Abstract: The Issues of stimulation of development of small business are discussed. The object of the research investment of this work, the volume is a micro-enterprise formed a pattern as individual core businesses. The subject of the study – rationale and implementation of BU business plan for the organization of cargo transportation in the conditions of limited resources. The calculations for the major sections of the project and expediency of its introduction
Keywords: Business plan, costs, profit, entrepreneur, competition, risks of transportation
Объектом бизнес-планирования выступает индивидуальный предприниматель Семенов П.Г., решивший организовать собственное микропредприятие. Выбранный вид деятельности – грузоперевозки.
Цель проекта – осуществлять доставку габаритных грузов (в частности, мебели и бытовой техники) по заявкам клиентов – физических и юридических лиц.
На территории Режевского городского округа малое количество крупных грузоперевозчиков. В основном их деятельность ориентирована на перевозку грузов на дальние расстояния. Существует потребность среди населения и малых предприятий в доставке грузов. В данной ситуации рациональнее всего услуги мелких перевозчиков. Поэтому организация грузоперевозочной деятельности является целесообразной.
К тому же предприятие будет осуществлять грузоперевозки не только по Режевскому городскому округу и близлежащим районам, но и по всей Свердловской области.
Позиционирование услуги – доставка грузов в короткие сроки по более низким ценам относительно конкурентов.
Если рассматривать конкурентов предприятия, то на данный момент их можно выделить три. Это ИП Герасимов А.Р., «Т–Профи», «ИнтерТрансАвто». Последние два конкурента осуществляют доставку не только по Свердловской области, но и по всей России. ИП Герасимов осуществляет грузоперевозки только по Свердловской области, к тому же, данное предприятие находится также в Режевском городском округе. Поэтому он и является главным конкурентом. Но у открывающегося предприятия ИП Семенов П.Г. есть несколько преимуществ перед ним.
Во-первых, тарифы на перевозки незначительно ниже; во-вторых, наличие сайта и активные рекламные кампании; в-третьих, минимальный заказ – от одного часа.
Ценообразование на предприятии происходит по принципу «все издержки плюс прибыль». Стоимость услуги: — междугородние перевозки – 14 руб./км; перевозки по городу – 380руб./рейс.
Наличие основных средств: а/м ГАЗель (в собствености), гараж (аренда).
Для осуществления мероприятий имеются следующие финансовые ресурсы:
— средства от продажи имеющегося грузового автомобиля «Газель» с меньшим объемом кузова – 150 тыс. руб.;
— дополнительно требуются денежные средства в виде гранта в размере 300 тыс. руб.
Расчетный срок окупаемости составит — 4,7 лет. На момент выхода на проектную мощность годовая прибыль составляет 131,1 тыс. руб.
С целью обоснования предоставления гранта на первоначальном этапе деятельности необходимо планирование основных производственных и финансовых показателей, определение рентабельности.
Планируемое предприятие будет заниматься доставкой габаритных грузов автомобилем «Газель», оснащенной газовым оборудованием. Использование газа в виде топлива позволяет снизить себестоимость услуг, а, следовательно, и цену. За счет большего объема кузова, превышающего стандартные размеры, имеется возможность перевозить больше объемы грузов малой плотности при неизменной грузоподъемности автомобиля.
Таким образом, общая стоимость проекта – 512 тыс. руб. Планируется вложить в проект грант и собственные средства, которые будут получены от продажи личного менее производительного автотранспорта.
Источники финансирования требуемых инвестиций представлены в таблице 1.
Таблица 1
Существующие источники финансирования проекта
Источник финансирования | Объем финансирования | Условия финансирования |
Собственные средства | 212,0 тыс. рублей | безвозмездно |
Грант субъектам малого предпринимательства | 300,0 тыс. рублей | безвозмездно |
Проектом предусмотрено приобретение грузового автомобиля с целью организации эффективной деятельности по перевозке грузов по заявкам клиентов, оформить аренду гаража для содержания транспортного средства сроком на 1 год, а также осуществить затраты по государственной регистрации права деятельности.
Таблица 2
Первоначальные затраты
Наименование первоначальных затрат | Сроки | Стоимость, руб. |
А/м «Газель» | Сентябрь-октябрь 2016 | 450000 |
Оплата по договору аренды | Сентябрь-октябрь 2016 | 60000 |
Регистрация ИП, страхование | Август 2016 | 2000 |
ИТОГО: | 512000 |
Таблица 3
Постоянные затраты
Наименование | Расчет на месяц, руб. | Расчет на год, руб. |
Аренда гаража | 5000 | 5000*12=60000 |
ЕНВД | Базовая доходность для вида деятельности 60.4 – Грузоперевозки = 6000 руб.; Физический показатель – 1 автомобиль; К1 = 1,672; К2 (для Режевского городского округа) = 0,96; ставка налога – 15 %. (6000*1*1,672*0,96)*15%=1444,6 | 1444,6*12=17335,2 |
Транспортный налог | 150 л.с. * 11,7 руб. (ставка по Свердл. области) = 1755/12 = 146,25 | 150 л.с. * 11,7 руб. (ставка по Свердл. области) = 1755 |
Взносы в Пенсионный фонд | Тариф взносов – 26% 1444,04 | 1444,04*12=17328,48 |
Взносы в фонд обязательного медицинского страхования | Тариф взносов – 5,1 % 283,25 | 283,25*12=3399,05 |
Техосмотр | 940 руб./12=78,3 | 940 руб. |
ОСАГО | 1980 руб./12=165 | 1980 руб. |
ИТОГО | 8561,44 | 102737,73 |
Таблица 4
Переменные затраты (рассчитаны на 730 км/месяц пробега)
Наименование | Сумма в месяц (руб.) | Сумма в год (руб.) |
Техническое обслуживание т/с | 800 | 800*12=9600 |
Топливо (газ) | Расход газа – 0,23 литр/км Цена 1 литра газа – 18 руб. Стоимость 1 км = 0,23*18 = 4,14 руб. Всего затрат: 730 км/мес. * 4,14 = 3022,2
| 3022,2*12=36266,4 |
ИТОГО: | 3822,2 | 45866,4 |
Итого затрат: ежемесячно – 3822,2 + 8561,44 = 12383,64;
ежегодно – 45866,4 + 102737,73 = 148604,13.
Таблица 5
Планируемые доходы
Количество заказов | Тариф | Доходы в месяц, руб. | Доходы в год, руб. |
По городу – 30*1 км | 380 руб./час | 30*380=11400 | 11400*12=136800 |
По району – 35*20 км = 700 км | 14руб./км | 700 км*14 руб.=9800 | 9800*12=117600 |
Итого: | 21 200 | 254 400 |
Таблица 6
Реализация проекта с указанием основных стадий
Этап | Начало | Окончание | Результат этапа |
Постановка целей и задач; создание предприятия и установление статуса хозяйствующего субъекта | Август 2016 г. | Август 2016 г. | Регистрация в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя, определение способа налогообложения |
Анализ внутренней и внешней среды предприятия | Август 2016 г. | Август 2016 г. | Составление производственного плана, определение наличия необходимых ресурсов: трудовых, материальных, финансовых. |
Разработка проекта | Август 2016 г. | Август 2016 г. | Определение рентабельности, поиск клиентов |
Вложение финансовых средств | Сентябрь-октябрь 2016 г. | Сентябрь-октябрь 2016 г. | Приобретение необходимых для реализации проекта основных средств, сырья. |
Начало деятельности | Сентябрь-октябрь 2016 г. | Сентябрь-октябрь 2016 г. | Осуществление грузоперевозок |
Расчетные показатели проекта представлены в таблице 7.
Таблица 7
Результаты и планы реализации проекта (в том числе целевые показатели)
Наименование показателя | 2016 год (4 мес) | 2017 год | 2018 год | 2019 год |
Выручка от реализации (товаров, работ, услуг), тыс. рублей | 84,8 | 254,4 | 272,2 | 299,42 |
Затраты, тыс. рублей | 49,5 | 148,6 | 153,1 | 168,41 |
Чистая прибыль, тыс. рублей | 35,3 | 105,8 | 119,1 | 131,1 |
Налоги (и взносы), уплаченые в бюджеты всех уровней (без НДС и акцизов), тыс. рублей | 13,3 | 39,8 | 39,8 | 39,8 |
Количество созданных рабочих мест, единиц | 1 | 0 | 0 | 0 |
Среднесписочная численность сотрудников на предприятии (без внешних совместителей) | 1 | 1 | 1 | 1 |
Размер выработки на 1 работающего, тыс. рублей | 84,8 | 254,4 | 272,2 | 299,42 |
Ежемесячная налоговая нагрузка – налоги, сборы и взносы, уплаченные в бюджеты всех уровней (без НДС и акцизов), составит: 1444,6 (ЕНВД) + 146,25 (трансп. налог) + 1444,04 (ПФР) + 283,25 (ФОМС) = 3318,14 руб.
При всех положительных моментах разработанного проекта, следует оценить опасность недостижения поставленных целей, прогнозных значений. Деятельность ИП Семенов П.Г. может быть подвергнута следующим рискам:
— изменение отношения властей;
— рост налогов;
— снижение платежеспособности населения;
— активизация старых конкурентов, появление новых;
— выход из строя автомобиля;
— возможность автомобильной аварии;
— неудачный выход на рынок.
Оценим риски согласно одной из методик, используя следующую шкалу:
0 – несуществующий риск;
0,25 – риск скорее всего не реализуется;
0,50 – о наступлении события ничего определенно сказать нельзя;
0,75 – риск, скорее всего, проявится;
1 – риск реализуется.
Оценив рассматриваемые риски по данной шкале, получим следующее:
— изменение отношения властей (0,75);
— рост налогов и инфляции (0,75);
— снижение платежеспособности населения (1);
— появление конкурентов на новый вид услуг (0,75);
— выход из строя автомобиля (1);
— возможность автомобильной аварии (1);
— неудачный выход на рынок (0,75).
Таким образом, наиболее вероятно наступление риска снижения платежеспособности населения и риска автомобильной аварии. Вероятность наступления остальных рисков одинакова.
Возможные мероприятия по предотвращению рисков и уменьшению отрицательных последствий представлены в таблице 8.
Таблица 8
Возможные мероприятия по предотвращению рисков и уменьшению отрицательных последствий
Наименование риска | Возможные мероприятия |
Изменение отношения властей | – |
Рост налогов и инфляция | – |
Снижение платежеспособности населения | Снижение цен |
Активизация старых конкурентов, появление новых | Корректировка методов продвижения, проведение маркетинговых исследований, концентрация усилий, увеличение рекламы. |
Выход из строя автомобиля | Периодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля. |
Возможность автомобильной катастрофы | Соблюдение правил дорожного движения, периодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля. |
Неудачный выход на рынок | Проведение активной рекламной кампании в первые месяцы функционирования на рынке, выбор эффективной маркетинговой стратегии. |
Для оценки эффективности реализации бизнес-плана необходимо найти точку безубыточности и период окупаемости.рекламную.
Точка безубыточности. Найдем критический объем перевозок (количество перевозок, при котором предприниматель будет в состоянии покрыть все свои расходы без получения прибыли). Критический объем – точка окупаемости (безубыточности).
Воспользуемся формулой:
Y= y+c+р, (1)
Где Y – объем перевозок в стоимостном выражении,
Y — переменные расходы,
c — постоянные расходы,
р — прибыль.
Переменные расходы находятся в непосредственной зависимости от объема перевозок, поэтому
Y = aY, (2)
где a – коэффициент пропорциональности, т.е. удельный вес переменных расходов в себестоимости единицы перевозок.
Тогда Y = aY + c + p (3)
Так как критическим считается объем, при котором выручка равна полным затратам (без прибыли), то формула примет вид:
Yk = aYk + c или Yk = c/(1-a), (4)
где a = 5,24/16,97 = 0,309;
5,24 руб. – переменные расходы на 1 км перевозок (45,9 тыс. руб./8760 км);
11,73 руб. – постоянные расходы на 1 км перевозок (102,7 тыс. руб./8760 км);
16,97 руб. – общие расходы на 1 км перевозок (5,24 руб. + 11,73 руб.). является Цена за единицу перевозок :
254,4 тыс. руб. / 8760 км = 29 руб.
Общая величина постоянных расходов – 102,7 тыс. руб.
Найдем, при каком объеме перевозок будет достигнут критический уровень.
Yk = 102,7 тыс. руб. / (1 – 0,309) = 148,6 тыс. руб. или 8760 км экономист перевозок (148,6 / 16,97).
Таким образом, осуществив 8760 км перевозок на общую сумму 148,6 тыс. руб., предприниматель полностью покроет свои расходы и начнет получать прибыль.
Расчеты могут быть представлены в виде графика (рисунок 1).
На графике видно, где пересекаются линии выручки и себестоимости, достигается состояние безубыточности. Общий доход в этой точке 148,6 тыс. руб. является достаточным для того, чтобы покрыть постоянные расходы (102,7 тыс. руб.) и переменные расходы (45,9 тыс. руб.).
При объеме перевозок ниже этой точки, финансовым результатом деятельности будет убыток. При объеме перевозок большем, чем критический, деятельность становится прибыльной.
Рисунок 1 – Точка безубыточности
- Срок окупаемости единовременных затрат (Тед) определяется отношением суммы единовременных затрат к годовой экономии от снижения себестоимости продукции (услуг):
П1 и П2 — прибыль предприятия до и после внедрения мероприятия, тыс. руб.; Зед — капитальные вложения, тыс. руб.
Таким образом, проект окупится через 4,7 лет.
Библиографический список
1. Буров В.П. Бизнес-план фирмы. Теория и практика: учеб. Пособие. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 217 с.2. Зарубенский А.Р. Бизнес-планирование развития предприятия// Фининсовый менеджмент. – 2013. -№2.- 56с.
3. Идрисов А.Б. Планирование и анализ эффективности инвестиций. – М.: PRO-INVEST Cjnsulting, 2009. – 4с.
4. Куликов Е.Л. Методика разработки бизнес-плана. – Курск: Рина, 2016.– 96с.
5. Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник.-М.: ИНФРА-М, 2010.– 456С.
6. Бизнес-планирование. – Режим доступа: http://active-consult.ru/businessplanning.htm
7. Рынок грузоперевозок в Свердловской области автотранспортом. –Режим доступа: нове – http://www.intertransavto.ru
8. Сущность бизнес-планирования. – Режим доступа: http://ekprededu.ru