Индекс УДК 33
Дата публикации: 27.06.2023

Обеспечение экономической безопасности государств-членов ЕАЭС: теоретический и законодательный аспекты

Ensuring economic security EAEU member states: theoretical and legislative aspects

Стеблякова Лариса Петровна,
Рябошапка Валерия Александровна
1. д.э.н, профессор кафедры финансового менеджмента Российской таможенной академии, г.Люберцы.
2. магистрант 1 курса Российской таможенной академии, г.Люберцы.

Steblyakova Larisa Petrovna,
Ryaboshapka Valeria Aleksandrovna
1. Doctor of Economics, Professor of the Department of Financial Management of the Russian Customs Academy, Lyubertsy.
2. 1st year Master's student of the Russian Customs Academy, Lyubertsy.
Аннотация: В статье рассматривается понятие «экономическая безопасность», отражены различные теоретические подходы к толкованию данной категории, а также обоснована актуальность правовой унификации и гармонизации аспектов обеспечения экономической безопасности на национальном и наднациональном уровнях государств-членов евразийской интеграции.

Abstract: The article examines the concept of "economic security", reflects various theoretical approaches to the interpretation of this category, and also substantiates the relevance of legal unification and harmonization of aspects of ensuring economic security at the national and supranational levels of the member states of the Eurasian integration.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, экономические интересы, унификация и гармонизация законодательства, наднациональный уровень, евразийская интеграция.

Keywords: national security, economic security, threats to economic security, economic interests, unification and harmonization of legislation, supranational level, Eurasian integration.


Введение. Экономическая безопасность – ключевой компонент системы национальной безопасности, поскольку подкрепляет остальные модификации безопасности (общественную, транспортную, энергетическую, информационную, экологическую и др.), которые, безусловно, нуждаются в комплексной экономической поддержке.

Говоря о евразийской интеграции, необходимо отметить, что в целях своевременного выявления вызовов и идентификации угроз экономической безопасности интеграционного объединения, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций должны быть сформированы соответствующие механизмы управления экономической безопасностью в рамках международного сотрудничества, а также в каждом государстве-члене ЕАЭС, формирующие национальный уровень защиты. В перечень таких механизмов справедливо относят законодательство и правовую базу. Актуальность темы определена неоднородностью национального законодательства в сфере обеспечения экономической безопасности государств-членов ЕАЭС, а также отсутствием фундаментальных положений обеспечения экономической безопасности интеграции в правовых актах Евразийского экономического союза и комплексных функциональных документов стратегического характера в сфере обеспечения экономической безопасности.

Методологическая основа исследования. В статье использованы общенаучные методы исследования, включая метод сравнений и аналогий, а также метод обобщений.

Результаты исследования. Предметная область исследования экономической безопасности в отечественных работах стала активно углубляться и расширяться еще на рубеже последних лет XX в., что на современном этапе позволило сформировать в научной литературе вполне логичный, единый понятийный аппарат. Сущность такого явления, как «экономическая безопасность», наиболее точно можно зафиксировать в пределах следующих тезисов: независимость, устойчивость и национальные интересы.

Первой из вышеперечисленных позиций соответствует мнение А.П. Градова: «Состояние национальной экономики, обеспечивающее удовлетворение жизненно важных потребностей страны в материальных благах независимо от возникновения в мировой экономической системе или внутри страны форс-мажорных обстоятельств социально-политического, экономического или экологического характера» [1].

Альтернативой выступает определение:  «состояние национальной экономики, характеризующееся устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряжённость в обществе, а также угрозу существованию государства [2].

Значение национальных интересов транслирует В.К. Сенчагов: «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов»[5].

Правовой статус данной категории закрепляет Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». «Экономическая безопасность – состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации»[6].

Таким образом, упомянутые агрегаты, в контексте экономической безопасности евразийской интеграции, в совокупности будут подразумевать политику, ориентированную на достижение состояния экономического развития интеграции путем организации порядка, удовлетворения и защиты  коллективных экономических потребностей, создание общей конкурентоспособной экономической системы, основанной на эффективном разделении труда между странами, где национальные экономики дополняют, но не заменяют друг друга, защиту экономических интересов объединения.

Соотношение многочисленных вызовов и угроз экономической безопасности в евразийской интеграции может варьироваться, однако им свойственно прогрессировать и влиять на состояние всех сегментов социально-экономических и общественно-политических отношений. Зачастую этот факт существенно осложняет возможность оперативного обнаружения потенциально уязвимых мест в экономической системе. На национальном уровне государства – члены ЕАЭС формируют и реализуют программы, стратегии, концепции социально-экономического развития, основанные на комплексном подходе, предусматривающем взаимно скоординированные программы развития разных сфер общественной жизни.

В Республике Армении руководством по реализации политики безопасности служит «Стратегия национальной безопасности Республики Армения» (далее — Стратегия), принятая в 2020 году. На каноны Стратегии должны опираться все нормативные акты, регулирующие отношения, в составе которых присутствуют элементы безопасности. Стратегия предполагает долгосрочный горизонт планирования с актуализацией положений не реже одного раза в пять лет, а также закрепляет  фундаментальные ценности, основные области среды безопасности. Среди ключевых приоритетов «в обеспечении экономической безопасности Армении являются прогрессивное и высокотехнологичное развитие отраслей экономики, устойчивость к внутренним и внешним экономическим вызовам и потрясениям, приспосабливаемость к быстро меняющейся среде мировой экономики, конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, разработка механизмов организации и координации бесперебойной работы экономики и финансовой системы»[7].

Постановлением Совета безопасности Республики Беларусь от 6 марта 2023 г. № 1 «О рассмотрении проекта новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь» одобрена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, отражающая «трансформацию всего спектра современных угроз и определяющей единые подходы к формированию и реализации государственной политики в данной сфере»[8]. Концепция, официально опубликована 3 апреля 2023 года. В ней дополнен перечень используемых понятий, такими как «риск» и «вызов» национальной безопасности, определены национальные интересы, дана оценка состояния национальной безопасности, а также ее внутренние и внешние источники угроз. Концепция наиболее емко представляет разделы, устанавливающие механизм обеспечения национальной безопасности (цели, задачи, принципы, основные направления нейтрализации угроз, система обеспечения национальной безопасности), а также вопросы о  стратегическом партнерстве и сотрудничестве с третьими странами, международными организациями.

Вопросы обеспечения экономической безопасности республики Казахстан регламентируются Статьей № 22 Закона Республики Казахстан от 6 января 2012 года № 527-IV «О национальной безопасности Республики Казахстан», который по состоянию на 26.02.2023 г. обладает схожим содержанием по отношению к Концепции национальной безопасности Беларуси, а также долгосрочными стратегическими программами развития «Казахстан 2030» и «Казахстан 2050», последняя из которых содержит ключевую новеллу —  «экономическую политику нового курса» Республики Казахстан, предусматривающую модернизацию всей макроэкономической (бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и долговой)  политики страны.

В Киргизской Республике до сих пор сохраняет свою силу,  принятый один из самых ранних среди государств-членов ЕАЭС нормативно-правовых актов по вопросам национальной безопасности, Закон КР от 26 февраля 2003 года № 44 «О национальной безопасности», однако в нем отсутствуют положения сферы экономической безопасности, и напротив — Концепция национальной безопасности Киргизской Республики, утвержденная Указом Президента КР от 20 декабря 2021 года № 570, которая в п.6.4 уделяет детальное внимание проблемам экономической политики и безопасности, а также описывает механизмы их решения.

Российская Федерация на нормативно-правовом уровне занимает ведущую позицию среди других государств-членов в области безопасности. От имени государства приняты Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ, Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ, Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Ярким отличием нормативно-правового регулирования национальной безопасности в Российской Федерации является наличие отдельного документа по вопросам экономической безопасности, что отсутствует в других государствах – членах ЕАЭС.

На наднациональном уровне ситуация весьма противоположная. В Договоре о Евразийском Экономической Союзе от 29.05.2014г.  не затрагивается проблема обеспечения экономической безопасности. Представлены лишь положения о безопасности исключительно частного порядка, например о безопасности общего рынка лекарственных средств (ст. 30), о санитарной, ветеринарно-санитарной и карантинной фитосанитарной безопасности (ст.56), энергетической безопасности (ст.79), транспортной безопасности (ст.86) и др. В текущей деятельности органов ЕАЭС существенное внимание уделяется вопросам безопасности, но только применительно ко вполне конкретным отдельно взятым объектам, процессам, явлениям, отношениям.

Более того, в Решении Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11 декабря 2020г. «О стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» лишь косвенно, в Направлении № 6 «Выработка гибких механизмов целевого содействия экономическому развитию», упоминается о необходимости проработки «вопроса о создании механизма защиты внутреннего рынка государства-члена в случае нанесения ущерба отрасли экономики, имеющей социальное и стратегическое значение для этого государства»[9].  Это свидетельствует о разрозненности, обособленности, отсутствии координации политик на национальном и наднациональном уровне, что является фактором низкой эффективности интеграционных процессов в рамках ЕАЭС в части обеспечения экономической безопасности. Тем не менее, в евразийской интеграции наблюдается тренд унификации и гармонизации законодательства государств-членов ЕАЭС, под последним из которых понимается «сближение законодательства государств-членов, направленное на установление сходного (сопоставимого) нормативного правового регулирования в отдельных сферах»[10]. В свою очередь, гармонизация правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности будет способствовать достижению целей и задач, стоящих перед ЕАЭС.

Выводы. Таким образом, изучение нормативно-правовой базы обеспечения экономической безопасности в евразийской интеграции, как «единого организма», наводит на мысль многих исследователей о том, что эта сфера отношений нуждается  в кооперации усилий ученых, политиков, государственных деятелей «в глубоком и всестороннем обосновании, разработке, принятии на вооружение и поэтапной реализации новой, соответствующей современным и ориентированной на обозримое будущее, Концепции обеспечения экономической безопасности ЕАЭС», отвечающей интересам личности и общества всех членов интеграционного объединения».

Библиографический список

1. Градов А. П. Г75 Национальная экономика. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
2. Паньков В. Экономическая безопасность / В. Паньков // Интерлинк. - 1992. - № 3. - С. 114.
3. Качанова Л.С. Система управления финансовой безопасностью государства / Л.С. Качанова, А.И. Ветвинская // Столыпинский вестник- 2021. - №4. DOI:10.244122713-1424-2021-10035.
4. Качанова Л.С. Сущность вызовов и угроз финансовой безопасности государства / Л.С. Качанова, С.Р. Иневаткина // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. - №5-2 (87). – С. 44-48.
5.Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 2-е изд. - М.: Дело, 2005. - 896 с.
6. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
7. Стратегия национальной безопасности Республики Армения // https://www.gov.am/ru/National-Security-Strategy/
8. Постановление Совета безопасности Республики Беларусь №1 от 6 марта 2023 г. «О рассмотрении проекта новой Концепции национальной безопасности Республики Беларусь».
9. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 12 от 11 декабря 2020г. «О стратегических направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года».
10. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022).