Индекс УДК 33
Дата публикации: 28.04.2023

Экономическая дипломатия и ее роль в развитии торгово-экономических связей России со странами Латинской Америки

Economic diplomacy and its role in the development of trade and economic relations between Russia and Latin American countries

Тетянников А. О.
Студент 1-го курса магистратуры
Факультета мировой экономики и международного права
Дипломатическая Академия МИД России

Tetyannikov A. O.
1st year master's student
Faculty of World Economy and International Law
Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry
Аннотация: В статье исследуются торгово-экономические связи Российской Федерации со странами Латинской Америки и влияние экономической дипломатии на процесс их формирования. Подчеркнута важность развития отечественной внешнеэкономической политики на латиноамериканском направлении, учитывая действующее санкционное давление. Выявлены особенности и тенденции двустороннего торгового сотрудничества. В статье раскрыта экспортоориентированная составляющая отечественных экономических отношений с Латинской Америкой. Делается вывод о том, что в последнее время наблюдается заметная активизация торгово-экономического взаимодействия России и Латинской Америки в таких областях, как нефтедобыча, атомная электроэнергетика, медицина и наука. Рассмотрены ключевые институты, представляющие интересы отечественного национального хозяйства в Латинской Америке. Сформулирован вывод о наличии перспектив и выгод для России от наращивания экономического партнерства в данном регионе мира.
Данная статья выполнена в рамках работы проблемной группы "Исследования в области промышленного развития" под руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б. и к.э.н., доцента Харакоз Ю.К на базе студенческой научной лаборатории "Экономическая дипломатия" Дипломатической академии МИД России.
Статья выполнена под научным руководством к.э.н., доцента Секачевой А.Б., кафедра "Мировой экономики", Дипломатическая академия МИД России.


Abstract: The article examines trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of Latin America and the influence of economic diplomacy on the process of their formation. The importance of the development of domestic foreign economic policy in the Latin American direction, given the current sanctions pressure, is emphasized. The features and trends of bilateral trade cooperation are revealed. The article reveals the export-oriented component of domestic economic relations with Latin America. It concludes that recently there has been a marked intensification of trade and economic cooperation between Russia and Latin America in such areas as oil production, nuclear power, medicine and science. The key institutions representing the interests of the domestic national economy in Latin America are considered. The conclusion about the prospects and benefits for Russia from increasing economic partnership in this region of the world is formulated.
This article is carried out within the framework of the problem group sessions "Research in the field of industrial development" under the scientific supervision of Ph.D., Associate Professor A.B. Sekacheva and Ph.D., Associate Professor Y. К. Kharakoz. The problem group works on the basis of the student scientific laboratory "Economic Diplomacy" in Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
The article was carried out under the scientific supervision of Candidate of Economics, Associate Professor A.B. Sekacheva, Department "World Economy", Diplomatic Academy of the Russian Foreign Ministry.
Ключевые слова: Россия, Латинская Америка, экономическое сотрудничество, экономическая дипломатия, внешняя торговля.

Keywords: Russia, Latin America, economic cooperation, economic diplomacy, foreign trade.


Введение

Процесс развития мировой экономики свидетельствует о постоянно усложняющемся характере взаимодействия между странами. Ныне существующая система устройства мирового хозяйства складывалась не одно десятилетие. С давних времен образования государства, как формы социальной общности, люди стремились к расширению своих территорий, увеличению капитала и поиску все большего количества новых ресурсов для обеспечения благосостояния и экономической безопасности своего народа. Не оспорим тот факт, что приоритетом осуществляемой политики любого государства является преумножение уровня и качества жизни его собственного населения. Именно это обуславливает стремление многих стран мира к развитию многостороннего сотрудничества в реалиях сложившейся системы мироустройства для извлечения наибольшей пользы для своего развития. В таких условиях целью любой страны является обеспечение конкурентоспособности своих товаров, гарантия их продвижения на зарубежных рынках, поддержка развития отечественных компаний за рубежом – в целом все то, чем называется экономическая дипломатия. В настоящее время тематика развития торгово-экономических отношений России со странами Латинской Америки является актуальной, как никогда ранее. Спустя почти что год после введения западными государствами экономических санкций против Российской Федерации изменилась структура и география внешней торговли не только отечественной экономики, но и большинства действующих субъектов международных экономических отношений. Санкционная война, развязанная против России, целью которой была полная изоляция и исключение отечественного национального хозяйства из глобальной экономики, во многом не достигла своих конечных целей благодаря четкой работе экономико-дипломатического механизма Российской Федерации [1]. Разумеется, ежегодные изменения в мировой экономике непосредственно оказывают влияние на экономическую дипломатию, вынуждая последнюю адаптироваться под сложившиеся условия. Буквально за год было перестроено большинство логистических цепочек, обеспечивавших торговые связи стран-партнеров. Был открыт новый этап в экономических отношениях между государствами, в том числе и между Россией и странами Латинской Америки. Несомненно, данный регион не является ключевым ориентиром российской внешнеэкономической политики. Однако, невозможно представить полный отказ от взаимодействия отечественной стороны с партерами из Латинской Америки в силу появления все большего количества крупных двусторонних проектов, затрагивающих национальные интересы обеих сторон. Именно поэтому в сложившихся условиях возрастает роль экономической дипломатии, как фактора, способного повлиять на дальнейшее благоприятное развитие и укрепление экономических интересов России в Латинской Америке.

Методологическая основа исследования

В ходе написания работы использовались такие методы, как анализ, синтез, описание, сравнение, метод классификации, абстрагирования и др.

Баланс интересов, как основа работы экономической дипломатии России на латиноамериканском пространстве

В настоящее время действие механизма экономической дипломатии России базируется на извлечении пользы и укреплении национальной экономической безопасности в условиях построения взаимовыгодных торгово-экономических отношений с дружественными странами. Так, все большую популярность в прессе и научных трудах набирает термин «разворот России на Восток», трактующий усиление экономических связей отечественной модели хозяйствования с азиатскими партнерами [7, с.47]. Но, при этом, важно заметить, что среди партнеров России в Латинской Америке нет тех стран, которые поддержали бы западные экономические санкции или остановили бы деятельность своих предприятий и обмен товарами, как, например, это было с Японией и Республикой Кореей. Нынешнее состояние международных экономических отношений, налаживание торгово-экономических связей одними государствами и построение агрессивной экономической политики другими, окружающими Российскую Федерацию, обуславливает наличие целого ряда причин, объясняющих стремление вектора отечественной внешнеэкономической политики в латиноамериканский регион [8, с.220].

Бесспорно, существующий механизм экономической дипломатии, включающий многообразие институтов, методов и инструментов, задействованных в установлении наиболее благоприятных условий внешнеэкономической деятельности для российских хозяйствующих субъектов, во многом обязан результатам внешней политики СССР, достигнутым в выстраивании экономических связей с зарубежными партнерами. Благодаря политике СССР стало возможным достижение высокого уровня двустороннего сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском, Африканском и Латиноамериканском регионах.

Бурное развитие политического и экономического взаимодействия СССР со странами Латинской Америки началось в 50-60-ых годах прошлого столетия. Поддержка социалистических режимов развивающихся стран Латинской Америки в те годы обусловила череду установления дипломатических отношений с рядом государств Нового Света. Таким образом, к началу 1980-ых годов СССР имел представительства в 18 государствах латиноамериканского региона. Схожесть идеологических взглядов стала причиной, с одной стороны, тесного политического контакта между государствами, а, с другой, как следствие, экономического партнерства. Важно заметить, что такого рода экономическое взаимодействие влекло заинтересованность как СССР, так и стран Латинской Америки и Карибского бассейна (ЛАКБ). Оказываемая помощь в сфере энергетики, медицины, образования, насыщения продовольственных рынков полностью устраивала развивающиеся государства, подкрепляя надежду на стабильное и независимое существование. В то же время СССР расширил свои военно-технические связи, увеличил экспортный потенциал, укрепил политическое и экономическое влияние в данном регионе.

Несомненно, спустя практически 30 лет после распада СССР механизм экономической дипломатии и вектор развития внешнеэкономической политики России изменились. Но, при всем этом, сохранились тесные связи России со странами Латинской Америки, обладающие огромным потенциалом своего развития.

Можно сказать, что на сегодняшний день основными задачами экономической дипломатии Российской Федерации в Латинской Америке являются:

  1. Реализация интересов государственных и частных субъектов международных экономических отношений России путем их поддержки в данном регионе;
  2. Расширение географии экономического сотрудничества России в Латинской Америке благодаря подписанию новых взаимовыгодных проектов с государствами;
  3. Обеспечение стабильных и долгосрочных торгово-экономических связей и партнерских отношений со странами-коллегами по различным интеграционным группировкам и неформальным экономическим форумам (АТЭС, БРИКС, G-20 и др.);
  4. Стимулирование экспорта отечественной продукции новым латиноамериканским партнерам для поддержания стабильного притока дохода в бюджет РФ.

Необходимо сказать, что взаимная заинтересованность в развитии экономических связей между Россией и странами ЛАКБ сохраняется и сейчас. Независимое партнерство в нефтегазовой сфере, обеспечение продовольственной безопасности, технологического суверенитета и военно-технического сотрудничества – все то, что ведет к учету интересов и выстраиванию общей концепции дальнейшего торгово-экономического развития России и стран Латинской Америки.

 

Особенности ведения торговых отношений между Россией и странами Латинской Америки

Для детального изучения экономических связей России с латиноамериканскими странами, важно рассмотреть показатели, характеризующие состояние двусторонних торговых отношений.

Рисунок 1. Удельный вес стран Латинской Америки во внешней торговле России 2011-2021гг., %

Источник: составлено автором на основе данных UNCTADstat data center, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2011-2015, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2016-2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=217476, дата обращения: (18.03.2023).

По данным рисунка 1 можно заметить, что удельный вес стран Латинской Америки во внешнеторговом обороте России не превышал значения в 3% за последние 10 лет. С 2011 по 2016 год показатель находился в стадии роста. Максимальное значение пришлось на 2016 год (2,52%), после чего удельный вес латиноамериканских стран сокращался, что могло быть обусловлено появлением новых крупных партнеров у России и усилением взаимной торговли на других географических направлениях. Минимальное значение показателя пришлось на 2020 год (1,86%), что было вызвано ограничительными мерами борьбы с пандемией Covid-19. Однако, уже в 2021 году показатель восстановился до значения в 2,29% (рост на 0,43%). В целом, долю Латинской Америки во внешней торговле России можно назвать относительно стабильной.

Рисунок 2. Товарооборот России со странами-партнерами из Латинской Америки, 2011 и 2021г., млн. долл. США

Источник: составлено автором на основе данных UNCTADstat data centerMerchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2016-2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=217476, дата обращения: (18.03.2023).

Представленные выше данные (рисунок 2) позволяют оценить географическую направленность партнерства России с латиноамериканскими государствами. Так, крупнейшим партнером России в Латинской Америке является Бразилия. Товарооборот с данным государством в 2021 году составил 7484 млн. долл. США (прирост 15,49% по сравнению с 2011 годом). Схожим образом, высокие значения взаимной торговли приходятся на Мексику (4782 млн. долл. США в 2021 году). Прирост товарооборота с этой страной за последние 10 лет составил 238%. Высокое значение пришлось на Республику Эквадор. В 2021 году товарооборот России с Эквадором достиг значения в 1919 млн. долл. США, увеличившись на 47,84% за последние 10 лет. Единственным государством-партнером России, товарооборот с которым сократился, была Аргентина (1846 и 1382 млн. долл. США в 2011 и 2021 году соответственно). Оставшиеся страны отметились положительной динамикой развития показателя, хотя не приняли значения выше 900 млн. долл. США.

Рисунок 3. Объем товарного экспорта России в страны Латинской Америки 2011-2021гг., млрд. долл. США

Источник: составлено автором на основе данных UNCTADstat data center, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2011-2015, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2016-2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=217476, дата обращения: (18.03.2023).

Судя по данным товарного экспорта России в Латинскую Америку (рисунок 3), можно отметить зависимость показателя от глобальных потрясений и кризисов. Так, стабильное развитие индикатора с 2011 по 2014 год сменилось резким спадом до значения в 7,05 млрд. долл. США в 2015 году, что было обусловлено экономическими потрясениями тех лет. Далее экспорт России вновь находился в стадии своего развития (9,33 млрд. долл. США в 2018 году). После чего, вследствие снижения темпов роста мировой экономики и активной стадии торговой войны США и Китая в 2019 году, показатель сократился на 2,06 млрд. долл. США. Спустя год, ввиду появившихся ограничительных мер из-за пандемии Covid-19, экспорт России достиг своего минимума – 5,45 млрд. долл. США. Однако, уже спустя год товарный экспорт России достиг своего небывалого значения (12,30 млрд. долл. США).

Рисунок 4. Объем товарного импорта России из стран Латинской Америки 2011-2021гг., млрд. долл. США

Источник: составлено автором на основе данных UNCTADstat data center, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2011-2015, Merchandise trade matrix in thousands United States dollars, annual, 2016-2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=217476, дата обращения: (18.03.2023).

Исходя из данных товарного импорта России из стран Латинской Америки (рисунок 4), можно заметить, что значения данного показателя уступают значениям отечественного экспорта в данный регион, что говорит о положительном сальдо торгового баланса России в товарообмене с данными государствами и ориентации на экспорт в выстраивании торговых отношений. Объем товарного импорта России из Латинской Америки не был стабилен. Максимальное значение в 8,2 млрд. долл. США в 2014 году сменилось спадом в последующие годы. В дальнейшем показатель не смог принять былые значения. По состоянию на 2021 год импорт России составил 5,69 млрд. долл.

Так или иначе Латинская Америка долгое время сохраняет за собой стабильную долю во внешней торговле России [6, с.17]. Принимая на себя больше импорта во взаимной торговле, латиноамериканский регион сохраняет за собой статус надежного партнера России, обеспечивающего возможность реализации экспортного потенциала отечественной экономики.

Экономико-дипломатический механизм в обеспечении национальных интересов России в партнерстве с Латинской Америкой

Справедливо отметить, что латиноамериканский регион исторически являлся местом притяжения эмигрантов со многих частей света. Россия не является исключением: в некоторых странах Латинской Америки русскоязычная диаспора насчитывает сотни тысяч человек. Это обуславливает наличие малого и среднего бизнеса, управляемого русскоговорящим населением в данном регионе [10, с.247]. Конечно, в связи с этим, наравне с работой многочисленных посольств и консульских учреждений, функционирование механизма «мягкой силы» России подкрепляют такие организации, как фонд «Русский мир», Россотрудничество, информационное агентство RT и Институт русского языка им. А.С. Пушкина. Их деятельность способствует социокультурному сближению во многих сферах взаимодействия [11, с.136]. Однако, не стоит забывать про экономический аспект сотрудничества, возможности продвижения интересов которого ранее ограничивались лишь установленными связями со станами социалистического блока.

В настоящее время в Латинской Америке работает множество отечественных транснациональных компаний и государственных корпораций, благодаря которым с каждым годом появляется все больше двусторонних проектов в различных сферах национального хозяйства [2]. Ключевые актуальные вопросы партнерства напрямую касаются нефтегазовой отрасли, атомной энергетики, медицины, военно-технического сотрудничества, расчета по финансовым операциям в национальных валютах, а также образования и развития науки [12, с.86]. Важно понимать, что деятельность механизма экономической дипломатии Российской Федерации не обходится без опоры на различные институты. Диверсификация направлений работы субъектов экономико-дипломатического механизма России вынуждает все большее вовлечение форумов, предприятий и их представительств, задействованных в международном экономическом сотрудничестве, в формирование условий, способствующих их благополучному участию в сотрудничестве с латиноамериканскими странами [9, с.87].

Говоря о взаимодействии в нефтегазовой отрасли, необходимо отметить всеобъемлющих характер присутствия на латиноамериканском рынке таких гигантов как Газпром, Роснефть и Лукойл, осуществляющих добычу и переработку энергетического сырья. Ключевыми странами, привлекающими российские энергетические компании являются Колумбия, Венесуэла, Бразилия и Куба. Весомый характер в развитие экономического сотрудничества вносит совместная работа России со странами Латинской Америки в атомной энергетике. Российская госкорпорация Росатом имеет свое представительство в Бразилии. Именно в Латинской Америке, совместно с отечественными специалистами, ведутся работы в области ядерной медицины [4]. Неоспоримо весомый вклад в продвижение экономических и политических целей России делает сотрудничество с латиноамериканскими государствами в военно-технической сфере. Говоря об этой области, важно заметить присутствие АО «Рособоронэкспорт» в таких странах как Бразилия, Аргентина, Чили, Венесуэла, Куба и др. [3]. Но, не стоит забывать и о продукции гражданского назначения. Работа торговых представительств России вместе с такими государственными корпорациями, как Ростех, дает возможность развития отечественного экспорта и завоевания новых рынков сбыта.

Очевидно, что отечественной моделью экономической дипломатии находятся способы построения наиболее устойчивых взаимосвязей со странами Латинской Америки в направлении развития приоритетных секторов экономики России.

Заключение

Подводя итог работы, стоит сказать, что экономическая дипломатия является важнейшей частью внешнеэкономической политики Российской Федерации. Экономико-дипломатический механизм России основывается на построении дружественных и продуктивных торговых связей с большинством стран мира, в том числе и с государствами Латинской Америки.

Проанализировав состояние торгово-экономического сотрудничества стран Латинкой Америки с Российской Федерацией, можно сказать, что две указанные стороны не являются ключевыми партнерами, формирующими экономическую политику друг друга. Но, как бы то ни было, развитие торговли в энергетической, военно-технической сфере, сотрудничество в области медицины и научных исследований подчеркивают потенциал развития торгово-экономических связей России и Латинской Америки в будущем.

Надеясь на дальнейшие благоприятные условия мировой экономики, этот регион, вполне вероятно, укрепит свои связи с Россией, что даст новые возможности Латинской Америке для усиления своей позиции на мировой арене. При всем этом, наращивание товарообмена с латиноамериканскими странами дает России возможность обеспечения своей экономической безопасности и поддержания конкурентоспособности на зарубежных рынках.

Библиографический список

1. Ю. Мельникова, «Санкционный шторм» 2022 г. и его последствия для российской экономики, РСМД (Российский совет по международным делам), Аналитика и комментарии, Экспертные колонки. – Режим доступа: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/sanctions/sanktsionnyy-shtorm-2022-g-i-ego-posledstviya-dlya-rossiyskoy-ekonomiki/ (дата обращения: 18.03.2023)
2. Яковлев П. П. Россия и Латинская Америка в новой геополитической реальности // Латинская Америка. – 2014. – No 10. – С. 4–17.
3. Официальный сайт АО «Рособоронэкспорт», География экспорта российского вооружения, страны-партнеры. – Режим доступа: https://roe.ru/rosoboronexport/strany-partnery/ (дата обращения: 18.03.2023).
4. Официальный сайт ГК Росатом, «Атом на высоте»//Статья. – 2022г. – Режим доступа: https://rusatom-overseas.com/ru/media/mass-media-about-us/atom-na-vysote.html (дата обращения: 18.03.2023).
5. Foreign Direct Investment 2020 // Economic Commission for Latin America and the Caribbean (ECLAC). – 2020, December. – Режим доступа: https:// www.cepal.org/en/publications. (дата обращения: 18.03.2023).
6. Будущее глобализации под угрозой? / И. В. Прокофьев, С. В. Каратаев, Н. В. Грибова [и др.] // Проблемы национальной стратегии. – 2018. – № 3(48). – С. 11-56.
7. Внешнеэкономические связи России : К столетию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации / И. Н. Абанина, А. Б. Дмитриева, Б. Е. Зарицкий [и др.]. – Raleigh, North Carolina : Open Science Publishing, Lulu Press, Inc., 2018. – 195 с.
8. Секачева, А. Б. Внешнеэкономическая деятельность России в условиях санкций / А. Б. Секачева // Организационно-экономические проблемы регионального развития в современных условиях : Материалы всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 28 апреля 2022 года. – Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. – С. 219-222.
9. Харакоз Ю.К. Система распределения затрат и калькулирование себестоимости продукции // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2012.- № 4. - С. 85-88.
10. Харакоз Ю.К. Теоретические аспекты управленческого учета и международных стандартов финансовой отчетности// Вестник Московского университета МВД РОССИИ. -2014. -№ 6. - С. 246-251.
11. Харакоз Ю.К. Развитие управленческого учета: российский и зарубежный опыт // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2009.- № 8 (35). - С. 132-144.
12. Харакоз Ю.К. Особенности методического инструментария управленческого учета // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2011.- № 11 (59). - С. 85-90.