Индекс УДК 342
Дата публикации: 18.12.2019

Муниципально-частное партнёрство

Municipal-private partnership

Садыкова Камилла Азатовна
Научный руководитель – Шарипова Эльмира Азгаровна

1. Студент Башкирского государственного университета
2. к. филос. н., доцент кафедры государственного права Института права
Башкирского государственного университета

Sadykova Kamilla Azatovna
Scientific adviser - Sharipova Elmira Azgarovna

1. student Bashkir State University
2. K. Philos. N., Associate Professor State Law Institute of Law
Bashkir State University
Аннотация: Данная статья раскрывает понятие муниципально- частного партнерства, его состав, принципы и содержание деятельности, а также риски при реализации МПЧ.

Abstract: This article reveals the concept of municipal private partnership, its composition, principles and content of activities, as well as the risks associated with the implementation of the HRM.
Ключевые слова: местное самоуправление, муниципально-частное партнерство, муниципальная собственность, риски партнерства

Keywords: municipal private partnership, implementation of municipal private partnership, partnership risks.


«Органы местного самоуправления, их должностные лица являются субъектами конституционно-правовых отношений» [5, с. 101].   Самоуправление является «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [5, с. 23]. Органы местного самоуправления заинтересованы в развитии своего муниципального образования и привлечении инвесторов. Согласно Федеральному закону, муниципально-частное партнерство — это сотрудничество, основанное на объединении ресурсов и распределение рисков, которое осуществляется на основе контракта о муниципальном частном партнерстве. Данное соглашение заключается с целью привлечения частных инвестиций в местный бюджет и обеспечения органами местного самоуправления доступом к работе, услугам и товарам, а также повышению их качества.

Муниципальные правовые акты подчеркивают, что муниципальное частное партнерство является выгодным для обеих сторон сотрудничеством муниципалитета с частным партнером на основе договора о создании, усовершенствовании, обновлении, обслуживании инженерного и социального механизма.

Муниципальные частные партнерства на сегодняшний день используются для разрешения многих вопросов местного значения, включая организацию отопления, водоснабжения и электроснабжения, благоустройства территории, строительства муниципального жилищного фонда, содержания дорог местного значения, организации транспортных услуг для жителей, утилизация и размещение твердых коммунальных отходов, а также организация культурно-досуговых мероприятий, развитие физической культуры и спорта и многое другое.

В Российской Федерации муниципальные частные партнерства основаны на следующих принципах. Самый главный принцип – это добросовестность,  доступность и открытость информации о муниципальных частных партнерствах, за исключением информации, составляющей государственные тайны, защищенные законом, а также отсутствие дискриминации, равенство сторон в соглашении и перед законом, обеспечение здоровой конкуренции, справедливого распределения обязательств и рисков между сторонами соглашения.

Законодательство также закрепляет стороны МЧП — это публичный партнер и частный партнер, при этом государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения не могут быть участниками соглашения, порядок исполнения обязанностей, требования и права сторон и содержание их деятельности. Исходя из практического опыта, соглашения о МЧП в качестве публичного партнера заключаются как муниципалитетами, так и муниципальными администрациями, а также отдельными местными органами власти.

Муниципальное частное партнерство по своему юридическому содержанию и смыслу не отличается от государственно-частного партнерства, не считая масштабов проектов. Тем не менее, данные различия не влияют на принципы организации и воплощения проектов. Важно принимать во внимание, что проект муниципального частного партнерства не может быть осуществлен без муниципального уровня. В какой-то степени муниципалитеты имеют больше возможностей для привлечения инвестиций на свою территорию, чем регионы, но одновременно с этим возможностей для привлечения бизнес-партнеров значительно меньше. Поэтому органам местного самоуправления для получения инвестиций и развития МЧП требуется выстроить определенную политику взаимодействия и с представителями деловых кругов, и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Устав муниципалитета должен определять, кто имеет полномочия действовать в гражданском обороте от имени муниципалитета. Такие лица имеют право подписывать документы в рамках проекта муниципального частного партнерства, но при этом не приобретают статус публичного партнера (иначе говоря, ни глава администрации, ни сама  администрация, ни отдельный орган местного самоуправления не могут представлять себя в качестве публичного партнера). В большинстве случаев определение стороны в соглашениях о муниципальном частном партнерстве от имени муниципалитета содержится в положениях о MЧП, а не в уставах.

Что касается развития МЧП, то законодатель отдельно закрепляет следующие формы муниципальной поддержки частных партнеров:

1) обеспечение бюджетных вложений;

2) снабжение налоговыми льготами;

3) финансирование за счет местного бюджета;

4) предоставление льгот по аренде имущества, которое относится к муниципальной собственности;

5) предоставление частному партнеру субсидий;

6) информационно-консультационное содействие;

7) обеспечение инвестиций в уставной капитал;

Тем не менее, несмотря на все преимущества использования проектов MЧП, муниципалитеты и частные предприятия могут столкнуться с рисками при реализации партнерских отношений. Риски включают в себя все возможные события, действия либо бездействия одного из партнеров или обоих партнеров, которые могут привести к неблагоприятным последствиям. Риски частного партнера включают риск неуплаты потребителями приобретенных услуг, риск банкротства инвестиций вложенных в проект, риски невыгодных изменений в бюджетной политике, риск невозврата публичным партнером расходов, которые он понес в интересах последнего, с целью выполнения условий соглашения.

Подобные  риски могут быть разъяснены отсутствием квалифицированных частных компаний, которые владеют оборудованием муниципально-частного партнерства, инвестирующих в инфраструктурные проекты  свои средства, а также неспособностью муниципалитетов, которые имеют привлекательные объекты и возможности для инвестирования, «подготовить» проект для инвесторов.

Довольно часто муниципальные предприятия не могут быть переданы частным партнерам в качестве объектов муниципального частного партнерства из-за их долгов. По существу, сам муниципалитет должен погасить задолженности, но не все местные бюджеты могут позволить себе подобные расходы. Если же передать предприятие частным партнерам вместе с долгами, это может привести к тому, что уже повышенные тарифы станут источником погашения долгов муниципальных предприятий.

Помимо этих препятствий можно выделить и следующие: нехватка подготовленных инфраструктурных проектов и четкой законодательной структуры, не предоставления денежных гарантий, недостаток компетентных кадров, риски повышения тарифов для населения при передаче тепло- и водосистем частным партнерам в качестве объекта МЧП и снижения качества услуг, конфликт полномочий и интересов региональных и местных властей, риски выделения субсидий из муниципального бюджета для покрытия разницы между тарифами.

Во избежание таких рисков соглашение о муниципальном частном партнерстве должно обязательно предусматривать информацию о проекте, его актуальности и эффективности, срок, порядок и цели реализации МЧП проекта, сведения о публичном партнере, планируемый объем финансирования проекта, а также четкое распределение рисков, где одна из сторон соглашения должна обязательно оценивать и отслеживать возникновение рисков, должна иметь возможности повлиять на своевременное выполнение условий соглашения.

В заключении можно отметить, что муниципальные частные партнерства возможны только тогда, когда местные органы власти несут ответственность за окончательный результат, а не просто «создают условия», «участвуют» или  «вносят вклад». Так как уровень возможности для развития МЧП также сокращается и при уменьшении количества полномочий органов местного самоуправления, и передачей их на государственный уровень.

Муниципальные частные партнерства несомненно важны, так как совместными усилиями органов муниципального управления и государства формируются дополнительные конкурентные преимущества. Поэтому при правильном формировании муниципальные частные партнерства могут использовать налучшие качества двух достаточно разных областей деятельности. Например, эффективность бизнеса в основном заключается в способности быстро подстраиваться под изменения внешней среды, принятия управленческих решений, а также готовности к постоянным инновациям и улучшениям, а роль муниципалитетов —  в подготовке хороших финансовых, экономических, нормативных и правовых фундаментов для реализации возможностей частного бизнеса в государственной сфере.

Библиографический список

1. Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципальном частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)
2. Рождественская И.А. Развитие муниципально-частного партнерства в социальной сфере // Муниципальная академия.
3. Муслимов Ф. А. Развитие муниципально-частного партнерства в управлении муниципальной собственностью.
4. Аминов И.Р. Анализ современного состояния правового регулирования органов местного самоуправления в России // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. №1. С. 28-34.
5. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.