Abstract: The article considers the issues of state regulation of the economy and the financial system of the countries of East Asia, analyzes the main stages of their development.
Keywords: Region, Pacific, reform, economy, regulation, country.
Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-46-04125)
Как известно, государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной политики, играет ведущую роль в формировании и развитии экономической системы любого государства. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является финансовая система государства, а главным звеном — государственный бюджет. Именно через бюджет государство воздействует на формирование децентрализованных денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функции.
Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов прошлого века, также не могли обойти стороной сферу государственных финансов, и, в первую очередь государственный бюджет. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная система будет отвечать требованиям времени.
Главным препятствием достижения этой задачи является налогово-бюджетная политика России, которая еще, к сожалению, не достигла такого уровня развития, при котором соблюдался бы паритет фискальных и стимулирующих функций налогов. Сегодня государство использует налоги только в целях формирования бюджетов различных уровней, и такая финансовая политика не только не стимулирует, а наоборот подрывает развитие частного предпринимательства в России. Например, с введением 2 части Налогового кодекса, вроде бы ставка налога на прибыль снизились до 20 процентов, но при этом были отменены все льготы, в результате чего нагрузка данного налога для большинства налогоплательщиков увеличилась.
Для дальнейшего поступательного развития народного хозяйства России необходимо оптимизировать налоговую нагрузку на предприятия и для этого можно использовать опыт зарубежных стран. И в связи с этим в последнее время часто поднимается вопрос об изучении и применении опыта экономических реформ стран Юго-Восточной Азии, но при этом “по-прежнему нет единого мнения по поводу того, в какой мере и какие из апробированных реформаторских мер могут быть творчески воспроизведены в России” [5]. Большим препятствием для переноса восточно-азиатского опыта по реформированию экономики является огромное различие исторических и культурных традиций стран Азии и России, поэтому, слепое копирование преобразований может привести к деструктивным результатам, что, к сожалению и произошло в начале 90-х годов при применении “шоковой” терапии. Безусловно, путь к экономической устойчивости и стабильности каждой из восточных стран имеет свои особенности и черты, обусловленные культурными, историческими и экономическими предпосылками (например, экономические отношения в Китае были социалистическими, а в Японии – капиталистическими), но в то же время имеются и общие для этих стран национальные черты (трудолюбивость, патернализм). С другой стороны, нельзя преуменьшать роль опыта управления народным хозяйством в данном регионе, так как именно в странах Юго-Восточной Азии успешно сочетаются не только рыночные институты и государственное регулирование в экономике, но и, что очень важно, успешно происходит синтез западной и восточной культуры. И в этом смысле нельзя переоценить опыт экономических преобразований восточно-азиатских стран для России, которая традиционно имеет в себе черты и западной, и восточной культуры.
С другой стороны, залогом успешного развития стран Юго-Восточной Азии явилось разумная финансовая политика, в целом направленная на поощрение внешних и внутренних инвестиций, стимулированию и поддержке наукоемких и передовых технологий.
Рассмотрим пути экономических реформ и их результаты на примере Японии, Китая, Республики Кореи и Тайваня.
Япония. Особенность японского развития состоит в том, что она раньше других стран Азии вступила на путь капиталистического развития. Эпоха рыночных отношений в Японии началась с периода реформ Мэйдзи (в последней трети XIX в), результатом которой явилось то, что уже к началу XX века она стала крупнейшей военно-экономической державой в Азии. К сожалению, такое неравномерное развитие стран в одном регионе привело к оккупации Японией почти всей Юго-Восточной Азии, которые стали легкой добычей страны с развитой военно-промышленной техникой и технологией. После поражения во второй мировой войне Япония была лишена права иметь свою армию, и обязана была коренным образом перестроить экономику на демократический путь развития. Устранение военно-промышленного комплекса сыграло положительную роль в том плане, что высвобожденные финансовые средства теперь могли инвестироваться в экономику страны.
К важнейшим экономическим реформам относятся:
- Принятие закона о ликвидации дзайбацу – системы гигантских объединений, которые контролировали большую часть акционерного капитала страны.
- Аграрная реформа 1947-1949 гг. [2], суть которой заключалась в том, что земельная собственность принудительно выкупалась у помещиков и продавалась крестьянам, которые арендовали эту землю, с рассрочкой на 24 года. Данная реформа привела к уничтожению феодального землевладения и появлению нового собственника земли – мелкого фермера, так как возникновение в Японии крупных хозяйств тормозилось аграрным перенаселением, когда на одного собственника земли приходилось менее 1 га земельной площади. Даже при таких условиях развития сельского хозяйства реформа вызвала рост производства сельского производства.
В настоящий момент общепризнанно то, что японский менеджмент является одним из самых совершенных систем управления, основным звеном которого является воздействие на творческие способности работников организации. Особенности японского управления можно классифицировать в следующем порядке [6, 7]:
- Менеджеры и служащие организации имеют равные права, т.е. каждый служащий является частью одной большой семьи. Ни управляющий, ни директор компании не должен иметь отдельного кабинета. Для японских рабочих и служащих характерны дружеские отношения, минимум конфликтов и неформальная атмосфера в коллективе.
- Система пожизненного найма, т.е. фирма должна заботиться о своем работнике вплоть до выхода на пенсию.
- Мобильность внутри компании, т.е. перевод работников каждые два года на новую работу дает им возможность реализовать себя, найти свое место в организации.
- Новаторство, или система внесения предложений, суть которого заключается в том, что работники имеют право вносить свои идеи, задумки и разработки относительно процесса работы, производства и т.д., что является одним из краеугольных камней японского менеджмента. Ведь именно от рабочих и служащих вносятся большинство предложений по улучшению качества того или иного товара, которое производит предприятие.
- Система кружков качества (QC) разработана американским специалистом “Эдвардсом Демингом, который не был известен в собственной стране до тех пор, пока его идеи контроля качества не оказали столь громадного воздействия на японские компании.” [1, 4]. Кружки качества – это добровольная организация внутри компании, которое сродни профсоюзу. Членство в QC добровольное. Члены данной организации занимаются изучают методы повышения продуктивности, контроля и улучшения качества и т.д. По оценкам экспертов доля брака в японских товарах составляет 0,1 %, при 1% браке товаров у американских производителей. То есть качество японской продукции в 10 раз выше.
Итак, можно сделать вывод, что менеджмент японских организаций в основном применяет психологические мотивации работников и служащих для активизации творческих их способностей, что является одним из главных факторов высокого качества японских промышленных товаров, результатом которой стало беспрецедентные среднегодовые темпы роста промышленного производства в период с 1950-1970, которые составили около 15 %.
Другой метод, который использовался в Японии для ускорения развития промышленности, состояла в приобретении у других стран научно-исследовательских разработок, патентов и лицензий. В сочетании с японским менеджментом, которая использовала прогрессивные для своего времени технологии, как кружки качества, принятие рационализаторских предложений от работников и их внедрение в производство, обернулось тем, что через несколько лет уже японские компании продавали тем же зарубежным фирмам патенты тех же, но улучшенных товаров [7].
Существенной особенностью японской экономики является высокий уровень капиталовложений в национальном доходе, 70 % капиталовложений которых составляют банковские кредиты. Доля сбережений частных лиц в капиталовложениях составляет около 30%.
К дополнению к этому можно добавить, что государство играет значительную роль в экономике. Например, 20 % ВНП Японии производится по госзаказам.
С другой стороны экономика Японии в целом также направлена на поощрение инвестиционной привлекательности, как для иностранных, так и для национальных предпринимателей.
Особенностью японской инвестиционно-экономической политики является ее ориентация на содействие и поощрение инвестиций в периферийных и наименее развитых районах страны. Для стимулирования инвестиций в таких районах используются различные налоговые льготы, субсидии и т.д. В некоторых муниципальных образованиях, предприятия, использующие иностранные инвестиции полностью освобождаются от местных налогов.
С 2013 г. в Японии начали реализовывать программу экономических реформ, которая была названа «абэномикой» — в честь премьер-министра Абэ Синдзо. Суть программы заключается в реализации либеральных принципов при сочетании с экономическим учением Дж. Кейнса, три направления экономической политики названы «тремя стрелами»: увеличение бюджетного дефицита, увеличение предложения денег и стратегия роста. Сегодня можно говорить о больше положительных результатах «абэномики» [8, 9].
Итак, можно сделать вывод, что причинами успеха преобразований в Японии являются системный подход при осуществлении реформ, который учитывал не только исторические предпосылки развития рыночных отношений, но также дал возможность реализовать новые методы управления, которые в сочетании с культурно-историческими традициями японского народа, позволили пробудить творческие, организационные и иные способности работников, что является главным фактором динамического развития любой организации в нашем обществе.
Китай. Одной из основных направлений преобразования экономики Китая стала аграрная реформа. В отличии от Японии в КНР не вводили землю в частную собственность , а передавали в пользование крестьянам. При этом государство заключало договор подряда на поставку сельхозпродукции на долгосрочной основе. Огромную роль сыграло то, “что к концу 70-х годов удельный вес сельского населения составил 80 %, причем крестьянство не утратило традиционного трудолюбия, хозяйственных навыков и коммерческой сметки” [5].
Уже к 1983 г. 94,2 % крестьян работали по этой форме производственных отношений с государством. Согласно принятой политике государство контролировало цены основные сельхозпродукты, прежде всего на рис и хлопок. Однако постепенно государство отходит от регулирования цен. Несмотря на то, что до сих пор земельная собственность не передана в частные руки, реформы в аграрном секторе создало материальную, финансовую кадровую базу для рыночной трансформации экономики Китая.
Известно также, что важную роль в развитии Китая сыграли возрожденные конфуцианские принципы, такие как приоритетность дисциплины, уважение старших, бережливость, тяга к повышению своего образования, а также особые семейно-клановые отношения в бизнесе. Для малых и средних предприятий, которые составляют фундамент китайской экономики, управление построено по приоритетности родственно-дружеских отношений, перенесенное на коммерческие рельсы.
Блестящие результаты реформ в сельском хозяйстве дал мощный толчок развитию всех отраслей экономики КНР. При этом темпы роста в сельском хозяйстве на порядок опережали темпы роста государственной промышленности в 80-90 годы.
В дополнение к этому нельзя забывать, что для развития экономики оказался бесценным опыт китайских эмигрантов – хуацяо, привнесшие не только огромные финансовые возможности, но и коммерческий, предпринимательский и технологический профессионализм.
Также следует подчеркнуть, что следующим из наиболее важнейших направлений экономических реформ являются преобразования в налогово-бюджетной системе страны, и в первую очередь, преобразования были направлены на реализацию стимулирующих функций налогов. При этом налоговые нагрузки на ВВП уменьшились с 30,4 % до 10,4 %.
Например, при ставке налога на прибыль предприятий 33 %, существует ряд налоговых льгот для предприятий КНР:
- при инвестировании капитала свыше 10 лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль в течение 3-х лет, а с предприятий, использующих наукоемкие и передовые технологии для извлечения прибыли, в течение 3-х последующих лет налог на прибыль взимается по ставке 15 %;
- ставка налога на прибыль для предприятий с участием иностранного капитала составляет – 15 %;
- для предприятий, ориентированных на экспорт налог на прибыль составляет 10 %, при этом объем экспорта должен превышать 70 %, также для данных предприятий предоставляется освобождение от экспортных и таможенных пошлин и НДС;
- при реинвестировании капиталов на срок свыше 5 лет с санкции государственных органов власти иностранному инвестору может быть возвращено 40 % налога из суммы повторных инвестиций;
- для предприятий, действующих в депрессивных регионах с разрешения государственных органов власти может быть произведено снижение налога на прибыль на 15-30 % в течение 10 лет.
Из вышеперечисленного видно, что реформы в Китае были направлены на развитие наукоемких и передовых технологий, привлечении иностранных инвестиций и развитию депрессивных регионов. Если в 60-х годах прошлого века, промышленность в Китае была в начальной стадии развития, то уже к концу века можно говорить о Китае как о экспортоориентированной промышленной державе. Таблица 1.1 показывает, что отказ от импортных пошлин, а также гибкая налоговая система в КНР увеличили экспорт за 20 лет в 3 раза, а удельный вес машин и оборудования в экспорте увеличился в 4 раза.
Таблица 1
Внешнеэкономическая политика КНР и ее результаты
Показатели | 1978 | 1998 |
Импортные пошлины в % к импорту | 17,7 | 2,5 |
Темпы прироста экспорта, % | 2,3 | 18,7 |
Темпы прироста импорта, % | 2,8 | 19,5 |
Экспорт в % к ВВП | 5,1 | 17,1 |
Импорт в % к ВВП | 6,3 | 15,2 |
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, % | 4,2 | 23,4 |
Иностранные инвестиции в % к ВВП | 0,11 | 5,8 |
Реформы, проведенные в 1978 году дали более чем положительный эффект и страна из бедственного положения, в котором она оказалась в 60-70 годах, превратилась в динамично развивающийся регион. Такие быстрые темпы экономического роста (9-10 % в среднем в год, т.е. он удваивался каждые 7-8 лет), дают повод еще раз призадуматься о разумной бюджетно-налоговой политике, которую следовало бы внедрить и в России.
Корея. В отличие от Японии у Кореи не было опыта капиталистического развития хозяйства. Большую роль при формировании и развитии промышленности сыграли финансово-экономическая помощь США, которая была заинтересована в развитии республики в противовес Северной Корее, развивавшейся по социалистическому пути.
С самого начала реформ приоритет развития был направлен на содействие экспортоориентированной продукции. “Страна форсировала экспорт ценой ограничений на внутреннем рынке: выпускавшиеся здесь телевизоры вывозились за границу, а продажа их в Корее была запрещена.”
Однако развитие Кореи нельзя объяснить только экономическими предпосылками. Нельзя переоценить и роль национального менталитета корейцев, основанный на принципах конфуцианской морали. Так же как и китайцы, характерной чертой корейцев является высокая трудолюбивость нации. Корейцы работают много: средняя продолжительность рабочей недели 47,5 часов, что гораздо больше, нежели в Европе (в ряде стран — менее 40 часов).
Корея с успехом перенимала опыт реформ Японии. Так же как и Япония, она стала закупать зарубежные научные патенты, лицензии на научные разработки и изобретения, а так же закупать минеральное сырье для развития тяжелой промышленности.
Отличительной чертой экономических отношений в Южной Корее по сравнению с другими странами Азии является защита отечественных производителей от зарубежных конкурентов и ничтожная доля иностранных инвестиций.
Таким образом, можно сделать вывод, что успех экономических реформ для стран Юго-Восточной Азии имеют в целом общие черты и обусловлены не только экономическими причинами, но большую роль в развитии этих стран играют и неэкономические или социо-культурные факторы, такие как трудолюбие народа, основанное на конфуцианской морали, патернализм, семейно-клановые отношения в коммерции и др.
Однако здесь не следует преуменьшать и роль государственной экономической политики, которая направлена на стимулирование приоритетных отраслей экономики путем предоставления налоговых льгота для наукоемких и передовых технологий, государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реформированию агропромышленного комплекса, создания свободных экономических зон, поддержке инвестиций экспортоориентированных предприятий, обеспечения высокого удельного веса госзаказов в национальном доходе, обеспечение высокой доли сбережений населения в экономике, и т.д. Применение комплексного подхода при решении экономических проблем является залогом успешного развития любой страны в рыночной экономике.
Библиографический список
1. Акио Морита. Сделано в Японии // Экономика. – М.,”Знание”. 1991. - №5.2. Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2004. - №1. – С. 98 – 106.
3. Брич А. Путь России в постиндустриальном мире // Вопросы Экономики. – М., 2003. - № 5. – С. 19 - 41.
4. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М: ФОЗБ, 1992. - 208 с.
5. Федоровский А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2003. - №4. – С. 77 – 86.
6. Эти невероятные японцы / К. Норткоут Паркинсон, М.К. Растомджи, С.А. Сапре / М: ФОЗБ, 1992. - 208 с.