Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.04.2020

Стабилизация рынка капитала посредством ограничения трансграничных операций с криптовалютами

Stabilization of the capital market by limiting cross-border operations with cryptocurrencies

Фешина С.С., Славянов А. С.
кандидат экономических наук, доцент
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

Feshina S.S., Slavyanov A.S.
PhD in Economics, Associate Professor
Federal State Educational Budgetary Institution of Higher Education "Financial University under the Government of the Russian Federation"
Аннотация: Отток капиталов из страны в условиях надвигающегося мирового кризиса может оказать разрушительное воздействие на экономическую систему, в связи с чем органам управления следует принять решительные меры по стабилизации рынка капиталов. Необходимо не только осуществлять мероприятия по инвестиционной поддержке стратегических производств, сельского хозяйства и малого бизнеса, но и ограничивать вывоз капитала из страны. Использование криптовалют в нелегальных схема вывоза капитала из страны является серьезной проблемой для экономики и от ее решения зависит стабильность финансовой и экономической системы России. Предложен ряд неотложных мер, направленных на усиление контроля за нелегальным вывозом капитала.

Abstract: The outflow of capital from the country in the face of an imminent global crisis can have a devastating effect on the economic system, in connection with which the governing bodies should take decisive measures to stabilize the capital market. It is necessary not only to implement measures for investment support of strategic industries, agriculture and small business, but also to limit the export of capital from the country. The use of cryptocurrencies in illegal schemes for the export of capital from a country is a serious problem for the economy and the stability of the financial and economic system of Russia depends on its solution. A number of urgent measures have been proposed aimed at strengthening control over the illegal export of capital.
Ключевые слова: отток капитала, финансовые инструменты, финансовый мониторинг, иностранное инвестирование, криптовалюты.

Keywords: capital outflow, financial instruments, financial monitoring, foreign investment, cryptocurrencies.


Введение Современный мир характеризуется высокой динамикой изменений. Появляются инновации технического, производственного, информационного типов. Все это, с одной стороны, ведет, к возникновению новых возможностей для развития фирм и компаний всех секторов экономики, экономик целых стран, мирового экономического пространства, но, с другой стороны, генерирует определенные риски и угрозы при их использовании в преступных целях отдельными лицами и группировками [1].

Мировое финансовое пространство в настоящее время также превратилось в глобальную систему, требующую регулирования и контроля со стороны государства. Данное воздействие на финансовую сферу, прежде всего, направлено на либерализацию движения капиталов с целью, повысить инвестиционную привлекательность экономики. И в это же время, способствует возникновению новых возможностей для финансовых спекуляций и нелегального оттока капиталов из страны.

Анализ Традиционно, для незаконного перевода капитала за рубеж использовались трансграничные торговые операции, когда для реализации фиктивного контракта было необходимо перевести зарубежному партнеру (как правило оффшорной фирме) авансовые платежи, которые потом списывались как штрафы в убытки российской компании. Популярностью пользовались и схема оплаты фиктивных консалтинговых услуг, оказываемых иностранными фирмами. Для перевода капитала за рубеж использовался механизм иностранного инвестирования. Одна из схем предполагала использование ценных бумаги, права на которые учитывались в зарубежном депозитарии. При продаже таких бумаг деньги переходили на иностранные счета. Другая использовала установленную Законом РФ «Об иностранных инвестициях» возможность беспрепятственного перевода доходов иностранного инвестора (репатриация прибыли) от хозяйственной деятельности в России [2].

Созданный в 2002 г. Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу, в дальнейшем Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) совместно с Центральным Банком России провели ряд эффективных мероприятий по пресечению нелегального оттока капиталов [3], однако в посткризисный период 2008-2010 г.г. столкнулись с новой проблемой – схемы с применением криптовалюты.

Криптовалюты – это электронные деньги или цифровые активы, которые создаются частными компьютерными системами без контроля центральных банков. Самая известная криптовалюта на сегодняшний день – биткоин. Целью создания данной системы было введение в оборот нового средства платежа, при помощи которого его обладатели смогут обменивать добытые ими биткоины на товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг согласны принимать биткоины к оплате, потому что уверены в том, что в будущем также смогут тратить полученные ими биткоины на другие товары и услуги. То есть изначально биткоины создавался как альтернативная валюта. Как и другие современные валюты, биткоин не обеспечен реальными активами, а основан на доверии сторон, принимающих его в качестве оплаты.

На текущий момент Минфин РФ против жесткого запрета криптовалюты. Однако, согласно законодательству России, все товары и услуги должны продаваться в рублях. То есть на территории России нельзя деноминировать товары и услуги в другой валюте. Парадокс сложившийся ситуации заключается в том, что торговые сделки в биткоинах считаются нелегальными, а генерировать криптовалюту можно [4].

Результаты Возникает проблема, как максимально эффективно использовать инновационные финансовые инструменты и информационные технологии в развитии экономики России и полноценно интегрироваться в мировое финансовое пространство, не упуская возникающих возможностей [5]. И, в тоже время, как ограничить свободу мошенников, которые используют биткоины в нелегальных транзакциях. Кроме того, нельзя забывать и про возможное финансирование терроризма с помощью цифровых денег. Следовательно, необходимо дополнительное обоснование введения ответственности за выпуск и оборот криптовалют, определение критериев степени их общественной опасности.

В этой связи стоит рассмотреть возможности адаптации зарубежного опыта в области развития инструментов финансового мониторинга, базирующегося на риск-ориентированном подходе, путем:

1) контроля внедряемых в повседневную практику финансово-информационных инноваций, с целью пресечения отмывания незаконных доходов и финансирования терроризма;

2) выработки мер по оценке и минимизации новых угроз, связанных с развитием научно-технического прогресса в платежных системах (криптовалюты, биткоины, предоплаченные карты).

Сейчас UK National risk assessment of money laundering and terrorist financing присуждает цифровым деньгам нижний класс опасности в связи с их сложной процедурой быть украденными, переданными другими лицам и другим причинам. Тем не менее, считать это мнение оправданным не представляется возможным в силу отсутствия полноценной статистики по таким случаям, т.е. использования цифровых валют в криминальных целях[1].

Рассмотрим отношение к криптовалютам Financial Crimes Enforcement Network (Система борьбы с финансовыми преступлениями США)[2].

FinCEN дает такое определение криптовалютам: «виртуальная валюта — средство обмена, которое работает как обычная валюта в некоторых средах, но не имеет всех признаков реальной валюты. В частности, у виртуальной валюты нет статуса законного тендера ни в какой юрисдикции».

Поскольку криптовалюты не существуют в форме банкнот или монет, нет возможности оплатить ими мелкие повседневные услуги или продукты. Они только существуют как ряды цифровых символов [5]. Для использования виртуальной валюты нужно открыть счет в одном или нескольких электронных кошельков. Для других пользователей идентификация того, кто владелец, состоит только из адреса электронной почты поддающегося проверке (но при этом существует множество анонимных почтовых услуг), и в некоторых случаях телефона, с которого можно посылать сообщения или получить их (и который может быть анонимным заранее купленным телефоном). Платежи можно осуществлять в банке, который конвертирует реальную валюту в виртуальную, которую можно переслать в другой кошелек любую точку планеты. Виртуальную валюту можно потом обменять на валюту любой другой страны. Таким образом, необходим только адрес пользователя биткоина, чтобы провести финансовую операцию, которая не содержит информации об идентификации. Операция с биткоинами, принимает форму трансфера между биткоиновскими кошельками и будет зарегистрирована в специальной структуре для записи группы транзакций, названной «blockchain» [6].

Заметим, что особенности криптовалют могут стать привлекательны для нелегального движения капитала в силу их:

  • анонимности криптовалют;
  • глобального распространения;
  • мгновенности транзакции;
  • невозможности отказа от выполнения обязательств;
  • низкой стоимости транзакций;
  • простоты использования;
  • постоянного повышения технических стандартов безопасности и анонимности;
  • практической невозможности государственного мониторинга транзакций;
  • возможности смены адресов регистрации транзакций.

Однако, преувеличивать опасность цифровых валют несколько преждевременно, так как:

  • курс криптовалют к официальным деньгам изменяется стремительно и непредсказуемо;
  • онлайн-кошелек может стать мишенью для хакеров и воров;
  • ещё не отработаны схемы конвертации денег в криптовалюты и их обмен на товары организациями, которым пользователи могут «доверять»;
  • возрастающий интерес государств к мониторингу криптовалют.

Выводы Виртуальные валюты представляют собой реальную и находящуюся на стадии становления проблему для всего международного сообщества в части разработки инструментов обнаружения и предотвращения нелегального движения капиталов. К настоящему времени заинтересованные страны проявляют разные подходы к этой проблеме. Некоторые по существу запретили их использование. Другие начали интегрировать виртуальные валюты в существующие регулирующие режимы.

Следующие рекомендации помогут Федеральной службе по финансовому мониторингу решать эту существующую проблему:

  1. Обновить рабочую группу по контролю за финансовыми операциями новыми специалистами в области исследования криптовалют.
  2. Мотивировать развитие национальных (и международных) саморегулирующих организаций – это способ сбалансировать коммерческую возможность виртуальных валют с их потенциалом для злоупотреблений. Идея состоит в том, чтобы создать неправительственные, саморегулирующие организации, наделенные правом наблюдать за виртуальными валютными операциями в национальной юрисдикции. Саморегулирующие организации обеспечили бы независимость от правительственного контроля, при этом предусматривая защиту прав потребителей и транзакционную целостность.
  3. Повышать уровень сотрудничества и обмена знаниями и навыками между бизнесом, агентствами и организациями, ответственными за операции по борьбе с отмыванием денег и запрет терроризма.
  4. Расширять диапазон законодательных актов, которые помогут в судебном преследовании правонарушителей – иногда проще доказать такое экономическое преступление как отмывание денег в соответствии с существующими законами, чем непосредственно доказать, что фонды использовались для незаконного перевода средств за рубеж.
  5. Поддерживать бдительность относительно направлений дальнейшего развития виртуальных валют.

Предложенные меры позволят стабилизировать рынок ценных бумаг и валютный рынок в России и повысят эффективность проводимых Правительством антикризисных мероприятий.

Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект №20-010-00350/

[1] UK_NRA_October_2015_final_web.pdf (отчет с официального сайта https://www.gov.uk)

[2] FinCEN Issues Advisory to Financial Institutions on Cyber-Events and Cyber-Enabled Crime, October 25, 2016 (с официального сайта https://www.fincen.gov)

Библиографический список

1. Фешина С.С., Славянов А.С. Цифровизация экономики: проблемы и последствия // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 7. № 5. С. 159-163.
2. Славянов А. С., Хрусталев Е. Ю. «Налоговый механизм повышения эффективности иностранных инвестиций» // ЭНСР №1 (60) 2013, с. 72-80.
3. Безденежных В.М., Земсков В.В., Коновалова О.В., Николаев Д.А., Прасолов В.И., Фешина С.С. Финансовая и налоговая безопасность. Москва, 2019.
4. Клоков Д.В., Мосягин А.Б. Криптовалюты как финансовая составляющая теневой экономики на современном этапе // Вектор экономики. 2019. № 4 (34). С. 112.
5. Корнилов Д.А., Корнилова Е.В. Криптовалюты и токенизация бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2019. № 5 (96). С. 107-118.
6. Горда А.С., Горда О.С. Криптовалюты как новый элемент мировой финансовой системы // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2019. Т. 5(71). № 1. С. 10-22.
7. Меркулов С.В. Правовое положение криптовалюты, с учетом анализа судебной практики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2019. № 5. С. 67-73.