Индекс УДК 519.233.5
Дата публикации: 31.01.2020

Индекс эффективности логистики как показатель экономического развития России

Logistics efficiency index as an indicator of russian economic development

Колодяжная Анастасия Александровна
Научный руководитель: Евстратчик Светлана Васильевна

1. магистрант, 1 курс, направление «Математические методы в экономике»
2. кандидат экономических наук, доцент
доцент кафедры «Экономической кибернетики»
Санкт-Петербургский государственный университет

Kolodyazhnaya Anastasia Aleksandrovna
Scientific adviser: Evstratchik Svetlana Vasilievna

1. master candidate, 1 year, specialty "Mathematical methods in economics"
2. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor
Associate Professor, Department of Economic Cybernetics
Saint Petersburg State University
Russia, St. Petersburg
Аннотация: В статье рассматривается состояние логистической сети России и ее рейтинговое место в мировой логистической системе по данным Всемирного банка. Обосновывается зависимость индекса эффективности логистики от состояния экономического развития России. В целях анализа данной зависимости применялись эконометрические методы и использовался инструментарий пакета MS Excel. В ходе проведения исследования построена модель множественной регрессии, в результате анализа которой выявлены показатели экономического развития России, оказывающие значительное влияние на российский индекс эффективности логистики.

Abstract: The article is considered the state of the Russian logistics network and its ranking in the global logistics system according to the World Bank. The dependence of the logistics efficiency index on the state of Russia's economic development is substantiated. In order to analyze this dependence, econometric methods were used and the MS Excel package tools were used. In the course of the study, a multiple regression model was built, the analysis of which revealed indicators of Russia's economic development that have a significant impact on the Russian logistics efficiency index.
Ключевые слова: индекс эффективности логистики, показатели экономического развития России, модель множественной регрессии, регрессионный анализ.

Keywords: logistics performance index, indicators of economic development of Russia, multiple regression model, regression analysis.


Стремительно развивающаяся конкуренция внешней и внутренней торговой среды, а также резкое изменение экономических интересов и ожиданий клиентов является причиной усложнения цепи поставок в условиях ограниченных инфраструктурных ресурсов. Соответственно формирование и развитие логистической системы предприятий является первостепенной задачей повышения их конкурентоспособности в нестабильной макроэкономической среде [2, 3, 5].

Всемирным банком в 2007 году был разработан специальный аналитический инструментарий, позволяющий оценить эффективность функционирования логистической системы различных стран мира – индекс эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index). Данный индекс имеет комплексную структуру, отражающую важнейшие стороны торгового процесса. Для расчета LPI экспертами используются определенные показатели, характеризующие:

эффективность таможенного оформления;

качество торговой и транспортной инфраструктуры;

простота организации поставок по конкурентоспособной цене;

качество логистических услуг и компетентность;

возможность отслеживания и сопровождения грузов;

соблюдение сроков доставки.

Взаимосвязь данных показателей с развитием рыночного потенциала страны очевидна, чем выше их значения, тем эффективнее развиваются внутренние и внешние рыночные отношения участников торговых сделок, что вносит определенный вклад в формирование ВВП.

Результаты анализа российского агрегированного индекса эффективности логистики по данным [6] представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Рейтинг российского LPI за анализируемый период

Рисунок 2. Показатели эффективности российской логистической системы

В период с 2007 по 2016 годы наблюдаются незначительные колебания позиции России в рейтинге LPI. В 2007 году Россия занимала 99 место в рейтинге со значением показателя LPI 2,37, находясь в числе стран с низким уровнем эффективности логистики. При этом слабая эффективность таможенного оформления отодвигала российский рейтинг LPI на 135 место из 167 стран.

В период с 2016 по 2018 годы Россия улучшила все показатели и поднялась в рейтинге LPI с 99 до 75 места. Так, например, значительно увеличились показатели «Качество торговой и транспортной инфраструктуры» на 0,35 пункта и «Эффективность таможенного оформления» на 0,41 пункт. Увеличение данных показателей, по мнению экономистов [4], стало следствием проводимых реформ в сфере транспорта и таможни.

Таким образом, результаты анализа российского LPI показали некоторую отдаленность отечественной логистической системы от логистики стран с развитой экономикой. В связи с этим возникает необходимость определить наличие взаимосвязи между LPI и показателями экономического развития России. С целью выявления взаимосвязи между индексом эффективности логистики и показателями экономического развития России предлагается построить модель множественной регрессии. В качестве значимых показателей экономического развития России были выделены [7]:

ВВП;

индекс потребительских цен;

индекс промышленного производства;

индекс производства продукции сельского хозяйства;

инвестиции в основной капитал;

объем работ по виду деятельности «строительство»;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

оборот розничной торговли;

объем платных услуг населению;

экспорт товаров;

импорт товаров.

При построении модели множественной регрессии первоочередным шагом является проведение корреляционного анализа, позволяющего исключить проблему мультиколлинеарности факторов. Для этого формируется корреляционная матрица с последующим анализом значений коэффициентов линейной корреляции для каждой пары независимых переменных.

В качестве инструмента формирования матрицы парных коэффициентов корреляции, представленной в таблице 1, был применен пакет MS Excel [1].

Таблица 1

Матрица парных коэффициентов корреляции

Анализ коэффициентов линейной корреляции для каждой пары независимых переменных основывался на ограничении значения коэффициента корреляции по модулю. Если коэффициент корреляции по модулю превышает 0,7, то одну из переменных необходимо исключить из числа значимых факторов и не использовать для построения модели множественной регрессии. Также в анализе используется допущение об исключении из рассмотрения фактора, имеющего наименьшую степень связи с зависимой переменной.

В ходе проведенного анализа были исключены взаимозависимые факторы и в качестве объясняющих переменных для построения регрессионной модели взяты следующие показатели:

объем работ по виду деятельности «строительство»;

объем платных услуг населению;

импорт товаров.

С применением инструментария пакета MS Excel построено регрессионное уравнение вида:

Ү = 0,27x1 + 1,63x2 + 0,26x3 — 16,3,

где x1 – объем работ по виду деятельности «строительство»;

x2 – объем платных услуг населению;

x3 – импорт товаров.

Для оценивания модели множественной регрессии на адекватность проведен ее качественный анализ, результаты которого содержат следующие положения:

R = 0,73, следовательно, наблюдается тесная связь между функцией отклика и исследуемыми факторами;

R2 = 0,56, то есть 56 % вариации индекса эффективности логистики объясняется вариацией вышеперечисленных факторов;

Fкрит (3,06) > Fрасч (0,06), то есть на уровне значимости 5 % можно утверждать, что рассматриваемая зависимость является статистически значимой, так как значение F-критерия табличного больше его расчетного значения;

показатель p-value, имеющий значение близкое к нулю, также показывает, что обнаруживается устойчивая зависимость рассматриваемой функции Ү от воздействующих факторов;

значимы все коэффициенты приведенного уравнения. Анализируемый коэффициент считается значимым, если его t-критерий по абсолютной величине превышает 1,96, что соответствует уровню значимости 0,05. В нашем примере имеем для коэффициентов a0, a1, a2 и a3 следующие показатели критерия Стьюдента: ta0 = 2,09; ta1 = 2,59, ta2 = 2,57, tа3 = 2,23. Очевидно, что значения каждого из критериев больше 2.

Таким образом, уравнение множественной регрессии значимо, следовательно, выявлена взаимосвязь между показателями экономического развития России и индексом эффективности логистики.

Вследствие того, что представленная модель значима, целесообразно привести интерпретацию коэффициентов регрессии:

коэффициент a1 показывает, что с ростом показателя «объем работ по виду деятельности строительство» на 1 ед. LPI увеличится в среднем на 0,27 пункта;

коэффициент a2 показывает, что с увеличением показателя «объем платных услуг населению» на 1 ед. LPI увеличится в среднем на 1,63 пункта;

коэффициент a3 показывает, что с увеличением показателя «импорт товаров» на 1 ед. LPI увеличится в среднем на 0,26 пункта.

Проведенные расчеты позволили заключить, что эффективное функционирование логистической системы оказывает существенное влияние на развитие экономики России. Практическая значимость разработанной математической модели зависимости состояния логистической системы от экономического развития России состоит в аналитическом выявлении показателей, способных оказать влияние на рост российского индекса логистической эффективности.

Библиографический список

1. Бараз В.Р. Корреляционно-регрессионный анализ связи показателей коммерческой деятельности с использованием программы Excel : учебное пособие / В.Р. Бараз. – Екатеринбург : ГОУ ВПО «УГТУ–УПИ», 2005. – 102 с.
2. Гайдаенко А.А. Логистика / А.А. Гайдаенко. – М. : КноРус, 2014. – 267 с.
3. Канке А.А. Логистика: учебник / А. А. Канке, И. П. Кошевая –
2-е изд. – М. : Форум, – 2016. – 384 с.
4. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Развитие логистической инфраструктуры России в Арктическом регионе как фактор глобальной конкуренции // Логистика и управление цепями поставок. – 2018. – № 6. – С. 46-52.
5. M. Christopher: Logistics & Supply Chain Management: creating
value- adding networks, Prentice Hall 2010. – 269 p.
6. Доклад Всемирного банка о логистическом развитии стран мира. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://lpi.worldbank.org/report (дата обращения: 11.12.2019).
7. Рейтинг социально-экономического положения субъектов
Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://vid1.rian.ru/ig/ratings/rating_regions_2019.pdf (дата обращения: 14.12.2019).