Abstract: The investment attractiveness of business is provided with various both internal, and external factors, of which the effective dividend policy is the key. The main objective of dividend policy is establishment of necessary proportions between the current consumption of profit by owners and its future growth maximizing the market value of the company and providing its strategic development.
Keywords: dividend policy, market value of the company, financial assets, shareholders.
Важнейшей проблемой, стоящей перед каждой бизнес структурой — обеспечение своей инвестиционной привлекательности, которая является следствием роста рыночной стоимости компании. Инвестиционная привлекательность бизнеса обеспечивается различными как внутренними, так и внешними факторами, ключевым из которых является эффективная дивидендная политика.
С позиции практического управления финансами субъекта бизнеса ключевым является умение более или менее обоснованно отвечать на следующие вопросы:
- удовлетворены ли стратегические инвесторы деятельностью компании, направлениями и тенденциями ее развития, положением в конкурентной среде?
- какова должна быть состав и структура активов компании, и насколько она позволяет реализовать стратегические цели?
- какие источники использовать для финансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
- как организовать управление финансовой деятельностью, в том числе перспективное, обеспечивающее платежеспособность, финансовую устойчивость, экономически эффективную?
Решаются такие вопросы в рамках созданной компанией системы управления финансами с учетом системного подхода.
Основной целью декларации дивидендной политики является установление необходимой пропорциональности между текущим потреблением прибыли собственниками бизнеса и будущим его ростом, максимизирующим рыночную стоимость компании и обеспечивающим его стратегическое развитие. [5,с.239]
Реализация дивидендной политики в общей системе управления финансами компании, наряду с инвестиционными решениями, определяет темпы роста активов и дополнительную потребность организации в ресурсах.
Дивидендная политика, является самостоятельным направлением финансовой политики компании, оказывает непосредственное влияние на инвестиционные решения, структуру капитала и финансирование организации, выступает одной из составных частей её общей стратегии, поэтому разработка и реализация эффективной дивидендной политики является одним из ключевых направлений деятельности организации и требует глубокого понимания влияющих на неё факторов, а также взаимосвязей с другими управленческими решениями.
Каждая компания формирует свою уникальную дивидендную политику в основе которой лежит концепция распределения чистой прибыли, основная цель которой, определить соотношение между потребляемой -направляемой на выплату дивидендов, и рефинансируемой частями.
Декларируя свою дивидендную политику, топ менеджмент компании руководствуется следующими основными факторами:
- законодательство, регулирующие порядок выплаты дивидендов (в соответствии с законодательством выплата дивидендов регулируется ГК РФ (часть первая) и Федеральным законом «Об акционерных обществах» [1], [2]);
- наличие свободных денежных средств;
- доступность привлечения средств из различных источников и их стоимость;
- интересы акционеров (проблема соотношения чистой прибыли, направляемой на дивидендные выплаты акционерам и на развитие организации или инвестирование).
Рост рыночной стоимости бизнеса и его ценности для владельцев является основной целью управления финансами, которая реализуется проводимой организаций дивидендной политикой. [4, с.62]
Таблица 1
Рейтинг крупнейших российских компаний по капитализации на 1 января 2019 г.[6]
Место | Компания | Капитализация, млн.долл. | Изменение за год,% |
1 | НК Роснефть | 65286 | +22,5 |
2 | Сбербанк | 57818 | — 31,4 |
3 | ЛУКОЙЛ | 53823 | +9,9 |
4 | Газпром | 52240 | — 2,1 |
5 | НОВАТЭК | 49393 | +39 |
6 | Норильский никель | 29633 | +0,4 |
7 | Газпром нефть | 23594 | +17 |
8 | Татнефть | 22859 | +27,3 |
9 | Сургутнефрегаз | 13808 | — 19,7 |
10 | НЛМК | 13588 | — 11,5 |
При выборе типа дивидендной политики организация учитывает свои реальные инвестиционные потребности и ориентируется в большей степени на обязательное реинвестирование прибыли в размерах, обеспечивающих реализацию всех имеющихся инвестиционных проектов, норма доходности которых должна превысить рыночную. Такое распределение прибыли обеспечивает постоянный рост рыночной стоимости организации и, как следствие, благосостояния её акционеров. [3,с. 20]
Дивидендная политика организации выполняет важную функцию распределения чистой прибыли на выплату дивидендов и реинвестирования. Без учета её особенностей и выбора подходящей дивидендной политики невозможно принять решения по структуре источников финансирования и направлениям инвестиционной политики организации. Приобретение акций конкретной компании сравнимо с покупкой комплекта разноплановых бизнесов с малой капитализацией и имеет смысл, если инвестор вкладывается на достаточно длительный срок и ожидает экономического роста в России по инвестируемым направлениям.
Библиографический список
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»: Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «КонсультантПлюс»2. «Об акционерных обществах»: Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «КонсультантПлюс»
3. Гвоздь П.А. Дивидендная политика и её влияние на стоимость компании - реалии российского инвестора// Вестник науки. – 2018. - № 3 - С. 20-21.
4. Егоров В.А. Дивидендная политика и её влияние на стоимость компании// Вестник современных исследований. – 2018. - № 5.4 - С. 62-63.
5. Монгуш О.Н. Влияние дивидендной политики на рыночную стоимость компании Монгуш О.Н., Монгуш Ч.О. В сборнике: INTERNATIONAL INNOVATION RESEARCH сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. 2017. С. 239-241.
6. http://riarating.ru/ - Рейтинговое агентство «РИА Рейтинг»