Abstract: This article is devoted to one of the most common problems in Russia – which is corruption. Corruption can be found in the sphere of Russia's higher education. This article defines and thoroughly explores the causes of corruption, as well as the stages of the educational process in which it manifests itself. Separate attention and analysis is put toward statistics of corruption in Russian universities. In the end, a conclusion was drawn on the possibilities of combating corruption in higher education as well as combating corruption in Russia.
Keywords: corruption, bribery, corruption in education, higher education, educational institution.
Уже не один десяток лет главным злом и насущной проблемой России является коррупция. Она имеет свои древние традиции и историю, берущую начало еще в XI веке, когда была известна как «кормление» [5]. Существовала коррупция, хоть и в меньшем объеме, в советское время. Переходная экономика конца XX века добавила противоправности в деятельность субъектов теневой экономики. В этот период происходило усиление криминальной составляющей экономической жизни, в которой были задействованы не только криминальные авторитеты, но и силовые структуры [3]. Все это оказало серьезное влияние на развитие коррупционных схем. Сейчас коррупция воспринимается как общепринятое явление, которое охватило почти все сферы экономики и все уровни государственного управления.
Коррумпированность государственных учреждений не является новостью ни для органов власти, ни для работников государственной сферы, ни для тех, кто не имеет непосредственного отношения к данной области. Однако в последние годы все активнее поднимается вопрос коррупции в высших образовательных учреждениях, где данное явление получило особое распространение.
Сегодня в системе высшего образования России взятки берут чаще, чем в медицине, суде, адвокатуре и прочих ведомствах. Еще в 2001 году в послании Федеральному Собранию РФ В.В. Путин говорил: «Официальная бесплатность образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей» [1]. С того времени проблема коррупции в учебных заведениях не стала менее актуальной при всех предпринимаемых попытках борьбы с ней. Это не может не вызывать серьезных опасений, так как влечет за собой ряд других проблем различного характера. Проблема неэффективности образования, не востребованности российского образования за рубежом, недостатка квалифицированных кадров на рынке труда России – только часть из них. Как результат – возможное падение всех сфер жизни, условий труда и экономики страны в целом.
Взяточничество может осуществляться на всех этапах обеспечения и осуществления образовательного процесса.
- На начальном этапе, когда абитуриенты дают взятки для того, чтобы поступить в престижное высшее учебное заведение или победить в конкурсе на бюджетную основу обучения при низких результатах ЕГЭ.
- На стадии заселения в общежитие студентов.
- В середине образовательного процесса для успешной сдачи экзаменов, зачетов, курсовых работ и т.д.
- В конце образовательного процесса ради обеспечения успешной защиты выпускной квалификационной работы, диссертации и т.д.
В большинстве случаев инициатива исходит от студента, который не уверен в своих силах, однако также бывают случаи, когда преподаватели не дают студенту возможности получить положительную оценку без денежных вложений в результат. Как правило, студенты, как старших, так и младших курсов осведомлены о возможности решить проблемы в учебе при помощи взяток.
На протяжении всего образовательного процесса студенты могут прибегать к взяточничеству ради улучшения своего положения. «В отдельных университетах такая форма коррупции институционализировалась до такой степени, что студентам выдаются прайс-листы с расценками или бланки для оформления денежного перевода, в которых указаны цены за отметки» [5].
Причинами нарушения закона со стороны студентов могут быть:
- низкий уровень или полное отсутствие мотивации студента к обучению и (или) получению знаний;
- попытка упростить образовательный процесс;
- страх студента (в том числе перед родителями) из-за возможного отчисления, из-за получения отрицательных оценок и т.д.
- отношение к высшему образованию как к формальности.
Последняя причина во многом связана с социальной необходимостью наличия высшего образования, которое фактически стало обязательной нормой современного общества. Если раньше в университетах учились только самые способные студенты, как правило, из высших слоев общества, то сейчас данное явление приобрело массовый характер. Из этого следует, что часть молодых людей поступает в университеты не для получения знаний, а для получения диплома, не желая отставать от большинства своих сверстников.
Со стороны преподавателей и других работников образования принято выделять такие причины взяточничества, как стремление ВУЗов улучшить показатели своей деятельности, недостаточное бюджетное финансирование высших учебных заведений и низкая заработная плата преподавателей и прочих вузовских работников.
Значительное влияние на уровень коррупции с обеих сторон также оказывает:
- принятие коррупционной модели поведения в качестве нормы;
- степень бюрократизации и коррумпированности конкретного субъекта или региона страны в целом, регулирование, контроль и отношение к данной проблеме со стороны местных властей;
- желание сэкономить собственное время.
Отношения к данной ситуации у студентов разделяются. Некоторые являются противниками взяток; они, будучи уверены в своих знаниях, получают желаемые оценки и не планируют покупать образование. Остальная часть студентов положительно относиться к возможности сэкономить время и силы и не учить весь необходимый материал в рамках учебных дисциплин. За эту возможность они с радостью готовы отдать определенную денежную сумму.
Студенты часто аргументируют свое поведение следующим образом. «У меня нет времени готовиться к экзаменам, я работаю». Или «эта дисциплина все равно никак не связана с моей специальностью и не пригодится в практической профессиональной деятельности».
Наиболее опасно, когда таким образом рассуждают студенты, обучающиеся по программам юридического, архитектурного и медицинского направлений. Судья, который не знает тонкостей судебного процесса, может вынести несправедливое наказание. Архитектор, который купил свои экзамены или работы, будет не в состоянии спроектировать здание без ошибок в расчетах. Медицинский работник, не имеющий должного образования, может поставить неправильный диагноз и подвергнуть огромной опасности не только здоровье, но и жизнь человека. Это лишь часть последствий, которыми может обернуться халатное отношение студентов и преподавателей к процессу образования. Именно поэтому очень грустно видеть в рейтинговых списках самых коррумпированных учреждений высшего образования медицинские, машиностроительные, авиационные, архитектурно-строительные и многие другие ВУЗы России.
Подобный рейтинг под названием «Рейтинг 99 самых коррупционных и неэффективных ВУЗов среди лучших ВУЗов страны (от наиболее к наименее коррумпированным)» был составлен за период с 2010 по 2016 гг. одним из российских рейтинговых агентств. Его результаты оказались следующими [8].
- РАНХиГС, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.
- РГУНГ им. Губкина, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, Москва.
- МАИ, Московский авиационный институт, Москва.
- МАДИ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, Москва.
- МПГУ, Московский педагогический государственный университет, Москва.
- НИТУ «МИСиС», Национальный исследовательский технологический университет «Московский институт стали и сплавов», Москва.
- МГИМО, Московский государственный университет международных отношений МИД России (МГИМО), Москва.
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва.
- ТИУ, Тюменский индустриальный университет (Бывший Тюменский Государственный Нефтегазовый Университет), Тюмень.
- МФПУ «Синергия», Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, и др.
Таким образом, в первую десятку входят преимущественно столичные университеты, и лишь на девятом месте появляется Тюменский индустриальный университет. Далее в данном рейтинге можно встретить ВУЗы таких городов, как Санкт-Петербург, Самара, Ростов-на-Дону, Краснодар, Казань, Курск, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Нижний Новгород, Владивосток, Уфа, Махачкала, Воронеж, Кемерово, Томск, Красноярск и пр.
Общая картина коррупции в высшем образовании России в разрезе отраслевой специализации представлена ниже в таблице 1 [4].
Таблица 1
Распределение высших учебных заведений России по отраслевой специализации и уровню коррупции по состоянию на 2015 год, %
Отраслевая специализация ВУЗов | Доля ВУЗов с уровнем коррупции, % | ||||
катастро-фически высоким | высоким | средним | низким | итого | |
Классические университеты | 16,3 | 54,3 | 23,9 | 5,4 | 100,0 |
Технические ВУЗы | 27,6 | 62,0 | 8,0 | 2,5 | 100,0 |
Педагогические, гуманитарные и лингвистические ВУЗы | 10,4 | 40,0 | 26,1 | 23,5 | 100,0 |
ВУЗы экономики, права и сервиса | 16,5 | 45,6 | 19,8 | 18,1 | 100,0 |
Архитектурно-художественные ВУЗы и ВУЗы искусства | 14,3 | 53,6 | 10,7 | 21,4 | 100,0 |
Сельскохозяйственные ВУЗы | 44,4 | 44,4 | 7,4 | 3,7 | 100,0 |
Медицинские ВУЗы, ВУЗы физической культуры и спорта | 43,3 | 46,7 | 6,7 | 3,3 | 100,0 |
Из таблицы видно, что самый высокий уровень коррупции наблюдается в сельскохозяйственных, медицинских и технических высших учебных заведениях. Причем в первых двух в отличие от третьего значительна доля катастрофически высокой коррупции. Страшно представить, что выпускники таких медицинских ВУЗов придут нас лечить, а технических – будут проектировать производственное оборудование, самолеты, автомобили. Среди педагогических, гуманитарных, экономических ВУЗов и ВУЗов права коррупция – также довольно распространенное явление. Однако на общем фоне коррупции в высшем образовании там она значительна ниже.
Также в публичном доступе имеется информация о стоимости «помощи», которая оказывается студентам для получения желаемых результатов. Например, хороший результат ЕГЭ по русскому языку, необходимый для поступления в любое высшее учебное заведение страны, в Карачаево-Черкесии обойдется в 100000 рублей, а по математике – в 150000 рублей [7].
Непосредственно в ВУЗах взяточничество достигает следующих масштабов. В Казанском государственном архитектурно-строительном университете получить удовлетворительную оценку на экзамене можно за сумму в 3000 рублей, а в Рязанском госуниверситете – 2000 рублей. В Курганской области незаконное вознаграждение за защиту дипломной работы доходит до 70000 рублей. Стоимость написания диплома в разных регионах варьируется от 13000 до 150000 рублей в зависимости от качества.
Органы государственной власти активно обсуждали данную проблему еще в 2009 году, тогда же были предприняты меры для борьбы с коррупцией. В частности, был введен единый государственный экзамен, который, как предполагалось, должен исключить возможность взяточничества на этапе поступления в университет. Однако на данный момент можно купить даже результаты ЕГЭ, выбрав соответствующие баллы или обеспечив себе возможность списать на экзамене. По данным экспертов интернет-библиотеки Public.ru, которые в 2010 году провели анализ данных СМИ, коррупция в школах с ведением ЕГЭ возросла в 20-25 раз [6]. Таким образом, несмотря на все меры, проблема коррупции в образовании остается актуальной до сих пор.
Такие неудачи обусловлены в первую очередь природой российской коррупции в целом, которая имеет давний системный характер и прочно укоренилась в умах людей. А значит, и бороться с коррупцией необходимо соответствующим образом, учитывая все ее особенности. Нельзя просто отчислить студентов, которые покупают образование, также как нельзя уволить всех преподавателей и работников ВУЗов, так как это повлечет за собой нехватку квалифицированных кадров в сфере образования, безработицу и другие социальные и экономические проблемы.
Специалисты предлагают разные методы борьбы со взяточничеством, но возникает сложность в их реализации или невозможность введения из-за недостатка денежных средств. Безусловно, самым эффективным способом стало бы применение широкой системы жестких антикоррупционных мер, направленных одновременно на все (или большинство) сферы жизни общества.
Всеобщее понимание, что коррупция есть зло, разрушающее устои нашего общества, наносящее невосполнимые потери россиянам, – это основное условие коренного перелома в борьбе с теневой экономикой. Ужесточение наказания экономических преступников, усиление правоохранительных органов, рост российской экономики – все в комплексе приведет к положительным результатам, что позволит снизить объем теневой экономики в России [2].
В последнее время все чаще поднимается проблема коррумпированности высших учебных заведений и осуществляется постоянный поиск путей ее решения. Возможно, в будущем она все-таки перестанет существовать благодаря общим усилиям органов государственной власти, сознательных студентов и преподавателей. Это будущее зависит и от нас с Вами.
Библиографический список
1. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации 03.04.2001 г. [Электронный ресурс] // Официальный портал Администрации Президента России. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/21216 (дата обращения: 21.10.17).2. Адыкаева, Е.Н. Человеческий капитал в сфере высшего профессионального образования / Человеческий капитал как фактор инновационного развития России Материалы Всероссийской конференции преподавателей и научных работников технических вузов; Новосиб. гос. архитектур.-строит. ун-т (Сибстрин). – Новосибирск: НГАСУ (Сибстрин). С. 6-10.
3. Димитриева, Е.Н. Оценка теневого бизнеса / Актуальные проблемы социально-экономических сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. НИЦ «АПРОБАЦИЯ». 2017. С. 55-57.
4. Донецкая, С.С. Состояние и структура коррупции в российских вузах (анализ мнений студентов) [Электронный документ] // Высшее образование в России. – 2015. № 8-9. URL: http://cyberleninka.ru /article/n/sostoyanie-i-struktura-korruptsii-v-rossiyskih-vuzah-analiz-mneni y-studentov (дата обращения: 25.10.2017).
5. Клейн, Э. Коррупция в российских ВУЗах [Электронный документ] // Научно-аналитическое издание ТЕRRА ECONOMICUS. – 2011. Т.9, №1. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/04/12/ 1268023681 /journal9.1-7.pdf. С. 60 (дата обращения: 18.10.17).
6. Коррупция в российских школах с введением ЕГЭ выросла в 25 раз [Электронный ресурс] URL: http://netreforme.org/shkoli/igo-ege/korruptsiya-v-rossiyskih-shkolah-s-vvedeniem-ege-vyirosla-v-25-raz/ (дата обращения: 22.10.17).
7. Коррупция в учебных заведениях. Статистика [Электронный ресурс] // Ассоциация юристов России. URL: http://право73.рф/ progects/uch-cor-2/ (дата обращения: 22.10.17).
8. Попов С. Рейтинг 99 самых коррупционных университетов России [Электронный ресурс] URL: http://balalaika24.ru/society/reyting-99-samykh-korruptsionnykh-universitetov-rossii (дата обращения: 21.10.17).
9. Сычева, А.В. Коррупция в сфере высшего образования: коррозия правосознания [Электронный документ] // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. – 2015. – Т. 1 (67).