Abstract: The article describes the main obligations in the field of agriculture, assumed by the Russian Federation upon joining the WTO, and their implementation. In general, Russia is in compliance with agricultural commitments on market access, domestic support and export subsidies. Since the average applied rates for each commodity group, excluding animal products, are below the tied level, no agricultural export subsidies are applied, the Tied total ams is significantly higher than the current actual level.
Keywords: World Trade Organization (WTO), market access, average bound tariffs, average effective tariffs, domestic support, aggregate support indicator (AMS), export subsidies.
Восемь лет назад Россия (22 августа 2012 года) официально вступила во Всемирную торговую организацию. Этому шагу предшествовал длительный период двусторонних и многосторонних торговых переговоров [1]. Само вступление в ВТО вызывало много опасений. Особенно это относилось к сельскому хозяйству как одной из самых «чувствительных» отраслей [3]. Обязательства в сфере сельского хозяйства, принятые Российской Федерацией или любой другой страной при вступлении в ВТО касаются доступа на рынок, внутренней поддержки и экспортной конкуренции.
Обязательства Российской Федерации по доступу на рынок сельскохозяйственных товаров предусматривают снижение пошлин как в момент присоединения к ВТО, так и в течение определенных переходных периодов. По большинству товаров, для которых был установлен переходный период (например, молочная продукция, яйца, овощи), снижение пошлин до окончательного уровня связывания состоялось к 2014-2016 годам. Однако по ряду товаров были предусмотрены более длительные переходные периоды. Например, по льну, отдельным видам сыров и живых растений – до 2017 года, по отдельным видам мясных консервов – до 2018 года. Самые длительные переходные сроки установлены по свинине: обязательства по введению пошлин на окончательном уровне связывания наступают в 2020 году.
При вступлении в ВТО РФ взяла на себя обязательства по снижению ставок на большинство фруктов (с 10% до 5%), чай (с 20% до 12,5%), а также рис, молоко, сливочное масло, большинство овощей и фруктовые соки (с 15% до 10%).
Одним из наиболее трудных вопросов в ходе переговоров о присоединении к ВТО было снижение тарифов на такие товары как живые свиньи и переработанная мясная продукция. В результате переговоров Российская Федерация согласилась снизить ставку на ввоз живых свиней с 40% до 5% при вступлении. На поставки свинины в рамках квоты ставка была установлена на нулевом уровне (снизившись с 15%), а на поставки вне квоты она была снижена с 75%, применявшихся в 2011 году, до 65% при вступлении и останется неизменной до 2020 года. В 2020 году пошлина на импорт вне квоты снижена до 25%. Для переработанной мясной продукции, другого важного товара, тариф должен был быть снижен с 25% перед вступлением до 8% в 2015 году. Не предусмотрено изменение тарифных ставок для квот на говядину и мясо птицы: размер квот и ставки будут поддерживаться на уровне 2011 года. В случае отмены квот будут применяться ставки 27,5% для говядины и 37,5% для мяса птицы.
Российская Федерация применяет переменные таможенные ставки для сахара-сырца, которые зависят от котировок на сахар на Нью-Йоркской товарной бирже. Более высокие ставки применяются тогда, когда цены падают ниже определенного уровня, предоставляя ценовую поддержку отечественным производителям. В 2011 году пошлина на импорт сахара варьировалась от 140 до 270 дол. США за тонну и применялся ценовой диапазон от 286,6 до 396,83 дол. США за тонну. При вступлении в ВТО РФ приняла на себя обязательство снизить верхнюю тарифную ставку с 270 дол. США за тонну до 250 дол. США за тонну. Но еще более важным изменением является значительная корректировка ценового диапазона в сторону его снижения: новая справочная цена для расчета импортной пошлины имеет нижний предел 100 дол. США за тонну и верхний предел 198 дол. США за тонну для сахара-сырца [2].
В целом Российская Федерация соблюдает тарифные обязательства по доступу на рынок сельскохозяйственной продукции, поскольку средние применяемые ставки для каждой товарной группы за исключением продукции животного происхождения находятся ниже связанного уровня (таблица 1). Профиль Российской Федерации показывает значительный разброс конечных связанных тарифных ставок для товарных групп, при этом на самой вершине находятся товары животного происхождения, а также алкогольные и безалкогольные напитки, сахар и кондитерские изделия из сахара.
Таблица 1
Средние связанные тарифы и средние действующие тарифы по товарным группам сельскохозяйственной продукции РФ в 2019 году, % [4]
Товарные группы сельскохозяйственной продукции | Средние связанные тарифы | Средние действующие тарифы |
Средняя пошлина на сельскохозяйственную продукцию | 10,9 | 10,5 |
Продукция животного происхождения | 23,3 | 23,8 |
Молочная продукция | 15,3 | 15,0 |
Фрукты, овощи, растения | 8,4 | 7,9 |
Кофе, чай | 6,4 | 5,4 |
Зерновые и продукты их переработки | 10,2 | 9,5 |
Масличные культуры, жиры и масла | 7,1 | 6,5 |
Сахара и кондитерские изделия | 13,4 | 11,5 |
Напитки и табак | 18,8 | 17,5 |
Хлопок | 0 | 0 |
Другая сельскохозяйственная продукция | 5,3 | 4,8 |
Обязательства по внутренней поддержке и экспортным субсидиям в области сельского хозяйства, принятые РФ при вступлении в ВТО представлены в таблице 2. Исходные данные Российской Федерации за 2006-2008 годы определили средний Текущий общий АПП в размере 4,4 млрд. дол. США. Этот уровень был установлен в качестве окончательного Связанного общего АПП, который применяется с 2018 года. Снижение происходило постепенно с 2013 года, когда Связанный общий АПП равнялся 9 млрд. дол. США. Спецификой обязательств Российской Федерации по внутренней поддержке является то, что до 31 декабря 2017 года общая сумма всех продуктово-специфических мер поддержки не должна была превышать 30% от продуктово-неспецифических мер поддержки в каждый отдельно взятый год.
Таблица 2
Обязательства по внутренней поддержке и экспортным субсидиям в области сельского хозяйства, принятые РФ при вступлении в ВТО [2]
Базовый период | Общий АПП | De minimis, % | Особые условия | Экспортные субсидии | |||
базовый общий АПП, млрд. дол. США | переходный период | окончательный Связанный общий АПП, млрд. дол. США | в базовый период | связанное обязательство | |||
2006-2008 | 4,4 | 2012-2018 | 4,4 | 5 | Снижение АПП с 9 млрд. долл. США в 2013 г.; до 31 декабря 2017 г., в любой год сумма всех продуктово-специфич. АПП не должна превышать 30% от продуктово-неспецифич. АПП | нет | 0 |
Последнее уведомление РФ по внутренней поддержке было представлено в ВТО в июле 2020 года и содержит информацию о поддержке за 2018 год. Согласно данным уведомления РФ оказала продуктово-неспецифическую поддержку на уровне 2,811 млрд. дол. США, а продуктово-специфическую – на уровне 0,913 млрд. дол. США. Однако после применения правила de minimis Текущий общий АПП составил всего 0,0768 млрд. дол. США. Уровень продуктово-специфической поддержки в процентах от продуктово-неспецифической поддержки составил 32,5%. В рамках «зеленой корзины» были предоставлены субсидии на федеральном уровне в размере 1,375 млрд. дол. США и региональном – 774 млн. дол. США. В рамках «зеленой корзины» поддержка осуществлялась по следующим направлениям: реализация исследовательских программ в области сельского хозяйства, контроль за распространением вредителей и заболеваний, содействие развитию инфраструктуры сельского хозяйства, выплаты в рамках компенсации после стихийных бедствий, поддержка создания новых фермерских хозяйств, капитальные инвестиции в зоне крайнего севера и др. Согласно представленным уведомлениям, размер возможной поддержки в рамках обязательств Российской Федерации на порядок превосходит реальный уровень предоставляемой поддержки (таблицу 3).
Таблица 3
Внутренняя поддержка сельского хозяйства в Российской Федерации [5]
Годы | Сумма Общего АПП в соответствии с уведомлениями, млрд. долл. США | Связанный Общий АПП, млрд. долл. США |
2013 | 0,065 | 9,0 |
2014 | 0,053 | 8,1 |
2015 | 0,050 | 7,2 |
2016 | 0,052 | 6,3 |
2017 | 0,055 | 5,4 |
2018 | 0,0768 | 4,4 |
Последнее уведомление Российской Федерации об экспортных субсидиях, опубликованное на сайте ВТО, было представлено в январе 2020 года. Россия уведомила, что в 2019 году экспортные субсидии не предоставлялись.
В целом Россия соблюдает обязательства в области сельского хозяйства по доступу на рынок, внутренней поддержке и экспортным субсидиям. Поскольку средние применяемые ставки для каждой товарной группы за исключением продукции животного происхождения находятся ниже связанного уровня, запрещенные экспортные субсидии в сельском хозяйстве не применяются, Связанный общий АПП значительно выше нынешнего фактического уровня. Он также оставляет возможность увеличить размер государственной поддержки в будущем, особенно если для этого будут использованы другие инструменты поддержки, позволяющие включить принимаемые меры в иную классификацию ВТО, а именно в «зеленую корзину».
Библиографический список
1. Восемь лет членства России в ВТО: есть ли перспективы? – Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/272432. Всемирная торговая организация – Режим доступа: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm (дата обращения 15.11.2020)
3. Киселев С.В. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях членства России в ВТО: итоги переходного периода / С.В. Киселев, Р.А. Ромашкин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятия. – 2019. -№ 4. – С. 16-21.
4. Мировые тарифные профили 2020 – Режим доступа: https://www.wto.org/english/res_e/booksp_e/tariff_profiles20_e.pdf (дата обращения 25.11.2020)
5. Уведомления Российской Федерации об осуществлении внутренней поддержки, направленные в ВТО – Режим доступа: https://docs.wto.org/dol2fe/Pages/FE_Search/FE_S_S006.aspx?Query=(+%40Symbol%3d+g%2fag%2fn%2frus%2f*)&Language=ENGLISH&Context=FomerScriptedSearch&languageUIChanged=true (дата обращения 27.11.2020)