Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.03.2018

Об опыте экономических реформ стран азиатско-тихоокеанского региона

About the experience of economic reforms countries in the Asia-Pacific region

Дабиев Д.Ф., Чупикова С.А., Аюнова О.Д.
1. кандидат экономических наук, заведующий лабораторией региональной экономики, Федеральное государственное бюджетное учреждение Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
2. кандидат географических наук, старший научный сотрудник лаборатории математического моделирования Федеральное государственное бюджетное учреждение Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН
3. научный сотрудник лаборатории математического моделирования Федеральное государственное бюджетное учреждение Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН

Dabiev D.F., Chupikova S.A., Ayunova O.D.
1. Candidate of Economic Sciences, Head of the Laboratory of Regional Economics, Federal State Budget Institution The Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources of the SB RAS
2. Candidate of Geographical Sciences, Senior Researcher of the Laboratory of Mathematical Modeling Federal State Budget Institution Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources of the SB RAS
3. Researcher of the Laboratory of Mathematical Modeling Federal State Budgetary Institution Tuva Institute of Integrated Development of Natural Resources of the SB RAS
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования экономики и финансовой системы стран Восточной Азии, проанализированы основные этапы их развития.

Abstract: The article considers the issues of state regulation of the economy and the financial system of the countries of East Asia, analyzes the main stages of their development.
Ключевые слова: Регион, тихоокеанский, реформы, экономика, регулирование, страны.

Keywords: Region, Pacific, reform, economy, regulation, country.


Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 15-46-04125)

Как известно, государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной политики, играет ведущую роль в формировании и развитии экономической системы любого государства. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование является финансовая система государства, а главным звеном — государственный бюджет. Именно через бюджет государство воздействует на формирование децентрализованных денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функции.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала 90-х годов прошлого века, также не могли обойти стороной сферу государственных финансов, и, в первую очередь государственный бюджет. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная система будет отвечать требованиям времени.

Главным препятствием достижения этой задачи является налогово-бюджетная политика  России, которая еще, к сожалению, не достигла такого уровня развития, при котором соблюдался бы паритет фискальных и стимулирующих функций налогов. Сегодня государство использует налоги только в целях формирования бюджетов различных уровней, и такая финансовая политика не только не стимулирует, а наоборот подрывает развитие частного предпринимательства в России. Например, с введением 2 части Налогового кодекса, вроде бы ставка налога на прибыль снизились до 20 процентов, но при этом были отменены все льготы, в результате чего нагрузка данного налога для большинства налогоплательщиков увеличилась.

Для дальнейшего поступательного развития народного хозяйства России необходимо оптимизировать налоговую нагрузку на предприятия и для этого можно использовать опыт зарубежных стран. И в связи с этим в последнее время часто поднимается вопрос об изучении и применении опыта экономических реформ стран Юго-Восточной Азии, но при этом “по-прежнему нет единого мнения по поводу того, в какой мере и какие из апробированных реформаторских мер могут быть творчески воспроизведены в России” [5]. Большим препятствием для переноса восточно-азиатского опыта по реформированию экономики является огромное различие исторических и культурных традиций стран Азии и России, поэтому, слепое копирование преобразований может привести к деструктивным результатам, что, к сожалению и произошло в начале 90-х годов при применении “шоковой” терапии. Безусловно, путь к экономической устойчивости и стабильности каждой из восточных стран имеет свои особенности и черты, обусловленные культурными, историческими и экономическими предпосылками (например, экономические отношения в Китае были социалистическими, а в Японии – капиталистическими), но в то же время имеются и общие для этих стран национальные черты (трудолюбивость, патернализм). С другой стороны, нельзя преуменьшать роль опыта управления народным хозяйством в данном регионе, так как именно в странах Юго-Восточной Азии успешно сочетаются не только рыночные институты и государственное регулирование в экономике, но и, что очень важно, успешно происходит синтез западной и восточной культуры. И в этом смысле нельзя переоценить опыт экономических преобразований восточно-азиатских стран для России, которая традиционно имеет в себе черты и западной, и восточной культуры.

С другой стороны, залогом успешного развития стран Юго-Восточной Азии явилось разумная финансовая политика, в целом направленная на поощрение внешних и внутренних инвестиций, стимулированию и поддержке наукоемких и передовых технологий.

Рассмотрим пути экономических реформ и их результаты на примере Японии, Китая, Республики Кореи и Тайваня.

Япония. Особенность японского развития состоит в том, что она раньше других стран Азии вступила на путь капиталистического развития. Эпоха рыночных отношений в Японии началась с периода реформ Мэйдзи (в последней трети XIX в), результатом которой явилось то, что уже к началу XX века она стала крупнейшей военно-экономической державой в Азии. К сожалению, такое неравномерное развитие стран в одном регионе привело к оккупации Японией почти всей Юго-Восточной Азии, которые стали легкой добычей страны с развитой военно-промышленной техникой и технологией. После поражения во второй мировой войне Япония была лишена права иметь свою армию, и обязана была коренным образом перестроить экономику на демократический путь развития. Устранение военно-промышленного комплекса сыграло положительную роль в том плане, что высвобожденные финансовые средства теперь могли инвестироваться в экономику страны.

К важнейшим экономическим реформам относятся:

  1. Принятие закона о ликвидации дзайбацу – системы гигантских объединений, которые контролировали большую часть акционерного капитала страны.
  2. Аграрная реформа 1947-1949 гг. [2], суть которой заключалась в том, что земельная собственность принудительно выкупалась у помещиков и продавалась крестьянам, которые арендовали эту землю, с рассрочкой на 24 года. Данная реформа привела к уничтожению феодального землевладения и появлению нового собственника земли – мелкого фермера, так как возникновение в Японии крупных хозяйств тормозилось аграрным перенаселением, когда на одного собственника земли приходилось менее 1 га земельной площади. Даже при таких условиях развития сельского хозяйства реформа вызвала рост производства сельского производства.

В настоящий момент общепризнанно то, что японский менеджмент является одним из самых совершенных систем управления, основным звеном которого является воздействие на творческие способности работников организации. Особенности японского управления можно классифицировать в следующем порядке [6, 7]:

  1. Менеджеры и служащие организации имеют равные права, т.е. каждый служащий является частью одной большой семьи. Ни управляющий, ни директор компании не должен иметь отдельного кабинета. Для японских рабочих и служащих характерны дружеские отношения, минимум конфликтов и неформальная атмосфера в коллективе.
  2. Система пожизненного найма, т.е. фирма должна заботиться о своем работнике вплоть до выхода на пенсию.
  3. Мобильность внутри компании, т.е. перевод работников каждые два года на новую работу дает им возможность реализовать себя, найти свое место в организации.
  4. Новаторство, или система внесения предложений, суть которого заключается в том, что работники имеют право вносить свои идеи, задумки и разработки относительно процесса работы, производства и т.д., что является одним из краеугольных камней японского менеджмента. Ведь именно от рабочих и служащих вносятся большинство предложений по улучшению качества того или иного товара, которое производит предприятие.
  5. Система кружков качества (QC) разработана американским специалистом “Эдвардсом Демингом, который не был известен в собственной стране до тех пор, пока его идеи контроля качества не оказали столь громадного воздействия на японские компании.” [1, 4]. Кружки качества – это добровольная организация внутри компании, которое сродни профсоюзу. Членство в QC добровольное. Члены данной организации занимаются изучают методы повышения продуктивности, контроля и улучшения качества и т.д. По оценкам экспертов доля брака в японских товарах составляет 0,1 %, при 1% браке товаров у американских производителей. То есть качество японской продукции в 10 раз выше.

Итак, можно сделать вывод, что менеджмент японских организаций в основном применяет психологические мотивации работников и служащих для активизации творческих их способностей, что является одним из главных факторов высокого качества японских промышленных товаров, результатом которой стало беспрецедентные среднегодовые темпы роста промышленного производства в период с 1950-1970, которые составили около 15 %.

Другой метод, который использовался в Японии для ускорения развития промышленности, состояла в приобретении у других стран научно-исследовательских разработок, патентов и лицензий. В сочетании с японским менеджментом, которая использовала прогрессивные для своего времени технологии, как кружки качества, принятие рационализаторских предложений от работников и их внедрение в производство, обернулось тем, что через несколько лет уже японские компании продавали тем же зарубежным фирмам патенты тех же, но улучшенных товаров [7].

Существенной особенностью японской экономики является высокий уровень капиталовложений в национальном доходе, 70 % капиталовложений которых составляют банковские кредиты. Доля сбережений частных лиц в капиталовложениях составляет около 30%.

К дополнению к этому можно добавить, что государство играет значительную роль в экономике. Например, 20 % ВНП Японии производится по госзаказам.

С другой стороны экономика Японии в целом также направлена на поощрение инвестиционной привлекательности, как для иностранных, так и для национальных предпринимателей.

Особенностью японской инвестиционно-экономической политики является ее ориентация на содействие и поощрение инвестиций в периферийных и наименее развитых районах страны. Для стимулирования инвестиций в таких районах используются различные налоговые льготы, субсидии и т.д. В некоторых муниципальных образованиях, предприятия, использующие иностранные инвестиции полностью освобождаются от местных налогов.

С 2013 г. в Японии начали реализовывать программу экономических реформ, которая была названа «абэномикой» — в честь премьер-министра Абэ Синдзо. Суть программы заключается в реализации либеральных принципов при сочетании с экономическим учением Дж. Кейнса, три направления экономической политики названы «тремя стрелами»: увеличение бюджетного дефицита, увеличение предложения денег и стратегия роста. Сегодня можно говорить о больше положительных результатах «абэномики» [8, 9].

Итак, можно сделать вывод, что причинами успеха преобразований в Японии являются системный подход при осуществлении реформ, который учитывал не только исторические предпосылки развития рыночных отношений, но также дал возможность реализовать новые методы управления, которые в сочетании с культурно-историческими традициями японского народа, позволили пробудить творческие, организационные и иные способности работников, что является главным фактором динамического развития любой организации в нашем обществе.

Китай. Одной из основных направлений преобразования экономики Китая стала аграрная реформа. В отличии от Японии в КНР не вводили землю в частную собственность , а передавали в пользование крестьянам. При этом государство заключало договор подряда на поставку сельхозпродукции на долгосрочной основе. Огромную роль сыграло то, “что к концу 70-х годов удельный вес сельского населения составил 80 %, причем крестьянство не утратило традиционного трудолюбия, хозяйственных навыков и коммерческой сметки” [5].

Уже к 1983 г. 94,2 % крестьян работали по этой форме производственных отношений с государством. Согласно принятой политике государство контролировало цены основные сельхозпродукты, прежде всего на рис и хлопок. Однако постепенно государство отходит от регулирования цен. Несмотря на то, что до сих пор земельная собственность не передана в частные руки, реформы в аграрном секторе создало материальную, финансовую кадровую базу для рыночной трансформации экономики Китая.

Известно также, что важную роль в развитии Китая сыграли возрожденные конфуцианские принципы, такие как приоритетность дисциплины, уважение старших, бережливость, тяга к повышению своего образования, а также особые семейно-клановые отношения в бизнесе. Для малых и средних предприятий, которые составляют фундамент китайской экономики, управление построено по приоритетности родственно-дружеских отношений, перенесенное на коммерческие рельсы.

Блестящие результаты реформ в сельском хозяйстве дал мощный толчок развитию всех отраслей экономики КНР. При этом темпы роста в сельском хозяйстве на порядок опережали темпы роста государственной промышленности в 80-90 годы.

В дополнение к этому нельзя забывать, что для развития экономики оказался бесценным опыт китайских эмигрантов – хуацяо, привнесшие не только огромные финансовые возможности, но и коммерческий, предпринимательский и технологический   профессионализм.

Также следует подчеркнуть, что следующим из наиболее важнейших направлений экономических реформ являются преобразования в налогово-бюджетной системе страны, и в первую очередь, преобразования были направлены на реализацию стимулирующих функций налогов. При этом налоговые нагрузки на ВВП уменьшились с 30,4 % до 10,4 %.

Например, при ставке налога на прибыль предприятий 33 %, существует ряд налоговых льгот для предприятий КНР:

  1. при инвестировании капитала свыше 10 лет предприятие освобождается от уплаты налога на прибыль в течение 3-х лет, а с предприятий, использующих наукоемкие и передовые технологии для извлечения прибыли, в течение 3-х последующих лет налог на прибыль взимается по ставке 15 %;
  2. ставка налога на прибыль для предприятий с участием иностранного капитала составляет – 15 %;
  3. для предприятий, ориентированных на экспорт налог на прибыль составляет 10 %, при этом объем экспорта должен превышать 70 %, также для данных предприятий предоставляется освобождение от экспортных и таможенных пошлин и НДС;
  4. при реинвестировании капиталов на срок свыше 5 лет с санкции государственных органов власти иностранному инвестору может быть возвращено 40 % налога из суммы повторных инвестиций;
  5. для предприятий, действующих в депрессивных регионах с разрешения государственных органов власти может быть произведено снижение налога на прибыль на 15-30 % в течение 10 лет.

Из вышеперечисленного видно, что реформы в Китае были направлены на развитие наукоемких и передовых технологий, привлечении иностранных инвестиций и развитию депрессивных регионов. Если в 60-х годах прошлого века, промышленность в Китае была в начальной стадии развития, то уже к концу века можно говорить о Китае как о экспортоориентированной промышленной державе. Таблица 1.1 показывает, что отказ от импортных пошлин, а также гибкая налоговая система в КНР увеличили экспорт за 20 лет в 3 раза, а удельный вес машин и оборудования в экспорте увеличился в 4 раза.

Таблица 1

Внешнеэкономическая политика КНР и ее результаты

Показатели19781998
Импортные пошлины в % к импорту17,72,5
Темпы прироста экспорта, %2,318,7
Темпы прироста импорта, %2,819,5
Экспорт в % к ВВП5,117,1
Импорт в % к ВВП6,315,2
Удельный вес машин и оборудования в экспорте, %4,223,4
Иностранные инвестиции в % к ВВП0,115,8

 

Реформы, проведенные в 1978 году дали более чем положительный эффект и страна из бедственного положения, в котором она оказалась в 60-70 годах, превратилась в динамично развивающийся регион. Такие быстрые темпы экономического роста (9-10 % в среднем в год, т.е. он удваивался каждые 7-8 лет), дают повод еще раз призадуматься о разумной бюджетно-налоговой политике, которую следовало бы внедрить и в России.

Корея. В отличие от Японии у Кореи не было опыта капиталистического развития хозяйства. Большую роль при формировании и развитии промышленности сыграли финансово-экономическая помощь США, которая была заинтересована в развитии республики в противовес Северной Корее, развивавшейся по социалистическому пути.

С самого начала реформ приоритет развития был направлен на содействие экспортоориентированной продукции. “Страна форсировала экспорт ценой ограничений на внутреннем рынке: выпускавшиеся здесь телевизоры вывозились за границу, а продажа их в Корее была запрещена.”

Однако развитие Кореи нельзя объяснить только экономическими предпосылками. Нельзя переоценить и роль национального менталитета корейцев, основанный на принципах конфуцианской морали. Так же как и китайцы, характерной чертой корейцев является высокая трудолюбивость нации. Корейцы работают много: средняя продолжительность рабочей недели 47,5 часов, что гораздо больше, нежели в Европе (в ряде стран — менее 40 часов).

Корея с успехом перенимала опыт реформ Японии. Так же как и Япония, она стала закупать зарубежные научные патенты, лицензии на научные разработки и изобретения, а так же закупать минеральное сырье для развития тяжелой промышленности.

Отличительной чертой экономических отношений в Южной Корее по сравнению с другими странами Азии является защита отечественных производителей от зарубежных конкурентов и ничтожная доля иностранных инвестиций.

Таким образом, можно сделать вывод, что успех экономических реформ для стран Юго-Восточной Азии имеют в целом общие черты и обусловлены не только экономическими причинами, но большую роль в развитии этих стран играют и неэкономические или социо-культурные факторы, такие как трудолюбие народа, основанное на конфуцианской морали, патернализм, семейно-клановые отношения в коммерции и др.

Однако здесь не следует преуменьшать и роль  государственной экономической политики, которая направлена на стимулирование приоритетных отраслей экономики путем предоставления  налоговых льгота для наукоемких и передовых технологий, государственной поддержки малого и среднего бизнеса, реформированию агропромышленного комплекса, создания свободных экономических зон, поддержке инвестиций экспортоориентированных предприятий, обеспечения высокого удельного веса госзаказов в национальном доходе, обеспечение высокой доли сбережений населения в экономике, и т.д. Применение комплексного подхода при решении экономических проблем  является залогом успешного развития любой страны в рыночной экономике.

 

Библиографический список

1. Акио Морита. Сделано в Японии // Экономика. – М.,”Знание”. 1991. - №5.
2. Баскакова М. Японская экономическая модель // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2004. - №1. – С. 98 – 106.
3. Брич А. Путь России в постиндустриальном мире // Вопросы Экономики. – М., 2003. - № 5. – С. 19 - 41.
4. Вахрушев В. Принципы японского управления. - М: ФОЗБ, 1992. - 208 с.
5. Федоровский А. Институциональные преобразования в Китае: предпосылки, особенности, перспективы // Мировая экономика и международные отношения. – М.,2003. - №4. – С. 77 – 86.
6. Эти невероятные японцы / К. Норткоут Паркинсон, М.К. Растомджи, С.А. Сапре / М: ФОЗБ, 1992. - 208 с.