Индекс УДК 33
Дата публикации: 25.02.2017

Обоснование бизнес-плана организации микропредприятия

The rationale of the business plan of the organization microenterprises

Черепанова Т.Г.
К.э.н., доцент кафедры экономики предприятия, Уральский государственный экономический университет

Cherepanova T.G
Ph. D., associate Professor of the Department of Economics of enterprise, Ural State University of Economics
Аннотация: Вопросы стимулирования развития малого предпринимательства являются актуальными в современных условиях. Объектом исследования инвестиц данной работы объем является микропредприятие, образованное рисунок в качестве индивидуального основные предпринимательства. Предмет исследования – обоснование и внедрение бу бизнес-плана по организации грузоперевозок в условиях ограниченных ресурсов. Проведены расчеты по основным разделам проекта и показана целесообразность его внедрения.

Abstract: The Issues of stimulation of development of small business are discussed. The object of the research investment of this work, the volume is a micro-enterprise formed a pattern as individual core businesses. The subject of the study – rationale and implementation of BU business plan for the organization of cargo transportation in the conditions of limited resources. The calculations for the major sections of the project and expediency of its introduction
Ключевые слова: Бизнес-план, затраты, прибыль, предприниматель, конкуренция, риски, грузоперевозки.

Keywords: Business plan, costs, profit, entrepreneur, competition, risks of transportation


Объектом бизнес-планирования выступает индивидуальный предприниматель Семенов П.Г., решивший организовать собственное  микропредприятие. Выбранный вид деятельности – грузоперевозки.

Цель проекта – осуществлять доставку габаритных грузов (в частности, мебели и бытовой техники) по заявкам клиентов – физических и юридических лиц.

На территории Режевского городского округа малое количество крупных грузоперевозчиков. В основном их деятельность ориентирована на перевозку грузов на дальние расстояния. Существует потребность среди населения и малых предприятий в доставке грузов. В данной ситуации рациональнее всего услуги мелких перевозчиков. Поэтому организация грузоперевозочной  деятельности является целесообразной.

К тому же предприятие будет осуществлять грузоперевозки не только по Режевскому городскому округу и близлежащим районам, но и по всей Свердловской области.

Позиционирование услуги  –  доставка грузов в короткие сроки по более низким ценам относительно конкурентов.

Если рассматривать конкурентов предприятия, то на данный момент их можно выделить три. Это ИП Герасимов А.Р., «Т–Профи», «ИнтерТрансАвто».  Последние два конкурента осуществляют доставку не только по Свердловской области, но и по всей России. ИП Герасимов осуществляет грузоперевозки только по Свердловской области, к тому же, данное предприятие находится также в Режевском городском округе. Поэтому он и является главным конкурентом. Но у открывающегося предприятия ИП Семенов П.Г. есть несколько преимуществ перед ним.

Во-первых, тарифы на перевозки незначительно ниже; во-вторых, наличие сайта и активные рекламные кампании; в-третьих, минимальный заказ – от одного часа.

Ценообразование на предприятии происходит по принципу «все издержки плюс прибыль».  Стоимость услуги: — междугородние перевозки – 14 руб./км; перевозки по городу – 380руб./рейс.

Наличие основных средств: а/м ГАЗель (в собствености), гараж (аренда).

Для осуществления мероприятий имеются следующие финансовые ресурсы:

— средства от продажи имеющегося грузового автомобиля «Газель» с меньшим объемом кузова – 150 тыс. руб.;

— дополнительно требуются денежные средства в виде гранта в размере 300 тыс. руб.

Расчетный срок окупаемости составит  — 4,7 лет. На момент выхода на проектную мощность годовая прибыль составляет 131,1 тыс. руб.

С целью обоснования предоставления гранта на первоначальном этапе деятельности необходимо планирование основных производственных и финансовых показателей, определение рентабельности.

Планируемое предприятие будет заниматься доставкой габаритных грузов автомобилем «Газель», оснащенной газовым оборудованием. Использование газа в виде топлива позволяет снизить себестоимость услуг, а, следовательно, и цену. За счет большего объема кузова, превышающего стандартные размеры, имеется возможность перевозить больше объемы грузов малой плотности при  неизменной грузоподъемности автомобиля.

Таким образом, общая стоимость проекта – 512 тыс. руб. Планируется вложить в проект грант и собственные средства, которые будут получены от продажи личного менее производительного автотранспорта.

Источники финансирования требуемых инвестиций представлены в таблице 1.

Таблица 1

Существующие источники финансирования проекта

Источник финансированияОбъем финансированияУсловия финансирования
Собственные средства212,0 тыс. рублейбезвозмездно
Грант субъектам малого предпринимательства300,0 тыс. рублейбезвозмездно

 

Проектом предусмотрено приобретение грузового автомобиля с целью организации эффективной деятельности по перевозке грузов по заявкам клиентов, оформить аренду гаража для содержания транспортного средства сроком на 1 год, а также осуществить затраты по государственной регистрации права деятельности.

Таблица 2

Первоначальные затраты

Наименование первоначальных затратСрокиСтоимость, руб.
А/м «Газель»Сентябрь-октябрь 2016450000
Оплата по договору арендыСентябрь-октябрь 201660000
Регистрация ИП, страхованиеАвгуст 20162000
ИТОГО:512000

 

Таблица 3

Постоянные затраты

НаименованиеРасчет на месяц, руб.Расчет на год, руб.
Аренда гаража50005000*12=60000
ЕНВДБазовая доходность для вида деятельности  60.4 – Грузоперевозки = 6000 руб.;

Физический показатель – 1 автомобиль;  К1 = 1,672;

К2 (для Режевского городского округа) = 0,96; ставка налога – 15 %.

(6000*1*1,672*0,96)*15%=1444,6

1444,6*12=17335,2
Транспортный налог150 л.с. * 11,7 руб. (ставка по Свердл. области) = 1755/12 = 146,25150 л.с. * 11,7 руб. (ставка по Свердл. области) = 1755
Взносы в Пенсионный фондТариф взносов – 26%   1444,041444,04*12=17328,48
Взносы в фонд обязательного медицинского страхованияТариф взносов – 5,1 %    283,25283,25*12=3399,05
Техосмотр940 руб./12=78,3940 руб.
ОСАГО1980 руб./12=1651980 руб.
ИТОГО8561,44102737,73

 

Таблица 4

Переменные затраты (рассчитаны на 730 км/месяц пробега)

НаименованиеСумма в месяц (руб.)Сумма в год (руб.)
Техническое обслуживание т/с800800*12=9600
Топливо (газ)Расход газа – 0,23 литр/км

Цена 1 литра газа – 18 руб.

Стоимость 1 км = 0,23*18 = 4,14 руб.

Всего затрат:

730 км/мес. * 4,14 = 3022,2

 

3022,2*12=36266,4
ИТОГО:3822,245866,4

 

Итого затрат: ежемесячно – 3822,2 + 8561,44 = 12383,64;

 ежегодно – 45866,4 + 102737,73 = 148604,13.

 

Таблица 5

Планируемые доходы

Количество  заказовТарифДоходы в месяц, руб.Доходы в год, руб.
По городу – 30*1 км380 руб./час30*380=1140011400*12=136800
По району – 35*20 км = 700 км14руб./км700 км*14 руб.=98009800*12=117600
Итого:21 200254 400

 

Таблица 6

Реализация проекта с указанием основных стадий

ЭтапНачалоОкончаниеРезультат этапа
 Постановка целей и задач; создание предприятия и установление статуса хозяйствующего субъектаАвгуст 2016 г.Август 2016 г.Регистрация в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, определение способа налогообложения
Анализ внутренней и внешней среды предприятияАвгуст 2016 г.Август 2016 г.Составление производственного плана, определение наличия необходимых ресурсов: трудовых, материальных, финансовых.
Разработка проектаАвгуст 2016 г.Август 2016 г.Определение рентабельности, поиск клиентов
Вложение финансовых средствСентябрь-октябрь 2016 г.Сентябрь-октябрь 2016 г.Приобретение необходимых для реализации проекта основных средств, сырья.
Начало деятельностиСентябрь-октябрь 2016 г.Сентябрь-октябрь 2016 г.Осуществление грузоперевозок

 

Расчетные показатели проекта представлены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты и планы реализации проекта (в том числе целевые показатели)

Наименование показателя 

2016 год

(4 мес)

2017 год2018 год2019 год
Выручка от реализации (товаров, работ, услуг), тыс. рублей84,8254,4272,2299,42
Затраты, тыс. рублей49,5148,6153,1168,41
Чистая прибыль, тыс. рублей35,3105,8119,1131,1
Налоги (и взносы), уплаченые в бюджеты всех уровней (без НДС и акцизов), тыс. рублей13,339,839,839,8
Количество созданных рабочих мест, единиц1000
Среднесписочная численность сотрудников на предприятии (без внешних совместителей)1111
Размер выработки на 1 работающего, тыс. рублей84,8254,4272,2299,42

 

Ежемесячная налоговая нагрузка – налоги, сборы и взносы, уплаченные в бюджеты всех уровней (без НДС и акцизов), составит: 1444,6 (ЕНВД) + 146,25 (трансп. налог) + 1444,04 (ПФР) + 283,25 (ФОМС) = 3318,14 руб.

 При всех положительных моментах разработанного проекта, следует оценить опасность недостижения поставленных целей, прогнозных значений. Деятельность ИП Семенов П.Г. может быть подвергнута следующим рискам:

— изменение отношения властей;

— рост налогов;

— снижение платежеспособности населения;

— активизация старых конкурентов, появление новых;

— выход из строя автомобиля;

— возможность автомобильной аварии;

— неудачный выход на рынок.

Оценим риски согласно одной из методик, используя следующую шкалу:

0 – несуществующий риск;

0,25 – риск  скорее всего не реализуется;

0,50 – о наступлении события ничего определенно сказать нельзя;

0,75 – риск, скорее всего, проявится;

1 – риск реализуется.

Оценив рассматриваемые риски по данной шкале, получим следующее:

— изменение отношения властей  (0,75);

— рост налогов и инфляции (0,75);

—  снижение платежеспособности населения (1);

— появление конкурентов на новый вид услуг (0,75);

— выход из строя автомобиля (1);

— возможность автомобильной аварии (1);

— неудачный выход на рынок (0,75).

Таким образом, наиболее вероятно наступление риска снижения платежеспособности населения и риска автомобильной аварии. Вероятность наступления остальных рисков одинакова.

Возможные мероприятия по предотвращению рисков и уменьшению отрицательных последствий представлены в таблице 8.

Таблица 8

Возможные мероприятия по предотвращению рисков и уменьшению отрицательных последствий

Наименование рискаВозможные  мероприятия
Изменение отношения властей
Рост налогов и инфляция
Снижение платежеспособности населенияСнижение цен
Активизация старых конкурентов, появление новыхКорректировка методов продвижения, проведение маркетинговых исследований, концентрация усилий, увеличение рекламы.
Выход из строя автомобиляПериодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля.
Возможность автомобильной катастрофыСоблюдение правил дорожного движения, периодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля.
Неудачный выход на рынокПроведение активной рекламной кампании в первые месяцы функционирования на рынке, выбор эффективной маркетинговой стратегии.

 

Для оценки эффективности реализации бизнес-плана необходимо найти точку безубыточности и период окупаемости.рекламную.

Точка безубыточности. Найдем критический объем перевозок (количество перевозок, при котором  предприниматель будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли). Критический объем – точка окупаемости (безубыточности).

Воспользуемся формулой:

Y= y+c+р,                                     (1)

Где Y – объем перевозок в стоимостном выражении,

Y — переменные  расходы,

c —  постоянные  расходы,

р  —  прибыль.

Переменные расходы находятся в непосредственной зависимости от объема перевозок, поэтому

Y = aY,                                            (2)

где a – коэффициент пропорциональности, т.е. удельный вес переменных расходов в себестоимости единицы перевозок.

Тогда  Y = aY + c + p                                                   (3)

Так как  критическим считается объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула примет вид:

Yk = aYk + c  или  Yk = c/(1-a),                              (4)

 где a = 5,24/16,97 = 0,309;

5,24 руб. –  переменные расходы на 1 км перевозок (45,9 тыс. руб./8760 км);

11,73 руб. – постоянные расходы на 1 км перевозок (102,7 тыс. руб./8760 км);

16,97 руб. – общие расходы на 1 км перевозок (5,24 руб. + 11,73 руб.).  является Цена за единицу перевозок :

254,4 тыс. руб. / 8760 км = 29 руб.

Общая величина постоянных расходов – 102,7 тыс. руб.

Найдем, при каком объеме перевозок будет достигнут критический уровень.

Yk = 102,7 тыс. руб. / (1 – 0,309) =  148,6 тыс. руб. или 8760 км  экономист перевозок  (148,6 / 16,97).

Таким образом, осуществив 8760 км перевозок на общую сумму 148,6 тыс. руб., предприниматель полностью покроет свои расходы и начнет получать прибыль.

Расчеты могут быть представлены в виде графика (рисунок 1).

На графике видно, где пересекаются линии выручки и себестоимости, достигается состояние безубыточности.  Общий доход в этой точке 148,6 тыс. руб. является достаточным для того, чтобы покрыть постоянные расходы (102,7 тыс. руб.) и переменные расходы (45,9 тыс. руб.).

При объеме перевозок ниже этой точки, финансовым результатом деятельности будет убыток. При  объеме перевозок большем, чем критический, деятельность становится прибыльной.

Рисунок 1 – Точка безубыточности

  1. Срок окупаемости единовременных затрат (Тед) определяется отношением суммы единовременных затрат к годовой экономии от снижения себестоимости продукции (услуг):

 ,    где:                   (5)

П1 и П2  — прибыль предприятия до и после внедрения мероприятия, тыс. руб.;     Зед — капитальные  вложения, тыс. руб.

Таким образом, проект окупится через 4,7 лет.

Библиографический список

1. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 217 с.
2. Зарубенский А.Р. Бизнес-планирование развития предприятия// Фининсовый менеджмент. – 2013. -№2.- 56с.
3. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: PRO-INVEST Cjnsulting, 2009. – 4с.
4. Куликов Е.Л. Методика разработки бизнес-плана. – Курск: Рина, 2016.– 96с.
5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2010.– 456С.
6. Бизнес-планирование. – Режим доступа: http://active-consult.ru/businessplanning.htm
7. Рынок грузоперевозок в Свердловской области автотранспортом. –Режим доступа: нове – http://www.intertransavto.ru
8. Сущность бизнес-планирования. – Режим доступа: http://ekprededu.ru