими структурами. Это позволит повысить эффективность не менее, чем на 10% (рост значения зависит от процента вовлечённости граждан), что отразится на вкладе в обеспечение экономической безопасностью государства в целом.
- Необходимо перераспределить выделенные ресурсы и пересмотреть тактику поддержки предприятий: изначально необходимо обеспечить финансовую стабильность самозанятым гражданам, далее – обеспечить полную поддержку всему малому сектору экономики, сразу после него – среднему сектору, и только потом заняться поддержкой крупного бизнеса.
Малый и средний бизнес – это 70% всех субъектов рыночного хозяйствования по всей России, на которых держится экономика страны (в свою очередь, самозанятых порядка 7%). Именно поэтому на его поддержку необходимо выделять большую часть бюджетных средств.
Изначально федеральный бюджет Российской Федерации разрабатывается Правительством страны, затем утверждается Федеральным собранием при помощи формирования Федерального закона [1]. Для более эффективного формирования и распределения бюджетных средств необходимо сформировать департамент в рамках Министерства экономического развития, в ведении которого будет ежегодное предоставление в Федеральное собрание плана экономического развития на будущий год. Информация, предоставляемая департаментом, должна содержать статистические данные и финансовый прогноз, который бы объективно отражал текущие потребности рыночного хозяйствования и, в частности, потребности субъектов малого и среднего предпринимательства (Рисунок 1).
Рисунок 1. Предлагаемая структура формирования и распределения федерального бюджета
Таким образом, на основании рассмотренных мероприятий, можно выделить следующее:
Во-первых, существует чёткое различие между двумя рассматриваемыми комплексами мер. Средства, выделенные в рамках пандемии, необходимы для минимизации и устранения рисков и угроз экономической безопасности предприятий, регионов и страны в целом; а средства, выделяемые в рамках национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» направлены на рост показателей, связанных с бизнесом, на развитие эффективности предпринимательства для экономики страны.
Во-вторых, ввиду сложившейся негативной экономической ситуации в стране, существует высокая вероятность того, что национальный проект претерпит ряд изменений. Это может быть, например, увеличение сроков реализации проекта или снижение ряда целевых значений, предусмотренных проектными данными. Очевидным остаётся факт того, что Россия, как и мир в целом, вступает в серьёзный экономический кризис, который грозит тяжелыми последствиями для экономики. Именно поэтому первоочередной задачей необходимо оставлять абсолютную минимизацию рисков для населения во всех возможных (финансовых, промышленных, социальных и прочих) аспектах.
Одним из основных минусов всех предлагаемых мер по поддержке малого и среднего бизнеса является факт отсутствия реальных механизмов осуществления этих самых мер. Это делает все мероприятия лишенными смысла на практике, так как не несут за собой ничего, кроме не подкреплённых функционалом обязательств.
Выводы: для поддержания и стабилизации экономической ситуации в стране необходимо разработать четкие, а не только декларируемые механизмы поддержания основных экономических субъектов государства при помощи современных информационных технологий, а также необходимы мобилизация бюджетных средств, грамотное их распределение и выполнение мероприятий комплексно, основываясь на принципах гласности и открытости.
Библиографический список
1. О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов : федер. закон: [принят Государственной Думой 21.11.2019, одобрен Советом Федерации 25.11.2019] // Официальный интернет-портал правовой информации, дата опубликования: 03.12.2020 (дата обращения: 25.08.2020)2. Указ Президента РФ от 25.03.2020 N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // Режим доступа: Консультант Плюс // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_348485/#dst0(дата обращения 25.08.2020)
3. Правительство России: Официальный сайт [Электронный ресурс] // Меры Правительства РФ по борьбе с коронавирусной инфекцией и поддержке экономики / Электрон. дан. – Режим доступа: http://government.ru/support_measures/ (дата обращения: 23.08.2020)
4. Правительство России: Официальный сайт [Электронный ресурс] // Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»/ Электрон. дан. – Режим доступа: http://government.ru/info/35563/ (дата обращения: 02.09.2020)
5. РБК: Новостной портал, Официальный сайт [Электронный ресурс] // Первый официальный прогноз падения ВВП в России в 2020 году / Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/24/04/2020/5ea19aff9a7947282c785981 (дата обращения: 02.09.2020)
6. TheQuestion: Новостной портал, Официальный сайт [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://thequestion.ru/(дата обращения: 03.09.2020г.)