Abstract: The article analyzes the formation of the federal budget, budget deficit and public debt in the Russian Federation, provides the notion of a budget deficit, examines the state of the budget as a financial plan for the period from 2014 to 2016 and ways to solve the budget deficit. The dynamics of the federal budget deficit and sources of financing the federal budget deficit in 2014-2016 are examined and the key goal of budget execution is identified.
Keywords: federal budget, deficit, income, expenditure, GDP, budget cycle, tax, ruble exchange rate, inflation.
Целью статьи является выявление теоретических и практических положений по анализу государственного дефицита и нахождению проблем и перспектив формирования государственного бюджета Российской Федерации.
Подобные задачи решались в ходе изучения:
- провести оценку состояния федерального бюджета;
- рассмотреть список источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- определить проблемы государственного бюджета и пути их решения;
- рассмотреть перспективу дальнейшего формирования государственного бюджета.
Одной из основных проблем государственных финансов считается вопрос бюджетного дефицита и государственного долга. Государственный бюджет – это основной финансовый план государства, который дает политической власти реальную возможность реализация властных полномочий, предоставляет стране реальную экономическую и политическую власть.
Дефицит бюджета и величина государственного долга – это термометр состояния экономики, по этой причине данному вопросу уделяется традиционно большое внимание, как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения в целом.
Исполнение федерального бюджета в 2014 году осуществлялось с дефицитом в размере 334 695,4млн. рублей (3,7 % ВВП),в 2015 году – с дефицитом в размере 2 675,3 млрд. рублей (3,7 % ВВП)в 2016 году– с дефицитом в размере 2 360,2 млрд. рублей, или 3,0 % ВВП [5].
Таблица 1
Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 – 2016 годах
2014 | 2015 | 2016 | Откл. 2015/ 2014 г. | Откл. 2016/ 2015г. | |||
Абсол. | относ % | Абсол. | относ % | ||||
Дефицит | -334 695,4 | -2 675 308,0 | -2 360 190,0 | — | — | — | — |
% к ВВП | 0,5 | 3,7 | 3,0 | 3,2 | 7,4 | -0,7 | 0,8 |
% к пред. году | -120,1 | 621,1 | 495,5 | 741,2 | 5,1 | -125,6 | 0,79 |
Источники финанс. дефицита ФБ | 334 695,4 | 2 675 308,0 | 2 360 190,0 | 2 340 612,6 | 7,9 | -315 118 | 0,88 |
% к ВВП | 0,5 | 3,7 | 3,0 | 3,2 | 7,4 | -0,7 | 0,8 |
Источник: составлено автором по материалам [1, 2, 3]
Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2016 год были представлены в размере 2 360,2 млрд. рублей, или на 9 % больше показателя исполнения 2015 года.
Причин бюджетного дефицита может быть большое количество:
- спад общественного производства;
2.рост предельных издержек общественного производства;
3.массовое производство «пустых» денег;
4.излишне, неоправданно раздутые социальные проекты;
5.возросшие расходы на финансирование ВПК;
6.оборот “теневого капитала” в больших размахах;
- вероятными факторами бюджетного дефицита являются и большие непроизводительные расходы, приписки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока не поддающееся общественному учету [6].
Источники покрытия бюджетного дефицита хорошо известны.
В экономических системах с фиксированным количеством денег в обращении правительство располагает лишь двумя традиционными способами покрытия дефицита бюджета – это государственные займы и усиление налогообложения. Однако имеется и третий, классический, метод – это выпуск денег, или «сеньораж» (печатанье денег).
В связи с этим, в экономической теории различают несколько концептуальных подходов к проблеме бюджетного дефицита и бюджетной политики:
- концепция ежегодно балансируемых бюджетов;
- концепция бюджета, балансируемого на циклической основе;
- концепция функциональных финансов.
Первая теория основывается на том, что бюджет обязан являться сбалансированым ежегодно. Вплоть до последнего периода ежегодно балансируемый бюджет считался целью экономической деятельности. Но при наиболее кропотливом анализе данной проблемы становится очевидным, что подобное положение бюджета в основном ликвидирует лили сокращает в существенной мере результативность фискальной политики государства, обладающую антициклической, регулирующей и стабилизирующей направленностью.
Рассмотрим последующую закономерную цепочку: допустим, что экономика сталкивается с продолжительным этапом безработицы, следовательно прибыль населения падает. Присутствие подобных обстоятельствах налоговые поступления автоматически уменьшаются. Стремясь обязательно сбалансировать бюджет, правительство должно: либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако результатом всех данных событий будет еще большее снижение совокупного спроса[6].
Таблица 2
Преимущества и недостатки концепции ежегодно балансируемого бюджета
Преимущества | Недостатки |
Независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам | уменьшается в значительной степени эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность |
ведёт к сокращению совокупного спроса, объема производства |
Источник: составлено автором по материалам [4]
Вторая теория основывается на том, что бюджет обязан быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Эта теория подразумевает, что правительство реализовывает антициклическое влияние и в то же время старается уравновесить бюджет. Логичное подтвержение этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того чтобы противостоять спаду, правительство уменьлшает налоговое бремя и повышает затраты, т. е. преднамеренно порождает недостаток бюджета. В процессе дальнейшего инфляционного роста правительство увеличивает налоги и уменьшает государственные затраты. Образованное положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего за промежуток спада. Подобным способом, правительство выполняет положительную антициклическую политику и в то же время уравновешивает государственный бюджет, но не обязательно ежегодно, а за промежуток в несколько лет.
Особая проблема, возникающая в данной концепции это то, что регрессы и подъемы в экономическом цикле имеют все шансы быть разными по глубине и длительности.
Таблица 3
Преимущества и недостатки концепции бюджета, балансируемого на циклической основе
Преимущества | Недостатки |
иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно | суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада обычно не совпадают |
бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии |
Источник: составлено автором по материалам [4]
Третья концепция сопряжена с мыслью так именуемых функциональных финансов. В соответствии с данной концепцией, целью государственных финансов считается предоставление сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической устойчивости способен сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Подобным способом, равновесие бюджета считается согласно данной теории второстепенной задачей.
Таблица 4
Преимущества и недостатки концепции функциональных финансов
Преимущества | Недостатки |
достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться устойчивым положительным сальдо | достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться устойчивым бюджетным дефицитом |
сбалансированность бюджета – второстепенной проблемой |
Источник: составлено автором по материалам [4]
Налоговая система такова, что налоговые поступления в бюджет автоматически возрастают по мере экономического роста и процветания, а макроэкономическая сбалансированность побуждает этот рост, таким образом, недостаток бюджета будет автоматически само ликвидироваться.
При конкретных правах правительства в установлении налогов и формировании средств, способность его финансировать дефицит бюджета почти безгранична.
Считается, что трудности, порожденные существенным государственным долгом, не столь обременительны для стандартной экономики.
Перспективы формирования нового вида экономики РФ и осуществление структурных реформ федерального бюджета, которые обеспечивают увеличение функционирования бюджета в условиях сформированных за прошлые годы основ рыночной экономики требует оценки ресурсного потенциала в достижении установленных целей. Важным признаком, отражающим как финансовое обеспечение, так и роль государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса, считается налоговая нагрузка и эффективность государственных затрат. Наравне с иными возможностями и инструментами финансовой политики бюджетная политика считается главным инструментом совершения запланированного результата. Долгосрочная бюджетная стратегия представляет одним из инструментов бюджетной политики.
Основная цель долгосрочного бюджетного планирования заключается в увязке проводимой бюджетной политики с вопросами по формированию долгосрочного стабильного роста экономики и повышению уровня и качества жизни населения.
Важным средством предоставления долгосрочной бюджетной сбалансированности служит преобразование отдельных секторов бюджетной сферы, в том числе изменение используемых в них механизмов финансирования.
В части государств долгосрочные бюджетные проектировки считаются неотъемлемой составляющей ежегодного бюджетного процесса, прочие только в некоторых случаях делают подобные прогнозы. Большая часть государств, использующих долгосрочное прогнозирование, устанавливают цель интегрировать кратко–, средне– и долгосрочное бюджетное планирование. Это предполагает, что характеристики налоговой, бюджетной и долговой политики включаемые в краткосрочные бюджеты, обязаны основываться на ориентирах, произведённых в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь, долгосрочные проекты обязаны постоянно обновляться с учетом фактических обстоятельств формирования и развития экономики, вероятной переоценки перечня приоритетных проблем и изменений внешних условий.
С целью осуществления последующей возможности следует не нарушить основные цели новой стадии бюджетной политики, которые содержат:
- преимущество долгосрочного и среднесрочного бюджетирования, позволяющего принимать во внимание стратегические приоритеты экономической политики;
- увеличение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов;
- повышение доступности и качества государственного образования и здравоохранения;
- сокращение бедности, увеличение результативности социальной политики;
- конкурсные основы распределения бюджетных ресурсов, увеличение практики привлечения негосударственных предприятий к осуществлению услуг, финансируемых из государственного бюджета;
- доступность и открытость данных согласно исполнению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы [6].
Кроме того устанавливаем перспективы формирования нового типа экономики РФ и осуществление структурных реформ федерального бюджета, которые обеспечивают повышение функционирования бюджета в обстоятельствах сформированных за последние годы основ рыночной экономики. Изучая важнейшим показатель, отражающий как финансовое обеспечение, так и значимость государства в экономике, и взаимодействие государства и бизнеса – налоговую нагрузку и эффективность государственных расходов.
Принцип сбалансированности бюджета значит, что объем предустановленных бюджетом затрат обязан отвечать итоговому размеру доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его недостатка. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы обязаны отталкиваться от потребности минимизации объемов недостатка бюджета.
Сбалансированный бюджет считается базой стандартного функционирования органов управления государства и его административно-территориальных образований. В случае, если же хотя бы малая часть бюджетов не сбалансирована, это может послужить причиной задержки финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных и муниципальных заказов, появлению трудности неплатежей в народном хозяйстве. Образцовым вариантом был бы безусловно, целиком бездефицитный бюджет, в котором совокупность затрат целиком отвечает объёму доходов. Но при обстоятельствах реальной экономики добиться этого трудно, а подчас нереально. В случае, если формирование бюджета с дефицитом неизбежно, с целью предоставления сбалансированности приходится привлекать источники финансирования дефицита бюджета.
Вследствие рассмотрения теоретического и статистического материала была выполнена установленная задача – бюджетная система Российской федерации была рассмотрена с позиций статики и динамики, определены проблемы и перспективы бюджета Российской Федерации, исследованы основные принципы государственного дефицита.
Бюджет,демонстрируя масштабы требуемых стране экономических ресурсов и действительно существующих запасов, устанавливает налоговый климат государства, именно бюджет, закрепляя определенные тенденции расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, считается определенным формулированием экономической деятельности страны. Посредством бюджета совершается перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, непосредственно через бюджет осуществляется социальная политика. Подобным способом бюджет связывает основные экономические категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и считается основным звеном экономической концепции любой страны и представляет равно как немаловажную финансовую, таким образом и общественную и политическую значимость в любом нынешнем обществе.
Таким способом, подведём итог, что государственный бюджет не прекращает играть роль важнейшего макроэкономического стабилизатора в государстве, основного рычага влияния на социальные процессы в экономике и, являясь основным финансовым планом страны, отображает основные направления и тенденции развития государства.
Библиографический список
1.О федеральном бюджете на 2014 год на плановый период 2015 и 2016 годов: Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-Ф3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155198/.2. О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: Федеральный закон от 01.12.2014 N 384-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/.
3. О федеральном бюджете на 2016 год: Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_190535/.
4.Бюджетный Кодекс Российской Федерации.–Москва: Проспект,2017. – 320 с.
5.Официальный сайт Казначейства России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru.
6.Будович, Ю. И. Формирование российского бюджета с учётом политических и экономических рисков/Будович Ю. И.//Экономика и управление. – 2015. –№4. – 13-21 с.