Abstract: The article examines the role of sustainable development for rural areas. The proposed principles and important directions of social-economy development. Creation of sustainable development strategy is needed for each district.
Keywords: ral areas, strategy, sustainable development principles, indicators.
Перед российским обществом сегодня стоит задача, от успешного решения которой зависит его будущее. Во-первых, это необходимость системной модернизации и переход к инновационному обществу. Во-вторых, это сохранение стабильности. Вовлеченность Российской Федерации в мировые инновационные процессы в сочетании с внутренней перестройкой всех сфер социальной жизни приводит к радикальному преобразованию сущности и характера социальных изменений [4].
Современное состояние большинства сельских территорий России представляет собой сочетание прогрессивного и патриархального укладов, передовых и отсталых технологий, вымирающие деревни и стагнирующее общественное производство соседствуют с внедрением инноваций.
Сельские территории развиваются гораздо медленнее, чем города, и уступают им по уровню и качеству жизни населения, имеют специфические социально-экономические и экологические проблемы территориального развития. Эти особенности характерны для многих стран и являются глобальной проблемой, которую призвана решить система управления устойчивым развитием [2].
До настоящего времени отсутствует четкое понятие «устойчивое развитие сельских территорий», остаются не определены критерии и показатели устойчивого развития, не выработана единая методика оценки сельских территорий.
Устойчивое развитие представляет собой процесс изменений, в котором использование природных ресурсов, большая часть инвестиций направлены на научно-техническое развитие, институциональные и личностные изменения нацелены на укрепление нынешнего и будущего потенциала для удовлетворения потребностей и устремлений человека [3].
Устойчивое развитие подразумевает постоянный рост и в то же время снижение использования ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей человека. Иными словами, это прекращение нерационального использования ресурсов [5].
Устойчивое развитие приводит к интеграции социально-экономических и экологических вопросов, способствует решению следующих задач:
– обеспечение положительной экономической динамики;
– социальное развитие;
– повышение эффективности охраны окружающей среды;
– рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов.
Развитие сельских территорий России в условиях современных глобальных трансформаций во многом определяется условиями для формирования эффективной системы социального партнерства, призванной решать нарастающее число проблем, связанных с защитой экономических и социальных прав трудящихся.
Трудовые ресурсы – это важнейший элемент ресурсного потенциала сельских территорий. От их наличия и качественного состава во многом зависит эффективное использования всех других ресурсов: земельных, материальных, финансовых, а значит и успешная динамика сельских территорий. Неслучайно определяющим чаще всего является человеческий фактор, которому пока не уделяется достаточного внимания. Учитывая сложившуюся демографическую ситуацию, прирост данного элемента ресурсного потенциала весьма проблематичен. Особенно ярко это проявляется в сельском хозяйстве, где экстенсивные источники прироста трудовых ресурсов исчерпаны и их увеличение становится практически невозможным. Отсюда, экономический рост в аграрном секторе может обеспечиваться, прежде всего, на основе роста производительности труда.
В странах Европейского Союза одним из приоритетных направлений государственной политики является создание условий для устойчивого развития сельских территорий. Еще в середине ХХ века эти государства столкнулись с проблемами, характерными для современной Российской Федерации: массовым оттоком сельского населения в города и последовавшим процессом обезлюдения целых районов, формированием обширных зон «депрессии». Поэтапная целенаправленная политика развития сельских регионов, включающая в себя, с одной стороны, комплекс мер по стимулированию производства продуктов питания и обеспечению продовольственной безопасности, с другой, создание диверсифицированной, многоукладной сельской экономики, а также меры по поддержанию экологической безопасности природной среды, позволила справиться со сложившейся ситуацией и вывести сельские территории этих стран на устойчивое развитие.
Современная политика Европейского Союза по развитию сельских территорий включает ряд направлений, многие из которых будут актуальны для практического внедрения в сельских территориях России. Среди таких направлений:
– помощь фермерам в производстве необходимого количества продовольствия;
– контроль за безопасностью производимой продукции;
– защита сельских производителей от чрезмерной волатильности цен и кризисных явлений в экономике;
– поддержка в модернизации производств;
– поддержка жизнеспособных сельских сообществ;
– создание и развитие пищевой промышленности;
– защита окружающей среды и животного мира.
Кроме обозначенных направлений, в ЕС проводится политика внедрения инноваций в сельских территориях, что должно способствовать росту производительности и уменьшению воздействия на окружающую среду (например, использование побочных продуктов и отходов для производства энергии). Для увеличения конкурентоспособности продукции, произведенной в сельских территориях, используются специальные маркировки, с помощью которых потребитель получает информацию о географическом происхождении товара, использовании традиционных ингредиентов или методов производства [7].
Таким образом, центральным звеном сельского территориального развития должна стать стратегия и целевая ориентация на местные условия с учетом государственных, общественных и личных интересов.
Среди принципов устойчивого развития, приемлемых для сельских территорий России можно выделить:
– самоуправляемость;
– поддержка фермерства и модернизация сельскохозяйственного производства;
– повышенный уровень занятости, стимулирование частной активности сельчан;
– воспроизводство потребляемых ресурсов.
Развитые страны в настоящее время делают основной упор на меры так называемой «зеленой корзины». По терминологии ВТО, «зеленая корзина» включает платежи, направленные на охрану окружающей среды, борьбу с вредителями и болезнями, развитие инфраструктуры, образования, обучение специалистов, исследования, страхование, а также программы региональной помощи (поддержка районов, находящихся в худших природно-климатических, экологических и экономических условиях).
Реализация обозначенного комплекса социально-экономических мер должна привести к следующим результатам:
– Появление стимулов к активности и расширение возможностей местной власти (в случае получения дополнительных полномочий и финансирования);
– Развитие частного бизнеса: фермерство или небольшие товарные хозяйства (в том числе возможность развития органического направления сельхозпроизводства), ремесленничество, оказание сервисных услуг, развитие агроэкотуризма;
– Проведение мероприятий по охране окружающей среды (мониторинг состояния земельного фонда, ликвидация и переработка бытовых отходов, максимальное использование возобновляемых природных ресурсов без нанесения вреда экосистеме (развитие деревообработки, рыболовства и рыбоводства, оказание охотничьих услуг и т.д.);
– Расширение возможностей социокультурного развития для местного населения и укрепление человеческого потенциала.
Для каждого района необходима разработка стратегии устойчивого развития, которая будет учитывать специфические особенности, преимущества и проблемы той или иной территории.
Во время разработки стратегии необходимо непосредственное посещение сельских территорий, встреча с местными жителями – представителями власти, бизнеса, общественными активистами и т.д. Для каждой сельской территории составляется SWOT-анализ – это стратегическое планирование, отражающее факторы внешней и внутренней среды (описываются сильные и слабые стороны территории, возможности и угрозы развития).
Автор лично разрабатывал стратегию устойчивого развития для Ходосовского сельского совета (Мстиславский район, Могилевская область, Беларусь). Для изучения реальной социально-экономической ситуации в апреле 2016 года была организована выездная сессия в населенном пункте Ходосы, где состоялось общение с местными жителями, которые сделали критические замечания, внесли конструктивные предложения и озвучили образ желаемого будущего для своих сельских территорий.
Важнейшими индикаторами устойчивого развития сельских территорий являются:
– индекс производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий;
– уровень занятости трудоспособного населения (%);
– среднемесячная заработная плата;
– среднедушевые располагаемые ресурсы сельского населения;
– доля населения с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума в общей численности малоимущего населения (%);
– обеспеченность населения общей площадью жилья, уровень газификации домов сетевым газом (%);
– обеспеченность населения питьевой водой (качественной питьевой водой);
– обеспеченность населенных пунктов (хотя бы наиболее крупных) подъездами по дорогам с качественным твердым покрытием;
– численность населения.
Целевые индикаторы выступают в качестве критериев оценки выполнения задач по обеспечению устойчивого развития сельских территорий. В связи с этим список ключевых индикаторов может быть расширен. Так, должны отражаться качественные и количественные оценки результатов реализации:
– демографической политики и создания условий для переселения в сельскую местность;
– диверсификации сельской экономики и результаты политики занятости;
– развитие социальной инфраструктуры (показатели обеспеченности объектами социальной инфраструктуры);
– политики сельского расселения (показатели, характеризующие территориальную концентрацию поселений, плотность и людность сельских поселений по типам и т.д.);
– экологической политики;
– политики по отношению к отдельным проблемным группам сельского населения;
– региональная дифференциация политики развития сельских территорий (динамика показателей, характеризующих регионы по типам сельских территорий субъектов РБ).
Локальные индикаторы сельских территорий разрабатываются на основе детализации направлений устойчивого развития. Такие индикаторы позволяют не только оценить уровень достижения целей и выполнения задач в конкретных социально-экономических условиях, но и выявить, насколько развитие сельских территорий в целом соответствует заданным параметрам устойчивого развития на региональном и республиканском уровне, какова эффективность и результативность применяемых мер по достижению целевых индикаторов [1].
Для оценки эффективности работы и реализации намеченных мер, а также для своевременной коррекции планов необходимо проводить мониторинг выполнения стратегии устойчивого развития.
Развернутый аналитический отчет о выполнении Стратегии и оценке прогресса продвижения сельских территорий к устойчивому развитию рекомендуется предоставлять один раз в год.
Библиографический список
1. Волошенко Е.В., Волошенко К.Ю. Индикаторы устойчивого развития сельских территорий: региональное измерение // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2011. – Вып. 1. С. 117–124.2. Миренкова Г.В. Устойчивое развитие сельских территорий: теория, методология, практика – Горки: БГСХА, 2011. – 200 с.
3. Новикова И.И., Медков А.Л. Комплексное исследование устойчивого развития сельских территорий // Труды вольного экономического общества России. – 2011. – Т. 151. С. 403–427.
4. Струк Е.Н. Особенности проявления социальных пределов инновационного общества // Общество. Среда. Развитие. – 2011. – № 1. С. 122–126.
5. Шерстобитова Г.И. Концептуальные основы устойчивого развития сельских территорий региона // Вестник СамГу. – 2012. – №7 (98). С. 143–146.
7. EU by topic. Agriculture [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://europa.eu/pol/agr/index_en.htm (дата обращения 18.03.2016).