Индекс УДК 339/327
Дата публикации: 29.01.2019

НОВЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

NEW ASPECTS OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Грибакова Я.Ю., Научный руководитель: Побирченко В.В.
1. магистрант, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь, Республика Крым, Россия
2. доцент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,
г. Симферополь, Республика Крым, Россия
Gribakova Y.Y., Supervisor: Pobirchenko V. V.
1. Undergraduate, V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
2. Associate Professor, V. I. Vernadsky Crimean Federal University,
Simferopol, Republic of Crimea, Russia
Аннотация: в статье рассмотрены опасности и угрозы, представлены основные факторы угроз и цели обеспечения национальной безопасности. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью поиска новой модели национальной безопасности, которая должна соответствовать тенденциям современного мира, в котором происходит глобализация.

Abstract: the article discusses the dangers and threats, presents the main threats and the goals of national security. The relevance of the chosen topic is due to the need to find a new model of national security, which should correspond to the trends of the modern world in which globalization takes place.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, информационная безопасность, угрозы безопасности, глобализация.

Keywords: national security, economic security, investment security, security threats, globalization.


В настоящее время Россия сталкивается с уникальными по своей сущности угрозами и вызовами, которые непосредственно и целенаправленно влияют на национальную безопасность страны. Национальная безопасность – это состояние защищенности страны, на которое не оказывают негативное влияние внешние факторы, а внутренние исключают формирование угроз и проблем.

К основным угрозам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации можно отнести:

  1. Стремление межгосударственных объединений или отдельных государств снизить роль уже существующих мер по обеспечению международной безопасности, таких как ОБСЕ или ООН.
  2. Усиление и укрепление военно-политических союзов и блоков, в том числе, расширение НАТО на восток.
  3. Появление иностранных военных баз и крупных воинских контингентов вблизи с российскими границами, к примеру, вопрос о том, что разместят противоракетную оборону США в Польше.
  4. Распространение оружия массового уничтожения и методов его доставки.
  5. Появление конфликтов рядом с границей Российской Федерации и на внешних границах стран-членов СНГ.
  6. Смягчение интеграционных процессов в СНГ.
  7. Притязания на территорию РФ и др.

Серьезную опасность национальной безопасности РФ представляет терроризм. Терроризм развязал открытую кампанию для дестабилизации ситуации в России.

Серьезной угрозой является стремление некоторых стран к доминированию и вытеснению России с мирового информационного пространства, а также с внутреннего и внешнего информационного рынка. В связи с чем возникает угроза обеспечения информационной безопасности страны [6].

В Российской Федерации сформировалось большое количество угроз её инвестиционной безопасности. За последние десятилетия эти угрозы в основном формировались за счёт внешних факторов, которые оказывали наибольшее влияние на всю экономическую систему в целом и лишали её экономической стабильности. В инвестиционной деятельности угрозы могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на 2 группы: внешние (сформировались под влиянием санкционных ограничений, кризисных явлений, внешнеполитических конфликтов) и внутренние (сформировались в связи с особенностями социально-экономической системы, ее ресурсным дефицитом) [7].

Переход стратегической доктрины  НАТО к военным действиям без санкций Совета Безопасности ООН и вне зоны ответственности блока несет угрозу дестабилизации в мире всей стратегической обстановки.

Постоянно увеличивающийся отрыв в сфере технологий некоторых ведущих стран и усиление их возможностей по созданию и внедрению военной техники нового поколения, вооружений, создают предпосылки к новому качественному этапу гонки вооружений, изменений с самого нуля способов и методов по ведению военных действий.

Идет активизация деятельности на территории РФ специальных иностранных служб и организаций используемых ими.

Руководство РФ уделяет огромное внимание устранению данных угроз, в том числе, на должном уровне поддерживает боеготовность армии и специальных служб. В связи с этим, важнейшим условием укрепления международной и национальной безопасности в условиях глобализации является использование на максимальном уровне всех возможностей международного сотрудничества.

Отношения России с Америкой и Европой существенно пострадали после последствий кризиса на Украине. Российское руководство считает, что в развитии и раздувании конфликта на каждой стадии играл решающую роль Вашингтон, при этом всю ответственность в одностороннем порядке возлагал на Москву. Несмотря на все, Москва провозглашает свою приверженность к последующему развитию отношений с Америкой на основе взаимного уважения и равноправия. Тем не менее, у России и США совершенно разные позиции в мировом хозяйстве, они сохраняют и некоторые похожие цели по обеспечению национальной безопасности, такие как:

— защита и борьба с терроризмом на международном уровне;

— противостояние с распространением оружия массового уничтожения.

Летом в 2008 году президент РФ и сенатор Барак Обама, в то время,  кандидат от демократической партии на пост президента США, выступали в Берлине с программными речами по внешней политике. Вместе они признали несовершенство систем международных отношений и определили необходимость для создания мирового нового порядка, который ставил бы общие угрозы безопасности в центр внимания и имел преимущество перед узкими национальными интересами государств. Президент Д. Медведев (2008) и сенатор Обама пообещали укрепить связь между США и Россией, а также построить на более широкой основе союзы.

Но события в 2008 на Кавказе очень негативно повлияли на отношения между Россией и Западом. А конфликт в Грузии обнаружил отсутствие понимания целей и стратегического видения на Западе и усугубил внутренние глубокие противоречия в НАТО.

Достаточно серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом появилось в 2004 году, когда США и ее союзники отказали  населению Крыма в самоопределении, считая его реальной угрозой для существования, и поддерживая государственный переворот на Украине. После соответствующих шагов России в ответ, Америка развернула против России информационную и санкционную войну.

Возможно, в скором будущем Америка останется единственной военной сверхдержавой в мире, но после скандалов вокруг базы Гуантанамо и тюрьмой Абу-Грейб, катастрофы с Ираком, Америка и ее союзники потеряли доверие и моральное право быть лидером в мире. Поддержка Михаила Саакашвили, его режима и безрассудной агрессии еще раз показали двойные стандарты и неуважение к демократии и справедливости Североатлантического альянса.

«Атлантическая однополярность» уже не направляет и не формирует геоэкономику и геополитику на глобальном уровне. Идея о однополярном мировом порядке, которая была провозглашена в новом проекте американского нового века, была провалена.

Углубление экономического спада, определяет политическую жизнь государств и международные отношения, совершает достижения общей договоренности по евразийской безопасности наиболее актуальной и важной задачей, чем они были после холодной войны (до 1991 г.). Основные ведущие страны в Евразии объединяет интерес к сотрудничеству в сферах от энергетики, экологии и экономики до борьбы с терроризмом, международной преступностью и сепаратизмом. В таких условиях достаточно большое значение  занимает развитие дальнейшего успешного сотрудничества между торгово-экономическими центрами — Пекином и Москвой, как по широкому кругу проблем на международном уровне.

Таким образом, в России проблема обеспечения национальной безопасности достаточно острая. На сегодняшний день преобладают деструктивные факторы, имеется огромное количество внешних и внутренних угроз. Следовательно, требуют дальнейшего развития исследования детерминант национальной безопасности России для разработки и реализации адекватных мер по повышению ее уровня.

Библиографический список

1. Бюрюков М.М. Европейская интеграция. - М., 2008.
2. Внешняя политика России: 2000-2020: Научное издание в 3 томах / Рос. совет по межд. делам. Под общ. ред. И.С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2012.
3. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2012.
4. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Иванов, И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
6. Побирченко В.В. Информационная безопасность в контексте национальной безопасности / Проблемы информационной безопасности: Труды IV Международной научно-практической конференции, Симферополь – Гурзуф, 15-17 февраля 2018 г. – Симферополь: ИП Зуева, 2018. – С. 68-69.
7. Шутаева Е.А., Побирченко В.В. Угрозы инвестиционной безопасности в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Том 14. - №8 (365). – С. 1498-1513.