Индекс УДК 336.71
Дата публикации: 28.05.2020

Стратегический подход к развитию кредитной предпринимательской структуры

Strategic approach to the development of the credit business structure

Зернова Л.Е.
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
доцент кафедры Коммерции и сервиса

Zernova L.E.
Russian State University by the name of A. N. Kosygin,
Associate Professor of the Department of Commerce and service
Аннотация: В данной статье представлены основные стратегические подходы к созданию и развитию кредитных предпринимательских структур. Разработана их типология как участников финансово-кредитного рынка. На основе проведенного анализа дана характеристика школ и концепций стратегического управления. Представлена модель и дана характеристика стратегического управления в современных условиях.

Abstract: This article presents the main strategic approaches to the creation and development of credit business structures. Their typology as participants of the financial and credit market is developed. Based on the analysis, the characteristic of schools and concepts of strategic management is given. The model and characteristics of strategic management in modern conditions are presented.
Ключевые слова: кредитная предпринимательская структура, типология, стратегия, стратегическое управление

Keywords: credit business structure, typology, strategy, strategic management


В рамках современных представлений финансовая система государства представляет собой единую систему базовых финансово-правовых институтов, которые обслуживают национальную экономику и выполняют функции, реализующие возможность мобилизации финансовых средств, а также обеспечивает законное и рациональное расходование финансовых ресурсов в интересах национального развития.

В качестве основных элементов финансовой системы можно выделить следующее:

-денежная система;

-бюджетная система;

-налоговая система;

-банковская система;

-система кредита (долга);

-имущественное и личное страхование;

-финансы хозяйствующих субъектов;

-финансы населения

Таким образом, кредитная система является одним из основных элементов финансовой системы.

Структура кредитного рынка, или его внутреннее строение, включает:

-субъекты кредитно-рыночных отношений;

-финансово-кредитные услуги и продукты, которые также являются объектами кредитно-рыночных отношений.

Среди субъектов кредитного рынка чаще всего выделяют такие группы как:

-финансово-банковские структуры;

-кредитные предпринимательские структуры [1,2,3].

В связи с увеличением роли кредитных предпринимательских структур необходимо разработать их типологию (рис.1).

Рисунок 1. Типология кредитных предпринимательских структур как участников финансово-кредитного рынка

Кредитное предпринимательство в современных условиях многообразно и многолико. В качестве кредитных предпринимательских структур могут выступать как индивидуальные предприниматели, так и кредитные организации – юридические лица, осуществляющие на основе соответствующей лицензии деятельность на рынке финансовых услуг. Но при этом развитие кредитных предпринимательских структур в долгосрочной перспективе в современных условиях невозможно без применения стратегического управления [4,5,6].

В настоящее время вопросы формирования эффективного стратегического менеджмента в свете новых задач и вызовов нестабильной внешней и внутренней финансово-экономической среды, санкций, пандемии приобретают особенное значение [7,8,9].

Стратегическое управление постоянно развивается, меняются концепции и школы (табл. 1).

Таблица 1

 Характеристика школ и концепций стратегического управления

НазваниеОсновной процесс стратегического управленияКраткое описание концепции стратегического управления
Школа дизайна

(Design School)

Процесс осмысленияФормирование стратегии как процесса неформального дизайна, процесса формирования фирмы соответственно окружающей среде
Школа планирования (Planning School)Формальный процессПодход  формализованного

проектирования, который  представляет стратегию в виде более этапного, последовательного и систематического процесса формального планирования

Школа позиционирования (Positioning School) Аналитический процессОриентирована на выбор стратегических позиций, которые в общем виде отражают содержание стратегии, выбор оптимальной стратегии
Школа предпринимательства (Entrepreneurial School)Процесс предвиденияСтратегическое управление связано с видением единого лидера, основывающегося на личной интуиции, суждении, мудрости, опыте и понимании
Когнитивная школа (Cognitive School)Ментальный процессСтратегическое управление рассматривается как когнитивный процесс достижения концепции, понимания процесса стратегического мышления. На индивидуальном уровне обрабатывается информация по разработке стратегий
Школа обучения (Learning School)Развивающийся процессМир слишком сложен, чтобы разрабатывать четкие планы или видения, поэтому стратегии должны появляться, начиная с небольших шагов или этапов. Стратегия представляет собой взаимосвязанные процессы действий и обучения (метод «проб и ошибок»)
Школа власти

(Political School)

Переговорный процесс Стратегия представляет собой процесс использования власти в фирме, а также влияния фирмы на процессы во внешней среде
Школа организационной культуры (Cultural School)Коллективный процессСтратегия исходит из культуры фирмы и отражает коллективные убеждения, разделяемые всеми членами фирмы
Школа внешней

среды (Environmental School)

Реактивный процессФормирование стратегии является пассивным процессом, влияние на который формируется не внутри фирмы, а во внешней среде
Школа конфигурации (Configurational School)Процесс трансформации Стратегия состоит из типов поведения, этапов, эпизодов, или циклов

Стратегический менеджмент, по сути, базируется на постулате необходимости наличия постоянного роста эффективности и развития деятельности кредитных предпринимательских структур.

Выделяют следующие виды стратегий: корпоративная, общая, базисная стратегия кредитных предпринимательских структур; конкурентная стратегия кредитных предпринимательских структур; функциональная стратегия кредитных предпринимательских структур (рис. 2).

Следует отметить, что каждый из указанных подходов к выделению вида стратегии характеризует определенный аспект стратегического управления развития кредитных предпринимательских структур. В связи с этим необходимо дать характеристику стратегического управления с учетом особенностей современного развития экономики.

Рисунок 2. Модель уровней стратегий развития кредитных предпринимательских структур

Характеристиками стратегического управления в современных условиях в деятельности кредитных предпринимательских структур является следующие:

1)предвидение вероятных рыночных тенденций и корректировка программ стратегического управления в современных условиях;

2)целенаправленное повышение роли стратегического управления в современных условиях по всем направлениям деятельности, которое реализует организация или фирма (через программы стратегического управления);

3)постоянное исследование требований потребителей продукции и корректировка программы стратегического управления в современных условиях с учетом запросов потребителей;

4)точные учет конкурирующей продукции и корректировка программы стратегического управления в современных условиях с позиций повышения конкурентоспособности;

5)приоритет использования новых технологий в производстве, организации, управлении и технике в рамках стратегического управления в современных условиях;

6)поддержание высокой репутации у потребителя как одна из целей стратегического управления;

7)стимулирование инноваций в деятельности трудового коллектив и заинтересованности в достижении целей стратегического управления;

8)стратегическое управление — это стратегическое планирование с обратной связью.

Стратегия развития кредитных предпринимательских структур может включать в себя следующие элементы:

-видение, миссию и цели;

-плановые конкурентные инициативы;

-действия, предпринимаемые в ответ на изменения во внешней среде;

-изменения географии рынков;

-слияние или приобретение компаний для укрепления положения в отрасли;

-создание стратегических союзов и партнерств;

-реализацию новых возможностей и защиту от угроз;

-деятельность ключевых подразделений (НИОКР, производство, маркетинг, финансы и т.д.);

-укрепление ресурсной базы и конкурентных возможностей;

-диверсификацию доходной базы и освоение новых направлений бизнеса.

Видимым элементом стратегии развития кредитных предпринимательских структур является определение миссии и цели развития. Можно выделить следующие трактовки миссии в современных условиях:

-миссия кредитных предпринимательских структур как стратегическая (качественная) цель;

-миссия кредитных предпринимательских структур как результат позиционирования среди других участников рынка;

-миссия кредитных предпринимательских структур как система взглядов на положение и роль на рынке и на перспективы развития;

-миссия кредитных предпринимательских структур как концентрированное выражение концепции деятельности в виде процесса, ведущего к качественным, иногда кардинальным переменам в жизни социума;

-миссия кредитных предпринимательских структур как предназначение и основной смысл существования;

-миссия кредитных предпринимательских структур как предназначение, конкретное понимание и обозначение вида деятельности, характера продукции и услуг и круга их потребителей;

-миссия кредитных предпринимательских структур как ориентация на широкое, развернутое представление о системе ценностей;

-миссия кредитных предпринимательских структур как политика и концентрация главных целей и видение будущего состояния.

Таким образом, миссия как видимый элемент стратегии развития кредитных предпринимательских структур в рамках данного исследования будет пониматься как четкое, побуждающее к действию, вдохновляющее видение, его стратегической позиции в конкурентном пространстве, направлений и путей его развития.

В качестве требований к формулировке миссии кредитных предпринимательских структур можно выделить следующие: узнаваемость; «пафосность» стиля; системность видения; лаконичность сюжетов; конкретность устремлений; прозрачность и однозначность формулировок.

Характеристики, которые должны быть отражены при формировании миссии, заключаются в создании целевых ориентиров, к которым относятся сфера деятельности, философия, возможности и способы осуществления деятельности.

Далее необходимо определить перечень стратегических целей развития кредитных предпринимательских структур, Последовательность определения стратегических целей и приоритетов развития представлен на рис. 3.

Рисунок 3. Порядок определения стратегических целей и приоритетов развития кредитных предпринимательских структур

Цели и приоритеты развития кредитных предпринимательских структур изменяются в широчайших пределах. Одновременно с этим имеются общие, генеральные цели, которые присущи всем:

1.Увеличение показателей качества и уровня функционирования кредитных предпринимательских структур на рынке кредитных услуг;

2.Рост вклада кредитных предпринимательских структур в развитие кредитного рынка как сферы деятельности.

3.Увеличение конкурентоспособности и привлекательности для клиентов деятельности кредитных предпринимательских структур на рынке кредитных услуг.

Обобщая все многообразие подходов различных авторов, можно выделить базовый комплекс элементов стратегии, разделенный на два типа — «скрытые» и «публичные» элементы стратегии кредитных предпринимательских структур. Они включают видение, миссию, ценности и цели деятельности и развития кредитных предпринимательских структур, что является «публичным» элементом стратегии.

Ресурсы кредитных предпринимательских структур как «скрытый» элемент стратегии развития включают в себя клиентскую базу, качество технической оснащенности и технологического уклада, а также другие ресурсы кредитных предпринимательских структур (кадровые, неосязаемые активы, интеллектуальная собственность и прочие нематериальные активы).

Операционная эффективность, текущее и перспективное состояние кредитных предпринимательских структур зависят от того, какими ресурсами она владеет, а также от эффективности их восприятия и использования.

Финансы как часть ресурса развития кредитных предпринимательских структур и как «скрытый» элемент стратегии — один из наиболее важных факторов роста и развития. Наличие, доступность и стоимость финансового капитала предопределяют планы развития деятельности кредитных предпринимательских структур и их доходность. Прогноз трансформации этого фактора увязывает стратегические цели развития кредитных предпринимательских структур с их финансовыми возможностями. При этом учитывается объем собственного капитала, доступность внешнего финансирования, эффективность финансовой политики.

Инновационная деятельность кредитных предпринимательских структур как «скрытый» элемент стратегии рассматривается как процесс осуществления изменений (инноваций), который заключается в преобразовании инновационных бизнес-идей в результат, имеющий практическое применение.

Для реализации общей стратегии кредитных предпринимательских структур вся система управления должна быть ориентирована на создание условий для эффективного использования ресурсов и рыночного роста за счет поддержания равновесного состояния с внешней средой, то есть ее адаптации к внешним изменениям, и, следовательно, должна иметь адаптивные механизмы. По своей сути адаптивные механизмы представляют собой совокупности определенных стратегических действий (или бездействий) кредитных предпринимательских структур, основанные на информации, полученной в результате стратегического анализа. Основная функция адаптивных механизмов состоит в том, что они помогают выбрать стратегию взаимодействия кредитных предпринимательских структур с внешней средой.

Механизмы разработки, реализации, контроля осуществления стратегии, разрабатываемые для определенной кредитной предпринимательской структуры, должны обладать свойством целостности и одновременно рациональной обособленности его элементов. Это означает, что изменение любого элемента механизмов должно приводить к некоторым сдвигам в изменениях других механизмов.

Реализация разработанной стратегии невозможна без адекватного стратегического управления с постоянным контролем и оценкой достижимости поставленных стратегических целей с помощью эффективных инструментов.

Таким образом, совокупность видимых и скрытых элементов стратегии развития кредитных предпринимательских структур можно определить как совокупность действий по формированию оптимального направления развития посредством согласования составляющих элементов, объединенную единой глобальной целью — созданием и поддержанием высокого уровня конкурентного преимущества в конкретный период времени.

Следовательно, стратегия кредитных предпринимательских структур — это комплекс базовых решений, направленных на достижение генеральной цели и исходящий из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей, а также других факторов и сил окружающей среды. При этом следует отметить, что основным фактором вешней стратегической среды развития кредитных предпринимательских структур являются клиенты – потребители услуг кредитных предпринимательских структур.

Библиографический список

1.Зернова Л.Е. Стратегический менеджмент в системе управления коммерческим банком. //Международный научно-исследовательский журнал - 2020 – №2-2 (92) - с.117-121
2.Зернова Л.Е. Модели стратегического управления эффективностью деятельности коммерческих банков //Экономические исследования и разработки - №2 -2020 – с.20-28
3.Рябухина В.А., Зернова Л.Е. Создание кредитной предпринимательской структуры и организация ее деятельности // Сборник материалов Всероссийской студенческой олимпиады (конкурс научных работ) –РГУ им. А.Н. Косыгина - 2018 – с.51-56
4.Боровский В.Н., Боровская Л.В., Муртазаев М.Э. Организационно-экономический механизм менеджмента банковских услуг // Science Time. -2016. - № 10 (34). - с. 23-27.
5.Астахов А., Доброва К. Формирование стратегии развития управленческого потенциала промышленного фирмы как инструмент обеспечения его конкурентоспособности //РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2012. - № 4.-с. 5
6.Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления.//М.: ГЕЛАН, - 2011.-345с.
7.Глебова Е.В. Инновационные направления развития банковского сектора Российской Федерации на примере ОАО "Сбербанк России" // Микроэкономика. - 2013. - N 6. - с.97-99.
8.Горелая, Н. В. Организация кредитования в коммерческом банке//М.: Форум :ИНФРА-М, - 2012. --207 с
9.Дасковский В. Взаимоотношения реального и банковского секторов экономики / Экономист. - 2016. - N 1. - с.15-29