Abstract: The article reveals the problems of organizing a local referendum on a people 's initiative as a form of implementation of popular power and prospects for further development and improvement of the organization of local referendums in Russia. The authors conclude that it is necessary to update the legal regulation of the organization of the local referendum in order to strengthen public control over the activities of representative and executive bodies of municipal power.
Keywords: local self-government bodies, local referendum, people 's initiative, people 's power, responsibility of local self-government bodies.
На сегодняшний день взаимоотношения между политическими институтами России и населением являются кризисными, что в свою очередь, приводит к отторжению граждан от власти и высказыванию недоверия. Несмотря на это, представители власти, как на государственном, так и на местном уровне, своей деятельностью поддерживают пассивность и аполитичность населения. Российская Федерация на сегодняшний день активно занимается поиском форм строительства местного самоуправления, а также способов объединения интересов местных сообществ и государства. [1, С. 23]
В то же время, именно построение продуктивного диалога между властями и населением станет начальным фундаментом стабилизации, как социально-политической жизни в стране, так и обеспечения высокого экономического уровня жизни всех граждан. Одной из сторон референдума является обеспечение стойкой законности властных структур, а также преодоление отчужденности населения от политики, проводимой в государстве. Также, референдум позволяет обеспечить контроль за политическими институтами, органами публичной власти и должностными лицами со стороны общественности путем предотвращения чрезмерного злоупотребления властью и, наконец, разрыва правящей элиты от простого народа [2].
Политическое значение института референдума заключается в том, что с его помощью граждане получают возможность эффективно влиять на формирование городской и сельской политики, ее осуществляют органы местного самоуправления, а последние в свою очередь имеют возможность сверять свои решения с мнением населения.
Одними из первых среди отечественных ученых, решивших исследовать вопрос референдумов в области общественно-политической жизни России, были М. М. Ковалевский, П. И. Новгородцев, Н. М. Коркунов и др. Так, референдум рассматривался учеными как инструмент непосредственного привлечения граждан к нормотворческой деятельности, дающий возможность трансформировать волю народа в государственную деятельность [3].
На сегодняшний день уже, российское общество остро нуждается в завершении реформы в сфере организации публичной власти. Это связано с тем, что в направлении реформирования организации местной власти, особую актуальность приобретает необходимость в модернизации механизмов осуществления контроля населения за деятельностью представительных органов власти. Одним из эффективных механизмов такого контроля является применение формы непосредственного самоуправления — организация местных референдумов.
Исследуя особенности взаимодействия гражданского общества и органов местного самоуправления, Д. О. Ежевский обращается к анализу преимуществ и недостатков именно местного референдума в отечественной практике. В частности, местный референдум определяется как «способ реализации власти жителей муниципального образованию с целью утверждения наиболее важных вопросов местного значения. Также местный референдум включает в себя контроль за действиями и решениями органов и должностных лиц ОМСУ в управления местными делами [4].
В Российской Федерации местные референдумы, как и референдумы в целом, не пользуются популярностью и в основном все они касались территориального преобразования или вопроса о введении самообложения граждан. Проблематика местного референдума приобретает все большую актуальность особенно в контексте изменений в правовом поле, регламентировавшем процедуру проведения референдумов в Российской Федерации.
И в отрасли конституционного права, и в отрасли муниципального права к основным субъектам правоотношений следует относить народ и публичный орган власти. Как «вопрос о системе субъектов конституционных правоотношений связан с проблемой конституционной ответственности этих субъектов» [5, С. 105], так и система субъектов муниципального права сталкивается с проблемой «муниципальной ответственности», что, в принципе, также можно считать, в целом, конституционной ответственностью органов власти перед народом. На наш взгляд, при внесении некоторых поправок в акты, регулирующие организацию местного референдума, местный референдум мог бы стать эффективным «оком народа» за муниципальной властью.
Особое значение местного референдума состоит в том, что появляются возможности контролировать и привлекать к ответственности представительные органы местной публичной власти. Однако, в современном российском правовом поле, граждане не могут досрочно прекратить полномочия органа местного самоуправления даже через институт референдума. Учитывая неэффективность этого института, можно констатировать полное отсутствие фактического контроля со стороны населения за процессами муниципального управления, что является нарушением главных принципов демократического устройства.
Причин, почему в России проведение местных референдумов не является актуальной практикой, может быть несколько.
Для выявления первой причины необходимо проанализировать законодательный акт, предусматривающий и регулирующий порядок проведения местных референдумов в Российской Федерации, а именно, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которому не должны противоречить региональные нормативные акты о местных референдумах. [6].
Проанализировав данный нормативно-правовой акт, вполне можно сделать выводы о том, что изменения и правки, внесенные в Федеральный закон, в разы усложнили порядок проведения местного референдума. В первую очередь, это проявляется в возможности проведении местного референдума. Вопрос о количественном составе инициативной группы по организации местного референдума устанавливается законом субъекта России. Так, в поддержку инициативы нужно организовать сбор подписей местных жителей. Точное количество устанавливается законом субъекта Российской Федерации [7]. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы: о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о персональном составе органов местного самоуправления. Данные нормы делают практически невозможной воздействие граждан на процессы муниципального управления, если даже эи органы власти в своей деятельности часто нарушают законодательство Российской Федерации. Практически, отправить в отставку глав местных администраций крупных городов и районов по силам исключительно главам субъектов Российской Федерации.
На этот счет высказался И. В. Гранкин, который считает, что данные правки создают условия для того, чтобы правительственные органы субъектов Российской Федерации могли легко и быстро запретить проведение местных референдумов в крупных городах страны. И.В. Гранкин также считает, что данное положение вещей сохранится, если в региональном законодательстве останется необходимость сбора 5% от числа участников референдума, для того, чтобы инициатива проведения референдума была легитимной. Автор подмечает, что по существующей установленной форме собрать такое количество подписей вряд ли считается возможным [8]. Действительно, трудность заключается в том, что установленный законом срок на сбор подписей составляет 20 дней. Однако, по какой причине был установлен такой короткий срок, в законодательстве не прописано.
Еще одной причиной невозможности использовании механизма местного референдума является неспособность и неготовность населения объединяться и воспринимать себя как одно сообщество. В настоящее время российское общество не осознало преимущества референдума в процессах демократического государства. Это связано также с тем, что в некоторой степени власти не дают развиваться зарождающему гражданскому обществу проявлять инициативу, оставляя референдум в целом «за бортом» политико-правовых реалий жизни современного российского общества [4].
Главным образом, перспективы дальнейшего развития и совершенствования «референдумной» демократии в России должны рассматриваться в аспекте совершенствования нормативно-правовых (усовершенствование конституционного и законодательного нормирования основных институтов прямого народовластия и усиления их конституционно-процессуальной составляющей) и организационно-правовых механизмов реализации и гарантирования этой формы непосредственного народовластия [4].
Ключевым направлением совершенствования нормативной составляющей реализации непосредственной демократии в России является обновление Конституции России и разработка законодательства, которая бы гарантировала такой важный механизм народовластия, как местный референдум по народной инициативе [9].
По этой перспективе сейчас отечественные политики, государственные деятели, ученые и эксперты высказывают разные мысли. В частности, заслуживают внимания предложения обновления Конституции России, которые предусматривают, что раздел Основного Закона, посвященный конституционным основам непосредственной реализации народного суверенитета, требует существенных изменений в части дополнения положениями о местных референдумах по народной инициативе. Соответствующий раздел нуждается в определении принципов реализации народного суверенитета и права граждан России на участие в референдуме, предмета референдума, исчерпывающего круга субъектов назначения и провозглашения местного референдума и тому подобное [9]. Кроме того, неплохо было бы, также, прописать в законах возможность досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления через местный референдум. Хотя и право граждан на участие в местном референдуме закреплено, прежде всего, в статье 130 Конституции России [10], реализация этого конституционного права не получила сегодня надлежащего законодательного обеспечения.
Значительным шагом вперед в механизме реализации гарантированного государством права граждан на участие в местном референдуме должно стать принятие закона, который бы урегулировал процедуру проведения местного референдума по местной инициативе и в интересах большинства населения.
Принятие нового общероссийского закона «О местном референдуме» должно, на наш взгляд, намного упростить доступ граждан России к управлению местными делами, а также обеспечить функционирование демократических и прозрачных институтов, призванных способствовать реальному волеизъявлению территориальной общины, дать реальную возможность воплощать решения, принятые на местных референдумах, в современную политическую и экономическую жизнь, и, в целом, способствовать становлению в России такого демократического института, как гражданское общество.
Основными идеями, которые должны найти свое отражение в наполнении, в практическом смысле, этого Закона, являются следующие:
- необходимость в максимальном упрощении процедур как инициирования, так и подготовки, а затем и организации местных референдумов;
- временно отстранять тех лиц, о прекращении полномочий которых и устраивается референдум, до выяснения обстоятельств и причин данного волеизъявления граждан. Данные лица также не должны иметь право принимать участие в процессе организации и проведения таких референдумов;
- установление четкой регламентации процесса подготовки и проведения местного референдума по срокам, точное распределение времени деятельности комиссии по референдуму (голосования, кворум, решения);
- гласность и демократичность всех процедур;
- определение четких механизмов реализации, а именно назначение официальных наблюдателей за проведением референдума, детализация норм по агитации в процессе референдума.
Кроме того, нужно предусмотреть круг вопросов, которые могут выноситься на местных референдумах, с учетом положений Конституции РФ о местном самоуправлении, а также установить гарантии прав граждан на участие в местном референдуме, четко сформулировав демократические основы подготовки и проведения референдума.
Основными критериями, которые призваны определить уровень демократизма законодательства о местных референдумах, должны стать гарантии соблюдения основ демократии и публичности в процессе подготовки и проведения местного референдума. Таким образом, говоря о дальнейшем развитии законодательства об ответственности органов публичной власти перед населением, необходимо определить положения, которые должны быть положены в основу правового регулирования местных референдумов по народной инициативе.
Библиографический список
1. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26. С. 23.2. Ежевский Д.О. Проблемы инициирования и проведения местных референдумов в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2011. № 6.
3. Шайхуллин М.С. К вопросу о необходимости усиления гарантий непосредственного осуществления населением местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. – 2016. –№ 10. – С. 27–31.
4. Толстик В. А. Трусов Н. А. Референдум в России: основы, опыт, критика // Вестник Нижегородской академии МВД. – 2013. – № 24. – С. 9.
5. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений. Идель-Уральские правовые чтения. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции /отв. ред. Крылов О.М., Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106. С. 105.
6. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
7. Толстик В.А., Трусов Н. А. Референдум как инструмент демократизации правотворчества / Юридическая техника. 2014. № 8.
8. Гринкин И. В. Законодательное обеспечение прямой демократии на муниципальном уровне / Конституционное и муниципальное право 2012, № 7.- С.46
9. Артюшина О.Н., Лёвин Е. И. Отдельные проблемы использования местного референдума как формы народовластия / Вестник КГУ. 2017. № 2.
10. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, № 31, ст. 4398.