Индекс УДК 33
Дата публикации: 01.02.2023

Развитие малого предпринимательства в системе социально-экономического развития субъекта РФ

Development of small business in the system of socio-economic development of the subject of the Russian Federation

Мельников Иван Витальевич,
Валова Юлия Игоревна
1. магистрант
Московский государственный областной педагогический университет,
г. Москва, Россия
2. к.э.н, доцент,
Московский государственный областной педагогический университет,
г. Москва, Россия

Melnikov Ivan Vitalievich,
Valova Yulia Igorevna,


1. undergraduate
Moscow State Regional Pedagogical University,
Moscow, Russia
2. Candidate of Economics, Associate Professor,
Moscow State Regional Pedagogical University,
Moscow, Russia
Аннотация: В статье раскрываются основные аспекты развития и поддержки малого предпринимательства. Сделан вывод, что принципы государственной поддержки малого предпринимательства во многом опираются на условия регулирования в законодательном и правовом поле, но, как показывает международная практика, чем меньше административный гнет, тем свободнее и эффективнее предпринимательство себя проявляет. В связи с этим многие реогионы берут курс на дерегулирование экономики и создание общих благоприятных условий для бизнеса.

Abstract: The article reveals the main aspects of the development and support of small business. It is concluded that the principles of state support for small business are largely based on the conditions of regulation in the legislative and legal field, but, as international practice shows, the less administrative oppression, the freer and more effective entrepreneurship manifests itself. In this regard, many regions are taking a course to deregulate the economy and create general favorable conditions for business.
Ключевые слова: малое предпринимательства, развитие малого бизнеса, поддержка малого бизнеса, факторы, влияющие на развитие малого предпринимательства.

Keywords: small entrepreneurship, small business development, small business support, factors influencing the development of small entrepreneurship.


Развитие предпринимательства в условиях переходной экономики в связи с изменениями глобализации в мировой экономике обеспечит развитие экономики страны от сырьевой экспортно-ориентированной к инновационно-технологической и повышению благосостояния общества.

В поддержке малого бизнеса необходимо уделять особое внимание развитию инноваций и предусматривать кардинальное улучшение и расширение бизнес-среды для развития малого и среднего бизнеса. Основным условием создания новой отрасли является поддержка инноваций и внедрение их в производство, причем этот процесс осуществляется за счет инновационного малого и среднего бизнеса [5].

Развитие инновационного малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию инновационного процесса в стране, повышению уровня занятости, повышению уровня доходов занятого населения. Увеличение уровня доходов создает спрос на товары и услуги, что приводит к развитию производственного цикла. В результате этих процессов будет развиваться инфраструктура регионов, а в результате их социально-экономического развития повысится уровень жизни населения.

Малый бизнес в регионах создает необходимые условия для производства товаров и услуг, рыночную инфраструктуру. Рыночная инфраструктура в регионе выполняет две функции, первая — торгово- посреднические услуги (поставки сырья, материалов, оборудования и т.п. предприятиям), другая — финансово-кредитная, информационно-экономическая и юридическая (информационно-финансовая — хозяйствующим субъектам) и юридическая помощь.

Большие материальные и финансовые ресурсы и качественные трудовые ресурсы имеют важное значение для повышения эффективности рыночной инфраструктуры в регионе. Поэтому возникает потребность в высоких инвестициях в основной капитал, выделяемых из государственного бюджета региона. Параметры и адресность инвестиций увязывается со стратегическими планами развития, планами развития территорий, отраслей и хозяйствующих субъектов. В целях обеспечения эффективности ассигнований необходим систематический антикоррупционный контроль [8, с. 29]. Кроме того, наличие статистического наблюдения за такими категориями, как качество трудовых ресурсов в регионе, уровень экономической ситуации и объемы финансовой помощи субъектам предпринимательства в регионе для постоянного контроля за текущим развитием региона, тенденциями развития, структурные изменения отрасли, будет основой [2].

Общая культура и законодательная база позволяют компаниям любого масштаба кооперировать усилия в общих интересах, дополнять слабые стороны и усиливать лучшие характеристики друг друга. Особенно это заметно в узкопрофильном производстве и инновациях. Такая кооперация выгодна всем, поскольку регулируется и защищается правовой базой международного законодательства.

Помимо национальных и исторических факторов влияния на развитие малого и среднего предпринимательства существует универсальное сочетание, присущее любой компании – это внутренняя и внешняя среда организации. Как правило, лучше других с трудностями справляются наиболее конкурентоспособные организации [3, с. 57].

Внутренняя среда малого предприятия представляет собой совокупность функциональных областей, каждая из которых характеризуется особым объектом деятельности, технологией, отношениями.

Структура внутренней среды компании может быть поделена на три сегмента: бизнес-процессы, фазы управления, элементы организационной структуры. Понимание своей структуры и умелое распоряжение ими позволяет предпринимателю повышать эффективность работы, успешно достигать поставленных задач и своевременно реагировать на проблемы и изменения извне.

Внешнюю среду малого предприятия формирует совокупность факторов, прямо или косвенно влияющих на его деятельность, причем воздействие может быть негативным или позитивным.

Всю совокупность элементов внешней среды малого предприятия можно свести в шесть общих групп:

1) Рыночная среда;

2) Государственные и частные институты;

3) Правовое поле деятельности;

4) Конъюнктура рынка;

5) Социокультурные особенности страны;

6) Система государственной поддержки малого предпринимательства [1].

Если внутреннюю среду еще можно как-то оценить, измерить, спрогнозировать и повлиять на ее отдельные элементы, то внешняя среда непредсказуема и изменчива.

Малое предприятие действует на локальном местном рынке, который является частью большого отраслевого или регионального рынка, а тот в свою очередь подпадает вод влияние национальной экономики и далее под мировые экономические тенденции и тренды развития.

Вся эта многослойность и многокомпонентность порождает стихийность и непредсказуемость, в которой устоять самостоятельно маленькой компании очень тяжело.

Многоуровневость обоснована и обусловлена взаимосвязями и масштабом деятельности компаний, их объединений и отраслей. К тому же, работа этой системы должна быть открытой и двухсторонней, адаптирующейся к элементам неопределенной среды.

Реализация предпринимательских функций связана с постоянным риском и для компаний, и для инвесторов, и для государственных систем поддержки. Каждая компания уникальна и обладает как своей индивидуальной внутренней средой, так и по-особому реагирует на факторы внешней среды. Риски трудно измеримы, что затрудняет доступ малым компаниям со своими проектами и идеями к рынку финансов, кредитов и инвестиций.

Визуально факторы разных уровней, которые прямым образом влияют на развитие и успешное существование на рынке субъектов МСБ, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Факторы внешней среды, влияющие на развитие МСБ [6]

Еще одна особенность отношения малого предприятия и внешней среды – невозможность повлиять на нее. Субъекты МСБ зависят от принимаемых на государственном уровне решений, от решений крупных рыночных игроков и финансово-кредитных институтов.

Внешняя среда влияет на внутреннюю, и если совокупность негативных факторов в какой-то момент перевесит позитивные, то в компании может произойти сбой и даже коллапс, ведущий к банкротству.

Внутренние и внешние факторы малого предприятия находятся в постоянном и непрерывном взаимодействии, малейшее влияние или появление нового фактора резко обесценивает все предыдущие планы и расчеты. Чем больше ненормальностей в деятельности организации, тем больше вероятность ее распада.

Жизнеспособность и выживание МСБ в таких условиях невозможны без вмешательства государства, тем более, как было отмечено ранее, этот сектор играет жизненно важную роль для всей экономики и общества в целом.

Любая страна должна целенаправленно и системно разрабатывать, и внедрять программы и механизмы поддержки развития малого и среднего бизнеса, охватывающие как внешнюю, так и внутреннюю их среду, создающие благоприятные условия существования и блокирующие негативные влияния, и проблемы.

Известно, что программы, ориентированные на финансирование, более необходимы МСБ в условиях развития экономики, чем программы информационного характера. Это связано с тем, что все проблемы, возникающие у МСБ, связаны с наличностью, нехваткой оборотных средств, отсутствием доступа к банковским кредитам, нехваткой средств государственных и муниципальных фондов для всех предприятий и другими внутренними рисками хозяйствующих субъектов.

Если индивидуальный предприниматель стремится улучшить свое финансовое положение и повысить ликвидность активов, у государства должны быть другие обязательства, помогающие ему. Это связано с тем, что6 регулярные субсидии МСБ временно решают их финансовые проблемы, но не повышают ликвидность активов предприятий. В связи с этим комплексная реализация государством всех экономических и административных мер по развитию МСБ является более эффективной и повышает эффективность МСБ в условиях развития экономики [3].

Изучение существующих средств содействия развитию в Российской Федерации малого предпринимательства позволяет отметить, что они не обеспечивают успешное решение связанных с указанной поддержкой задач. Субъекты МСБ вынуждены в силу кризисных явлений в экономике либо переходить в теневой сектор, либо прекращать деятельность.

Программы содействия малому предпринимательству в недостаточной мере учитывают рыночные условия. Число субъектов МСБ, направления их деятельности, успешность функционирования определяются условиями, формируемыми государства для осуществления гражданами собственных проектов в сфере предпринимательства.

Существует необходимость в дифференциации мер содействия развитию субъектов МСБ. Требуется при определении данных мер учитывать состояние, стадию развития субъектов МСБ.

Следует обратить внимание и на институты содействия экономическому развитию, не являющиеся государственными, на относящиеся к экономической инфраструктуре коммерческие составляющие, реализующие такие функции, как инвестиционная и финансовая.

Взаимодействие институтов государства, институтов, являющихся негосударственными при содействии развитию бизнеса характеризуется определенными сложностями, которые обусловлены тем, что возможности, потребности, интересы и цели развития частного капитала и государства являются различными.

С учетом данного обстоятельства целесообразно принимать во внимание опыт содействия субъектам МСБ в государствах, относящихся к категории развитых.

В Соединенных Штатах используемые средства содействия МСБ являются весьма многообразными. В стране более шестидесяти лет реализуется отраслевой подход к определению таких параметров, как масштабы деятельности, аффилированность, размеры малых компаний. При этом существуют компании, которые обладают приоритетом при участии в тендерах, проводимых государствах (компании, которые находятся в регионах, являющихся депрессивными, компании, собственники которых – ветераны-инвалиды, женщины).

Для содействия МСБ в стране функционирует особый госорган – АМБ — Администрация малого бизнеса.  Роль данного органа в процессе содействия развитию МСБ является весьма существенной. К компетенции АМБ относится содействие реализуемым субъектам МСБ проектам в сфере поставок на экспорт, защита интересов субъектов МСБ при госзакупках, определение состава товаров, которые могут поставляться субъектами МСБ, инициирование заключения контрактов с указанными субъектами.

Следует отметить ряд успешно реализуемых программ содействия субъектам МСБ в данной стране. Данные программы представлены в виде:

— объединенных заказов: предполагает реализацию эффекта масштаба для снижения цены, при этом один заказ разделяется между рядом поставщиков, являющихся субъектами МСБ;

— госзаказа – размещения среди представителей МСБ части контрактов, с установлением требований в отношении способов закупок, требований в отношении условий поставок и качества, определением состава приобретаемых услуг, работ, товаров;

— рамочных контрактов – осуществление закупок у конкретных поставщиков, являющихся субъектами МСБ, которые выбираются заранее;

— квотирования, с закреплением за субъектами МСБ контрактов на суммы от двух с половиной до ста тысяч долларов при участии в конкурсе ряда субъектов МСБ, которые предлагают конкурентоспособные цены и необходимое качество;

— демонстрации конкурентоспособности субъектов МСБ, с квотированием контрактов, поставок в отраслях, где удельный вес микропредприятий является наибольшим (показатели деятельности подобных предприятий в два раза ниже, чем минимальные значения для малых предприятий);

— сертификатов компетентности, с выдачей АМБ подобных документов на основе запросов малых предприятий, которые желают подтвердить свои компетенции, чтобы предоставлять их в департамент закупок при направлении заявок;

— программы 8(а), которая предусматривает возможность передачи АМБ контрактов на осуществление работ, поставку товаров, с дальнейшей передачей данных контрактов субъектам МСБ, которым они наиболее необходимы;

— субконтрактации, с возможностью работы субъектов МСБ по крупным контрактам, получать часть доходов и во взаимодействии с прочими экономическими субъектами реализовывать имеющиеся возможности [4].

Наряду с указанными программами, механизмами закупок на льготных условиях государством реализуются закупки с наименьшими требованиями по документам и в упрощенных формах.

В числе форм содействия развитию МСБ, являющихся перспективными, следует выделить создание широкой сети бизнес-инкубаторов. Решение данной задачи позволяет улучшать экономический климат, повышать занятость и доходы, содействовать приоритетным направлениям деятельности субъектов МСБ.

Функционирование бизнес-инкубаторов способствует развитию самостоятельных субъектов МСБ, обеспечивает централизацию локальных сегментов МСБ, предоставляет требующуюся для МСБ инфраструктуру, содействуют повышению конкурентоспособности.

Экономическое содействие МСБ реализуется в многообрзаных формах и за счет многочисленных средств, в т.ч. франчайзинга, факторинга, сервейинга, лизинга и др. За счет информационного обеспечения функционирования, развития МСБ обеспечиваются условия для успешного взаимодействия субъектов МСБ с внешней средой и оперативного реагирования на ее изменения.

Для решения достижения указанной цели государству необходимо решать ряд задач:

— передавать технологии, знания от международных, государственных, коммерческих структур;

— пропагандировать полезность, выгодность МСБ для развития экономики страны;

— предоставлять сведения в отношении связанных с функционированием, развитием МСБ проектов изменений в нормативно-правовом регулировании;

— поддерживать направления развития экономики, являющиеся приоритетными, организовывать финансовую поддержку по данным направлениям;

— распространять через собственную инфраструктуру сведения в отношении инструментов содействия МСБ, соответствующих госпрограмм;

— распространять посредством национальных, региональных СМИ передовой опыт ведения предпринимательской деятельности.

Ведущий принцип информационного содействия малому предпринимательству состоит в том, что вся информация должна быть доступной, открытой. Для этого организуются встречи между заинтересованными сторонами, применяются современные информационно-телекоммуникационные технологии, задействуются возможности традиционных каналов массовой коммуникации (телевидение и др.).

Необходимо обеспечивать достаточность, общедоступность, актуальность, достоверность, точность и полноту предоставляемых сведений. Соблюдение данных требований обеспечивает полезность, эффективность информационного содействия.

Следует выделить 3 стадии осуществления контроля и координации осуществления национальных программ содействия МСБ. Данные стадии связаны с упорядочением внешней среды функционирования субъектов МСБ, осуществлением регулирующего воздействия в отношении внутренней среды МСБ, развитием государственных институтов содействия развитию МСБ. В рамках каждой из стадий реализуется система стратегических долгосрочных мероприятий.

Формирование статической программы содействия развитию малого предпринимательства обеспечивает интеграцию отдельных мероприятий на основе общих целей, задач. Например, на территории Калининградской области реализуются мероприятия, ориентированные на то, чтобы упростить условия осуществления деятельности предпринимательского характера. Данные мероприятия связаны с установлением применительно к услугам, работам, товарам стандартов безопасности, качества, внедрением принципа одного окна во всех госорганах, сокращением числа видов деятельности, в отношении которых осуществляется лицензирование, упрощением графика контрольных проверок. При этом соответствующие меры не могут рассматриваться как достаточные для того, чтобы формировать экономические условия, которые позволят обеспечить полезность малого бизнеса для развития общества, как в государствах, относящихся к категории развитых. Для того, чтобы активизировать содействие малому предпринимательству, необходимо изучать историческую специфику его развития, принимать во внимание международный опыт.

Господдержка в значительной мере основывается на нормативном и административном регулировании. В то же время анализ мирового опыта свидетельствует, что эффективность предпринимательства выше там, где административная нагрузка является менее значительной. С учетом данного обстоятельства в значительном числе развитых стран отметается тенденция к дерегулированию экономики [7].

Таким образом, можно отметить, что деятельность государства преимущественно связана с мерами контроля и устранением рисков предпринимательства, устранением затруднений в его развитии. Активизация соответствующего процесса возможна в случае, если будет формироваться единая нормативная основа защиты присущих и бизнесу, и потребителям прав, увеличиваться качество рыночных продуктов, внедряться принципы саморегулирования, сокращаться количество нормативно-правовых актов с сохранением ключевых и наиболее масштабных, частота и число мер контроля и проверок, число видов деятельности, в отношении которых осуществляется лицензирование.

Библиографический список

1. Баринова В.А. Предпринимательство и институты: есть ли связь на региональном уровне в России / В.В. Баринова, С.П. Земцов, Ю.В. Царева // Вопросы экономики. 2018. № 6. С. 92–116
2. Блинов А.О. Малое предпринимательство: теория и практика: учеб. пособие для вузов / А.О. Блинов, И.В. Шапкин. – М.: Изд-во Дашков и Ко, 2021. – 355 с.
3. Валова Ю.И., Титков В.И. Оценка состояния конкурентной среды в России. Сборник научных статей «Фестиваль науки и технологий» [текст]. Волгоград, 2020. Вып.1. С. 56-68.
4. Виленский А. В. Трансформация целей и задач государственных программ и проектов поддержки и развития малого и среднего предпринимательства России/ А.В. Виленский, О.В. Лылова // ЭТАП. 2018. №5. – С. 43-57
5. Виленский А.В. Макроэкономические институциональные ограничения развития малого предпринимательства / А.В. Виленский. – М.: Наука, 2017. – 236 с.
6. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия: учебное пособие. - М.: Изд-во Гросс Медиа, 2017. - 125 с.
7. Наролина Т. С. Исследование особенностей функционирования малых и средних предприятий в условиях пандемии / Т.С. Наролина, М.И. Самогородская, И.А. Бейнар, Т.И. Смотрова // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - №2(53). - С.127-134
8. Стрельцов Р. С. Аналитический аспект инновационного потенциала кластеров малого и среднего бизнеса в России / Р. С. Стрельцов // Наука Красноярья. – 2021. – Т. 10. № 2-2. – С. 171—175.
9. Салгириев Д.Х., Крупнов Ю.А. Роль государственного заказа в реализации социально-экономической политики государства. В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. Сборник научных трудов 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной Году науки и технологий в Российской Федерации. Курск, 2021. С. 373-377. EDN: UYLZKP