Abstract: the article discusses the dangers and threats, presents the main threats and the goals of national security. The relevance of the chosen topic is due to the need to find a new model of national security, which should correspond to the trends of the modern world in which globalization takes place.
Keywords: national security, economic security, investment security, security threats, globalization.
В настоящее время Россия сталкивается с уникальными по своей сущности угрозами и вызовами, которые непосредственно и целенаправленно влияют на национальную безопасность страны. Национальная безопасность – это состояние защищенности страны, на которое не оказывают негативное влияние внешние факторы, а внутренние исключают формирование угроз и проблем.
К основным угрозам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации можно отнести:
- Стремление межгосударственных объединений или отдельных государств снизить роль уже существующих мер по обеспечению международной безопасности, таких как ОБСЕ или ООН.
- Усиление и укрепление военно-политических союзов и блоков, в том числе, расширение НАТО на восток.
- Появление иностранных военных баз и крупных воинских контингентов вблизи с российскими границами, к примеру, вопрос о том, что разместят противоракетную оборону США в Польше.
- Распространение оружия массового уничтожения и методов его доставки.
- Появление конфликтов рядом с границей Российской Федерации и на внешних границах стран-членов СНГ.
- Смягчение интеграционных процессов в СНГ.
- Притязания на территорию РФ и др.
Серьезную опасность национальной безопасности РФ представляет терроризм. Терроризм развязал открытую кампанию для дестабилизации ситуации в России.
Серьезной угрозой является стремление некоторых стран к доминированию и вытеснению России с мирового информационного пространства, а также с внутреннего и внешнего информационного рынка. В связи с чем возникает угроза обеспечения информационной безопасности страны [6].
В Российской Федерации сформировалось большое количество угроз её инвестиционной безопасности. За последние десятилетия эти угрозы в основном формировались за счёт внешних факторов, которые оказывали наибольшее влияние на всю экономическую систему в целом и лишали её экономической стабильности. В инвестиционной деятельности угрозы могут быть самыми разнообразными. Их можно разделить на 2 группы: внешние (сформировались под влиянием санкционных ограничений, кризисных явлений, внешнеполитических конфликтов) и внутренние (сформировались в связи с особенностями социально-экономической системы, ее ресурсным дефицитом) [7].
Переход стратегической доктрины НАТО к военным действиям без санкций Совета Безопасности ООН и вне зоны ответственности блока несет угрозу дестабилизации в мире всей стратегической обстановки.
Постоянно увеличивающийся отрыв в сфере технологий некоторых ведущих стран и усиление их возможностей по созданию и внедрению военной техники нового поколения, вооружений, создают предпосылки к новому качественному этапу гонки вооружений, изменений с самого нуля способов и методов по ведению военных действий.
Идет активизация деятельности на территории РФ специальных иностранных служб и организаций используемых ими.
Руководство РФ уделяет огромное внимание устранению данных угроз, в том числе, на должном уровне поддерживает боеготовность армии и специальных служб. В связи с этим, важнейшим условием укрепления международной и национальной безопасности в условиях глобализации является использование на максимальном уровне всех возможностей международного сотрудничества.
Отношения России с Америкой и Европой существенно пострадали после последствий кризиса на Украине. Российское руководство считает, что в развитии и раздувании конфликта на каждой стадии играл решающую роль Вашингтон, при этом всю ответственность в одностороннем порядке возлагал на Москву. Несмотря на все, Москва провозглашает свою приверженность к последующему развитию отношений с Америкой на основе взаимного уважения и равноправия. Тем не менее, у России и США совершенно разные позиции в мировом хозяйстве, они сохраняют и некоторые похожие цели по обеспечению национальной безопасности, такие как:
— защита и борьба с терроризмом на международном уровне;
— противостояние с распространением оружия массового уничтожения.
Летом в 2008 году президент РФ и сенатор Барак Обама, в то время, кандидат от демократической партии на пост президента США, выступали в Берлине с программными речами по внешней политике. Вместе они признали несовершенство систем международных отношений и определили необходимость для создания мирового нового порядка, который ставил бы общие угрозы безопасности в центр внимания и имел преимущество перед узкими национальными интересами государств. Президент Д. Медведев (2008) и сенатор Обама пообещали укрепить связь между США и Россией, а также построить на более широкой основе союзы.
Но события в 2008 на Кавказе очень негативно повлияли на отношения между Россией и Западом. А конфликт в Грузии обнаружил отсутствие понимания целей и стратегического видения на Западе и усугубил внутренние глубокие противоречия в НАТО.
Достаточно серьезное ухудшение отношений между Россией и Западом появилось в 2004 году, когда США и ее союзники отказали населению Крыма в самоопределении, считая его реальной угрозой для существования, и поддерживая государственный переворот на Украине. После соответствующих шагов России в ответ, Америка развернула против России информационную и санкционную войну.
Возможно, в скором будущем Америка останется единственной военной сверхдержавой в мире, но после скандалов вокруг базы Гуантанамо и тюрьмой Абу-Грейб, катастрофы с Ираком, Америка и ее союзники потеряли доверие и моральное право быть лидером в мире. Поддержка Михаила Саакашвили, его режима и безрассудной агрессии еще раз показали двойные стандарты и неуважение к демократии и справедливости Североатлантического альянса.
«Атлантическая однополярность» уже не направляет и не формирует геоэкономику и геополитику на глобальном уровне. Идея о однополярном мировом порядке, которая была провозглашена в новом проекте американского нового века, была провалена.
Углубление экономического спада, определяет политическую жизнь государств и международные отношения, совершает достижения общей договоренности по евразийской безопасности наиболее актуальной и важной задачей, чем они были после холодной войны (до 1991 г.). Основные ведущие страны в Евразии объединяет интерес к сотрудничеству в сферах от энергетики, экологии и экономики до борьбы с терроризмом, международной преступностью и сепаратизмом. В таких условиях достаточно большое значение занимает развитие дальнейшего успешного сотрудничества между торгово-экономическими центрами — Пекином и Москвой, как по широкому кругу проблем на международном уровне.
Таким образом, в России проблема обеспечения национальной безопасности достаточно острая. На сегодняшний день преобладают деструктивные факторы, имеется огромное количество внешних и внутренних угроз. Следовательно, требуют дальнейшего развития исследования детерминант национальной безопасности России для разработки и реализации адекватных мер по повышению ее уровня.
Библиографический список
1. Бюрюков М.М. Европейская интеграция. - М., 2008.2. Внешняя политика России: 2000-2020: Научное издание в 3 томах / Рос. совет по межд. делам. Под общ. ред. И.С. Иванова. – М.: Аспект Пресс, 2012.
3. Возженников А.В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2012.
4. Делягин М.Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации. М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Иванов, И.С. Внешняя политика в эпоху глобализации. – М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
6. Побирченко В.В. Информационная безопасность в контексте национальной безопасности / Проблемы информационной безопасности: Труды IV Международной научно-практической конференции, Симферополь – Гурзуф, 15-17 февраля 2018 г. – Симферополь: ИП Зуева, 2018. – С. 68-69.
7. Шутаева Е.А., Побирченко В.В. Угрозы инвестиционной безопасности в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – Том 14. - №8 (365). – С. 1498-1513.