Индекс УДК 336.225
Дата публикации: 26.01.2021

Камеральная налоговая проверка: сущность и основные процессуальные аспекты проведения

Cameral tax audit: the essence and main procedural aspects of conducting a tax audi

Чаурина Анна Александровна,
Якимова Софья Сергеевна

факультет экономики и права,
Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова

Chapurina Anna Alexandrovna,
Yakimova Sofya Sergeevna
Faculty of Economics and Law,
Plekhanov Russian University of Economics

Аннотация: Основной доходной статьей государственного бюджета Российской Федерации являются налоги, поэтому нашему государству крайне важно, чтобы все плательщики осуществляли обязанности своевременно. Вместе с тем при решении порядка налоговой дисциплины, фискальные органы применяют различные способы и инструменты. Одним из ведущих способов является сфера применения налогового контроля - комплекс определенных приемов, методов и способов, которые обеспечивают соблюдение налогоплательщиками законодательства и налогового производства, закреплённых в нормативных актах.

Abstract: payers perform their duties in a timely manner. At the same time, when deciding on the order of tax discipline, fiscal authorities use various methods and tools. One of the leading methods is the scope of application of tax control - a set of certain techniques, methods and methods that ensure compliance by taxpayers with the legislation and tax proceedings enshrined in regulatory acts.
Ключевые слова: налогоплательщики, налоговый контроль, административные проверки, налогообложение, государственная политика

Keywords: taxpayers, tax control, administrative inspections, taxation, state policy


Введение. По общему порядку налоговые проверки являются основной формой налогового контроля в Российской Федерации. В соответствии с налоговым законодательством выделены следующие виды проверок: камеральные и выездные, а также в отношении взаимозависимых лиц по контролируемым сделкам [1,2]. По общему порядку камеральные налоговые проверки (далее — CTA) в ст. 88 НК РФ, с учетом разъяснений в Письме ФНС России от 16 июля 2013 года АС-4-2/12705 (ред. от 13.02.2020) «О рекомендации по проведению камеральных налоговых проверок». На сегодняшний день камеральная налоговая проверка является одной из основных форм, поскольку предоставляет возможность проверить большую часть налоговых деклараций с наименьшими затратами времени для фискальных органов [3, 4].

Налоговая декларация – это официальное письменное заявление налогоплательщика о полученных им доходах и налоговых льготах, которое налогоплательщик предоставляет в налоговые органы в специальной форме, закрепленной законодательно. В соответствии со ст. 87, п. 2 НК РФ главная цель CTA — контроль за соблюдением налогоплательщиком, агентом, плательщиком сборов или страховых взносов. Вместе с тем законодательное регулирование аспектов проведения CTA корректируется, что позволяет сделать проверки более качественными и эффективными [5, 6]. В частности, в 2018 году были внесены некоторые изменения касательно налога на добавленную стоимость, а с 04 сентября 2018 г. проверка деклараций проводится в течение двух, а не 3 месяцев со дня ее предоставления, а с 01 октября 2020г. – сокращена до одного календарного месяца по НДС.

Методика. При исследовании применен общий прием сравнительного анализа, широко используемый в научных экономических исследованиях.

Основная часть. Общий порядок регламентирует порядок проведения камеральных проверок, содержится перечень признаков данной категории, позволяющих определить содержание данной проверки:

  • проводится исключительно по месту нахождения налогового органа [7, 8];
  • предоставленные налоговые декларации являются основой проведения для исчисления и уплаты налога со дня их предоставления [9, 10];
  • осуществляет наделённое полномочиями должностное лицо в соответствии с их должностными обязанностями и имеющимися компетенциями без специального решения налогового органа [11, 12];
  • представленные декларации анализируются уполномоченными лицами, а право их осуществлять — только у тех должностных лиц, которым эти функции предоставлены действующим законодательством [13, 14].

Следует отметить, что CTA начинается только тогда, когда налогоплательщик предоставил в фискальные органы налоговые декларации (авансовые расчеты). Специального решения или разрешения налогоплательщика для начала проверки не требуется. Уведомление о начале CTA налогоплательщику не направляется. Процесс проверки происходит в течение трех месяцев со дня представления декларации в налоговый орган (кроме декларации по НДС). Если в ходе CTA выявлены ошибки или отклонения, налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика и требует представить пояснения и/или исправить ошибки в налоговой декларации. Вместе с тем в процессе проверки налоговый орган производит:

  • сопоставление показателей налоговой декларации за текущий и предыдущий период;
  • связь показателей декларации с другими показателями и бухгалтерской отчетностью;
  • проверку достоверности показателей декларации исходя из обобщенного анализа имеющейся информации;
  • анализ объема и качества документов, предоставленных как налогоплательщиками, так и третьими лицами [15, 16].

На основе всех данных признаков, можно дать определение, по которому CTA — одна из форм налогового контроля правильности исчисления и уплаты налога, которая проводится должностными лицами налоговых органов в рамках полномочий, которые закреплены в законодательном порядке. При этом алгоритм проведения CTA представлен следующим образом:

Рис. 1 Основные этапы осуществления камеральной налоговой проверки

При проверке помимо документов налогоплательщика, могут использоваться и другие документы, к которым отнесены:

  • налоговые декларации, которые были представлены ранее;
  • документы, которые получены контролирующим органом одновременно с первоначально поданной декларации;
  • документы, которые были получены при проведении других проверок/мероприятий;
  • документы, которые были получены налоговым органом для иных целей, законодательно соответствующих деятельности должностных лиц налоговых органов [17];
  • принятие решения (постановления) налоговых органов;
  • заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц [18];
  • иные документы, которые получены по законодательству.

Следует отметить, что порядок оформление результатов CTA может осуществляться по следующим признакам, если

  • нарушения не выявлены, то проверка завершается, а сообщения об окончании CTA законодательно не предусмотрено.
  • нарушения выявлены, то по действующему законодательству в течение 10 рабочих дней после завершения CTA должен быть составлен акт проверки. При этом акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления отправляется налогоплательщику. В свою очередь плательщик в течение 1 месяца может подать несогласие на акт. Если налогоплательщик подал возражение, то налоговый орган должен рассмотреть его в течение 10 рабочих дней, а после вынести решение.

С учетом действующего порядка по решению руководителя инспекции может вынести налогоплательщику следующее решение:

  1. налогоплательщик должен быть привлечен к ответственности за налоговое правонарушение;
  2. отказ в привлечении плательщика налогов к ответственности за налоговое правонарушение;
  3. необходимо провести дополнительные мероприятия НК для окончательного решения [17].

Вместе с тем CTA – основная и эффективная форма проверки документов за соблюдением налогового кодекса и законодательства. CTA нацелена на моментальный поиск ошибок в отчетности и моментальное реагирование налоговых органов на выявленные ошибки для того, чтобы снизить негативные последствия от неправильного применения налогоплательщиков законодательства и привести в нужный вид их учет и отчетность. По статье 88 НК РФ полномочия налоговых органов, которые осуществляются в момент проверки, позволяют своевременно выявить проблемные зоны в работе налогоплательщика, тщательный анализ которых может привести к законному взысканию в бюджет налогов, сборов и взносов, с учетом пеней и штрафных санкций. В целях проведения данного исследования в отношении эффективность работы CTA в Российской Федерации, с учетом данных ФНС России, получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Отчетные данные о результатах камеральных проверках

Год20152016201720182019
Количество камеральных налоговых проверок31 932 22539 984 74855 859 90367 889 98662 802 102
из них выявившие нарушения1 948 5402 254 8743 014 2523 530 1572 447 597
Дополнительно начисленных платежей, тысяч рублей74 233 33898 485 37561 599 44255 612 29937 743 315
из них налогов60 003 91173 013 26941 852 53836 636 07521 528 661
Пени за несвоевременную уплату57 208 24086 327 97897 058 850123 512 19667 681 297

Составлено авторами по данным ФНС России [Электронный ресурс: режим доступа https://www.nalog.ru/rn77/ ].

На основании обобщенных сведений, рассмотрим более подробно каждый исследуемый показатель:

1.Всего по России проводилось CTA в следующем порядке:

  • за 2015 год – 31932 225 проверки, из них выявлено нарушений – 1 948 540;
  • за 2016 год – 39984 748 проверки, из них выявлено нарушений – 2 254 874;
  • за 2017 год – 55859 903 проверки, из них выявлено нарушений – 3 014 252;
  • за 2018 год – 67889 986 проверки, из них выявлено нарушений – 3 530 157;
  • за 2019 год – 62802 102 проверки, из них выявлено нарушений – 2 447

С учетом полученных данных, в период 2015 — 2018 гг. количество CTA и проверок выявившие нарушение росло, а в 2019 году количество проверок уменьшилось по сравнению с 2018 годом. При этом самый высокий результат показал 2018 год, аналогичная ситуация происходит и с проверками, выявившими налоговые нарушения.

Вместе с тем количество CTA за 2019 год в 2 раза превысило аналогичное количество за 2015 год, но это не означает, то что количество налогоплательщиков выросло в 2 раза. Данный рост свидетельствует о том, что число налоговых проверок возросло и стало гораздо эффективнее, чем за налоговый период 2015 г. Данная ситуация также может объясняться существенным ростом роли осуществляемой аналитической работы налогового органа и частым в практике плательщиков — добровольным и добровольно – принудительным уточнением своих обязательств перед бюджетом и законом Российской Федерации, о котором также написано и в Налоговом кодексе, и в Конституции РФ.

2.Дополнительно начисленные платежи, включая налоговые санкции и пени (тысяч рублей):

  • за 2015 год – 74233 338, в том числе налогов – 60 003 911;
  • за 2016 год – 98485 375, в том числе налогов – 73 013 269;
  • за 2017 год – 61599 442, в. том числе налогов – 41 852 538;
  • за 2018 год – 55612 299, в. том числе налогов – 36 636 075;
  • за 2019 год – 37743 315, в том числе налогов – 21 528

Исходя из данных можно сделать следующие выводы. Динамика доплаты начисленных платежей изменялась из года в год. За 2016 год начислено самое большое количество дополнительных платеже, та же ситуация и с налоговыми поступлениями. За 2019 год сумма всех дополнительно начисленных платежей являлась наименьшей за последние 5 лет. Данное утверждение говорит нам о том, что многие налогоплательщики стали в большей степени своевременно и в полном объеме уплачивать налоги.

  1. Уплата пеней за несвоевременную уплату налогов, взносов, сборов и штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 Налогового кодекса Российской Федерации:
  • за 2015 год – 57208 240 тыс. рублей;
  • за 2016 год – 86327 978 тыс. рублей;
  • за 2017 год – 97058 850 тыс. рублей;
  • за 2018 год – 123512 196 тыс. рублей;
  • за 2019 год – 37743 315 тыс. рублей.

По анализируемым статистическим данным можно сделать следующие выводы. Размер поступлений пеней за несвоевременную уплату налогов увеличился за период 2015 — 2018 гг., а в 2019 году – снизился. При этом наибольшая сумма пеней составила за 2018 год, а наименьшая – в налоговом периоде за 2019 год. Можно утверждать, что налоговые органы также обеспечили своевременную уплату налогов, сборов и взносов, поскольку за последние 5 лет сумма пеней была наименьшей именно в 2019 году.

  1. Темпы роста самих CTA составили:
  • в 2016 по сравнению с 2015 – 125,22%;
  • в 2017 по сравнению с 2016 – 139,7%;
  • в 2018 по сравнению с 2017 – 121,5%;
  • в 2019 по сравнению с 2018 – 92, 5%.

По данным темпа роста можно отметить, что наибольший темп рост CTA пришелся на 2017 год по сравнению с 2016 годом. При этом темп прироста в 2019 году был отрицательным по сравнению с 2018 годом.

5.Процент выявления нарушений при проведении проверок:

  • в 2015 году – 6,1%;
  • в 2016 году – 5,64%;
  • в 2017 году – 5,4%;
  • в 2018 году – 5,2%;
  • в 2019 году – 3,9%.

Количество нарушений за 2019 сократилось более чем в 1,5 раза по сравнению с 2015 годом, что в большей степени свидетельствует о том, что налогоплательщики стали выполнять свои обязанности. Проанализировав количество CTA, начисленных платежей и налогов, пени за несвоевременную уплату, темпы роста, можно в большей степени заключить, что работа фискальных органов с 2015 года стала проводится более эффективно. Это объясняется тем, что контролирующие органы стали применять более жесткие меры по отношению к недобросовестным налогоплательщикам, плательщикам сборов и взносов, и, следовательно, дисциплинированность налогоплательщиков стала расти. Внедрение новых аналитических механизмов, а также улучшение аналитической составляющей в работе при проведении проверок и позволило изменить дисциплину налогоплательщиков в лучшую сторону [19, 20]. Главная задача — это побуждение внутренних мотивов налогоплательщиков, в данном случае исполнение своих налоговых обязательств перед законом государства [21]. Как изменилась CTA в 2020 году в период COVID-19? Постановление Правительства № 409 от 02.04.2020 года внесло изменения в процесс таких проверок:

  • на 10 рабочих дней сдвинулся крайний срок предоставления документов, направленных в рамках CTA по НДС;
  • на20 рабочих дней продлен срок предоставления документов и пояснений по другим требованиям, которые получены в период с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно (нерабочие дни, объявленные Президентом России, не входили в расчет срока предоставления пояснений, поэтому отсчет пошел после первого рабочего дня). При этом санкции за налоговые правонарушения, совершенные с 1 марта по 31 мая, не применяются.

Заключение. Подводя итоги проведенного исследования, стоит ещё раз отметить, что в России хоть и существует несколько видов налогового контроля, однако, на данный момент главенствующей его формой является именно порядок применения CTA, о чем свидетельствуют следующие факторы:

  • сравнительная характеристика камеральных и выездных проверок, можно в большей степени утверждать, что CTA занимают намного меньше времени;
  • максимальная возможность автоматизации и 100% охват плательщиков налогов и сборов, которыми предоставлена декларация;

проводится проверка уровня и динамики основных показателей деятельности организации, а также проверка отчётных показателей, сопоставимых с данными внешних источников, кроме того, CTA, как и иные формы проверок, воспитывают добросовестность и дисциплину у всех категорий налогоплательщиков

Библиографический список

Библиографический список
1. Дмитриева А.Б., Илюхина С.С. Особенности уплаты налога на добавленную стоимость при международных перевозках // Налоги (журнал). 2016. № 1. С. 23-26.
2. Косов М.Е., Харакоз Ю.К. Стратегическое управление затратами как метод увеличения конкурентоспособности//Образование, наука, научные кадры. 2014. № 1. С. 156-159.
3. Парамонов А.В., Харакоз Ю.К. Бухгалтерский аутсорсинг и консалтинг -2013. Рейтинг компаний//Аудитор. 2014. № 10 (236). С. 36-41.
4. Александрова Ю.А., Агапова А.А. Особенности проведения налогового мониторинга в Российской Федерации // Научный альманах Ассоциации France-Kazakhstan. 2019. № 2. С. 170-174
5. Быканова О.А., Ахмадеев Р.Г. Диверсификация портфельных инвестиций суверенных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 59-63.
6. Поздняев А.С. Управленческий учет как бизнес-процесс управления налоговой нагрузкой хозяйствующего субъекта // Экономические и гуманитарные науки. 2010. №6. С. 76-80.
7. Ващекина И. В., Ващекин А. Н. Оптимизация экспертно-оценочной деятельности при сделках с недвижимостью: экономико-математическая модель // Недвижимость: экономика, управление. – 2018. – № 3. – С. 23–29.
8. Иванов Г.Г., Зверева А.О. Развитие торговых организаций в современной экономике: Монография / Г.Г. Иванов, А.О. Зверева - М.: Изд.-торг. Корпорация «Дашков и К», 2018. - 160 с
9. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Малахова Л.И. Рынок цифрового контента: новый порядок взимания НДС//Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 43-46.
10. Korableva O.N., Kalimullina O.V. An innovative approach to strategic risk management in banking: Russian banks case study // WSEAS Transactions on Business and Economics. 2016. Т. 13. С. 269-282.
11. Зверева А. О. Особенности создания отраслевой системы закупок // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2007. № 4. С. 20-23.
12. Харакоз Ю.К. Тенденции развития системы управленческого учета // Аудит и финансовый анализ. 2007, № 2. С. 15-19.
13. Башкирова Н.Н. Налоговое администрирование: тенденции развития и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 26: Государственный аудит. 2015. №4. С. 3-13.
14. Kosov M.E., Mashinistova G.E., Kharakoz Yu.K. Features of the organization of managerial cost accounting and cost management//Мировая экономика: проблемы безопасности. 2016. № 1. С. 33-39.
15. Ахмадеев Р.Г., Быканова О.А., Агапова А.А. Увеличение с 2019 года ставки по НДС: влияние на политику ценообразования налогоплательщика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 23-26.
16. Понкратов В.В. Влияние изменений в методологии российской системы налогообложения нефтедобычи на формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза // Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2015. №3. С. 82-90.
17. Налоговое право: учебник для магистрантов, обучающихся по программам направлений «Юриспруденция», «Экономика» и «Менеджмент» / [Н. Д. Эриашвили и др.]. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2020. – 511 с.
18. Налоговый процесс: учебник для студентов вузов обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Финансы и кредиты», «Юриспруденция» / [Н. Д. Эриашвили, М.Е. Косов и др.]; под ред. Н. Д. Эриашвили, М. Н. Коршунова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2020. – 607 с.
19. Воробьева Е.В. Камеральные проверки – 2020: что меняется из-за COVID-19 //Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2020. № 15. С. 79-80.
20. Понкратов В.В., Поздняев А.С., Воронцов А.Н. Бюджетные правила в отношении конъюнктурных сырьевых доходов – российская практика и направления совершенствования // Финансовая жизнь. 2019. №3. С. 83-86.
21. Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Повышение эффективности проведения налоговых проверок // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 239-244.