Индекс УДК 35.08
Дата публикации: 18.12.2019

Современные методы управления государственной службой

Modern methods of public service management

Аллагулова Элина Радиковна
Научный руководитель – Шарипова Эльмира Азгаровна

1. студент Института права БашГУ
2. к. филос. н., доцент кафедры государственного права
Института права БашГУ

Allagulova Elina Radikovna
Scientific adviser - Sharipova Elmira Azgarovna
1. Student, Institute of Law, BashSU
2. K. Philos. N., associate professor of the department state law
Institute of Law, BashSU
Аннотация: В данной статье расскрываются ситуации и условии, в соответствии с которыми применяются те или иные методы управления. Также в статье отображены последствия применения конкретных методов в сфере государственной служб, рассмотрена проблема критериев эффективности государственной службы.

Abstract: This article reveals the situations and conditions in accordance with which certain management methods are used. The article also reflects the consequences of the application of specific methods in the field of public services, the problem of criteria for the effectiveness of public service.
Ключевые слова: государство, государственная служба, методы управления, государственная служба, государственный служащий.

Keywords: state, civil service, management methods, civil service, civil servant.


«Государство — общественный институт, созданный для блага человека, а не наоборот» [7, c. 102]. Органы местного самоуправления являются «первичным уровнем взаимодействия граждан и органов государственной власти» [8, c. 23]. Иные элементы гражданского общества также призваны контролировать деятельность государственных органов и их должностных лиц. В последнее время экспертами принимались предложения по реформированию положения государственных служащих. Например, одни эксперты предлагали повысить их заработную плату. Полагаясь на данные исследования, у российских госслужащих возрос настрой к изменениям. Но такой положительный настрой российских госслужащих пошел вскоре на спад. Однако, необходимо отметить, данное предложение никак не увязывалось с результатами работы госслужащих. В этом и проявляется слабость и несовершенство реформаторской интенции. Также государственная гражданская служба должна прочно взаимодействовать с гражданами в целях решения их проблем в различных сферах. Это значит, что их деятельность должна быть направлена на улучшение их положения. Сами же госслужащие сконцентрированы на цели стабильности собственного положения. Их деятельность связана со «службой государству». Можно отметить, что в органах госслужбы слабо действует административный контроль. Поскольку наблюдаются ситуации, когда госслужащие совмещают основную деятельность с работой в коммерческих организациях. Так, например, только в Рособразовании к непредставлению налоговой декларации и совмещению работы с деятельностью в коммерческих структурах были причастны 249 сотрудников — 70% численности состава центрального ведомства. Проверка Фонда обязательного медицинского страхования, как известно, привела к аресту целой группы федеральных чиновников высокого ранга, отвечавших за снабжение граждан бесплатными лекарствами и проведение так называемых конкурсных закупок. Также многими госслужащими не представлена налоговая декларация о доходах. При этом в системе государственных органах есть проблема, связанная с нехваткой специалистов в области электронного правительства. Затруднения вызывает образовавшаяся бюрократия, которой свойственны консервативность, а также личные и корпоративные интересы. Таким образом, это грозит формированием некой электронной бюрократии, которая совмещает профессиональные навыки и узкую осведомленность в нововведениях.

При проведении административной реформы должны рассматриваться так же и мнения государственных служащих о препятствиях в исполнении ими своих обязанностей в соответствии с законодательством. В реформу должны включаться социально-правовая обеспеченность работников государственных служащих. Ввиду нововведений в реформу должна включаться их перевоспитание, которое будет отвечать современным потребностям. Также следует сосредоточиться на проведении информационно-коммуникационной кампании, которая бы изложила сущность реформы. Посредством правового мониторинга возможно добиться усовершенствования реформы.

Для качественного регулирования функционирования госслужбы выделяют следующие методы. Во-первых, это применение в госслужбе тех методов, которые используются в коммерческих структурах. Это означает, что те методы, которые были успешно проведены в коммерческих структурах, могут с не меньшей успешностью быть реализованы в государственной службе. В государственной сфере принято выделять трансформации. Для традиционной модели характерен ряд следующих признаков: господство монополии в сфере оказания услуг, человек является препятствием, верховенство бюрократического контроля. Наряду с этим в новой модели преобладают такие признаки  как: конкуренция в оказании услуг, где человек является потребителем этих самых услуг, действует механизм рынка и заявляет о себе общественный контроль. Авторитарное управление сменяется на демократическое. Также для традиционной модели характерно измерение затрат государственных средств. При этом в традиционной модели отсутствует измерения результатов. В новой модели наоборот происходит измерение результатов, которые достигнуты в каких-либо направлениях государственной службы. Однако на практике в РФ преобладает измерение затрат, а не результатов. Например, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой Российской Федерации учитывается соответствие понесённых затрат запланированным. Однако во внимание берётся то, что соответсвуют ли результаты понесённым затратам, а также насколько хорошо цели достигнуты. Ввиду разгосударствления и приватизации государственные услуги переходят в частные руки. Ярким примером является муниципальные услуги. Это эксплуатации жилого фонда, и к уборке мусора, и к строительству дорог, и к оказанию услуг связи.  Во-вторых, это инновативность. К этому способу относят инвестиции в человеческий капитал. Иными словами происходит создание творческих групп, чья деятельность направлена  на усовершенствование либо нового, либо старого продукта.  Инновативность свидетельствует о повышении квалификации персонала и его тщательный отбор. Обязательным условием служит непрерывное обучение персонала в технике решения проблем. Если традиционное управление направлено на правила и процедуры, то новая модель управления во главу угла ставит цели. Другими словами в традиционной модели управления работа государственного служащего оценивается по тому, как последний придерживался определенных правил в своей деятельности. Новая модель управления сосредоточена на эффективное устранение проблем. Таким образом, в государственных органах формируется тактика решения проблем.

В-третьих, в современном управлении выделяют маркетинг и стратегическое управление. Маркетинг — это современная концепция, основной целью которой является направление деятельности всего коммерческого предприятия на нужды потребителей. Маркетинг представлен в виде территориального, а также в виде регионального маркетинга. Территориальный маркетинг – это такая концепция, в основе которой заложено привлечение новых экономических ресурсов. Стратегическое управление – это приёмы, представленные в бизнес-планировании. Они  распространены в государственной сфере. Несмотря на популярность стратегических приёмов, их продолжают модернизировать по сей день. В-четвёртых, осуществляется контроль в лице потребителей. Он происходит непосредственно либо с помощью СМИ и общественных организаций.

Подытоживая вышесказанное, можно отметить, что успешно реализованные методы в коммерческих структурах могут применяться в государственной сфере. Однако не все приемы, воплощенные в коммерческих организациях, могут найти свое применение в государственных организациях, поскольку есть существенные  отличия между государственными организациями и частными. Наряду с этим изменения моделей государственных организаций сходятся с изменениями управления в коммерческих структурах.

Библиографический список

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.12.2016 «Послание Президента РФ Федеральному Собранию» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.08.2014.
3. Федеральный закон №79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.
4. Воробьева, О.М. Анализ эффективности кадровой политики в Российской Федерации / О.М. Воробьева // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 6 (45).
5. Кошелева, В.В. Практические вопросы формирования кадровой политики/ В.В. Кошелева. – М.: ИНФРА-М, 2010.
6. Лытов, Б.И. Государственная власть: проблемы прохождения / Б.И. Лытов // Власть. – 2007. – №7.
7. Шарипова Э.А. К вопросу о системе субъектов конституционно-правовых отношений / Идель-Уральские правовые чтения Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. Уфа: БашГУ, 2015. С. 101-106.
8. Аминов И.Р. Актуальные проблемы и перспективы развития самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан / Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 22-26.