Abstract: the article analyzes current assessments and approaches to the consideration of the economic needs of family farms in the United States and their country as a whole. According to weather and demographic statistics, it is noticeable that americans are in more dangerous warming than cooling. The ability of the population to adapt in changing climatic conditions, indirectly affecting the economic preferences of citizens, is reflected in the result of economic losses, and also gives statistics, according to which, by 2100, losses from the current level of well-being constantly range from 1 to 4 percent.
Keywords: climate change, welfare, economic preferences, national economy, USA.
Современные особенности развития человеческого сообщества демонстрируют, насколько климатические условия влияют на быт и повседневность среднестатистических семей. Формируя картину предпочтений человека, климатический фактор влияет на выбор жилищных условий, одежды, затраты энергии, планирование путешествий во многом определяется естественным стремлением человека к достижению максимально комфортных условий жизни. География погодных условий определяет привлекательность различных мест и качество жизни, которое они могут предоставить населению [17; P. 175-193]. Учитывая тот факт, что климатические условия оказывают значительное влияние на экономические предпочтения и уровень благосостояния граждан, ученые стремятся формировать модели, где учитывались бы расходы американских семей на обеспечение комфортной обстановки, прежде всего с точки зрения температуры окружающей среды. Отслеживание изменений в данной области и связанные с этим оценки комфорта граждан помогают понять, каким образом климат влияет на общественное благосостояние, и также способствуют более быстрому принятию соответствующих политико-экономических мер [8; P. 106-140]. Процесс глобальных климатических изменений неизбежно влечет локальные смены погодных условий, что чаще всего связано с повышением температуры окружающей среды. Следует отметить, что изменения в сторону высоких температур влияют на уровень благосостояния неоднозначно. Общество может испытывать неудобства от более жаркого лета, однако приобрести определенные выгоды в период менее холодной зимы. В этом плане, климатическое воздействие зависит от того, в какой области США находятся домохозяйства, и насколько ощутимы эти изменения [3; P. 205-246].
Существующие научные подходы рассматривают стоимость удобств в различных штатах, а также готовность американских семей платить за данные удобства. Подобные модели учитывают индекс качества жизни, основанный на том, сколько домохозяйств учитывают затраты на комфортные условия в своем прожиточном минимуме, по отношению к получаемому ими уровню дохода [6; P. 105-159]. Применяя данные модели к США, стоит учитывать локализацию большого по численности населения, проживающего на территориях с разнообразным климатом. В целом, Соединенные Штаты располагаются в умеренной климатической зоне, и в то же время некоторые области, такие как Аризона, Нью-Мексико, Техас, являются довольно жаркими, некоторые области, такие как Монтана, Северная Дакота и Миннесота являются холодными. Некоторые области, такие как Калифорния, обладают умеренным климатом круглогодично. Все это позволяет определить широкий спектр климатических предпочтений населения страны [8; P. 106-140].
Также, стоит учитывать, что в США отсутствуют рыночные механизмы, регулирующие спрос и предложение на климатические удобства, однако есть все основания полагать, что точности оценки может способствовать обращение к так называемому, скрытому рынку, основанному на выборе американскими семьями местоположения для своих домохозяйств. Значение благосостояния включает влияние климатических особенностей региона на комфорт, активность и здоровье граждан [18; P. 1-17]. Кроме того, учитываются расходы на отопление и охлаждение, а также тепловую изоляцию жилых помещений в американских домохозяйствах. Подобные показатели в целом отражаются на уровне национального дохода, городской и сельскохозяйственной производительности труда [19; P. 860-872].
В существующих исследованиях учитываются прежде всего долгосрочные изменения, поскольку большинство ученых считают, что анализ изменений за последний год мало информативен. В то же время, количество масштабных исследований, учитывающих изменения, произошедшие за длительный период, пока невелико. В частности, это касается работ, рассматривающих влияние изменяющихся технологий на климат региона, и в свою очередь, на его экономику [4; P. 33-52]. К настоящему времени западная наука располагает статистическими показателями, которые демонстрируют влияние климата на местную экономику, посредством того, каким образом домохозяйства смягчают потенциальный климатический ущерб через адаптацию к меняющимся условиям. В частности через утепление жилых домов или смену гардероба, что отражается на экономических предпочтениях граждан [11; P. 740-798].
Отдельной областью исследования являются оценки урожайности и стоимости сельскохозяйственных угодий. Сюда включается анализ влияния климатических изменений на сельское хозяйство, здоровье и качество жизни занятых в сельском хозяйстве граждан. Климат при этом, исследуется путем сопоставления суточных температур, среднемесячных и сезонных значений. Это позволяет выявить, как домохозяйства оценивают температурные изменения в долгосрочной перспективе [2; P. 348-356]. При этом, существующие модели оценки влияния климата на экономику чаще учитывают наиболее вредные для урожайности экстремальные значения температур, а не средние, которые учитываются во вторую очередь. Они помогают сопоставить общие данные по климату с статистикой расходов на транспортировку, сезонную смену жилья, федеральных и местных налогов [16; P. 331-341].
Моделируя существующие оценки климатических изменений, исследователи выявили неоднородность в экономических предпочтениях американских домохозяйств, связанной с адаптацией к холодному или жаркому местному климату. Модели показывают важные данные. Во-первых, американцы предпочитают среднесуточную температуру, дневной максимум и дневной минимум в 18 градусов Цельсия. Во-вторых, преимущественно, американские домохозяйства платят больше, и тратят больше ресурсов на борьбу с перегревом, чем на борьбу с похолоданием. В-третьих, объем ресурсов, расходуемый на борьбу с умеренным холодом мало отличается от объема ресурсов, расходуемого на борьбу с сильным холодом [7; P. 25-49]. При этом в общей статистике превалирую случаи, в рамках которых американцы расходовали ресурсы именно на восстановление комфортной среды около 18 градусов Цельсия от умеренно холодных условий. К примеру, во время умеренного похолодания американцы сокращают время пребывания на открытом воздухе, перенося свою обычную деятельность в помещения. В-четвертых, моделирование обнаруживает, что домохозяйства южных штатов более чувствительны к холоду, чем к жаре, и показывают схожие тенденции к адаптации, что и в северных штатах [5; P. 181-198].
В четвертом оценочном докладе межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), были приведены данные прогноза, согласно которому к 2100 г. температура в США в среднем вырастем на 7,3 градуса Цельсия. Адаптируя данный прогноз к существующим моделям влияния климатических изменений на экономику государства, ученые выработали сценарий, в рамках которого, стремление американцев к благосостоянию и их предпочтения останутся на неизменном уровне, и при этом затраты на адаптацию и поддержание благосостояния составят от 1 до 4 процентов годового дохода домохозяйств [3; P. 205-246].
Учитывая, что ущерб от климатических изменений будет наиболее заметен в южных штатах, к настоящему времени в северных районах население также испытает неудобства, связанные с двумя обстоятельствами. С одной стороны при потеплении в северных штатах можно будет наблюдать более комфортные зимы, но с другой стороны, температура в летние месяцы может стать гораздо менее комфортной. При этом, имеющаяся статистика показывает, что жители северных штатов готовы вкладывать в охлаждение помещений меньшие ресурсы, чем это делают южане. Если прибавить к этому данные статистики внутренней миграции в рамках США, то будет заметно, что американцы готовы нести более высокие расходы, и соглашаться на более низкую заработную плату, предпочитая переносить свои домохозяйства в районы с лучшими климатическими условиями [1; P. 1272-1279].
В основу данного подхода положены исследования прошлых десятилетий, которые соотносили и анализировали расчет заработной платы и цен на рынке жилья. Эти данные оказались важными при расчете экономических предпочтений американцев, связанных с климатическими изменениями. Ученые соотнесли оценки заработной платы с показателями миграции и выявили разницу в финансах, соотносящуюся со стоимостью социальной мобильности. При этом, в расчет берется краткосрочное и долгосрочное развитие отраслей экономики штата, способствующее диверсификации таким образом, что занятые граждане могут получить более широкий доступ к образованию и здравоохранению, что косвенно также влияет и на снижение уровня бедности. Эти обстоятельства способствуют адаптации как отдельных домохозяйств, так и экономики штатов к изменяющимся климатическим условиям [3; P. 205-246].
В существующих исследованиях было выявлено, что государственный бюджет предусматривает резервирование средств, необходимых для адаптации населения к климатическим изменениям. Прежде всего, это выражается в постепенном реформировании и повышении качества системы социальной защиты. В различных штатах, особенно тех, которые будут больше всего затронуты климатическими изменениями, предусматривается предоставление дополнительного бюджетного финансирования на содействие адаптации домохозяйств к изменяющимся климатическим условиям [9; P. 577-617].
Важной мерой в контексте внимания государства к данной проблеме выступает выбор правильной государственной политики в отношении рынка труда. Учитывая процессы внутренней трудовой миграции, экономическая политика способна оказать значительное содействие населению в адаптации погодным переменам, которыми сопровождаются климатические изменения. Постоянное внимание финансового сектора к данному вопросу, а также отслеживание изменений на рынке труда, способны в разы снизить экономические издержки от данной проблемы. В рамках США, на фоне статистики трудовой миграции, это обстоятельство подтверждается тем, что процесс приспособления неизбежно влечет перемещение трудовых ресурсов между отраслями экономики [15; P. 23-46].
Доказано, что подбор гибкого финансового режима и постоянное внимание к рынку труда, не только может быть осуществлено достаточно быстро, но также не приводит к крупным бюджетным затратам. Данные, полученные при моделировании сценариев климатических изменений помогают выйти на статистику, связанную с финансовыми рынками государства и отдельных штатов. Исследование реагирования финансовых рынков показывает, что существуют механизмы реального снижения экономических издержек связанных с адаптацией к климатическим изменениям [13; P. 152-185].
Искусственная регулировка цен, в частности на рынке жилья, позволяет гражданам контролируемо переносить свои домохозяйства в менее рискованные климатические зоны. Также, регулировка цен способствует движению капиталов из одних регионов в другие, или в рамках одного региона, но между отдельными отраслями промышленности. Существующие исследования ставят этот вопрос в качестве очень важного, поскольку финансовые рынки показывают способность к диверсификации затрат, а внимание государства к данному вопросу и подбор верной стратегии экономической политики помогает лучше адаптировать домохозяйства к новым условиям, снижая социальное напряжение в уязвимых регионах. При этом, важной частью данного процесса является перераспределение давления и рисков от тех, кто является наиболее уязвимым, в сторону тех элементов, которые лучше способны с подобными рисками справляться [10; P. 68-72].
Адаптация является важной составляющей, на которую направлено внимание государства, однако не менее важными являются усилия по сокращению выброса парниковых газов в атмосферу. Для того, чтобы смягчить негативные последствия климатических изменений, вызванных выбросом парниковых газов, государством устанавливается ценообразование углерода, соотносящееся с причиненным выбросом ущербом. Само существование ценообразования углерода, как основного источника климатических проблем, в экономической политике государства стимулирует и предприятия, и домохозяйства на потребление более экологичных товаров [20; P. 195-212].
Существующие модели оценки климатических изменений учитывают меры экономической политики государства, которые могут рассматриваться в качестве инструментов смягчения воздействия выбросов парниковых газов в атмосферу, и как следствие влияния климатических изменений на американские домохозяйства. К подобным инструментам относятся косвенные ограничения, такие как налоги на углерод и торговля объемами выброса углерода в атмосферу. Исследования показывают, что налоги на углерод демонстрируют наибольшую эффективность, поскольку устанавливают цену на выбросы в атмосферу, и вынуждают предприятия выделять инвестиции на технологическое переоснащение, обеспечивающее пониженные выбросы [14; P. 3749-3760]. Это обстоятельство в значительной степени влияет на экономику региона, и через установление определенной экологической и климатической картины, отражается на предпочтениях американских домохозяйств, на социальной и трудовой мобильности и на местном ценообразовании. В данном процессе неизбежно возникают доходы, прежде всего от налогов на углерод, которые в свою очередь, используются экономиками штатов на повышение эффективности сложившейся системы отношений, или на развитие системы социального обеспечения, в рамках компенсации домохозяйствам и предприятиям издержек, связанных с заметными краткосрочными и долгосрочными климатическими изменениями. Государственная власть в этом процессе, на уровне федерального правительства, осознает изменчивость углеродного ценообразования, и проводит гибкую политику в области экологии. Происходит одновременное регулирование цен на углерод и оценка уровня выбросов в долгосрочной перспективе [12; P. 202-233].
Оценивая готовность американских домохозяйств платить за такой нерыночный товар как климат, можно повести итог относительно стремления американцев платить за качество жизни, которое выстраивается исходя из местной заработной платы и цен на жилье в рамках приграничных штатов. Существующие климатические модели, основанные на локальных температурных показателях оценки, которые американские домохозяйства дают климатическим удобствам. Во-первых, наиболее комфортными в США считаются температуры с пределах 18 градусов Цельсия. Во-вторых, американцы более негативно реагируют на незначительное повышение температуры, чем на ее незначительное понижение [2; P. 348-356]. Если применить существующие оценки к выводам исследователей относительно влияния климата на общество, то в долгосрочной перспективе к периоду 2070-2099 гг., прогнозируется средняя потеря в благосостоянии американских домохозяйств от 1 до 4 процентов общего дохода ежегодно. Это прежде всего объясняется уменьшением комфортно теплых дней, и лишь незначительным снижением некомфортно холодных. Подобные оценки ученых аналогичны тем, что давались в специализированных исследованиях относительно потерь ВВП из-за климатических изменений к 2100 г. [3; P. 205-246]. Государство при этом, стремится смягчить негативные макроэкономические эффекты от климатических изменений, что отражается прежде всего в углеродном ценообразовании. Постепенное повышение цен, установленных на выброс углерода в атмосферу, сопровождается сокращением выбросов в тех областях, где это вызывает наименьшие экономические издержки. Американские домохозяйства при этом, являются активными участниками данного процесса, и проявляя способности к адаптации к новым условиям, формируют спрос и предложение на промышленную продукцию. Таким образом выделяются периоды высокого и низкого спроса, в соотнесении с которыми сокращать выбросы дороже или дешевле соответственно.
Библиографический список
1. Adams R. M. Global Climate Change and Agriculture: An Economic Perspective // American Journal of Agricultural Economics, 71 (5), 1989. P. 1272–12792. Adams R. M., McCarl B. A., Dudek D. J., Glyer J. D. Implications of Global Climate Change for Western Agriculture // Western Journal of Agricultural Economics 13 (2), 1988. P. 348–356
3. Albouy D., Graf W., Kellogg R., Wolff H. Climate Amenities, Climate Change, and American Quality of Life // Journal of the Association of Environmental and Resource Economists 3 (1), 2016. P. 205–246
4. Auffhammer M. Quantifying Economic Damages from Climate Change // Journal of Economic Perspectives 32 (4), 2018. P. 33-52
5. Auffhammer M., Hsiang S. M., Schlenker W., Sobel A. Using Weather Data and Climate Model Output in Economic Analyses of Climate Change // Review of Environmental Economics and Policy 7 (2), 2013. P. 181–198
6. Barreca A., Clay K., Deschenes O., Greenstone M., Shapiro J. S. Adapting to Climate Change: The Remarkable Decline in the US Temperature–Mortality Relationship over the Twentieth Century // Journal of Political Economy 124 (1), 2016. P. 105–159
7. Bigano A., Hamilton J., Tol R. S. The Impact of Climate Change on Domestic and International Tourism: A Simulation Study // Integrated Assessment Journal 7 (1), 2007. P. 25-49
8. Burke M., Emerick K. Adaptation to Climate Change: Evidence from US Agriculture // American Economic Journal: Economic Policy 8 (3), 2016. P. 106–140
9. Burke M., Hsiang S. M., Miguel E. Climate and Conflict // Annual Review of Economics 7 (1), 2015. P. 577–617
10. Butler E., Huybers P. Adaptation of US Maize to Temperature Variations // Nature Climate Change 3 (1), 2013. P. 68–72
11. Dell M., Jones B. F., Olken B. A. What Do We Learn from the Weather? The New Climate–Economy Literature // Journal of Economic Literature 52 (3), 2014. P. 740–798
12. Deryugina T., Kawano L., Levitt S. The Economic Impact of Hurricane Katrina on Its Victims: Evidence from Individual Tax Returns // American Economic Journal: Applied Economics 10 (2), 2018. P. 202–233
13. Deschenes O., Greenstone M. Climate Change, Mortality, and Adaptation: Evidence from Annual Fluctuations in Weather in the US // American Economic Journal: Applied Economics 3 (4), 2011. P. 152–185
14. Fisher A. C., Hanemann W. M., Roberts M. J., Schlenker W. The Economic Impacts of Climate Change: Evidence from Agricultural Output and Random Fluctuations in Weather: Comment // American Economic Review 102 (7), 2012. P. 3749–3760
15. Greenstone M., Kopits E., Wolverton A. Developing a Social Cost of Carbon for US Regulatory Analysis: A Methodology and Interpretation // Review of Environmental Economics and Policy 7 (1), 2013. P. 23–46
16. Kokoski M. F., Smith V. K. A General Equilibrium Analysis of Partial-Equilibrium Welfare Measures: The Case of Climate Change // American Economic Review 77 (3), 1987. P. 331–341
17. Mansur E. T., Mendelsohn R., Morrison W. Climate Change Adaptation: A Study of Fuel Choice and Consumption in the US Energy Sector // Journal of Environmental Economics and Management 55 (2), 2008. P. 175–193
18. Peng Z., Deschenes O., Meng K. Temperature Effects on Productivity and Factor Reallocation: Evidence from a Half Million Chinese Manufacturing Plants // Journal of Environmental Economics and Management 88 (3), 2018. P. 1–17
19. Pindyck R. S. Climate Change Policy: What Do the Models Tell Us? // Journal of Economic Literature 51 (3), 2013. P. 860–872
20. Rose S. K. The Role of the Social Cost of Carbon in Policy // Wiley Interdisciplinary Reviews: Climate Change 3 (2), 2012. P. 195–212