Индекс УДК 336.71
Дата публикации: 28.02.2019

Системы стимулирования труда банковского персонала

System of stimulation of work of bank staff

Зернова Л.Е.
Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина
доцент кафедры Коммерции и сервиса
Zernova L.E.
Russian State University by the name of A. N. Kosygin,
Associate Professor of the Department of Commerce and service
Аннотация: В данной статье представлены результаты анализа систем и методов мотивации и стимулирования труда сотрудников коммерческих банков в российской и зарубежной практике. Проанализированы, систематизированы и уточнены категории «стимул» и «стимулирование». Представлена матрица мотиваторов в системе управления. Уточнены типы приоритетных методов и форм мотивирования сотрудников банков и классификация форм стимулирования. Выделены факторы, напрямую обусловленные развитием человеческого капитала и мотивированием сотрудников банков.

Abstract: This article presents the results of the analysis of systems and methods of motivation and stimulation of employees of commercial banks in the Russian and foreign practice. We analyzed, systematized and refined "stimulus" and "stimulation". The matrix of motivators in the control system is presented. The types of priority methods and forms of motivation of bank employees and the classification of forms of stimulation are specified. The factors directly caused by the development of human capital and motivation of the bank's employees are highlighted.
Ключевые слова: коммерческий банк, управление, мотивация, стимулирование, труд, банковский персонал

Keywords: commercial bank, management, motivation, stimulation, work, bank personnel


Сегодня, как никогда ранее, особую актуальность приобретает проблема эффективного использования человеческих ресурсов в рамках системы управления в коммерческих банках [1,7,8]. На процесс управления персоналом, безусловно, влияют факторы мотивирования и стимулирования труда в банке.

Значение мотивирования в системе управления кадровым составом банков можно определять через содержание понятия «стимул». Первоначально понятие «стимул» было связно с понятием «движитель» или «движущая сила» деятельности.  Исходя из этого, сфера  системы управления банков напрямую обуславливает взаимосвязь таких факторов как: цели банка, задачи системы управления банков, интересы менеджмента, ценности сотрудников, развитие человеческого капитала на уровне банка [2]. При этом следует отметить, что, не смотря на определяющую роль стимулов в профессиональной деятельности сотрудников банков единства в определении сущности современных форм и методов мотивирования у современных исследователей нет. Чаще всего толкование понятия «стимул» используется исходя из подхода к процессу формирования побуждения к деятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Схема понятия «стимул» исходя из подхода к процессу формирования побуждения к деятельности [3, с.12]

Как следует из схемы на рис.1, данный подход к стимулированию позволит использовать такие категории как потребности, установки, интересы и поведение сотрудника. При этом в системе управления следует разделять такие процессы как «мотивация» и «стимулирование». Согласно различным подходам стимулирование является внешним элементом по отношению к процессу мотивации в системе управления, и это подтверждается фрагментом контент-анализа понятия «стимулирование», проведенным на основе двадцати литературных источников (таблица 1).

Таблица 1

  Фрагмент контент-анализа подходов различных авторов к понятию «стимулирование» в системе управления

АвторСущность стимулирования в системе управления деятельностью
Маренков Н.Д., Алимарина Е.А.Стимулирование – это комплекс мер, который дополняет мотивационную политику и является средством для удовлетворения определенных потребностей персонала, использующий, прежде всего, материальное вознаграждение за труд
Киселева Е.В.Стимулирование – это функция управления персоналом, которая связана с процессом активации профессиональной деятельности персонала, и обеспечивает формирование у работников потребности в повышении результативности труда

 

Как следует из приведенных подходов, стимулом выступает конкретный предмет, который находится во внешнем окружении субъекта мотивирования, и при помощи которого формируется возможность удовлетворять необходимые потребности-интересы.

Таким образом, в рамках данного исследования стимулирование в системе управления будет трактоваться, как стремление «подтолкнуть» персонал к определенной активности в необходимой для банка деятельности в целях более полного соответствия этой деятельности целям системы посредством применения моральных и материальных механизмов воздействия.

 При этом стимулирование основано на использовании внешней побудительной причины поведения, формирующей определенную заинтересованность, мотивацию человека в повышении эффективности деятельности (табл. 2).

Таблица 2

  Матрица мотиваторов в системе управления

Базовые мотиваторы-интересыВторичные мотиваторы-интересы
Первичные потребности (физические или врожденные) – это потребности в пище, воде, сне, отдыхе и др.Вторичные потребности – это потребности в успехе, уважении, привязанности, власти, принадлежности к какой-либо группе или идее.
Внутренние механизмыВнешние механизмы
Их предоставляет человеку сама деятельность – это чувство достижения результата, содержательности и значимости выполненной работы, самоуважения, дружбы и общенияОни возникают не от деятельности, а предоставляются организацией – это заработная плата, продвижение по  службе, символы служебного статуса и престижа, дополнительные выплаты и льготы

 

Таким образом, рассмотрев подходы различных авторов к понятию и значению мотивирования сотрудников  в системе управления, можно сделать следующий вывод:

  • сущность процесса мотивирования в системе управления выражается в эффективном использовании внутреннего импульса — потребностей — интересов служащего, которые формируют побуждение к определенному выгодному действию;
  • сущность процесса мотивирования в системе управления выражается в формировании внешних поощрений, воздействий на стимулирующую сферу сотрудников банка, которая побуждает их на более активное использование своего потенциала;
  • процессы «мотивация» и «стимулирование» в системах управления взаимосвязаны, но имеют определенные различия.

Типы приоритетных методов и стимулов для персонала можно разбить по следующим архетипам сотрудников банков, представленным на рисунке 2.

В качестве основной задачи реализации современных форм и методов мотивирования сотрудников в банковской сфере можно выделить повышение уровня использования кадрового потенциала. При этом в качестве базы внедрения современных форм и методов мотивирования сотрудников банков можно выделить следующие:

— формирование системы стимулов для сотрудников банков с учетом мотивов, интересов и потребностей;

Рисунок 2. Типы приоритетных методов и форм мотивирования сотрудников банков в зависимости от их архетипа

 

— объективная оценка составляющих индивидуального вклада сотрудников банка;

— определение возможности участия сотрудников банков в инновационной деятельности и профессиональном развитии;

— обеспечение равного доступа каждой группы сотрудников ко всем видам и формам мотивирования в банке;

— вовлечение в деятельность сотрудников банков на всех этапах их карьерного пути;

—  формирование лояльных сотрудников банка;

—  вовлечение в сферу мотивирования не только сотрудников, но и членов их семей с помощью косвенных методов. [4,с138].

На основе проведенного анализа современную систему форм стимулирования любого сотрудника банка можно разделить на следующие группы, представленные на рисунке 3.

Основа любого метода стимулирования сотрудников содержит в себе модель воздействия на субъект трудовой деятельности, которая описывает, каким образом при взаимодействии внутренних и внешних ограничений, ценностей и потребностей формируются стимулы (внутренние цели) трудовой деятельности и ее результаты (блага).

Рисунок 3.  Классификация форм стимулирования

 

Для обоснования данного вывода можно привести следующие тезисы:

— уровень удовлетворения сотрудника банка, которое он получает при выполнении работы, оказывает определенное влияние на его поведение в похожих условиях в текущем периоде и в будущем (в перспективе);

— сотрудники банка будут стараться копировать определенное поведение, которое связано у них с удачной реализацией своих приоритетных стимулов;

— сотрудники банка будут стараться не копировать определенное поведение, которое связано у них с неудачной реализацией своих потребностей.

Данные выводы подтверждаются практикой  применения современных форм и методов мотивирования сотрудников в российских и зарубежных коммерческих банках.

Согласно результатам опроса 156 организаций, в том числе и коммерческих банков, проведенного ООО «Делойт Консалтинг» и опубликованного в 2018г, в качестве трех наиболее важных трендов развития кадрового менеджмента выделены факторы, напрямую обусловленные развитием человеческого капитала и мотивирования сотрудников (рис. 4).

Рисунок 4. Основные тренды развития кадрового менеджмента в российских компаниях в 2016-2017 гг. [5]

 

О повышении востребованности форм и методов мотивирования сотрудников банков в России свидетельствуют также результаты исследования банка Kelly Services (KS) «Мотивация персонала 2017» на основе опроса 1100 респондентов [6].

Согласно отчету KS в российских компаниях подразделения HR повышают уровень оценки важности и необходимости активизации кадровой работы по стимулированию персонала. Доля отечественных банков, активно развивавших формы и методы мотивирования персонала в 2017 году, выросло на 5 % (в 2016 г. – 47%), и достигла уровня 52 %,, то есть 48 % банков не применяют новых инструментов мотивирования персонала (рис.5).

При этом в качестве приоритетных методов и форм мотивирования были выделаны следующие:

— стимулирование уровнем оплаты труда – 64% в 2016 и 72% в 2017 г.;

— стимулирование через формирование комфортной атмосферы – 36% в 2016 и 35% в 2017 г.;

— стимулирование через открытость — официальное трудоустройство и «белая зарплата» – 31% в 2016 и 34% в 2017 г.;

— стимулирование через управление карьерой сотрудников – 33% в 2016 и 34% в 2017 г. (рис. 6)

Рисунок 5. Оценка динамики востребованности форм и методов мотивирования персонала в отечественных компаниях 2016-2017 гг. (отчет KS)

 

Таким образом, в качестве приоритетной формы в отечественных компаниях используется материальное стимулирование,  но с поддержкой в рамках формирования комфортной и эффективной корпоративной культуры, создание комфортных рабочих условий и среды, признание результатов труда и карьерное развитие.

Рисунок 6. Оценка динамики приоритетности форм и методов мотивирования персонала в отечественных компаниях 2016-2017 гг. (отчет KS)

 

При этом развитие человеческого капитала является одним из приоритетов, в рамках которого используются не денежные формы мотивирования персонала в отечественных компаниях (рис.7).

Так, согласно отчету KS,  корпоративное обучение как важный стимул, входит в ТОП-3 мотиваторов для персонала, т.е. развитие компетенций через корпоративное обучение востребовано у современного персонала банков как  форма повышения стоимости и конкурентоспособности сотрудника на рынке труда. При этом лидерами среди стимулирующих факторов названы такие формы как «публичное признание успеха» и «корпоративные тренинги».

Корпоративные тренинги не только повышают использование потенциала персонала, но и являются эффективной формой мотивирования (рис.7).

Рисунок 7. Рейтинг не денежных форм мотивирования персонала в отечественных компаниях 2016-2017 гг. (отчет KS) [6]

 

Если оценить ответы респондентов на вопрос о том, с чем они готовы примириться при условиях значительного материального денежного мотивирования, то с позиций  наиболее важных стимулов можно выделить следующие (рис.8):

— условия труда;

— коммуникации в коллективе;

— внешний и внутренний имидж работодателя;

Рисунок 8. Рейтинг нематериальных форм мотивирования персонала в отечественных компаниях в 2016-2017 гг. (отчет KS «С чем Вы готовы мириться?») [6]

 

В этой связи в качестве основного стимула сохранения работы в банках респонденты выделили именно материальные стимулы (рис.9):

Рисунок 9. Рейтинг форм мотивирования персонала в отечественных компаниях 2016-2017 гг. (отчет KS «Что может удержать вас в банке, если вы решили уйти?») [6]

 

— повышение размера зарплаты — 70%;

— привлечение к участию в интересных задачах и проектах — 34%;

— возможность работы за рубежом (перевод в зарубежные представительства) — 22%;;

— карьерное развитие — 16 %.

Как показало проведенное исследование, основа процесса стимулирования оплаты труда сотрудников в отечественных коммерческих банках  содержит в своей основе определенную модель стимулирующего процесса субъекта трудовой деятельности, которая описывает, каким образом при взаимодействии внутренних и внешних ограничений, ценностей и потребностей формируется стимул (внутренние и внешние цели) трудовой деятельности и ее результаты (блага) с использованием современных форм и методов оплаты труда персонала.

Анализ показал, что за последние годы в России накоплен довольно большой опыт материального стимулирования и нематериального поощрения сотрудников финансово-кредитных организаций. Наиболее крупные из них – ПАО «Сбербанк», АО «Альфа-Банк», ПАО ВТБ, ПАО «Промсвязьбанк», ПАО «РОСБАНК» и др. разрабатывают и внедряют различные системы мотивации персонала, используя для этого современные методы, программное обеспечение и проявляя креативный подход при выборе стимулов.

Библиографический список

1. Зернова Л.Е. Проблемы и пути совершенствования деятельности коммерческих банков. // Монография. - 2018 – М .: РГУ им. А.Н. Косыгина, 228 с.
2. Господарчук Г.Г. Оценка уровня стабильности российской банковской системы / Г.Г.Господарчук, А.В.Аникин // Деньги и кредит.- 2014.- N 5.- с.24—30.
3. Аглиева В.Ф. Управление качеством обслуживания клиентов сферы предоставления банковских услуг // Эффективные системы менеджмента: стратегии успеха. - 2014.- №4.- с. 10-15.
4. Еремина, Е.В. Управление персоналом: учебно-методическое пособие / Е.В. Еремина. - Издательство Пензенского государственного университета, 2017. - 416 с.
5. Отчет ООО «Делойт Консалтинг» [Электронный ресурс] http://hr-elearning.ru/motivaciya-personala-2017-issledovanie-kelly-services/
(Дата обращения 15.02.2019)
6. Отчет исследования компании Kelly Services «Мотивация персонала 2017» [Электронный ресурс] https://www.kellyservices.ru/ru/siteassets/ru/workforce-trends/motivaciya-personala-2017.pdf (Дата обращения 15.02.2019)
7. Зернова Л.Е. Шеина Е.Г. Персонал компании и определение понятия его компетенции. //Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017 – с.101-103.
8. Зернова Л.Е., Шеина Е.Г. Понятие категории ключевого звена организации //Сборник материалов международной научно-практической конференции – 2017 – с. 201 - 204